Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 18:20, реферат
Адаптивная технология обучения разработана и внедрена в учебный процесс А.С. Границкой. Создание технологии вызвано рядом педагогических проблем и стремлением использовать идеализированные возможности как всего учебного процесса, так и отдельно взятого урока. Среди них автор технологии выделяет следующие:
- при опросе отдельных учащихся остальные в работу почти не включены;
- при проверке тетрадей — большая трата времени, а ученика интересует оценка;
...
Адаптивная технология обучения
Адаптивная технология
обучения разработана и
- при опросе отдельных учащихся остальные в работу почти не включены;
- при проверке
тетрадей — большая трата
- безделие учащихся на уроке, притворяются, что слушают, привычка ко лжи;
- регулярная самостоятельная работа не проводится;
- низкая контролируемость
результатов деятельности
- плохая обратная связь;
- сплошной контроль (письменные задания) выполняет преимущественно оценочную функцию;
- нет достаточной
возможности адаптироваться к
индивидуальным особенностям
- дифференцированные
задания определяются на
- эффективность индивидуальной работы сводится на нет;
- психологически
не всегда оправдано
- нежелательная работа со слабыми учениками после уроков (усиливают перегрузки, а если ученик больной? Или у него ослабленное здоровье……);
- ежедневные перегрузки учителя;
- не все выполняют
домашнее задание, поэтому
Цель технологии
заключается в обучении
Основная сущность
технологии заключается в
- управлению самостоятельной работой всех учащихся;
- работе с отдельными школьниками — индивидуально;
- осуществлению учета и реализации индивидуальных особенностей и возможностей детей;
- максимальному включению
всех в индивидуальную
В самой структуре
технологии предусмотрена
Первый этап технологии
начинается с изменения
Учитель обучает всех учащихся
Учитель работает индивидуально
Учащиеся работают самостоятельно
В конце урока
учитель обходит всех учащихся,
оценивает их достижения, высокие
результаты выполнения
На первом этапе учитель учит всевозможным приемам самостоятельной работы. Для индивидуальной работы учащихся он готовит многоуровневые задания по объему и степени сложности. Ученик имеет право самостоятельного выбора задания.
Адаптивная технология
позволяет варьировать
Кроме обучения, в частности объяснений, демонстраций и работы в индивидуальном режиме, учитель осуществляет включенный в самостоятельную работу контроль и работает индивидуально, отключая учащихся от самостоятельной работы по очереди. При такой структуре урока учащиеся могут работать в трех режимах: совместно с учителем; индивидуально; самостоятельно под его руководством. Вот один из вариантов структуры урока: учитель работает со всеми (или всем классом), дает самостоятельную работу, в нее включен и контроль, работают индивидуально.
На втором этапе
организуется взаимоконтроль
Материалы для самостоятельной работы сопровождаются пояснениями, образцами, чем достигается надежность системы взаимоконтроля.
В целях максимального
использования времени на
Всем этим обеспечивается разнообразие видов работ, возможностей реализовать свои силы, утвердить себя, проявить инициативу, находчивость, гибкость мысли. При организации такой работы учитываются желания учащихся. Учитель выступает организатором, готовит соответствующие задания, привлекает к этой работе детей, а также активно включается сам в работу групп в разных качествах: участника, помощника, консультанта, арбитра и т.п.
В адаптивной технологии
самостоятельная работа
Индивидуальная работа может быть организована в двух вариантах: первый вариант — учащиеся приступают к самостоятельной работе, учитель начинает обход всех учащихся в классе (оказывает помощь, советует, отмечает успехи); но может быть и другой вариант— начинается включенный контроль, в процессе которого выявляется уровень самостоятельности, ход взаимоконтроля, часть учащихся оценивается, осуществляется помощь в выполнении дифференцированных заданий.
Для учащихся создается
благоприятный психологический
микроклимат: ошибки учащихся
не выносятся на всеобщее
Третий этап технологии
предусматривает обособленную
Этот этап связан
с переходом к непрерывному
управлению при помощи
Комплексный блок
контроля включает, наряду с контролем
учителя, самоконтроль
Контроль учителя,
включенный в самостоятельную
работу учащихся, ориентирован на
помощь им в формировании
В условиях адаптивной системы обучения (АСО) обучение — это не только сообщение новой информации, но и обучение приемам самостоятельной работы, самоконтроля, взаимоконтроля, приемам исследовательской деятельности, умений добывать знания, обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свернутом виде.
Умение самостоятельно
работать— это то, чему ученик
должен научиться в школе.
