Концепция и технология обучения изобразительному искусству

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 22:12, реферат

Описание работы

С психологической точки зрения все виды искусства, в зависимости от построения специфического языка и реализации практической деятельности, можно разделить на визуальное (например, изобразительное искусство), аудиальные (например, музыка), кинестетические (например, танец) и (например, танец) и полимодальные (например, театр).
Такая связь с какой-либо модальностью не означает, что в процессе творческой деятельности будет задействована только одна сенсорная система. В частности, художники пишут картины, например, отображая ритм; нередко целиком посвящают свои полотна различным музыкальным произведениям. А композиторы, в свою очередь, образно представляют определенный сюжет и отражают его при создании музыкального произведения.

Работа содержит 1 файл

Староселец Марины 1111.docx

— 22.92 Кб (Скачать)

 Староселец Марины, 301гр.

                 Концепция и технология обучения изобразительному искусству

 С психологической  точки зрения все виды искусства, в зависимости от построения специфического языка и реализации практической деятельности, можно разделить на визуальное (например, изобразительное искусство), аудиальные (например, музыка), кинестетические (например, танец) и (например, танец) и полимодальные (например, театр).

   Такая связь с какой-либо модальностью не означает, что в процессе творческой деятельности будет задействована только одна сенсорная система. В частности, художники пишут картины, например, отображая ритм; нередко целиком посвящают свои полотна различным музыкальным произведениям. А композиторы, в свою очередь, образно представляют определенный сюжет и отражают его при создании музыкального произведения.

          Кроме того, механизмы восприятия так устроены, что внутри организации репрезентативных систем существуют параллели (например, общеизвестна ассоциация цвета и звука). Понимания отличий функционирования каждой из систем восприятия и их взаимосвязей является хорошей основной раскрытия многих творческих процессов.

           Все это говорит о том, что обучение конкретному виду искусства невозможно без понимания  психических механизмов, которые порождают и развивают творческую деятельность.

          Многие педагоги и разработчики образовательных технологий упускают из виду тот факт, что изначально искусство, как и любой другой вид человеческой деятельности, является продуктом  нашей психики, а не наоборот. Именно система чувств, способны мышления, эстетические и нравственные идеалы, приемы моделирования лежат в основе создания любого творческого произведения.

          Культура является сложнейшей системой накопления человеческого опыта, выступая для последующих поколений «точкой отсчета» в развитии, как комплекс уникальных ориентиров стратегий и образцов высочайшего качества. Овладения культурой при помощи взрослых, ребенок имеет шанс значительно быстрее и на принципиально ином уровне. Каждый новый виток культурного прогресса создает возможности иного порядка для развития последующих поколений. Культурный опыт и развитие, таким образом, являются взаимно обусловленными процессами.

         Однако нередко случается и так, что ребенок не может в достаточной степени воспользоваться культурным наследием, оказываясь лишенным существенного вектора в развитии.

         Опыт школьной системы образования оказывает, что если обучать детей искусству без учета психических механизмов познания и творческой деятельности в надежде, что личностное развитие незамедлительно последует за обучением, то целая группа учеников будет слабо вовлечена в творческий процесс, и их результаты творческого развития окажутся низкими. Это происходит из-за того, что личностный опыт  учеников рассогласовывается с образовательным процессом. 

Староселец  Марины, 301 гр.

    УТВЕРЖЕНО                                                                                                                                                                    Приказ                                                                                                                                                                               Министерства образования                                                                                                                                                Республика Беларусь                                                                                                                                          29.05.2009 № 675                                                                                                                                                    

      КОНЦЕПЦИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА                                                                                                                   «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»                                                                                Введение

      В связи с переходом общеобразовательных учреждений Беларуси на 11-летний срок обучения назрела необходимость пересмотра научно-теоретических подходов к отбору содержания и к организации образовательного процесса по учебному предмету «Изобразительное искусство».                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

    Приоритетные  направления, обозначенные реформой общего среднего образования, определили необходимость  обеспечения практической направленности обучения, его постоянной связи с жизнью, сознательного выбора образовательной траектории учащихся, увеличения роли здоровьесберегающих технологий, создания  условий для формирования духовно-нравственной культуры учащихся, раскрытия их творческого потенциала. Актуальность разработки концепции продиктована определением роли  учебного предмета «Изобразительное искусство» в решении вопросов, заданных реформой.

