Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 12:11, реферат
Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия,
которое при форму разногласий, если речь идет о взаимодейст людей.
Конфликты могут быть скрытыми или явны, но в основе их всегда лежит
отсутствие согласия. По определяют конфликт как отсутствие согласия межд
двумя или более сторонами — лицами или группами.
Министерство
образования Российской Федерации
Владимирский
Государственный университет
Кафедра автомобильного
транспорта
Конфликтология
«Конфликт и
способы его разрешения»
Составитель:
Моисеев И.А.
Принял:
Владимир 2011 год
Реферат:
"Конфликт и способ его разрешения.
ТИПЫ КОНФЛИКТОВ ,УПРАВЛЕНИЕ
КОНФЛИКТНОЙ
СИТУАЦИЕЙ
Существуют
различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия,
которое при форму разногласий, если речь идет о взаимодейст людей.
Конфликты могут быть скрытыми или явны, но в основе их всегда лежит
отсутствие согласия. По определяют конфликт как отсутствие согласия межд
двумя
или более сторонами — лицами
или группами.
Отсутствие
согласия обусловлено наличием разнообраз мнений, взглядов, идей, интересов,
точек зрения и т. д. Однако оно, как уже отмечалось, не всегда выражает в
форме явного столкновения, конфликта. Это проис только тогда, когда
существующие противоречия, разногласи
нарушают нормальное взаимодействие людей, пре достижению поставленных
целей. В этом случае люди просто бывают вынуждены каким-либо образом преодолет
разногласия,
и вступают в открытое конфликтное
взаимодействие.
Если
конфликты способствуют принятию обоснован решений и развитию
взаимоотношений, то их назы функциональными (конструктивными). Конфликты,
препятствующие эффективному
взаимодействию и при решений, называют дисфункциональными
(деструк).
Надо
уметь анализировать конфликты,
пони их причины и возможные следствия.
В соответствии
с классификацией Л. Коузера, конфлик могут быть реалистическими
(предметными)
или нере (беспредметными).
Реалистические
конфликты вызваны
определенных требований участников или несправед, по мнению одной или
обеих
сторон, распределе между ними каких-либо преимуществ и направлены на
достижение
конкретного результата.
Нереалистические конфликты имеют своей целью открыто
выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, т. е. острое
конфликтное взаимодействи
становится
здесь не средством достижения конкрет
результата, а самоцелью.
Начавшись как реалистический, конфликт может превратитьс
в нереалистический, например, если предмет конфликта чрезвычайно значим для
участников, а они не могут найти приемлемое решение, справиться с ситуацией.
Это повышает эмоциональную напряженность и требует освобождения от накопившихся
отрицательных
эмоций.
Нереалистические конфликты всегда дисфункциональны.
Их гораздо сложнее урегулировать, направить по кон руслу. Надежный
способ профилактики по конфликтов в организации — создание благоприятно
психологической атмосферы, повышение психоло культуры руководителей и
подчиненных, овла приемами само регуляции эмоциональных состоя в
общении.
Существуют
пять основных типов конфликта: внутри личностный; межличностный; между
личностью
и груп ; межгрупповой; социальный.
Внутри личностный конфликт. Этот тип конфликта не
полностью соответствует данному нами определению. Здесь участниками конфликта
являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира
личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: пот, мотивы,
ценности,
чувства и т. п.
Внутри личностные конфликты, связанные с работой в
организации,
могут принимать различные
форм — это ролевой конфликт, когд
различные роли человека предъявляют к нему противо требования.
Например, будучи хорошим семьяни (роль отца, матери, мужа, жены и т. п.),
человек должен вечера проводить дома, а положение руководителя может обязать
его задержаться на работе. Или: начальник цеха дал мастеру указание выпустить
определенное коли деталей, а технический руководитель в то же самое
время — произвести технический осмотр оборудования. Причиной первого конфликта
является рассогласование личных потребностей и требований производства, а
второг
--
нарушение принципа
производстве
вследст перегруженности
работы
при необходимости находиться на
рабочем месте.
Межличностный
конфликт. Это самый распространен тип конфликта. В организациях он
проявляется
по-разному. Многие руководители считают, что единствен его причиной является
несходство характеров. Дей, встречаются люди, которым из-за различий
в характерах, взглядах, манере поведения очень непросто ладить друг с другом.
Однако более глубокий анализ пока, что в основе таких конфликтов, как
правило, ле объективные причины. Чаще всего — это борьба за ограниченные
ресурсы: материальные средства, производ площади, время использования
оборудования, рабочую силу и т. д. Каждый считает, что в ресурсах нуждаетс
именно
он, а не другой. Конфликты возникают
меж руководителем и
например, когда под убежден, что руководитель предъявляет к нему
непомерные требования, а руководитель считает, что под не желает
работать
в полную силу.
Конфликт между личностью и группой.
Неформальные группы устанавливают свои нормы поведения, общения. Каждый член
такой группы должен их соблюдать. Отступ от принятых норм группа
рассматривает как нега явление, возникает конфликт между личностью и
группой. Другой распространенный конфликт этого типа — конфликт между группой и
руководителем. Наиболее тя такие конфликты протекают при авторитарном
стил
руководства.
Межгрупповой
конфликт. Организация состоит из мно формальных и неформальных групп,
между которым
могут возникать конфликты. Например, между ру и исполнителями, между
работниками различ подразделений, между неформальными группами внутр
подразделений,
между администрацией и профсоюзом.
К сожалению, частым примером
межгруппового кон служат разногласия между высшим и более низки
уровнями управления, т. е. между линейным и штаб персоналом. Это яркий
пример
дисфункционального конфликта.
Межгрупповые конфликты
обусловлены несовмести целей в борьбе за ограниченные ресурсы (власть,
богатство, территория, материальные ресурсы и т. п.), т. е. наличием реальной
конкуренции,
а также возникновени социальной
конкуренции.
Межгрупповые конфликты
сопровождаются:
— проявлениями
«деиндивидуализации», т. е. члены груп не воспринимают других людей как
индивидуумов, как
самобытных личностей, а воспринимают их как членов другой группы, которой
приписывается
негативное пове.
Деиндивидуалиэация облегчает
проявление
агрессивнос к другим группам;
— проявлениями социального, межгруппового сравнения, в ходе которого более
высоко
и положительно оценивают свою группу, повышают свой престиж и одновременно
принижают, обесценивают чужую группу, дают ей отри оценку («они
злодеи, они глупые, они отста» и т. п.). Социальное сравнение может
инициировать конфликты, а также поддерживать, «оправдывать себя» в конфликте,
ведь чтобы победить, надо оценивать себя как «положительную группу, которая
правильно поступает» и отрицательно оценивать чужую группу. Часто лидеры групп
стремятся частично или полностью изолироваться от ин с чужой стороны о
чужой группе («железный занавес»); тогда легче сохранять конфликт между своей и
чужой группой. Для сглаживания конфликта полезен об реальной информацией
друг
о друге;
— проявлениями групповой атрибуции, т. е. склонны счи, что именно
«чужая группа ответственна за
негатив события». Объяснение причин событий резко разли для своей и
чужой группы: 1) так положительному поведению своей группы и негативному