Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 12:11, реферат
Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия,
которое при форму разногласий, если речь идет о взаимодейст людей.
Конфликты могут быть скрытыми или явны, но в основе их всегда лежит
отсутствие согласия. По определяют конфликт как отсутствие согласия межд
двумя или более сторонами — лицами или группами.
-принципиальные
переговоры
-психотренинг,
психотерапия
-четкая
формулировка требований
-
принцип единонача
- установление
общих
целей
- система
поощрения на основе продуманных критериев эффектив
-
подавление
интере конфликтую
- перевод на
другую
работу, разъедине конфликтующих
административными мерами
- решение
конфликта на основе приказа руководителя орга или реше суда
Управление и само
менеджмент
в конфликтных ситуациях
Мы постоянно оказываемся в
конфликтных ситуациях. И хотя они разделяются на производственные и бытовые,
социальные и политические, тактика поведения в конфликте, как правило, одна и
та же. В мировой конфликтологии сформировался весьма обширный набор
рекомендаций по управлению конфликтными ситуациями, а также советов и указаний
по
самоорганизации (само менеджменту) в
конфликтном взаимодействии.
Существует два способа овладения
накопленным теорией и практикой опытом. Один предполагает регулярные упражнения
и тренировки, многократное использование тренингов, участие в деловых и
ситуационных играх. И чем больше человек повторяет упражнение, тем совершеннее
и прочнее будут его навыки, тем увереннее он будет чувствовать себя в самых
непредвиденных конфликтных инцидентах. Этот способ достаточно эффективен. Но не
всегда найдется время для ежедневных тренировок, а затянувшийся перерыв
неизбежно приведет к потере навыков. Другой способ основан на том, чтобы найти
свой путь поведения в конфликтной ситуации, свою технологию управления
конфликтными отношениями. Почувствовав эффективность выбранной тактики, можно
совершенствовать свою технологию, опираясь на внутреннее ощущение. Если удается
найти свою технологию и внутреннюю опору, то этот навык не пропадет никогда. В
целом этот способ эффективен, но следует помнить, что ситуации, в которые
человек попадает, меняются, даже если он не продвигается по иерархической
лестнице. Нелепо выглядит менеджер, применяющий при решении серьезных
организационно-
когда он был студенческим лидером. Еще смешней выглядит сегодняшний политик,
полагающийся на те приемы, которые помогли ему, когда он «делал себя» в
партийной работе, в хозяйственной деятельности (яркий пример —- В. Брынцалов.
Можно сохранить «свое лицо», свои методы, стиль, манеру, но при этом
принципиально важно совершенствовать тактику, технологию взаимоотношений и, в
конечном
счете, имидж.
Чаще всего интерес к
проблеме управлений конфликтом возникает применительно к трудовой сфере, к
управленческой деятельности вообще. По мнению А. К. Зайцева, управленческая
деятельность включает конфликт по определению, как в функциональном, так и в
дисфункциональном значении этого понятия. Управленческая деятельность — это
последовательное преодоление рассогласований в процессе решения
производственных задач, а стиль управления — это методы и приемы, применяемые
для
достижения намеченных целей и задач
и линий поведения в
этом
конфликтных ситуациях.
Можно сказать, что руководитель постоянно
конфликтует. С одной стороны, он вовлечен в дисфункциональные конфликты, в
какой-то мере навязанные данной системе управления и данной администрации, т.
е. привнесенные извне. С другой — он участвует в конфликтах, которые могут быть
следствием допущенных в управлении ошибок: в организации фактор
неопределенности. Действует гораздо в большей степени, чем в иных подсистемах
общественной
жизни.