Разновидностью технологии
разноуровневого обучения является
технология адаптивного обучения, предполагающая гибкую
систему организации учебных занятий
с учетом индивидуальных особенностей
обучаемых. Центральное место в этой технологии
отводится обучаемому, его деятельности,
качествам его личности. Особое внимание
уделяется формированию у них учебных
умений.
При использовании технологии адаптивного
обучения учитель работает со всем классом
(сообщает новое, объясняет, показывает,
тренирует и т. д.) и индивидуально (управляет
самостоятельной работой учащихся, осуществляет
контроль и т. д.). Деятельность учащихся
совершается совместно с учителем, индивидуально
с учителем и самостоятельно под руководством
учителя.
Учение в условиях применения технологии
адаптивного обучения становится преимущественно
активной самостоятельной деятельностью:
это чтение обязательной и дополнительной
литературы, реферативная работа, решение
задач различного уровня сложности, выполнение
лабораторных и практических работ, индивидуальная
работа с учителем, контроль знаний и т.
д.
Технология адаптивного обучения предполагает
осуществление контроля всех видов: контроль
учителя, самоконтроль, взаимоконтроль
учащихся, контроль с использованием технических
средств и безмашинных контролирующих
программ и т. д. В противовес традиционной
одноканальной обратной связи (ученик
- учитель), которая слабо выполняет обучающую
функцию, вводится многоканальная (учитель
- ученик, ученик - ученик, учитель - коллектив
учащихся, ученик - коллектив учащихся),
предполагающая совершенно иные формы
взаимоотношений между ними.
Процесс обучения при рассматриваемой
технологии может быть представлен тремя
этапами:
● объяснение нового учебного материала
(учитель обучает всех учащихся);
● индивидуальная работа учителя с учащимися
на фоне самостоятельно занимающегося
класса;
● самостоятельная работа учащихся.
Так как приоритет при использовании технологии
адаптивного обучения отдается самостоятельной
работе, то это требует оптимизации этапа
объяснения нового учебного материала.
Необходимо выделить тот материал, которому
учитель будет обучать фронтально школьников;
разделить его на укрупненные блоки; по
всему учебному курсу спланировать систему
занятий обучения всех учащихся; определить
необходимые и целесообразные средства
наглядности.
Цель второго этапа состоит в обучении
учащихся приемам самостоятельной работы,
поиску знаний, решению проблемных задач,
творческой деятельности. Предварительно
учитель создает необходимую эмоциональную
атмосферу, условия для индивидуальной
работы, он настраивает учащихся на самостоятельную
работу.
На фоне самостоятельно работающих учащихся
учитель по специальному графику занимается
с отдельными из них индивидуально по
адаптивным заданиям трех уровней, требующих
репродуктивной, частично-поисковой и
творческой деятельности.
Самостоятельная работа учеников, которая
предполагает общение «ученик - ученик»,
«ученик - группа учеников», осуществляется
в парных группах (статических, динамических
и вариационных).
Статическая пара объединяет по желанию
двух учеников, которые меняются ролями
«учитель - ученик». Она обеспечивает постоянное
общение друг с другом. В парном общении
активизируется речевая и мыслительная
деятельность учащихся, каждый имеет возможность
отвечать на вопросы и задавать их, объяснять,
доказывать, подсказывать, проверять,
оценивать, исправлять ошибки в момент
их возникновения. В статической паре
могут заниматься два слабых и два сильных
ученика, слабый и сильный.
Динамические пары образуются в рамках
микрогруппы, которую составляют более
чем два ученика. Микрогруппе дается одно
общее задание, имеющее несколько частей
для каждого ученика. После выполнения
своей части задания и его контроля со
стороны учителя или самоконтроля школьник
обсуждает задание с каждым партнером
по микрогруппе. Причем каждый раз ему
необходимо менять логику изложения, акценты,
темп и т. д., т. е. адаптироваться к индивидуальным
особенностям товарищей.
При работе в вариационных парах каждый
член группы получает свое задание, выполняет
его, анализирует результаты вместе с
учителем. После этого ученик может проводить
по данному вопросу взаимообучение и взаимоконтроль.
По окончании работы каждый учащийся усваивает
все части содержания учебного задания.
Таким образом, технология адаптивного
обучения предполагает разнообразную,
гибкую систему организации учебных занятий,
учитывающих индивидуальные особенности
школьников. Объяснение нового материала
может занимать весь урок или его часть.
То же самое относится и к самостоятельной
работе учащихся. Данная технология дает
возможность целенаправленно варьировать
продолжительность и последовательность
этапов обучения.
Организация обучения в вариационных
парах создает комфортную обстановку
и ситуацию успеха, которые стимулируют
познавательный интерес учащихся и способствуют
развитию у них учебных и коммуникативных
умений и навыков.