Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 01:46, контрольная работа
Экзогамия – термин первобытного права, введенный в 1865 г. Мак-Леннаном, в его сочинении "Primitive marriage" и получивший право гражданства в науке. Сами явления, которым Леннан дал имя, были известны и раньше. Еще в 30-х годах XIX в. Джорж Грей описывал обычаи австралийцев, запрещавшие брак между лицами, имеющими одно фамильное имя или общий тотемный знак, указав на аналогичный обычай у североамериканских индейцев, делившихся на тотемные группы и вступавших в брак только с лицами не своего тотема.
Экзогамия – термин.
«Первобытное человеческое стадо».
Первобытнообщинный строй.
Список литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
УРЮПИНСКИЙ ФИЛИАЛ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОЛГОГРАДСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет
социально-гуманитарных и экономических
наук
Кафедра
истории и теории общественного развития
Контрольная
работа
по дисциплине:
«Культурология»
Вариант
4
Выполнила:
студентка 2-го курса
заочного отделения
специальности
«Филология»
Кочетова Е.А.
Проверил:
к.ф.н., доцент
Кусаинов
А.А.
Урюпинск
2010
Содержание:
Экзогамия
– термин первобытного права, введенный
в 1865 г. Мак-Леннаном, в его сочинении
"Primitive marriage" и получивший
право гражданства в науке. Сами явления,
которым Леннан дал имя, были известны
и раньше. Еще в 30-х годах
XIX в. Джорж Грей описывал обычаи австралийцев,
запрещавшие брак между лицами, имеющими
одно фамильное имя или общий
тотемный знак, указав на аналогичный
обычай у североамериканских индейцев,
делившихся на тотемные группы и вступавших
в брак только с лицами не своего тотема.
Этому обычаю, наиболее распространенному
между первобытными племенами,
Леннан дал название экзогамии, а обычаю
противоположенному, когда брак
обязательно предписывался внутри собственной
группы (например, у маньчжуров, у которых
запрещались браки между лицами разных
фамильных прозвищ), дал название эндогамии.
2.
«Первобытное человеческое
стадо».
«Первобытное
человеческое стадо» -
первоначальный человеческий коллектив,
непосредственно сменивший зоологические
объединения ближайших животных предков
человека. «П. ч. с», как предполагает большинство
ученых, — это время становления человека
современного биологического вида, время
борьбы зоологических инстинктов, унаследованных
от животных предков, с возникающими социальными
установлениями и потребностями, т. е.
эпоха «П. ч. с.» совпадает с эпохой формирования
человеческого общества и равнозначна
ей. Археологически эпоха «П. ч. с.» охватывает
нижний и средний палеолит.
Антропологически эта эпоха представляет
собой время существования формирующихся
людей: питекантропов, синантропов и неандертальцев.
Хозяйство людей «П. ч. с.» было основано
на сочетании охоты и собирательства.
Характерными орудиями труда были: ручное
рубило, остроконечник, скребло и некоторые
др. Именно в «П. ч. с.» формируются навыки
коллективного труда и коллективного
потребления добычи. Отдельные группы
жили, по-видимому, изолированно, связи
между ними были случайными. Брачные отношения
в стаде первоначально были беспорядочными.
Постепенно половые отношения в стаде
все более ограничивались, устанавливались
определенные запреты брачных связей,
диктовавшиеся развитием экономической
жизни. Завязывались половые отношения
между членами разных коллективов. Стадо
превращалось в род. По другой гипотезе,
родовая организация возникает не в процессе
установления связей между двумя стадами,
а путем расщепления (в результате запретов)
одного стада на две половины. Переходом
от стада к роду завершается сложение
человеческого общества и становление
современного человека как биологического
вида.
2. Первобытнообщинный
строй.
Первобытнообщинный строй — первая в истории человеческого общества социально-экономическая формация. Охватывает, согласно общепринятым в марксистской науке представлениям, эпоху от возникновения человека и человеческого общества до становления классовых отношений, археологически — в основном эпохи палеолита, мезолита и неолита. В отличие от последующих классовых формаций, П. с. характеризуется коллективизмом в производстве и потреблении, обусловленным крайне низким уровнем развития производит, сил. «Этот первобытный тип кооперативного или коллективного производства был, разумеется, результатом слабости отдельной личности, а не обобществления средств производства» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19, с. 404).
