Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2011 в 23:20, контрольная работа
Культурология как гуманитарная наука. Предмет и задачи культурологи.
Понятие «культура. Многовариантность подходов.Функции культуры.»
Структура культуры. Типология культуры.
Источники и механизмы культурной динамики
Античные представления о культуре
Представление о культуре в Средние века.
Представления о культуре в эпоху Ренессанса
Становление теории культуры в Новое время.
Гуманитарные науки – дисциплины, изучающие человека в сфере его духовной, умственной, нравственной, культурной и общественной деятельности. По объекту, предмету и методологии изучения часто отождествляются или пересекаются с общественными науками, а также противопоставляются естественным и точным наукам.
Культурология
(греч. λόγος — слово, учение, наука)
— область знания, формирующаяся
на стыке социального и
Культурология — наука, изучающая сущность, функционирование и развитие культуры, как специфически человеческий способ жизнедеятельности.
Термин «культурология» был предложен в 1949 году известным американским антропологом Лесли Уайтом (1900–1975) для обозначения новой научной дисциплины как самостоятельной науки в комплексе социальных наук. Культурология является интегративной сферой знания, рожденной на стыке философии, истории, психологии, языкознания, этнографии, религии, социологии культуры и искусствоведения
Предмет культурологии – исследование феномена культуры как исторически–социального опыта людей, которое воплощается в специфических нормах, законах и чертах их деятельности, передаётся из поколения в поколение в виде ценностных ориентаций и идеалов, интерпретируется в «культурных текстах» философии, религии, искусстве, праве.
В зависимости от целей и предметных сфер, уровня знания и обобщения выделяют фундаментальную и прикладную культурологию. Фундаментальная изучает культуру с целью теоретического и исторического познания этого феномена, занимается разработкой категориального аппарата и методами исследования; на этом уровне можно выделить философию культуры. Прикладная, опираясь на фундаментальные знания о культуре, изучает отдельные ее подсистемы – экономическиую, политическую, религиозную, художественную – с целью прогнозирования, проектирования и регулирования актуальных культурологических процессов.
Задачи: 1. изучение реальных процессов культуротворческой деятельности людей, созидающих материальные и духовные ценности.
2. определение структуры, функций культуры, ее стилей, форм, способов влияния на развитие общества.
3. исследование микродинамики развития культуры посредством выявления особенностей творчества выдающихся деятелей, создающих мировые культурные шедевры, разрабатывающих новые стили и формы культуры, а также определение роли культуры, свойственных ей средств в социализации и кльтурализации личности.
4. выявление основных тенденций и закономерностей развития культуры, смены культурных эпох, методов и стилей, их роли в формировании человека и развитии общества.
5. разработка категориального аппарата и методов данной науки, применяемых в исследовании конкретных социокультурных явлений и процессов.
6. использование фундаментальных знаний о культуре в целях прогнозирования, проектирования и регулирования социокультурных процессов, на разработку специальных технологий трансляции культурного опыта, традиций
Понятие "культура" возникло в Древнем Риме и обозначало первоначально "обработанное", "возделанное", "искусственное", в противоположность "естественному", созданному самой природой.
Исходной и вместе с тем базисной категорией в системе культурологии является понятие культуры. Но в связи с тем, что в культуру включают все, что создано человеком – книги и одежду, симфонии и обычаи, правила поведения и прохладительные напитки, традиции и современные хит-парады, а также все то, что и как делает человек – одевается, питается, общается, трудится, влюбляется и т.д., понятие "культура" становится очень многогранным.Чаще всего в содержание термина к-ра включаются:
1)специфически человеческая деятельность, направленная на создание материальных и духовных ценностей;
2)система идеалов, ценностей и норм, которыми руководствуются индивиды и их группы в своем поведении;
3)историческая
память человечества, воплощенная
в традициях, обрядах,
4)духовное
развитие человека и
Все изложенное дает основание для заключения о том, что культурология есть наука о культуре как сложном и целостном социальном феномене.
