Конфликт и способ его разрешения

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 12:11, реферат

Описание работы

Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия,
которое при форму разногласий, если речь идет о взаимодейст людей.
Конфликты могут быть скрытыми или явны, но в основе их всегда лежит
отсутствие согласия. По определяют конфликт как отсутствие согласия меж­д
двумя или более сторонами — лицами или группами.

Работа содержит 1 файл

Министерство образования Российской Федерации.doc

— 152.50 Кб (Скачать)

     поведению чу группы приписываются внутренние причины («мы поступаем

     правильно, потому что мы хорошие», «они пос  плохо, потому что они

     плохие»); 2) негативное по своей группы и положительное  поведение чужой

     группы  объясняются внешними причинами, внешними об. Так,

     нападения своей группы (негативное, агрессивное поведение) объясняют внешними

     причинами («нас вынудили обстоятельства»), а  нападения противни объясняют

     внутренними причинами («они плохие люди»). Конструктивные положительные

     действия  чужой группы оценивают, как внешне обусловленные («у них не было

     другого выхода, обстоятельства вынудили их пойти  на «мировую») или порой

     воспринимаются  как подвох, « военная хитрость» («что-то здесь не так, нельзя

     доверять  их «миролюбивым» предложениям»). Даже раскол внутри своей группы

     склонны объяснять действиями «чужой группы», которые «вредят нам, строят

     заговоры  против нас».  

     Социальный  конфликт — это «ситуация, когда

     стороны (субъекты) взаимодействия преследуют какие-то свои цели, которые

     противоречат  или взаимно исключают друг дру» (см.: Социальные конфликты:

     Экспертиза, прогнози, тенденции разрешения. Вып.1.М., 1991). Но

     несмотря  на разницу подходов, в имеющихся  опреде конфликта можно

     выделить  по крайней мере три ключевых момента: во-первых, то, что это

     предельный  слу обострения социальных противоречий, явное или скры­то

     состояние противоборства, а также ситуация взаимо; во-вторых,

     социальный  конфликт выражается в столкновении различных социальных общностей  —

     клас, наций, государств, социальных институтов, социаль субъектов;

     в-третьих, это то, что противодействую стороны преследуют свои различные,

     противополож  цели, интересы и тенденции развития, которые, как правило,

     противоречат  или взаимоисключают друг друга (см.: Дикарева А.А. Мирская М.И.

     Социология  труда. М.,1989;

     Социологический словарь. Минск, 1991; Запрудский

     Ю.Г. Социальный конфликт. Ростов н/Д., 1992). Таким  образом, социальный

     конфликт  — это сложное яв, включающее несколько аспектов. Но именно

     нали­чи

     противоборствующих  сторон со своими потребностями, интересами и целями является

     основой конфликта, его осе линией.  

     Этот  момент тесно связан с

     выяснением  причин и при конфликта, а также  определением его границ:

     про, временных, внутрисистемных. Простран границы

     конфликта определяются местоположе его

     участников (квартира, улица, дом, работа, реги и  т. д. и т. п.). Временные

     параметры конфликта связа­н

     с его продолжительностью, включая  начало и конец.  

     Начало  конфликта связано, по

     меньшей мере, с тремя условиями:  

     1) первый его участник

     сознательно и активно действу в ущерб  другому участнику путем физических

     дейст, демаршей, заявлений и т. д.;  

     2) второй участник сознает,

     что эти действия направле против него;  

     3) второй участник в ответ

     предпринимает активные действия против инициатора конфликта; с этого момента

     можно считать, что он начался.  

     Из  этого следует, что

     конфликт  начинается в случае противоборства сторон. Он возникает лишь тогда,

     когда стороны начнут активно противодействовать друг другу, преследуя свои

     цели. Поэтому конфликт всегда начинает как  двустороннее (или многостороннее)

     поведение и ему, как правило, предшествуют инициирующие действия одной из

     сторон, выступающей в качестве зачинщика  кон.  

     Перечень  элементов

     конфликта:  

     1) два участника или две

     стороны конфликта;  

     2) взаимо-несовместимость

     ценностей и интересов сторон;  

     3) поведение, направленное

     на  уничтожение планов, интересов противоположной  стороны;

     4) применение

     силы  для влияния на другую сторону;  

     5)

     противопоставленность действий, поведения сторон;  

     6) стратегии и

     тактики конфликтного взаимодействия;  

     7) личностные

     особенности участников: агрессивность, авторитетность и пр.;  

     8) характер

     внешней среды, присутствует ли третье лицо и  т. д.  

