Технология модульного обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 10:27, контрольная работа

Описание работы

В зависимости от деятельности преподавания и деятельности учения в современной дидактике выделяют следующие модели обучения: объяснительно-иллюстративное (сообщающее), проблемное, программированное. Это наиболее распространенные в школьной практике модели, или виды, обучения. Наряду с ними существуют и другие, менее распространенные в школьной практике, например «блочное обучение», «модульное обучение», «дистанционное обучение» и другие. Сущность понятия «модель обучения» сводится, с одной стороны, к моделированию содержания, которое учащиеся должны усвоить, а с другой – к моделированию педагогических и учебно-познавательных действий, без которых невозможно полноценное обучение.

Содержание

Объяснительно-иллюстративное обучение.
Проблемное обучение.
Программированное обучение.
Линейное программирование.
Алгоритмизированное обучение.
Блочное обучение.
Модульное обучение.

Работа содержит 1 файл

КОН.РАБ ПО ПЕДАГОГИКИ.doc

— 114.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования 
ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРИСИТЕТ (ГОУВПО «ЧГПУ»)

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

По  дисциплине: «Педагогика и психология»

Тема: «Технология модульного обучения» 
 
 
 
 
 
 
 

                Выполнила:

                  студентка 1 курса

                  заочного  отделения ППИ

                  специальность: «МО»

                  Моисеева  Елена Сергеевна 
                   
                   

                Проверила: 

                  К.п.н., доцент

                  Кафедры педагогики, Магу

                  Юревич  С.Н. 
                   
                   
                   

Челябинск 2008

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

      Под информатизацией обучения в современной  дидактике чаще всего понимается использование вычислительной техники  и связанных с ней информационных технологий в процессе обучения как средств управления познавательной деятельностью школьников и предоставление учителю и учащемуся необходимой текстовой и наглядной информации, дополняющей содержание образования.

      Как тенденция, информатизация обучения получила наибольшее распространение в последние десятилетия, что связано с появлением в 70-е годы персональных компьютеров, ставших к настоящему времени относительно дешевым, доступным в системе образования и простым в управлении видом вычислительной техники. Однако, первые попытки внедрения информационных технологий в практике обучения имеют уже достаточно богатую историю.

      Организация деятельности преподавания и деятельности учения в процессе обучения зависит  от специфики построения (структурирования) содержания учебного материала и применяемых ведущих методов и средств обучения. Это оказывает существенное влияние на характер взаимодействия в обучении учителя и учащихся, на характер организуемой учителем мыслительной деятельности обучающихся, способ раскрытия содержания учебного материала, характер проверки его усвоения учащимися. В зависимости от этого вы дидактике выделяют различные модели обучения, и одна из них, это технология модульного обучения, которую мы рассмотрим более конкретно.

      Информатизация  обучения – довольно актуальная тема в настоящее время. Цель работы - выявить состояние проблемы: технология модульного обучения, в психолого-педагогической литературе. 
 

ОСНОВНАЯ  ЧАСТЬ

     В зависимости от деятельности преподавания и деятельности учения  в современной  дидактике выделяют следующие модели обучения: объяснительно-иллюстративное (сообщающее), проблемное, программированное. Это наиболее распространенные в школьной практике модели, или виды, обучения. Наряду с ними существуют и другие, менее распространенные в школьной практике, например «блочное обучение», «модульное обучение», «дистанционное обучение» и другие. Сущность понятия «модель обучения» сводится, с одной стороны, к моделированию содержания, которое учащиеся должны усвоить, а с другой – к моделированию педагогических и учебно-познавательных действий, без которых невозможно полноценное обучение.

     Модели  обучения различаются между собой  по характеру обучающей и обучающейся  деятельности; по характеру взаимодействия учителя и ученика в процессе обучения; по построению, дидактической обработке содержания обучения; по средствам и методам обучения.

     Остановимся на краткой истории видов моделей обучения, описания этих двух видов деятельности в различных моделях обучения, а также отметим при этом специфику построения самого содержания учебного материала. На описание модели: технологии модульного обучения остановимся подробнее.

