Одульные технологии обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 23:17, курсовая работа

Описание работы

Использование на уроках истории модульной технологии обучения направлено на достижение следующих целей:
активизация учебного процесса;
повышение уровня усвоения изучаемого материала;
мотивация учения, её самооценка;
развитие навыков сотрудничества и делового общения.

Работа содержит 1 файл

bms.docx

— 43.71 Кб (Скачать)

Введение

« … превратить деятельность ученика в его самодеятельность…»

К. Д. Ушинский

Личностно-ориентированная  педагогика – вот то, что, по - моему  мнению, должно стать совершенно обязательным в любой школе и для каждого  учителя, а воспитание интеллектуального, самостоятельного человека должно служить  главной конечной целью образовательного процесса в школе. Я убеждена в том, что педагог должен не только давать знания, но и учить детей добывать эти знания. Принципиально меняется деятельность учителя на уроке. Его главная задача - мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, т.е. осуществляет мотивационно-рефлексивное управление. Установка на личностно-ориентированное обучение привела меня к необходимости освоения блочно-модульной технологии. Блочно-модульное обучение является альтернативой традиционной системы обучения. Кратко можно выделить основные отличия модульного обучения от других систем обучения:

• содержание обучения должно быть представлено в законченных, самостоятельных  блоках (информационные блоки);

• учитель общается с  учениками, как посредством модулей, так и непосредственно с каждым учеником индивидуально;

• каждый учащийся работает большую часть времени самостоятельно, таким образом, может определить уровень своих знаний, увидеть  пробелы в знаниях и умениях.

Теоретической основой модульного обучения являются труды П.А.Юцявичене, Т.И. Шамовой, П.И. Третьякова.

 

 

 

 

 

 

  1. Сущность блочно-модульного обучения

1.1 Принципы модульного обучения.

1. Принцип модульности. Учебный материал структурируется по тематическим блокам с постановкой комплексной дидактической цели (КДЦ). Обучение строится по отдельным "функциональным" узлам - модулям, предназначенным для достижения конкретных дидактических целей. Учебный материал конструируется таким образом, чтобы он обеспечивал достижение каждым учеником поставленных перед ним целей.

2. Динамичность. Обеспечивает свободное изменение содержания модулей. Модуль должен иметь такую форму, чтобы его элементы могли быть легко заменены.

3. Осознанная  перспектива. Комплексную дидактическую цель (КДЦ) ученик должен понять и осознать как лично значимый и ожидаемый результат.

Изучение темы подчиняется  четко сформулированным целям.

КДЦ (комплексная дидактическая  цель). Ставится ко всей теме. Начинается со слов: "Ученик в конце темы знает, умеет, понимает, применяет..." Тема разбивается  на модули.

ИДЦ (интегрирующие дидактические  цели). Ставятся к учебному модулю. При  этом обязательно учитываются особенности  и возможности класса. Задача учителя - донести цели работы до учеников, выработать умение у них ставить перед  собой цели в соответствии с задачами урока.

ЧДЦ (частные дидактические  цели). Ставятся к каждому учебному элементу, из которых состоит модуль.

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Основы технологии модульного обучения

Составлению модуля занятия  может помочь следующий алгоритм:

- определение места модульного урока в теме;

- формулировка темы урока;

- определение и формулировка цели урока (в данном случае эта цель - интегрирующая) и конечных результатов обучения;

- подбор необходимого фактического материала;

- отбор методов и форм преподавания и контроля;

- определение способов учебной деятельности учащихся;

- разбивка учебного содержания на отдельные логически завершённые учебные элементы (УЭ) и определёние частной дидактической цели каждого из них;

- составление модуля данного урока.

Каждый учебный элемент - это шаг к достижению интегрирующей  цели урока, без овладения содержанием  которого цель не будет достигнута. Учебных элементов не должно быть очень много (максимальное количество - 7), но обязательны следующие:

УЭ-0 - определяет интегрирующую  цель по достижению результатов обучения;

УЭ-1 - включает задания по выявлению уровня исходных знаний по теме, а также задания по овладению  новым материалом;

УЭ-n - (n - номер следующего учебного элемента) включает выходной контроль знаний, подведение итогов занятия (оценивается степень достижения целей урока), выбор домашнего задания (выдаётся дифференцированно в зависимости от успешности работы учащегося на уроке), рефлексию (оценку себя, своей работы с учётом оценки окружающих).

