Автор: a*************@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 18:56, реферат
Цель данной работы: рассмотреть основные типы педагогических конфликтов и способы разрешения конфликта в педагогической коммуникации.
Задачи:
Рассмотреть определение, содержание, типы и способы протекания конфликта.
Изучить конфликты в условиях учебной деятельности
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Определение конфликта, содержание, типы и способы протекания…………………………………………………………………………….4
2. Конфликты в условиях учебной деятельности……………………………13
3. Специфика урегулирования педагогических конфликтов………………………………………………………….……………….16
Заключение…………………………………………………………………...…..25
Список использованной литературы…………………………………………26
Содержание
Введение………………………………………………
1.
Определение конфликта, содержание, типы
и способы протекания……………………………………………………
2. Конфликты в условиях учебной деятельности……………………………13
3.
Специфика урегулирования педагогических
конфликтов……………………………………………………
Заключение…………………………………………
Список
использованной литературы…………………………………………26
Введение.
В моменты общественных катаклизмов мы все отмечаем нарастание ожесточения, зависти, нетерпимости друг к другу. Это связано с исчезновением в результате так называемой перестройки системы запретов, воспитания, строгого соблюдения законов, что приводит к проявлению низменных инстинктов и (чего боялся Достоевский) - к вседозволенности, агрессивности.
Агрессивность – помеха при формировании отношений, морали, общественной деятельности людей. Административными мерами данную проблему не решить.
Сейчас,
как никогда, важно с детских
лет воспитывать у детей
Для
этого педагогу надо хорошо овладеть
умениями и навыками предупреждения
и разрешения конфликтных ситуаций,
так как проблема взаимодействия
участников педагогического процесса
приобретает все большую
В
многочисленных публикациях о проблемах
современной школы часто
Цель данной работы: рассмотреть основные типы педагогических конфликтов и способы разрешения конфликта в педагогической коммуникации.
Задачи:
1. Определение конфликта, содержание, типы и способы протекания.
Для того, чтобы умело использовать конфликт в педагогическом процессе, необходимо, естественно, иметь теоретическую базу: хорошо знать динамику его и все ее составляющие. Бесполезно рассказывать о технологии использования конфликта, человеку, который имеет лишь житейское представление о конфликтном процессе.
Конфликт
— форма социального
Говоря иначе, конфликт — ситуация, когда два или более субъекта взаимодействует таким образом, что шаг вперед в удовлетворении интересов, восприятия, ценностей или желаний одного из них означает шаг назад для другого или других.
Мы рассматриваем педагогический конфликт, то есть конфликт, субъектами которого являются участники педагогического процесса.
Типологическое подразделение конфликтов:
-
"подлинный" — когда
- "случайный или условный" — когда конфликтные отношения возникают в силу случайных, легко поддающихся изменению обстоятельств, что не осознается их участниками. Такие отношения могут быть прекращены в случае осознания реально имеющихся альтернатив;
-
"смещенный" — когда
-
"неверно приписанный" —
когда конфликтные отношения
приписываются не тем сторонам,
между которыми разыгрывается
действительный конфликт. Это делается
либо преднамеренно с целью
спровоцировать столкновение в
группе противника, "затушевывая"
тем самым конфликт между его
истинными участниками, либо
- "скрытый" — когда конфликтные отношения в силу объективных причин должны иметь место, но не актуализируются;
-
"ложный" — конфликт, не имеющий
объективных оснований и
Следует различать понятия "конфликт" и "конфликтная ситуация", разница между ними очень существенна.
Конфликтная ситуация — такое совмещение человеческих интересов, которое создает почву для реального противоборства между социальными субъектами. Главная черта — возникновение предмета конфликта, но пока отсутствие открытой активной борьбы.
То есть в процессе развития столкновения конфликтная ситуация всегда предшествует конфликту, является его основой.
Выделяют четыре вида конфликтов:
- внутриличностный, отражающий борьбу примерно равных по силе мотивов, влечений, интересов личности;
- межличностный, характеризующийся тем, что действующие лица стремятся реализовать в своей жизнедеятельности взаимоисключающие цели;
-
межгрупповой, отличающийся тем,
что конфликтующими сторонами
выступают социальные
-
личностно-групповой –
Чтобы спрогнозировать конфликт, надо сначала разобраться, имеется ли проблема, которая возникает в тех случаях, когда есть противоречие, рассогласование чего-то с чем-то. Далее устанавливается направление развития конфликтной ситуации. Затем определяется состав участников конфликта, где особое внимание уделено их мотивам, ценностным ориентациям, отличительным особенностям и манерам поведения. Наконец, анализируется содержание инцидента.
Существуют сигналы, предупреждающие конфликт. Среди них:
·
кризис (в ходе кризиса обычные
нормы поведения теряют силу, и
человек становится способным на
крайности – в своем
· недоразумение (вызывается тем, что какая-то ситуация связана с эмоциональной напряженностью одного из участников, что приводит к искажению восприятия);
· инциденты (какая-то мелочь может вызвать временное волнение или раздражение, но это очень быстро проходит);
· напряжение (состояние, которое искажает восприятие другого человека и поступков его действий, чувства изменяются к худшему, взаимоотношения становятся источником непрерывного беспокойства, очень часто любое недоразумение может перерасти в конфликт);
· дискомфорт (интуитивное ощущение волнение, страх, которые трудно выразить словами).
Педагогически важно отслеживать сигналы, свидетельствующие о зарождении конфликта.
В практике социального педагога больше интересует не столько устранение инцидента, сколько анализ конфликтной ситуации. Ведь инцидент можно заглушить путем “нажима”, тогда как конфликтная ситуация сохраняется, принимая затяжную форму и отрицательно влияя на жизнедеятельность коллектива.
На конфликт смотрят сегодня, как на весьма значимое явление в педагогике, которое нельзя игнорировать и которому должно быть уделено особое внимание. Ни коллектив, ни личность не могут развиваться бесконфликтно, наличие конфликтов есть показатель нормального развития .
Считая
конфликт эффективным средством
воспитательного воздействия
Большинство
ученых считает, что конфликт – это
острая ситуация, возникающая как
результат столкновения отношений
личности с общепринятыми нормами.
Другие определяют конфликт как ситуацию
взаимодействия людей либо преследующих
взаимоисключающие или
На
основании изложенного можно
сделать вывод, что в течение
длительного времени
Установлено,
что противоречия, возникающие среди
подростков, не всегда приводит к конфликту.
От умелого и чуткого
Различают два подхода в подготовке к разрешению конфликтов:
– изучение имеющегося передового педагогического опыта;
–
второй – овладение знанием
В.М.Афонькова утверждает, что успешность педагогического вмешательства в конфликты учащихся зависит от позиции педагога. Таких позиций может быть, как минимум, четыре:
·
позиция авторитарного
· позиция нейтралитета – педагог старается не замечать и не вмешиваться в столкновения, возникающие среди воспитанников;
· позиция избежания конфликта – педагог убежден, что конфликт – показатель его неудач в воспитательной работе с детьми и возникает из-за незнания, как выйти из создавшейся ситуации;
·
позиция целесообразного