     Динамика  развития конфликта:  

     — возникновение конфликтной

     ситуации,  

     — осознание конфликтной

     ситуации,  

     — собственно конфликтное

     поведение — обоюдно на и эмоционально окрашенные действия, кото­ры

     затрудняют  достижение целей, интересов противника и способствуют реализации

     собственных интересов в ущерб другой стороне;  

     — развертывание конфликта

     или его разрешение зави от участников, их личностных особенностей,

     интел,

     материальных  возможностей, которые есть у сторон, от сути и масштабов самой

     проблемы, от позиций окружающих лиц, от представления  участников о послед­ствия

     конфликта, от стратегии и тактики взаимодей.  

     Критерии  конфликта:  

     1) взаимозависимость сторон,

     т. е. обе сторо зависят друг от друга, активность одного человека

     обус­ловливае

     действия  другого человека, а эти действия вы ответные реакции первого

     субъекта  и т. д., таким образом, происходит взаимодействие сторон, их контроля,

     однако, если сущест жесткие правила контакта (на, бой боксера), то

     это не кон;  

     2) осознание ситуации как

     конфликтной, т. е. одна или обе стороны оценивают  чужие действия как

     преднамерен враждебные с целью помешать достижению желаемых целей или

     унизить;  

     3) выбор стратегии

     дальнейшего поведения: к поиску компромисса  или рационально приемлемого

     решения, либо к эскалации конфликта, к  усилению борьбы, например, от борьбы

     точек зрения (когнитивный конфликт) перехо к борьбе личностей

     (межличностньгй  конфликт), за к борьбе групп и насилию.  

     В конфликте нет виноватых и

     правых, каждый хочет достичь своих целей. Конфликт — такой вид взаимодей,

     где результат принадлежит всем участникам кон, свой вклад в конфликт

     вносит  каждый участник. Но обычно человек  думает: «В конфликте виноват не я, а

     другой  человек», «Я прав, а другой — не прав, он плохой», и каждый собирает

     вокруг  себя союзников, чтобы дока: «Я прав!». Так происходит расширение

     конфликта.  

     Окончание конфликта не

     всегда  однозначно. Он может быть исчерпан в случае примирения или выхода из

     кон­фликт

     одной из сторон, а также пресечения и  прекраще конфликта в ходе

     вмешательства третьих сил.  

     Относительно  внутрисистемных параметров конфликта

     необходимо  сказать, что он всегда происходит в  опреде системе: семье,

     группе  сослуживцев, трудовом кол, государстве, международном сообществе

     стран. Выявление внутрисистемных границ конфликта связано с определением

     конфликтующих сторон, выступающими его главными участниками, а также выделением

     других  лиц или организаций, прямо в конфликте не замешанных, но являющимися

     элементами  системы. В таком случае гра конфликта  в системе будут зависеть

     от  того, какое число участников в  него вовлечено.  

     Было  уже отмечено, что

     конфликт  представляет собой предельно обостренную  форму противоречия, но он

     также еще и служит способом выявления  и разрешения проти. В этой связи

     возникает вопрос: а что предшест конфликту, каковы стадии его развития?

     Можно от, что предшествует ему объективная  жизненная си, в

     которой находятся противоборствующие сторо, и сами эти стороны имеют

     определенные  интересы, потребности, цели. Естественно, что посягательство од­но

     стороны на какую-либо из таких потребностей другой стороны создает

     социально-психологическую  основу кон. Это и есть структура  противоречия,

     пока  еще не  

     перешедшего в конфликт, —

     конфликтная ситуация. Та образом, конфликтная ситуация — это такое

     совмеще человеческих потребностей и

     интересов, которое объ создает почву  для реального противоборства меж­д

     различными  социальными субъектами.  

     Конфликтная ситуация может

     складываться  объектив, помимо воли и желания  будущих противоборствую­щи

     сторон (сокращение штатов в трудовом коллективе), а может быть создана или

     намеренно спровоцирована од или обеими сторонами. Но каждая ситуация

     опреде­ляетс

     действительными событиями и ее субъективное значение зависит от того, какое

Информация о работе Конфликт и способ его разрешения