Начиная работать с новым  модулем, нужно проводить входной  контроль знаний и умений учащихся, чтобы иметь информацию об уровне их готовности к работе.

 

1.3 Технологическая карта конструирования уроков

КДЦ: ученик в конце темы знает...

ученик в конце темы умеет...

 

№ урока модуля в теме

Тема

ИДЦ

Тип урока

Вид контроля

         

 

Виды  учебных занятий:

- с полной самостоятельной  работой учащихся;

- с доминирующей рефлексивной  деятельностью учащихся.

На уроках с полной самостоятельной  работой ученик учится сам. Он получает возможность работать в индивидуальном режиме (темпе), самореализуется, развивает навыки самоуправления и взаимоуправления.

Каждый ученик получает блок-предписание  по выполнению заданий модуля. Блок-предписание  может иметь следующую форму:

 

№ УЭ

Учебный материал с указанием  заданий

Советы учителя (управление обучением)


 

Однако, возможны и другие варианты. На уроках истории, где предполагается работа с документами, таблицами, дополнительным материалом, блок-предписание можно  оформить следующим образом:

УЭ -... (Название темы УЭ)

Задание: ...

Контроль: ...

Советы учителя (управление обучением) могут располагаться  в конце УЭ или на отдельном  листе (Лист управления обучением).

 

1.4 Работа над модульной программой

Основное средство модульного обучения - модульная программа. Она  дает возможность планировать результаты обучения, представлять тему в системе. Начиная первый урок, учитель знает, что будет делать на 5 или 6 уроке.

Этапы создания модульной программы

1. Определение уровня  знаний и умений учащихся перед  изучением конкретной темы.

2. Отбор учебной информации, подлежащей усвоению.

3. Формирование КДЦ, ИДЦ  и ЧДЦ.

4. Отбор учебного материала  для отдельных модулей и УЭ.

5. Отбор учебного материала  для отдельных модулей в обучающие  элементы (модули, УЭ).

6. Отбор и сочетание  традиционных и инновационных  методов обучения.

7. Выбор средств диагностики  качества обученности школьников по данной теме.

Планирование системы  уроков по крупным разделам в целом  позволяет логически построить  обучение, выделить материал, который  должен быть отображен в его результатах.

В каждом крупном блоке тем выделяется несколько модулей:

1 модуль (1-2 урока) – устное изложение учителем основных вопросов тем, раскрытие узловых понятий;

2 модуль (3-5 уроков) – самостоятельные и практические работы, где учащиеся под руководством учителя работают с различными источниками информации, прорабатывают материалы тем, обсуждают, дискутируют. На этом этапе провожу уроки-практикумы, конференции, игры, презентации;

3 модуль (1-2 урока) – повторение и обобщение темы.

4 модуль (1-2 урока) – контроль знаний учащихся по всей теме.

Проводить модульные уроки, а главное готовить их, конечно  же, не просто. Требуется большая  предварительная работа.

Во-первых, я тщательно  прорабатываю весь учебный материал темы для каждого урока в отдельности; выделяю главные основополагающие идеи и формулирую для учащихся интегрирующую  цель (УЭ-0), где указывается, что к  концу занятия ученик должен изучить, знать, уметь, понять и т.д.

Во-вторых, тщательно определяю  содержание, объем и последовательность учебных элементов (УЭ), указав время, отводимое на каждый учебный элемент, и вид работы.

В-третьих: подбираю дополнительный материал, наглядные пособия, технические  средства обучения, а также задания, тесты, исторические диктанты для учеников.

Затем пишу методическое пособие  для учащихся, которое необходимо размножить в количестве, соответствующем  количеству учеников в класс.

Методическое пособие  для учащихся – это технологическая  карта  урока. Она включает в себя:

- целевой план действий  для учащихся (планирование результатов  деятельности для учащихся на  уроке);

- содержание изучаемого  материала в постановке конкретных  вопросов, соответствующих программе  курса;

- руководство по усвоению  материала (виды деятельности  учащихся, которые представляют  формы работы, способы добывания  знаний, в результате чего учащийся  овладевает различными приемами  самообразовательной работы);

- указатель количества  баллов, который помогает произвести  самооценку знаний, умений и навыков,  полученных на уроке;

- блоки, в которых учебные  элементы показывают последовательность  выполнения заданий. Они связаны  между собой логическим построением,  требуют практической тренировки  в формировании знаний, умений  и навыков;