История П. с. восстанавливается гл. обр. по археологическим, антропологическим и этнографическим источникам. Археология и антропология представляют прямые, но ограниченные по значению данные: они, например, мало что говорят об обществе, организации первобытных людей. Данные этнографии шире, но они, как правило, относятся не к подлинно первобытным, а к отсталым народам нового времени и тем самым имеют лишь косвенное значение. В наших представлениях о П. с., наряду с твердо установленными основными положениями, есть еще много пробелов, гипотез и спорных моментов. Марксистская наука строит периодизацию П. с. на материалистичной основе, исходя из уровня развития производит, сил и соответствующих им производств, отношений.
Большинство современных исследователей подразделяют эту эпоху на три основных периода: «первобытное человеческое стадо», расцвет родового общества и его разложение. М. О. Косвен выделяет периоды «первобытного человеч. стада», родового строя с подразделением на матриархат и патриархат и воен. демократии; А. И. Першиц — периоды «первобытного человеческого стада», первобытной родовой общины и первобытной соседской общины. С точки зрения Ю. И. Семенова, эпоха «первобытного человеческого стада» является временем формирования человека и человеческого общества, а вся последующая история, начиная с родового строя, представляет период развития уже сформировавшегося общества; грань, отделяющая эти периоды, является более глубокой, чем рубежи между общественно-экономическими формациями. В соответствии с этой точкой зрения история человечества прежде всего делится на два основных этапа: историю «первобытного человеческого стада» и историю готового, сформировавшегося общества, а в качестве первой общественно-экономической формации выступает родовое общество.
Временем существования «первобытного человеческого стада» был ранний или нижний и средний палеолит. Начальный период нижнего палеолита был временем существования таких типов формирующихся людей, как питекантроп, синантроп, атлантроп, гейделъбергский человек и, очевидно, также каких-то еще не открытых предшествовавших им форм. Ареал расселения этих людей был сравнительно невелик и ограничивался районами с теплым климатом. Они жили в Африке, на юге Европы и Азии. Основным занятием первых людей была охота и особенно коллективная охота на крупных животных. Оружием для охоты служили дубины и рогатины. Немалое значение имело также собирательство. Основными каменными орудиями в дошелле были оббитые с одного конца гальки, а в шелле и ашеле — грубые ручные рубила, отщепы и другие. В эту эпоху люди, видимо, уже пользовались огнем, но еще не умели его добывать. Ф. Энгельс писал об этом начальном этапе существования человечества: «Какими люди первоначально выделились из животного (в более узком смысле слова) царства, такими они и вступили в историю: еще как полуживотные, еще дикие, беспомощные перед силами природы, не осознавшими еще своих собственных сил; поэтому они были бедны, как животные, и не намного выше их по своей производительности».
Следующий этап палеолита, включающий поздний ашель и мустье, знаменуется появлением человека более совершенного физического типа — неандертальца. Люди осваивают районы с суровыми климатическими условиями, охотятся на мамонтов и медведей, совершенствуют обработку кремневых орудий и расширяют их ассортимент (остроконечники, скребки), начинают обрабатывать кость (ретушеры, острия).
О социальных отношениях в «первобытном человеческом стаде» неизвестно ничего определенного. Ясно лишь, что это было время борьбы зарождающихся социальных начал с животными началами и постепенного вытеснения вторых первыми. Большинство современных исследователей считает, что в процессе становления человека и человеческого общества было два качественных скачка. Первый ознаменовался появлением питекантропа и началом изготовления орудий, второй — становлением «готового» человека Homo Sapiens и возникновением родовой организации (Я. Я. Рогинский, М. Г. Левин, Антропология, М., 1963). Однако некоторые ученые отрицают второй качественный скачок, полагая, что уже питекантроп был «готовым» человеком, жившим в сформировавшемся человеческом обществе (А. Я. Брюсов). Другие (Б. Ф. Поршнев) отрицают первый качественный скачок. Они считают питекантропов и ранних неандертальцев — животными, а их стадо — биологическим объединением.
