Методы обучения технологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 11:40, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучение методов, используемых на уроках технологии в школе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Сущность технологического образования школьников
1.1. Содержание технологического образования в современной школе……...5


1.2. Современные проблемы технологического образования школьников…...9

1.3. Характеристика методов обучения………………………………………...16

Глава 2. Методика организации работы по технологии
2.1.Процесс трудового становления личности учащегося через образовательную область «Технология»……………………………………....24

2.2. Активные методы обучения на уроках технологии………………………27

2.3.Работа учителя технологии по подготовке и реализации учебно-воспитательного процесса………………………………………………………34

Заключение……………………………………………………………………….41

Список литературы…………………………………………...............................43

Приложения……………………………………………………………………...45

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 217.00 Кб (Скачать)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность технологического образования  школьников

1.1. Содержание  технологического образования в  современной школе……...5

1.2. Современные  проблемы технологического образования  школьников…...9
1.3. Характеристика  методов обучения………………………………………...16
Глава 2. Методика организации работы по технологии

2.1.Процесс трудового становления личности учащегося через образовательную область «Технология»……………………………………....24 

2.2. Активные  методы обучения на уроках технологии………………………27
2.3.Работа учителя технологии по подготовке и реализации учебно-воспитательного процесса………………………………………………………34
Заключение……………………………………………………………………….41
Список литературы…………………………………………...............................43
Приложения……………………………………………………………………...45
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Переход к третьему тысячелетию связан с  технологической революцией, которая  охватывает все виды человеческой деятельности. Сфера применения технологии расширяется, технологический подход распространяется на все стороны общественной жизни, в том числе, и на социальное управление, науку, образование. Технология становится существенным фактором развития общества.

       Меняющиеся условиях требуют  от человека готовности ориентироваться  в современной технологической действительности, выбирать оптимальные способы деятельности на основе осознания своей ответственности за этот выбор, результаты и последствия их применения для существования цивилизации, а также быстрой адаптации без стрессов и потрясений к меняющейся социальной и технологической среде. Технологическая подготовка становится необходимой для любого человека, его общего и профессионального образования.

     Сказанное ведет к переосмыслению феномена технологической подготовки в школе, определению места последней в общем образовании. Сама по себе постановка теоретических и практических проблем, связанных с технологической подготовкой школьников, не является для отечественной педагогики и практики школы чем-то новым. Необходимость изучения технологии в рамках политехнического образования как теоретическая, так и практическая задача отмечалась на разных этапах развития школы и педагогической науки.

     В современных социально-экономических  условиях подготовка школьников к трудовой и профессиональной деятельности приобретает новое значение. Наряду с сокращением и реструктуризацией рынка труда резко изменились требования к уровню и содержанию подготовки специалистов, основа которой закладывается системой общего образования. Анализ занятости населения показывает, что при достаточно высоком образовательном цензе молодежи вероятность реализации полученных знаний на практике невелика, и лишь малая часть выпускников средних и высших профессиональных учебных заведений получает возможность профильного трудоустройства. Низкая конкурентоспособность молодежи делает ее наиболее незащищенной категорией на рынке труда. Чаще всего это обусловлено несоответствием полученного образования профессиональным интересам и рыночному спросу, недостаточной квалификацией и неготовностью молодых специалистов к практической деятельности.

     Объект  исследования – методы обучения.

     Предмет исследования – методы обучения на уроках технологии школе.

     Цель  исследования – изучение методов, используемых на уроках технологии в школе.

     Задачи  исследования:

     1. раскрыть  содержание технологического образования в современной школе;

     2. проанализировать современные проблемы технологического образования школьников;

     3. охарактеризовать методы обучения;

     4. описать процесс трудового становления личности учащегося через образовательную область «Технология»;

     5. рассмотреть активные методы обучения на уроках технологии;

     6. описать работу учителя технологии по подготовке и реализации учебно-воспитательного процесса.

     Методы  исследования: анализ, синтез, сравнение. 
 
 

Глава 1. Сущность технологического образования школьников

     1.1. Содержание технологического образования в современной школе

     Основным  предназначением образовательной  области «Технология» в школе  является: продолжение формирования культуры труда школьника; развитие системы технологических знаний и трудовых умений; воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности; уточнение профессиональных и жизненных планов в условиях рынка труда. Специальная технологическая подготовка на профильном уровне позволяет учащимся приобрести профессиональные знания и умения в выбранной сфере трудовой деятельности.

     Для школ программа технологической  подготовки включает в себя две составляющие: общетехнологическую и специальную [11, с. 58].

     Общетехнологическая подготовка осуществляется интегрировано со специальной технологической подготовкой в выбранной школьником сфере профессиональной деятельности. Содержание общетехнологической подготовки включает основные компоненты содержания программы для базового уровня и носит инвариантный характер изучаемым сферам и профилям трудовой деятельности. Практическая деятельность учащихся при освоении общетехнологической составляющей должна быть связана с соответствующей сферой или профилем осваиваемой трудовой деятельности.