Объяснительно-иллюстративное обучение.

     Деятельность  учителя и учащихся при объяснительно-иллюстративном обучении организуется следующим образом:

Учитель Ученик
Информирует школьников о новых элементах  знаний и умений, используя разные средства наглядности Воспроизводит учебную информацию
Объясняет наиболее важные моменты Усваивает наиболее важные моменты в общем виде, обнаруживает первичное понимание материала
Помогает  осмыслить учебную информацию Применяет различные  способы осмысливания и углубляет  понимание учебного материала
Обобщает  знания Обобщает усвоенный  материал
Организует  закрепление учебного материала  путем повторения, разъяснения сложных  моментов, контроля Закрепляет  изученное путем повторения нового материала, использования разных приемов запоминания
Организует  применение знаний путем постановки практических задач, организации выполнения упражнений, трудовых заданий и другое Применяет изученное в ходе выполнения упражнений, трудовых заданий, анализа жизненных ситуаций и другое
 

«Главное в  обучении состоит не только в том, что им сообщается, а в том, как  им сообщается изучаемое. Самые обыкновенные и ежедневные предметы, хорошо и  искусно внушенные ребенку, для него в сто крат полезнее в будущем, чем высокие истины, худо уложенные и несколько не приноровленные к его понятиям» (Н.И. Пирогов).

     Поэтому в дидактике, особенно в XX в., велись поиски таких моделей, которые позволяли бы обучать критическому, продуктивному (в отличие от репродуктивного) мышлению, умениям творческого мышления. Так появляется проблемное обучение.

Проблемное  обучение.

     В полной мере проблемное обучение получило разработку в педагогике Д.Дьюи (1859-1952) и ученных XX в. Д.Дьюи выступил с критикой словесной, книжной школы, которая дает ребенку готовое знание, пренебрегая его способностью к деятельности и познанию. Он предложил модель обучения, где учитель организует деятельность детей, в ходе которой они решают возникающие у них проблемы и получают необходимые им знания, учась ставить задачи, находить решения, применять полученные знания. Он называл это обучение через делание, в дальнейшем – через исследование. Обучение как исследование проблем разрабатывали Дж. Брунер (США), в России – И.Я. Лернер, Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов и другие.

Программированное обучение.

     Теория  программированного обучения начала развиваться  в 40-50 гг. XX в. в США, затем в Европе. Она дала импульс к развитию технологии обучения, к разработке теории и практики технически сложных обучающих систем. Программированное обучение – это относительно самостоятельное и индивидуальное усвоение знаний и умений по обучающей программе с помощью компьютерных средств обучения. В традиционном обучении ученик обычно читает полный текст учебника и воспроизводит его, при этом его работа по воспроизведению почти никак не управляется, не регламентируется. Главная идея программированного обучения – это управление учением, учебными действиями обучающегося с помощью обучающей программы, то есть последовательность шагов (алгоритм), каждый из которых представляет микроэтап овладения единицей знаний или действий. Шаг программы состоит из трех частей: доза информации об изученном знании, действии; задания-операции по работе с информацией, по ее усвоению; контрольные задания (обратная связь) и указание о повторении упражнений или переходе  к следующему шагу. В теории и практике построения таких программ сложились два относительно самостоятельных подхода – линейное и разветвленное программирование.

Линейное  программирование.

     Разработано Б. Скиннером, предоставляет учащемуся  на каждом шаге такие малые дозы материала, которые обеспечивают безошибочное их усвоение и последовательное продвижение ученика. В задании по усвоению материала обычно требуется, прочитав информацию, заполнить пропуск одним или несколькими словами. Потом ответ сверяется с закрытым до этого правильным решением и происходит переход к следующей дозе в случае правильного ответа или возврат к информации и повторения выполнения задания. Ученик продвигается в обучении, только усвоив предыдущее. Активизирующим фактором является необходимость давать ответ, заполняя пробел.

