Конфликт и способ его разрешения

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 12:11, реферат

Описание работы

Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия,
которое при форму разногласий, если речь идет о взаимодейст людей.
Конфликты могут быть скрытыми или явны, но в основе их всегда лежит
отсутствие согласия. По определяют конфликт как отсутствие согласия меж­д
двумя или более сторонами — лицами или группами.

Работа содержит 1 файл

Министерство образования Российской Федерации.doc

— 152.50 Кб (Скачать)

     объяснение  дает этим со каждая сторона, в соответствии с которыми она и

     начинает  действовать в ходе развития конфликта. Главная черта этой ситуации —

     возникновение предмета конфликта.  

     Предмет конфликта — это то основное противоречие,

     из-за которого и ради разрешения которого стороны всту в борьбу.  

     Поскольку в ходе конфликта разрешаются  противоре,

     происходит  поиск путей выхода из тупиковой  ситуа, то возникает вопрос о его

     функции — положительной или

     отрицательной, плохой или хорошей. Другими слова, плохо это или хорошо, что

     происходит  конфликт? С обыденной точки зрения здесь может быть дан только

     отрицательный ответ, потому что конфликт связан с  таки явлениями, как

     бытовые ссоры и неурядицы, служеб неприятности, межнациональные,

     территориальные, общественно-политические противостояния и противобор,

     связанные со страданиями и потерями. Отсюда и оценка конфликта в качестве

     явления

     нежелательного.  

     Но  при более внимательном взгляде  в существо этой

     проблемы  вырисовывается другой подход, другая точка зрения, согласно которой

     конфликт  не только негативное социальное явление, но также еще и позитивное.

     Ход рас здесь примерно следующий. Да, конфликт это нежелательное

     явление, начинающее разъедать нормально функционирующую социальную систему, но

     в его ходе появляются такие силы, которые смогут вернуть ее в со­стояни

     баланса и стабильности, а также поддержания  ее в устойчивом состоянии.  

     Наряду  с этим существует также тенденция  рассматри­ват

     конфликт не как отклонение от нормы, а как норму социальных отношений,

     нормальное  состояние общества. Это отчетливо  просматривается в произведениях

     Аристо, Гоббса, Гегеля, Маркса, Вебера, Дарендорфа.  

     Мортон  Дойч, осуществляя мотивационный  анализ кон­фликтног

     поведения, отмечал, что конфликт — это

     такое взаимодействие двух сторон, когда  достижение целей одно препятствует

     достижению  целей другого, т. е. конкурен, соперничество  выступает как

     объективная ситуация конфликта, а с

     другой  стороны, эмоциональное неприятие другого человека, тенденция к

     конкурентному взаимодей людей, как их психологическая  особенность,

     спо­собствуе

     конфликтному  поведению. Поскольку конфлик неизбежны  во взаимодействии людей,

     то  они могут выполнять позитивную

     конструктивную  функцию:  

     — конфликт способствует определенному движению

     вперед, предотвращает застой;  

     — в процессе конфликта происходит объективация ис­точник

     разногласия и возможно его разрешение, «сня», находятся средства

     предотвращения  будущих кон;  

     — конфликт — это определенное отрицание старых, «от»

     отношений, что приводит к формированию но отношений, коррекции

     взаимодействия;  

     — в конфликте «изживается» внутренняя напряжен,

     «выплескиваются»  агрессивные чувства, «разряжа»  фрустрации, неврозы;  

     — конфликт — способ самоутверждения личности, осо­бенн

     у подростка конфликт — необходимая  форма пове для поддержания статуса  в

     группе;  

     — внутригрупповой конфликт в научной  деятельности

     создает необходимый уровень напряженности, нужный для творческой активности;

     так, исследование показало, что продуктивность творческой научной деятельности

     выше  у конфликтных личностей;  

     — межгрупповые конфликты могут способствовать групповой

     интеграции, росту сплоченности, солидарности группы;  

     — необходимость решения конфликта  приводит к коо, к концентрации усилий

     участников  на решение конфликтной ситуации, к вовлечению членов группы в общую

     жизнь группы.  

     Признаки  деструктивного конфликта:  

     1) расширение конфликта;  

     2) эскалация конфликта (т.е.

