Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 12:11, реферат
Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия,
которое при форму разногласий, если речь идет о взаимодейст людей.
Конфликты могут быть скрытыми или явны, но в основе их всегда лежит
отсутствие согласия. По определяют конфликт как отсутствие согласия межд
двумя или более сторонами — лицами или группами.
Недооценка конфликта может привести к тому, что ;его
анализ будет проведен поверхностно и высказанные на основе такого анализа
предложения окажутся малопригодными. Недооценка конфликта может иметь
объективные и субъективные причины. Объективные — зависят от состояния
информационных и коммуникационных систем, а субъективные — от неспособности или
нежелания отдельного человека соответствующим образом оценить возникшую
ситуацию.
Вредна не только недооценка, но и переоценка
существующего противостояния. В этом случае предпринимаются усилия гораздо
большие,
чем это действительно
перестраховка
в отношении возможности
обнаружению конфликта там, где его в действительности нет. Это часто
способствует искусственному порождению мнимых конфликтов или таких ситуаций,
при которых люди начинают усматривать наличие конфликтов в несущественных
противоречиях и спорах. Это приводит к отрицательным последствиям, порождает
взаимное недоверие,
подозрительность и т. п. В литературе и на практике получает все большее
распространение
метод
анализа напряженности и
неудовлетворенности (условиями труда, быта, существующими отношениями, статусом
и т. п.). Этот метод разработан социологами Нижнекамска и применялся сначала в
химической промышленности для предупреждения руководителей, о возможных точках
социального взрыва. Методологически это означает использование способа само
отрицающего прогноза, т. е. прогноза, который, должен быть опровергнут
практикой.
Неудовлетворенность — универсальный показатель
конфликтности. Его важное достоинство ~ измеряемость. Безусловно, оценочную
силу этот показатель имеет только в сочетании с другими признаками конфликта.
Неудовле, определенная путем социологических опросов,
сопоставляется с выявлением неблагоприятных, точнее плохих, условий жизни,
объективно ставящих людей перед необходимостью сопротивления. Важную роль
играют формы проявления неудовлетворенности. Если недовольство ограничивается
разговорами между его носителями в узком кругу сослуживцев «в курилке», то
опасность возникновения конфликтов еще невелика. Другое дело, если
поведенческа
неудовлетворенность проявляется в неисполнении трудовых обязанностей, в
обструкциях руководству, массовых увольнениях, забастовках и т. п. Показателем
неудовле является также массовость охвата, т. е. реальное число
людей,
вовлеченных в конфликт.
Есть три основных способа,
применяемых
руководителем для преодоления
конфликтной ситуации:
— воспитательное воздействие, убеждение конфликтующих в общности цели,
доказательство взаимной выгоды от совместной работы, анализ причин конфликта с
целью
показать его несерьезность;
— разделение объекта спора.
Уточнение границ полномочий, ответственности, компетенции. Поручение одному из
конфликтующих решить другой, не менее важный вопрос, тогда как спорный вопрос
решает
второй участник конфликта. Передача спорного
вопроса третьему лицу;
—— организационные
мероприятия.
Создание так называемого «
многие служебные контакты. Новое организационное звено создается также тогда,
когда отсутствует инстанция, ответственная за спорный вопрос, или когда слишком
жесткие
требования к отдельным функциям
не позволяют применить
решения. Как крайнее средство используется перемещение работников. Перемещать
рекомендуется обоих работников, применяя этот способ только тогда, когда другие
меры исчерпаны и каждый из конфликтующих действует убежденно и по существу в
интересах
коллектива.
Процесс управления
конфликтом во многом зависит от позиции, которую занимает руководитель, от его
собственных интересов, а также от того, к каким средствам он прибегает, чтобы
не
допустить разрастания
всегда достаточно свободен. В его распоряжении могут быть весьма ограниченные
возможности
противодействия начавшемуся
обстоятельства
рекомендуется учитывать
реакцию, какую могут вызвать те или иные из предпринимаемых мер со стороны как
непосредственных участников конфликта, так и сил, соблюдающих временный
нейтралитет. Во-вторых, нормы морали, привычки и обычаи, господствующие в
конкретной организации и регулирующие поведение людей в спокойной обстановке и
в моменты конфликтов. Необходимо считаться с реальными возможностями,
конкретной ситуацией и общественным мнением, избегать как слишком слабых, так и
слишком
сильных средств воздействия.
В мировой практике обычно
проблема управления конфликтом решается руководителем не напрямую, а через
посредников. К посредничеству чаще всего прибегают при регулировании конфликтов
макро уровня. Роль третьей стороны в конфликте могут выполнять не только
правительственные, но и любые другие учреждения, организации или отдельные
лица. Опыт показывает, что удачно подобранный посредник может быстро
урегулировать конфликт там, где без его усилий согласие между сторонами было бы
невозможно. Очень часто роль третейского судьи в сложных социальных конфликтах
на Западе с успехом выполняют лауреаты Нобелевской премии. Эта практика
наглядно
демонстрирует те высокие требования,
которые предъявляются к
посредника. В идеале он должен обладать международным авторитетом, безупречной
нравственностью, быть политически нейтральным и профессионально компетентным,
обладать
высоким интеллектом.
Фигура посредника
(медиатора)
является ключевой в работе
Федеральной службы
примирения США (ФСПП). За 50 лет работы на счету ФСПП более 511 тыс.
разрешенных конфликтов. Рассмотрим функции медиатора: во-первых, он
обеспечивает привлечение сторон к переговорам, а при тупиковой ситуации, когда
стороны отказываются от встреч, осуществление контактов между ними; во-вторых,
действуя как нейтральное лицо, медиатор должен снять или свести до минимума
эмоциональное
напряжение для обеспечения нормального
хода переговоров;
в-третьих, на раздельных
встречах медиатор побуждает конфликтные стороны к внимательной оценке новых
предложений и альтернативных решений, в том числе выдвинутых самим медиатором,
причем каждая из сторон по сути дела ведет переговоры с самим посредником, как
бы представляющим другую сторону (медиатор старается указать на завышенные
претензии
каждого участника переговоров)
такие решения, которые удовлетворили бы общественное мнение, складывающееся
вокруг конфликта; в-пятых, если трудовой спор представляется неразрешимым,
медиатор может предложить необходимую, по его мнению, альтернативу забастовке
или локауту, к примеру, продлить срок действия прежнего договора, создать
согласительный комитет для изучения фактологии конфликта, предложить в крайнем
случае услуги арбитража.
Используемая
литература.
1. «Введение в
общую теорию конфликтов.» Дмитриев А. В.
, Кудрявцев В.Н. ,Кудрявцев
С.Н.
М., 1993 г.
2. «Социология
труда.»
Дикарева А.А. Мирская М.И. М.,1989
3.
«Социологический
словарь.» Минск, 1991
4. «Социальный
конфликт.»
Запрудский Ю.Г. Ростов н/Д., 1992.
5. «Управление
и
само менеджмент в конфликтных ситуациях»
профессор Сперанский В.И. М., 1995 г
6. «Психология
управления : Учебное издание .» Самыгин
С.
И.
Ростов на Дону
:
Изд. «Феникс» 1997 г.
7.
«Экономическая психология » Китов А. И.
М., 1987 г.