    Современный образовательный процесс в контексте  учебного предмета «Изобразительное искусства» базируется на положениях, заложенных в концепции Б.П. Юсова. Их основания идея состоит в интегрированном и полихудожественном подходе к обучению искусству, что способствует признанию единой художественной природы всех видов искусства и способности каждого ребёнка к занятиям всеми видами художесвенного-творческой деятельности, которые опираются на природную полихудожественность (многоязычие) ребёнка (Б.П.Юсов). Решение приоритетных задач по моделированию художественно-творчиской деятельности определяет определяет основной подход  основной подход к конструированию содержания учебного предмета «Изобразительное искусство» и реализации цели обучения – формирование художественной культуры учащихся. Центральной категорией концепции выступает «образ», постижения которого через восприятие и практическую художественно-творческую деятельность определяет особенности  учебного процесса по предмету «Изобразительное искусство». Включение учащихся в широкое пространство культуры также невозможно без постоянной опоры на национальное художественное наследие.

      Настоящая концепция определяет актуальные методологические  подходы к отбору содержания по предмету «Изобразительное искусства», цели обучения, принципы конструирования содержания, даёт его основную характеристику. На основе представленных концептуальных оснований разрабатываются образовательный стандарт,  учебная программа, учебно-методический комплекс по предмету.

    Исходные  методологические посылки  и принципы построения                                                                       Содержания учебного предмета «Изобразительное искусство»

Белорусский государственный  педагогический университет                                         имени Максима  Танка 

                                  Факультет начального  образования 
 
 
 

                              АЛЬБОМ УЧИТЕЛЯ

    ПО  ИЗАБРОЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУСТВУ 
 
 
 

    Подготовила                                                                                                                                                                         Студентка 3-го курса 301 группы                                                                                                                             Староселец Марина Юрьевна 
 
 
 
 
 
 

                                                       Минск, 2010

Тематика  пед. рисунков «Альбом учителя»

  1. Листья
  2. Цветы
  3. Фрукты
  4. Овощи
  5. Предметы быта
  6. Предметы быта. Игрушка
  7. Насекомые
  8. Птицы домашние
  9. Птицы дикие
  10. Животные домашние
  11. Животные дикие
  12. Животные экзотические.
  13. Человек. Портрет.
  14. Человек. Портрет. Мимика. Варианты , темы.
  15. Человек. Фигура.
  16. Человек. Фигура. Строение.
  17. Человек. Фигура. Движение.
  18. Человек. Фигура. Темы.
  19. Интерьер. Перспектива. Фронтальная.
  20. Интерьер. Перспектива. Угловая.
  21. Интерьер. Тема. Вар-ты. Эл-ты. Интерьера.
  22. Пейзаж. Схема. Перпектива. Эл-ты пейзажа.
  23. Город. пейзаж. Схема.  Темы. Вар-ты.
  24. Сельск. пейзаж. Схема. Темы. Вар-ты.
  25. Иллюстрации. Сказки.
  26. Иллюстрации. Темы.
  27. Транспорт.
 
 
 
 
 
 

Содержание:

  1. Альбом учителя;
  2. Иллюстративное планирование по изобразительному искусству;
  3. Урок (план-конспект) по ИЗО, 3 класс, 4 четверть;
  4. Факультативное занятие по ИЗО, 1 класса;
  5. Концепция учебного предмета « Изобразительное искусство»;
  6. Учебная программа для общеобаразовательных   учреждений с белорусским и русским языками обучения по ИЗО;
  7. Программа факультативных занятий по ИЗО;
  8. Мини реферат.
 
 
 

    Литература:

  1. Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе.,  М., 1999 г.
  2. В.Н. Данилов. Методика преподавания изобразительного искусства и худ. труда, Мн., 2004 г.
  3. Популярное худ. энциклопедия в 2т. М., 1986 г.
  4. Программа «Изобразительное искусство 1-6 класса»
  5. Данилов В.Н. Изобразительное искусство и худ. труд  //  Пачатковая школа 1995 № 5-12; 2005 № 9; 2006 № 9; 2007 №4
  6. Соловьёва Б.А. Искусство рисунка.  Л, Ис-во, 1989 г.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Белорусский государственный  педагогический университет              

имени Максима Танка 
 

                                   Факультет начального образования 
 
 
 

    Иллюстративное  планирование

      по изобразительному  искусству

    (3 класс  4 четверть  № п/п уроков 27-35) 
 

    Подготовила                                                                                                                     Студентки 3-го курса 301 группы                                                                                  Староселец Марина 
 
 
 
 

    Минск, 2011 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Концепция и технология обучения изобразительному искусству