Но как бы то ни было, в конце нижнего палеолита, видимо, возник запрет половых сношений между членами стада, и оно стало превращаться в экзогамный род. Имеется ряд гипотез о том, как это произошло, но в целом этот вопрос остается пока еще до конца нерешенным.
В дальнейшей истории первобытного общества довольно отчетливо выделяется эпоха, охватывающая поздний палеолит, вероятно мезолит и начало неолита. В это время продолжалось расселение людей по земной поверхности: человек проник через Индонезийский архипелаг в Австралию и на острова Меланезии, через район Берингова пролива — в Северо-Западную Америку и затем постепенно заселил все Западное полушарие.
Освоение различных по характеру природных зон требовало приспособления к ним и развития специфических средств труда, которые становятся все более разнообразными. Наряду с каменными орудиями появляются орудия из кости, рога, дерева. Преобладающим занятием людей и гл. источником средств существования была охота, рыболовство, а также собирательство. Общественную организацию этих людей можно в общих чертах реконструировать по этнографическим данным. Основным производственным коллективом в ту эпоху была, вероятно, материнско-родовая община (материнский род). Характерными ее чертами были коллективизм сородичей в трудовых процессах, общеродовая собственность на основные средства производства и уравнительное или равно-обеспечивающее распределение продуктов охоты, рыболовства и собирательства. Большинство современных историков первобытности придерживается мнения, что производственные отношения этой поры выступают как отношения между кровными родственниками — членами материнско-родовой общины (М. О. Косвен, А. М. Золотарев, С. П. Толстов, Ю. П. Аверкиева, А. И. Першиц, Ю. И. Семенов, Л. А. Файнберг). Согласно другой точке зрения, производственные отношения никогда не совпадали с родовыми, и, соответственно, экономическая ячейка общества (родовая община) не совпадала с родом (Н. А. Бутинов и др.).
Важной чертой материнско-родовой общины было равноправие ее членов и отсутствие какой-либо отделенной от коллектива власти. Единственным регулятором поведения членов материнского рода была воля коллектива, родовая мораль, выражавшаяся в общественном мнении и закреплявшаяся в обычаях. Отдельные члены коллектива обладали влиянием на сородичей лишь в силу своих личных качеств и постольку, поскольку они выражали волю и интересы коллектива в целом. Существование человека вне рода было невозможно. Поэтому каждый человек родового общества мог мыслить себя лишь как частичку коллектива.
Как экзогамный коллектив род не мог существовать изолированно. Он составлял часть системы, состоявшей из двух взаимобрачующихся родов, — дуально-родовой организации. Брачные связи возникали как отношения не между индивидами, взятыми сами по себе, а между коллективами, родами. Поэтому и первоначально брак, очевидно, был групповым; мужья и жены принадлежали к разным родам и имели раздельную собственность. Два или несколько родов вместе составляли племя. Однако вопрос о времени появления племени не вполне решен. Некоторые современные ученые (А. А. Формозов) относят его возникновение к мезолиту, тогда как другие (М. О. Косвен) полагают, что начальные формы племени появляются в верхнем палеолите, т. е. одновременно с родом.
Обусловленные
низким уровнем развития производственных
сил первобытно-коммунистические отношения
были крайне ограниченными и замкнутыми
в пределах рода как отдельного производственного
коллектива. Соответственно такой же характер
носила и родовая мораль. Действие ее норм,
предписывавших заботу о каждом члене
коллектива, распространялось на членов
своего рода и отчасти племени, когда последнее
возникло. Как писал Ф. Энгельс: «Племя
оставалось для человека границей как
по отношению к иноплеменнику, так и по
отношению к самому себе: племя, род и их
учреждения были священны и неприкосновенны,
были той данной от природы высшей властью,
которой отдельная личность оставалась
безусловно подчиненной в своих чувствах,
мыслях и поступках. Как ни импозантно
выглядят в наших глазах люди этой эпохи,
они неотличимы друг от друга, они не оторвались
еще, по выражению Маркса, от пуповины
первобытной общности».
Список литературы: