Концепция обучения
Презентация студентки
25 группы
Поготовка Ирины
«Образование – это
не подготовка к жизни, это и есть
жизнь»
Джон Девей (амер.
философ, психолог)
- Обучение персонала - целенаправленно организованный процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами обучения под руководством преподавателей, наставников, руководителей, специалистов и т.д.
- Знание - информация теоретического, методического и практического плана, необходимая работнику для выполнения своих обязанностей на рабочем месте.
Система обучения персонала
Методы обучения
Учитель
Ученик
Ученик
Ученик
Методы обучения
Учитель
Ученик
Ученик
Ученик
Методы обучения
Учитель
Ученик
Ученик
Ученик
?
?
?
?
?
Виды
обучения персонала:
- 1. Профессиональная подготовка кадров - организованное обучение и выпуск квалифицированных кадров, владеющих совокупностью специальных знаний, умений навыков и способов общения. Подготовка считается оконченной, если получена квалификация для осуществления конкретной деятельности.
Профессиональная
подготовка
Виды
обучения персонала:
- 2. Профессиональное совершенствование (повышение квалификации кадров) - обучение кадров с целью усовершенствования знаний, умений, навыков и способов общения в связи с ростом требований к профессии или к повышением в должности.
Виды
обучения персонала:
- 3. Переподготовка кадров (переквалификация) - обучение кадров с целью освоения новых знаний, умений, навыков и способов общения в связи с овладением новой профессией или изменившимися требованиями к содержанию и результатам труда.
- Отечественная и зарубежная практика выделяет следующие концепции обучения персонала:
- Концепция специализированного обучения;
- Концепция многопрофильного обучения;
- Концепция обучения, ориентированного на личность.
Концепция
специализированного обучения
- Обучение ориентированно на сегодняшний день или ближайшее будущее и имеет отношение к соответствующему рабочему месту. Такое обучение эффективно относительно непродолжительный отрезок времени, но с точки зрения работника способствует сохранению рабочего места, а также укрепляет чувство собственного достоинства.
Концепция
многопрофильного обучения
- Концепция является эффективной с экономической точки зрения, так как повышает внутрипроизводственную и внепроизводственную мобильность работника. Однако последнее обстоятельство представляет собой известный риск для организации, где работает сотрудник, поскольку он имеет возможность выбора и поэтому менее привязан к соответствующему рабочему месту.
Концепция
обучения, ориентированного на личность
- Целью концепции является развитие человеческих качеств, заложенных природой или приобретенных в практической деятельности. Эта концепция относится в первую очередь к людям, имеющим склонность к научным исследованиям и обладающим талантом руководителя, педагога и т.п.
- Обучение может осуществляться на рабочем месте и вне рабочего места (внутрипроизводственное и внепроизводственное обучение). Критериями выбора вида обучения являются: с одной стороны доходы (повышение квалификации приводит к росту экономических результатов работы), с другой -- внушительные расходы. Если доходы от профессионального обучения трудно поддаются расчетам, то относительно легко подсчитываются расходы.
Методы
внутрипроизводственного обучения
- Направленное приобретение опыта - Систематическое планирование обучения на рабочем мёсте, основу планирования составляет индивидуальный план профессионального обучения, в котором изложены цели обучения
Методы
внутрипроизводственного обучения
- Производственный инструктаж - Общая информация, введение в специальность, адаптация, ознакомление обучающегося с новой рабочей обстановкой
Методы
внутрипроизводственного обучения
- Смена рабочего места (ротация) - Получение знаний и приобретение опыта в результате систематической смены рабочего места. В результате этого за определенный промежуток времени создается представление о многогранности деятельности и производственных задач (специальные программы молодого поколения специалистов)
Методы
внутрипроизводственного обучения
- Использование работников в качестве ассистентов, стажеров - обучение и ознакомление работника с проблемами высшего и качественно иного порядка задач при одновременном принятии на себя некоторой доли ответственности.
Методы
внутрипроизводственного обучения
- Наставничество - сотрудничество наставника и обучающегося, когда наставник обеспечивает непрерывную, беспристрастную обратную связь и периодически проверяет уровень исполнения работы подопечных. Применение метода эффективно в тех случаях, когда возникает необходимость в исправлении недостатков. Метод может практиковаться как систематический
Методы
внепроизводственного обучения
- Чтение лекций;
- Программированные курсы обучения;
- Конференции, семинары, беседы
за "круглым столом", экскурсии, дискуссии,
встречи с руководством;
- Деловые игры
- Тренинг
Методы
внепроизводственного обучения
- Метод обучения руководящих кадров, основанный на самостоятельном решении конкретных задач из производственной практики;
- Самостоятельное обучение;
- Кружок качества ("вместо учебы"), рабочая группа.
Вывод:
Польза обучения заключается в том, что
при совместном обучении улучшается психологический
климат в коллективе. Сотрудники начинают
чувствовать свою причастность к организации,
у них возникает мотивация к работе. На
тренингах сотрудники разных отделов
получают возможность обмениваться опытом.
В процессе обучения может возникнуть
новый успешный проект.