Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 12:11, реферат
Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия,
которое при форму разногласий, если речь идет о взаимодейст людей.
Конфликты могут быть скрытыми или явны, но в основе их всегда лежит
отсутствие согласия. По определяют конфликт как отсутствие согласия межд
двумя или более сторонами — лицами или группами.
объяснение дает этим со каждая сторона, в соответствии с которыми она и
начинает действовать в ходе развития конфликта. Главная черта этой ситуации —
возникновение
предмета конфликта.
Предмет конфликта — это то основное противоречие,
из-за
которого и ради разрешения которого
стороны всту в борьбу.
Поскольку в ходе конфликта разрешаются противоре,
происходит поиск путей выхода из тупиковой ситуа, то возникает вопрос о его
функции — положительной или
отрицательной, плохой или хорошей. Другими слова, плохо это или хорошо, что
происходит конфликт? С обыденной точки зрения здесь может быть дан только
отрицательный ответ, потому что конфликт связан с таки явлениями, как
бытовые ссоры и неурядицы, служеб неприятности, межнациональные,
территориальные, общественно-политические противостояния и противобор,
связанные со страданиями и потерями. Отсюда и оценка конфликта в качестве
явления
нежелательного.
Но при более внимательном взгляде в существо этой
проблемы вырисовывается другой подход, другая точка зрения, согласно которой
конфликт не только негативное социальное явление, но также еще и позитивное.
Ход рас здесь примерно следующий. Да, конфликт это нежелательное
явление, начинающее разъедать нормально функционирующую социальную систему, но
в его ходе появляются такие силы, которые смогут вернуть ее в состояни
баланса
и стабильности, а также поддержания
ее в устойчивом состоянии.
Наряду с этим существует также тенденция рассматриват
конфликт не как отклонение от нормы, а как норму социальных отношений,
нормальное
состояние общества. Это отчетливо
просматривается в
Аристо,
Гоббса, Гегеля, Маркса, Вебера, Дарендорфа.
Мортон Дойч, осуществляя мотивационный анализ конфликтног
поведения, отмечал, что конфликт — это
такое взаимодействие двух сторон, когда достижение целей одно препятствует
достижению целей другого, т. е. конкурен, соперничество выступает как
объективная ситуация конфликта, а с
другой стороны, эмоциональное неприятие другого человека, тенденция к
конкурентному взаимодей людей, как их психологическая особенность,
способствуе
конфликтному поведению. Поскольку конфлик неизбежны во взаимодействии людей,
то они могут выполнять позитивную
конструктивную
функцию:
— конфликт способствует определенному движению
вперед,
предотвращает застой;
— в процессе конфликта происходит объективация источник
разногласия и возможно его разрешение, «сня», находятся средства
предотвращения
будущих кон;
— конфликт — это определенное отрицание старых, «от»
отношений, что приводит к формированию но отношений, коррекции
взаимодействия;
— в конфликте «изживается» внутренняя напряжен,
«выплескиваются»
агрессивные чувства, «разряжа»
фрустрации, неврозы;
— конфликт — способ самоутверждения личности, особенн
у подростка конфликт — необходимая форма пове для поддержания статуса в
группе;
— внутригрупповой конфликт в научной деятельности
создает
необходимый уровень
так, исследование показало, что продуктивность творческой научной деятельности
выше
у конфликтных личностей;
— межгрупповые конфликты могут способствовать групповой
интеграции,
росту сплоченности, солидарности группы;
—
необходимость решения
участников на решение конфликтной ситуации, к вовлечению членов группы в общую
жизнь
группы.
Признаки
деструктивного конфликта:
1)
расширение конфликта;
2) эскалация конфликта (т.е.
конфликт становится не от исходных причин и, даже если причины
конфликт
устранены,
сам конфликт продолжается);
3) увеличение затрат,
потерь,
которые несут участники
4) рост ситуативных
высказываний,
агрессивных дей участников.
Но вернемся к
вопросу о полезности или вредности конфликтов. Нами уже было сказано о том, что
конфликт является способом выявления и разрешения противоре. В этом и
коренится ответ на поставленный вопрос. Полезен конфликт тем, что, так или
иначе, разрешает про. Но из этого вытекает следующий вопрос: а каков
цена разрешения противоречия путем конфликта? Она, как правило, очень высокая.
В виде разрушения или серь повреждения системы, а то и вовсе уничтожения
одной из сторон. Налицо социальный иллюзионизм, о котором писал Питирим
Сорокин. Думается, что лучшим разрешением объективно существующего противоречия
является не его конфликтный способ, а мирный, консенсусный вариант, который
происходит мирными цивили путями и средствами, когда противостоящие
стороны и все участники конфликта приходят к понима необходимости этого
раньше, прежде чем развитие событий пойдет по конфликтному руслу. Поэтому
следующа
наша
задача будет и состоять в том,
чтобы рассмот объективные
психологию
участников за конфликтов.
Важным моментом в изучении
проблемы конфликтов и их природы является выявление их причин. Анализ
социологически
и
социально-психологических
причины
конфликтов:
—
социально-экономические —
собой порождение и проявле объективно существующих социально-экономических
противоречий;
—
социально-психологические —
поведения
различных людей;
—
социально-демографические —
стремлениях людей, обус их полом, возрастом, принадлежностью к
различны
национальным
образованиям.
Люди так или иначе,
реагируют
на изменение социаль-
свои интересы и потребности. Естественно, что посягательство на какую-либо из
таких потребностей является социаль-психологической причиной конфликтов.
Неравенство в уровне доходов и потребления между самыми богатыми и самыми
бедными, отсутствие практически средних сло общества, нестабильность
экономического,
социально и политического
конфликта
на самых различных уровнях: межличностном, в мас всего общества. Острота
социальной напряженнос, уровень конфликтности проявляются в различных
фак:
повышенном
эмоционально-психологическом
усилении неудовлетворен жизнью и экономическим положением, учащении
локальных конфликтов, превращении девиантного пове людей в своеобразную
социальную «норму» (раз, рэкет, терроризм, наркомания, проституция и т.
д.), поиске «виноватого» (что делать? и кто виноват?). В свою очередь, такого
рода негативные психологические факто не лучшим образом воздействуют на
развитие
социаль-экономической и
Социальный конфликт всегда
сопровождается особой социально-психологической атмосферой, которая получила
название социальной напряженности. Социальная напря — это особое
состояние общественного созна и
поведения, специфическая ситуация восприятия и оценки действительности (см.:
Дмипгриев А.В., Кудрявцев В.Н., Кудрявцев С.
В.
Введение в общую теорию конфликтов
(Юри-дическаяконфликтология,ч.
М.,1993. С.95).
Кодекс поведения в
конфликте.
Интенсивность конфликта
Вторичный пик
Разрешение
t
конфликта
Этапы
развития конфликта
Если менеджер «входит и
управляет конфликтом» в начальной фазе, он разрешается на 92%; если на фазе
подъема — на 46%, а на стадии пик — менее 5%, на стадии спада — около 20%, на
стадии вторичный период роста — менее 7%, на стадии вторичный пик — менее 2%.
Кодекс
поведения в конфликте. П ятнадцать
правил:
1. Дайте партнеру «выпустить пар». Если он раздражен и агрессивен, то
нужно помочь ему снизить внутреннее напряжение. Пока это не случится,
договориться
с ним трудно или невозможно.
Во время его «взрыва»