- самоконтроль за ходом  обучения на уроке выражается  в подсчете заработанных баллов  и самооценке, согласно рекомендуемым  нормам. Количество баллов варьируется  в зависимости от сложности  и объема материала и на  каждом уроке может быть разным;

- рефлексия дает возможность  учащимся оценить предлагаемые  способы обучения, степень сложности;  выразить удовлетворенность или  неудовлетворенность самим собой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Общий план проведения блочно- модульного урока

1) Тема модуля разбита  на семь учебных элементов  (УЭ)

2) К каждому УЭ поставлена  цель и разработаны задания по изучению учебного материала, даются рекомендации по усвоению учащимися учебного материала (виды деятельности учащегося, которые представляют формы работы, способы добывания знаний, в результате чего учащийся овладевает различными приемами самообразовательной работы).

3) Уровень знаний по  каждому УЭ учащиеся оценивают  (промежуточный контроль) по пятибалльной  шкале или по схеме, отмеченной в тесте модуля, что дает возможность учащимся учиться избегать недооценки или переоценки своих возможностей. Таким образом, каждый ученик вместе с учителем осуществляет управление обучением, а, работая на доверии, учащиеся объективно оценивают свою работу. Оценку за работу по каждому УЭ учащиеся выставляют в лист учета знаний.

4) В УЭ-0 – ставится  интегрирующая цель. Цель содержит  в себе не только указание  на объем изучаемого материала,  но и на уровень его усвоения. Цель имеет два уровня: 1) усвоение  материала; 2) ориентация его использования  на практике. Здесь же  проводится  мотивационная беседа. Цель мотивационной  беседы в том, чтобы направить  учащихся на рабочий лад, заинтересовать  или создать какую-либо проблемную  ситуацию.

5) Перед изучением модуля  проводится входной контроль (УЭ-1) знаний, умений и навыков учащихся, чтобы иметь информацию об  уровне готовности учащихся.

6) Далее идет основной  этап урока – изучение темы  модуля (с УЭ-2 по УЭ-5) и закрепление  знаний (УЭ-6).

7) После завершения работы  с модулем проводится выходной  контроль, который должен показать  уровень усвоения темы модуля.

8) Последний этап –  подведение итогов (УЭ-7) и рефлексия. 

Контроль учителя

Работая на уроках по блочно-модульной  технологии, большое значение уделяю контролю результатов обучения. Контроль осуществляется постоянно:

• системный анализ урока;

• тематический (контроль знаний ЗУН учащихся по блокам);

• итоговый контроль (по результатам  четвертей).

Для этого использую разные формы: тестирование, индивидуальное собеседование, зачет, творческие работы.

Самое сложное в школьной жизни – это оценка. Традиционная система оценивания учащихся несовершенна по многим причинам. Во-первых, не показывает систематичность, полноту, не является базой для продолжения образования. Во-вторых, выставление отличной оценки за любой удачный ответ или  решение задачи лишает систему оценивания мотивирующей функции, т.е не вызывает у школьника стремление больше знать и уметь, а оставляет лишь желание получать как можно больше отличных отметок. В-третьих, отметка не выполняет своей главной задачи: не отражает подлинных результатов обучения, не определяет ни количественную, ни качественную характеристику знаний ученика. Следует помнить, что сегодня учащиеся получают новую информацию не только на уроке, не только из учебника, но и из множества других источников. Современная жизнь, школа требует от учащихся не простого изложения требуемого материала с последующей оценкой приобретенных знаний, умений, навыков, а учета их индивидуальных особенностей и способностей, степени активности на уроке, количества затраченных усилий на подготовку. Я пытаюсь сделать оценку средством развития и воспитания личности, стремлюсь к тому, чтобы система оценивания обеспечила мотивацию деятельности школьника, и у каждого ученика был шанс получить более высокую оценку. В том числе и за счет дополнительных усилий в изучении предмета. Главной задачей является не как отследить результаты, а как сделать обучение комфортным для любого ребенка, создать чувство успеха и этим способствовать развитию личности, учитывая то, что в каждом ребенке заложены определенные наклонности, следовательно, и способности. Для решения этой задачи следует четко определить, что обязательно должен знать и уметь каждый школьник, что выходит за рамки обязательного минимума. Это уже первый шаг к реализации поставленной задачи.

Информация о работе Одульные технологии обучения