     конфликт  становится не от исходных причин и, даже если причины

     кон­фликт

     устранены, сам конфликт продолжается);  

     3) увеличение затрат,

     потерь, которые несут участники конфликта;  

     4) рост ситуативных

     высказываний, агрессивных дей участников.  

     Но  вернемся к

     вопросу о полезности или вредности конфликтов. Нами уже было сказано о том, что

     конфликт  является способом выявления и разрешения противоре. В этом и

     коренится ответ на поставленный вопрос. Полезен  конфликт тем, что, так или

     иначе, разрешает про. Но из этого вытекает следующий вопрос: а ка­ков

     цена  разрешения противоречия путем конфликта? Она, как правило, очень высокая.

     В виде разрушения или серь повреждения  системы, а то и вовсе уничтожения

     одной из сторон. Налицо социальный иллюзионизм, о котором писал Питирим

     Сорокин. Думается, что лучшим разрешением  объективно существующего противоречия

     является  не его конфликтный способ, а мирный, консенсусный вариант, который

     происходит  мирными цивили путями и средствами, когда противостоящие

     стороны и все участники конфликта  приходят к понима необходимости  этого

     раньше, прежде чем развитие событий пойдет по конфликтному руслу. Поэтому

     следу­юща

     наша  задача будет и состоять в том, чтобы рассмот объективные причины  и

     психологию  участников за конфликтов.  

     Важным  моментом в изучении

     проблемы  конфликтов и их природы является выявление их причин. Анализ

     со­циологически

     и социально-психологических исследова  позволяет выделить следующие основные

     причины конфликтов:  

     — социально-экономические — конфликты  в современ обществе представляют

     собой порождение и проявле объективно существующих социально-экономических

     противоречий;  

     — социально-психологические — потребности, мотивы, цели деятельности и

     поведения различных людей;  

     — социально-демографические — различия в установ, мотивах поведения, целях  и

     стремлениях людей, обус их полом, возрастом, принадлежностью к

     раз­личны

     национальным  образованиям.  

     Люди  так или иначе,

     реагируют на изменение социаль-экономической  ситуации, преследуя при этом

     свои  интересы и потребности. Естественно, что посягательство на какую-либо из

     таких потребностей является социаль-психологической причиной конфликтов.

     Неравенство в уровне доходов и потребления  между самыми богатыми и самыми

     бедными, отсутствие практически средних  сло общества, нестабильность

     экономического, социально и политического развития неизбежно ведут к

     конфлик­та

     на  самых различных уровнях: межличностном, в мас всего общества. Острота

     социальной  напряженнос, уровень конфликтности  проявляются в различных

     фак:

     повышенном  эмоционально-психологическом фоне взаимодействия между людьми,

     усилении неудовлетворен жизнью и экономическим положением, учащении

     локальных конфликтов, превращении девиантного  пове людей в своеобразную

     социальную  «норму» (раз, рэкет, терроризм, наркомания, проституция и т.

     д.), поиске «виноватого» (что делать? и  кто виноват?). В свою очередь, такого

     рода  негативные психологические факто  не лучшим образом воздействуют на

     развитие  социаль-экономической и политической обстановки в целом.  

     Социальный  конфликт всегда

     сопровождается  особой социально-психологической  атмосферой, которая получила

     название  социальной напряженности. Социальная напря — это особое

     состояние общественного созна и

     поведения, специфическая ситуация восприятия и оценки действительности (см.:

     Дмипгриев А.В., Кудрявцев В.Н., Кудрявцев С.

     В. Введение в общую теорию конфликтов (Юри-дическаяконфликтология,ч.1).

     М.,1993. С.95).

     Кодекс  поведения в

     конфликте.

     Интенсивность конфликта 

     Вторичный пик 

     Разрешение

     t конфликта  

     Этапы развития конфликта  

     Если  менеджер «входит и

     управляет конфликтом» в начальной фазе, он разрешается на 92%; если на фазе

     подъема — на 46%, а на стадии пик — менее 5%, на стадии спада — около 20%, на

     стадии  вторичный период роста — менее 7%, на стадии вторичный пик — менее 2%.

     Кодекс  поведения в конфликте. П ятнадцать  правил:  

     1. Дайте партнеру «выпустить пар». Если он раздражен и агрессивен, то

     нужно помочь ему снизить внутреннее напряжение. Пока это не случится,

     договориться  с ним трудно или невозможно.  

     Во  время его «взрыва»

Информация о работе Конфликт и способ его разрешения