Поэтому одни исследователи выделяют в культуре деятельность созидателей культурных ценностей (деятельностный подход). Другие выдвигают на передний план аксиологический (ценностный) подход, согласно которому культура есть, прежде всего, система идеалов, ценностей и норм. Третьи говорят о культуре как нормативно-регулирующей системе, поскольку ее ценности и нормы регулируют поведение людей (нормативная интерпретация). Четвертые акцентируют внимание на знаково-символической стороне культуры, рассматривая ее как систему коммуникаций. Пятые определяют культуру как передаваемую небиологическим путем коллективную память человечества, совокупность создаваемых и передаваемых из поколения в поколение знаний, умений, навыков, традиций и ценностей.
Во
множественном
Структура культуры - термин употребляется для объяснения строения культуры, включающей субстанциональные элементы, которые опредмечиваются в ее ценностях и нормах, функциональные элементы, характеризующие сам процесс культурной деятельности, различные ее стороны и аспекты. Структура включает в себя
- систему образования,
- науку,
- искусство,
- литературу,
- мифологию, нравственность,
- политику,
- право,
- религию,
сосуществующих между собой и составляющих единое целое. Кроме того в рамках культурологии сегодня исследуются и такие ее структурные элементы, как
-
мировая и национальная
- классовая,
- городская и сельская,
- профессиональная и др,
- духовная и материальная.
В свою очередь каждый из элементов культуры может делиться на другие, более дробные.
Материальная культура связана с историческим подходом. Чаще всего рассматриваются в этом плане древние культуры.
Духовная культура - наука, мораль, нравственность, право, религия, искусство, образование; материальная - орудия и средства труда, технику и сооружения, производство (сельскохозяйственное и промышленное), пути и средства сообщения, транспорт, предметы быта.
Типология (от греческого typos – «отпечаток», «форма», «образец») – способ научного познания, в основе которого лежит расчленение системы объектов и их группировка с помощью обобщающей модели.
Существует два основных подхода к исторической типологии культуры.
Эволюционистский. В рамках эволюционизма была создана европоцентристская типология культуры, которая берет в качестве общего основания типологии европейскую модель культурного развития. В качестве культурных типов здесь выделяются первобытная культура, культура древневосточных цивилизаций, античная, средневековая культура, культура Возрождения и Нового времени, современная культура. Такая типология, однако, не может быть использована для адекватного описания развития культуры Востока, России и других регионов.
Марксистский подход к типологии культуры также связан с эволюционизмом и европоцентризмом. Однако К.Маркс выделяет различные культурные типы на основе социально-экономических критериев, что нашло отражение в понятии общественно-экономической формации. Исходя из убеждения, что экономическая жизнь общества (и прежде всего отношения собственности) порождает духовное (культурное) своеобразие эпохи, К.Маркс выделяет такие формации как первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая.
На
сегодняшний день наиболее убедительной
выглядит историческая
типология, которая учитывает многолинейное
культурное развитие, но не отрицает идею
общечеловеческой культуры. Этапы такой
типологии: первобытная культура; культура
древних обществ Востока, а затем локальные
культурные типы, наиболее крупными из
которых являются Запад и Восток. Для западной
культуры возможна периодизация: Античность,
Средние века, Возрождение, Новое время
Изменения являются свойством культуры и включают в себя как внутреннюю трансформацию культурных явлений (их изменения во времени), так и внешние перемены (взаимодействие между собой, передвижение в пространстве и т.п.). Благодаря этому происходит поступательное движение культуры, ее переход от одного состояния к другому.
В процессе культурных изменений рождаются, фиксируются, и распространяются различные элементы культурного опыта. Значение, влияние и степень распространения этих элементов зависят во многом от источника их возникновения. В культурологи принято выделять следующие источники (механизмы) культурной динамики: инновации, обращение к культурному наследию, культурное заимствование, культурную диффузию, синтез.
Инновации представляют собой открытие или изобретение новых образцов, символов, норм, правил поведения, политических или социальных программ, направленных на изменение условий жизни людей, формирование нового типа мышления или восприятия мира.
Традиции
– это механизм воспроизведения
культуры и всех культурных институтов,
которые узаконивают и