     Специальная технологическая подготовка осуществляется по выбору учащихся в следующих направлениях (сферах и профилях) трудовой деятельности:

      - в сфере промышленного и сельскохозяйственного  производства: токарное дело; фрезерное  дело; слесарное дело; монтаж радиоэлектронной аппаратуры и приборов; управление станками с ЧПУ; электромонтажные и наладочные работы; сборка электроизмерительных приборов; изготовление хлебобулочных или кондитерских изделий; швейное дело; вязание и плетение; вышивка; ковроделие; роспись тканей; наладка швейного оборудования; моделирование одежды и головных уборов; овощеводство; плодоводство; животноводство; птицеводство; пчеловодство; механизация технологических процессов сельскохозяйственного производства; слесарные работы по ремонту сельскохозяйственных машин, механизмов, оборудования;

      - в сфере строительных и ремонтных  работ: архитектурное проектирование; малярные (строительные) работы; облицовочные  работы; штукатурные работы; печное  дело; столярные и плотничные  работы; паркетные работы; монтаж внутренних санитарно-технических систем;

      - в сфере телекоммуникаций и  информационных технологий: операторские  работы на ЭВМ (компьютерные  сети, компьютерная графика); телеграфия; телефонная связь; операторские  работы в сфере телекоммуникаций;

       - в сфере управления: бухгалтерское дело; делопроизводство; машинопись; основы менеджмента;

      - в сфере проектирования: художественно-оформительские  работы; реставрационные работы; черчение;

      - в сфере материально–технического  обеспечения: снабжение; заготовка продуктов и сырья;

      - в сфере коммерции: продажа  продовольственных или непродовольственных  товаров; обслуживание на предприятиях  общественного питания; страховое  дело; рекламное дело; контрольно-кассовые  операции;

      - в сфере сервиса: переплетные  работы; ювелирные работы; ремонт обуви; ремонт часов; обслуживание и ремонт радиотелевизионной аппаратуры (видеотехники); слесарно-ремонтные работы; ремонт и обслуживание автомобилей; вождение автомобиля; парикмахерское дело; фотография; индивидуальный пошив одежды; декоративное оформление витрин; социальное обслуживание; озеленение; цветоводство;

      - в сфере декоративно-прикладного  искусства: выжигание по дереву; резьба по дереву и бересте;  кружевные работы; вышивка; плетение; гончарные работы; изготовление  художественных изделий из дерева, бересты и лозы; чеканка художественных изделий.

       При организации профессиональной  подготовки в качестве ориентира  используются нормативные документы,  действующие в системе подготовки  рабочих кадров на производстве. Наименование профессий (специальностей), время (сроки) обучения должны соответствовать «Общероссийскому классификатору профессий рабочих должностей, служащих и тарифных разрядов».

       Тематическое содержание специальной  технологической или профессиональной  подготовки задается квалификационными характеристиками, представленными в «Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих и служащих (ЕТКС)» [5, с. 2].

     Структура разрабатываемых примерных программ специальной технологической подготовки может соответствовать структуре программ, принятых в системе начального профессионального образования.

     Обучение  школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. Независимо от направления обучения, содержанием программы по технологии предусматривается изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

      - культура и эстетика труда;

      - получение, обработка, хранение  и использование информации;

      - основы черчения, графики, дизайна; 

      - творческая, проектная деятельность;

      - знакомство с миром профессий,  выбор жизненных, профессиональных  планов;

      - влияние технологических процессов  на окружающую среду и здоровье  человека;

      - перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.

       Исходя из необходимости учета  образовательных потребностей личности  школьника, его семьи и общества, достижений педагогической науки,  конкретный учебный материал  для включения в программу  должен отбираться с учетом следующих положений:

       • распространенность изучаемых  технологий в сфере производства, сервиса и домашнего хозяйства  и отражение в них современных  научно-технических достижений;

     • возможность освоения содержания на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющих практическую направленность;

       • выбор объектов созидательной  и преобразовательной деятельности  на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных  потребностей;

       • возможность реализации общетрудовой, политехнической и практической направленности обучения, наглядного представления методов и средств осуществления технологических процессов;

       • возможность познавательного,  интеллектуального, творческого,  духовно-нравственного, эстетического и физического развития учащихся.

     Каждый  раздел программы общетехнологической  подготовки включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты  труда (в обобщенном виде). При этом предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений.

       Таким образом, основной принцип реализации программы технологической подготовки – обучение в процессе конкретной практической деятельности, учитывающей познавательные потребности школьников и их будущую профессию. Основными методами обучения являются упражнения, решение прикладных задач, практические и лабораторно-практические работы, моделирование и конструирование, экскурсии. 

Информация о работе Методы обучения технологии