     Теория  и практика линейного программирования позволила сформулировать основные принципы его построения и применения в учебном процессе (Ч. Куписевич):

    • принцип деления материала на малые дозы (шаги);
    • принцип активизации деятельности учащихся путем указаний, что и как делать;
    • принцип немедленной оценки ответа (обратной связи);
    • принцип индивидуализации темпа и содержания обучения.

     Достоинством  линейного программирования является то, что ученик обязательно усваивает  материал благодаря малым его  дозам, непосредственной проверке и  возможности повторения действия. Вместе с тем линейное программирование подвергалось критике за то, что мелкие шаги обучения не позволяют ученику видеть общие цели, достигать цели скачком, индивидуализировать содержание и темп обучения. Кроме того, ответ учащегося в форме заполнения пробела (конструирование ответа) ограничивает, по мнению критиков линейного программирования, развитие интеллекта, творческого мышления и самостоятельности учащихся.

Алгоритмизированное обучение.

      В связи с развитием программированного обучения в теорию и практику вошло  понятие алгоритма, алгоритмизации обучения. Алгоритм в дидактике – это однозначно понимаемое предписание к выполнению строго последовательных операций с учебным материалом, приводящее к решению задачи или класса задач. Алгоритм является как самостоятельным средством обучения, так и частью обучающей программы. Эффективно их применение в грамматике, математике, естественных науках.

      Применение  алгоритмов в обучении дает возможность  строже управлять действиями учеников и, следовательно, эффективнее достигать  результатов, но при определенных условиях. Успех работы учеников с алгоритмами зависит от исходных предметных знаний и умений, а также от мыслительных навыков, необходимых для проведения логически последовательных действий, и ряда других факторов.

      Алгоритмы для учащихся бывают разных уровней: одни рассчитаны на усвоение конкретного материала, другие обеспечивают решение класса задач, третьи предписывают действия учения, усвоения. Существуют алгоритмы и для учителей, описывающие его действия по разработке конкретного процесса обучения.

Блочное обучение.

      Как развитие идей программирования в обучении появляется блочное, а затем модульное  обучение. Идея блочного обучения состоит  в такой организации учебного материала, которая обеспечивала бы баланс меду четкими предписаниями  программы и свободой действий ученика, что делает программу гибкой, и даже получило название «полупрограммирование». Блочное программирование обеспечивает ученикам разнообразные интеллектуальные операции и оперативное использование приобретаемых знаний при решении определенных задач. Польский дидакт Ч. Куписевич, создатель блочного обучения, выделяет следующие блоки обучающей программы. Информационный блок, тестово-информационный  (проверка усвоенного материала), коррекционно-информационный (в случае неверного ответа – дополнительное обучение), далее проблемный блок: решение задач на основе полученных знаний, затем идет блок проверки и коррекции.

Модульное обучение.

      Модульное обучение (как развитие блочного) – такая организация процесса учения, при которой учащийся работает с учебной программой, включающей в себя модули (блоки): целевой, информационный, операционный, то есть методическое руководство по достижению целей обучения (операционный), блок проверки знаний. Каждый модуль обладает законченностью и относительной самостоятельностью, составляя, тем не менее, единое целое, обеспечивающее достижение желаемого результата. Такой тип управления обучением разрабатывается в основном для высшей школы и обучения взрослых, хотя возможен и в средней школе.

      Современные коммуникационные средства позволяют создавать сложные электронные системы обучения, телекоммуникационные сети, которые в перспективе обладают большими дидактическими возможностями. В частности, идет разработка интерактивных программ, в которых обучаемый работает в диалоговом режиме со сложными информационными системами, базами данных, экспертными системами, выполняющими дидактические функции. В настоящее время носителем обучающей программы является компьютер. Учителя и ученные, методисты, дидакты имеют возможность создавать разнообразные учебные программные продукты для компьютерного, электронного обучения. Приведем примеры некоторых типов продуктов (на первом месте – наиболее многочисленные, далее – в порядке убывания): тренировка умений, учебно-ознакомительные игры, учебно-познавательные игры, упражнения на заучивание, моделирование: освоение понятий.

Информация о работе Технология модульного обучения