По мнению А. И. Пригожина, особенности
организационного
конфликта определяются тремя моментами:
— различия в объемах социальных систем. В сравнении
с обществом организация более локальная и простая система. Это позволяет
говорить о больших по сравнению с макро уровнем обозримости, управляемости,
возможностях
прогнозирования конфликтных
— ролевая структура
организаций, выдвижение на первый план профессиональных качеств и должностного
положения, а также определенная «несвобода» исполнения своих ролей. Соотношение
роли и личных качеств меняется не в пользу последних. Вместе с тем личные
качества, личные проблемы в человеке-работнике, за редким исключением,
преобладают, пусть и в снятом виде. Эта «замаскированность» делает их
трудноуловимыми для руководителя (или аналитика), однако недоучитывать их
недопустимо;
— организация — это «замкнутая
община». Локальность организации, четкое ролевое распределение, единый конечный
продукт труда, иерархичность позволяют сравнить микроклимат в ней с моральной
атмосферой общины. Работник в организации на виду у всех, сотрудники как бы
связаны «круговой порукой», анонимность действий исключается, осуждение или
одобрение коллег играет решающую роль не только в моральном самочувствии, но и
в
его карьере.
Кроме этого, в организационных конфликтах четко
проявляются две особенности, свойственные и другим конфликтам в обществе.
Первая — референтность, сплоченность конфликтующих групп. В различных коллизиях
референтные группы контролируют поведение всех членов, возводя мотивы
конфликтов в надындивидуальные ценности. Отчужденные таким образом ценности
получают самостоятельное существование и довлеют затем над поведением индивидов
и
локальных групп, превращая конфликт
в самоцель.
Другой важный момент
проявляется в том, что структурные" образования организации складываются
не только по объективным признакам, но и в виде так называемых групп сознания,
объединяющих людей по убеждениям, ценностным ориентациям, настроениям и т. д. -
Переплетение объективных и субъективных факторов затрудняет прогнозирование
конфликтных групп, делает эти группы неопределенными, а состав их довольно
разнообразным.
Сложность управления организационным конфликтом в
том, что на том или ином этапе развития организации важнейшей задачей
руководства
может стать поддержание
(позитивного)
конфликта. Отсутствие
работающих, и особенно управленцев, создает основу для «летаргического сна»
коллектива. Конфликт в организации можно сравнить с болезнью в человеческом
организме. Известно, что люди, долгое время не знавшие болезней, при первом
серьезном недомогании нередко «ломаются» и становятся мнительными, посвящают
жизнь поиску различных симптомов. Точно так же реагируют и социальные системы.
Чем система централизованное, организованнее, тем чувствительнее она
оказывается к потрясениям. Производственные конфликты не только неизбежны, но и
необходимы. Задача состоит в том, чтобы конфликт с деловых рельсов не сползал
на личностные, не переходил во взаимное дискредитирование, не разрушал
формировавшуюся
годами совместимость.
Как правило, каждое подразделение организации
создается с какой-то целью. Эти цели часто оказываются противоположными,
конкурирующими,
возникает объективное
в литературе нередко называется позиционным конфликтом. Конфликт позиционен,
потому
что он объективно задан положением
подразделений в
структуре. Исследователи отмечают несомненную пользу такого конфликта.
Позиционный конфликт дает возможность руководству более объективно оценивать
действия подразделений, поскольку те в противостоянии ищут более совершенные
доводы своей состоятельности, разрабатывают новые технологии. Другими словами,
позиционный конфликт создает конструктивное напряжение, полезное для
организации. Поэтому на практике он нередко специально предусматривается в
целевой структуре организации. Патология позиционных конфликтов возникает
тогда, когда целевое напряжение, вызванное сугубо позиционными причинами,
насыщается эмоциями, переходит в межличностное напряжение и межличностный
конфликт.
Слишком много гармонии в организации, считает
американский специалист по менеджменту Б. Уоррен, — вещь опасная, гармония в
управлении всегда отдает фальшью. Два известных в США руководителя — Дж. Бурке
из корпорации «Джонсон энд Джонсон» и Э. Гроун из «Инеп» — настаивают на
важности в управлении организациями
такого фактора, который
они охарактеризовали как «созидательная конфронтация». Они не только