Искусство Древней Греции

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 22:45, реферат

Описание работы

Древние греки, называющие себя эллинами, создали свою уникальную культуру, которую можно рассматривать как базу мировой культуры.

Работа содержит 1 файл

Искусство Древней Греции.doc

— 104.00 Кб (Скачать)

     С развитием реализма в греческом  искусстве дальнейшему развитию живописи проложили дорогу два достижения: открытие линейной перспективы и  обогащение живописных приёмов светотенью.

     Перспективные сокращения предметов по законам  линейной перспективы стал применять  Агафор - театральный художник. Таким  приёмом он создавал иллюзию глубины  пространства.

     Искусство светотени открыл Апполодор Афинский, который за своё открытие получил прозвище "Скиаграф", то есть "тенеписец". С именем Апполодора связывают и рождение настоящей станковой живописной картины - он стал писать темперой на грунтованных досках.

     Период  поздней классики - это период постепенного разрушения старых идеалов, появления новых форм и образов в ответ на те политические и общественные коллизии, которые переживает Греция в это время. Трагические конфликты общественной действительности, вызвавшие более сложный взгляд на явления жизни, на человека, привели к изменению и в области искусства, которое стало приобретать противоречивый характер. В нём утрачивается вера в красоту жизни, ослабевает дух гражданственной героики.

     Характер  поздней классики определяется развитием  реалистических тенденций. Главной  задачей становится передача внутреннего мира человека, его эмоций во всём многообразии их проявлений. Возникает интерес ко всему особенному, неповторимому, индивидуальному. Развивая и углубляя достижения мастеров высокой классики, художники VI века до н.э. поставили проблему передачи противоречивых переживаний человека, показа героя, вступающего в тираническую борьбу с враждебными силами окружающего мира, раздираемого глубокими сомнениями. Зарождается интерес к быту и к характерным особенностям психологического склада человека.

     Постройки этого века следовали принципам  ордерной системы, но имели ряд характерных  особенностей. В них приобретали  большее значение декоративные начала, поэтому сравнительно часто использовался  самый сложный и изысканный из греческих архитектурных стилей - коринфский. Появились новые композиционные приёмы, такие, например, как круглая форма сооружений. Заметно увлечение зодчих разными планами: квадратными, прямоугольными и круглыми. Чаще встречается совмещение различных ордеров. Появляются строения, в которых сочетаются черты восточной и греческой архитектуры.

     Впервые уделяется большое внимание строительству  зрелищных сооружений - театров, которые  устраивались обычно под открытым небом. По склону холма вырубались места  для зрителей - театрон, обрамлявший полукруглую орхестру - площадку, на которой выступал хор.

     Лирика  и греческая трагедия, как и  гомеровский эпос, выполняли вместе с эстетическими и воспитательные функции. В трагедии получило наиболее полное выражение такое понятие, как катарсис, т. е. очищение, облагораживание людей, освобождение их души от негативных эмоций. Герои трагедии определяли понятие правды и справедливости, установленных богами законов. Но во всех трагедиях человек зависим от воли богов, и только в трагедиях Софокла, а впоследствии и Еврипида, он является личностью, самостоятельно определяющей свой выбор. С этого началось обращение к человеку как к свободной личности и рост индивидуализма, проявившиеся в культуре Древней Греции в конце V в. Идеалом выступает человек-индивидуалист, неповторимый и особенный, а не гражданин-коллективист, т. е. начинается процесс формирования новых культурных ценностей. Внимание уделяется всему единичному, особенному. Меняется требования, предъявляемые к произведениям искусства. В них выражалось новое отношение человека к миру, утрата его ясности и гармоний. Человек стал остро ощущать трагические конфликты жизни. Это отразилось и в произведениях архитектуры, и в скульптуре.

     6. Эпоха эллинизма

     Наступала эпоха эллинизма (III в. до н.э. и последние  десятилетия I в. до н.э.). Ее искусство  характеризуется исключительно  интенсивным развитием всех художественных форм, связанных и с греческими, и с «варварскими» принципами культуры, с развитием науки, техники, философии, религии, с расширением кругозора. Это объясняется и обширными военными походами, н торговыми контактами, и научными путешествиями того времени. Границы, на которых существовал гражданин полиса и которые формировали его мировоззрение, снимаются, и возникает неведомое ранее «чувство мировых просторов». Этот сложный мир, лишенный привычной гармонии, был новым. Его необходимо было понять, а значит, и выразить в художественных формах средствами искусства.

     Бурно развивается архитектура как  результат развития старых и строительства  новых городов и скульптура, отражающая стремление многих правителей прославить мощь своих государств и себя в  памятниках. Расцветают виды искусства, связанные с украшением зданий и интерьеров: мозаика, расписная керамика, декоративная скульптура. Искусство эпохи эллинизма более демократично, лишено жестких норм, канонов, более реалистично и гуманистично, ибо человек с его страстями и в реальном обличье стал центром внимания искусства того периода.

     Исторической  предтечей возникновения эллинизма  является усиление во второй половине 4 в. до н. э. окраинной области балканского полуострова - Македонии. В 338 г. до н. э. македонская армия Филлипа 2 разгромила соединённое войско греческих полисов. Его сын Александр после прихода к власти в 336г. до н. э. продолжил завоевательные походы отца, создав гигантскую империю. Классической Греции как совокупности независимых городов-полисов пришел конец. Греция стала маленькой провинцией в этой громадной империи.

     После создания империи греческая культура распространилась на новые территории. Это и означало наступление  новой  эпохи, получившей название эллинизма, т. е. эпохи распространения греческой  культуры на всей территории державы Александра Македонского. В процессе экспансии эллинской культуры происходило её соединение с восточными культурами. Именно этот синтез греческой и восточных культур образовал качественно новое явление, которое стало именоваться культурой эллинизма. Её образование шло под влиянием всего греческого образа жизни и греческой системы образования.

     В результате событий и процессов, связанных с созданием, а затем  с распадом державы Александра Македонского, в Передней и Малой Азии стали  складываться особые формы социально-экономических отношений. На эту территорию переселилось много македонян и греков, принесших туда свои обычаи и культуру. Развивалось товарное производство. Политическая организация строилась на сочетании власти монархий с самоуправляющимися общинами. Города, имевшие свои владения, играли большую роль. Выражение культурной общности этого периода закрепилось в распространении двух основных языков – обще греческого и арамейского, хотя во многих регионах сохранялись свои языки и обычаи. Произошли изменения в быту. Четче проявились различия между культурой города и деревни. Процветала идеология космополитизма и индивидуализма. Это было время развития науки и искусства.

     Распространение и утверждение греческой культуры происходили в условиях непрерывных военных действий, результаты которых и даже жизнь целых стран зависели от таланта полководца, что привело к переоценке в общественном сознании многих процессов общественной жизни. Прежде всего сформировался новый общественный идеал, которым стала не гражданская норма или отвлечённый собирательный образ, а конкретная выдающаяся личность. Уже с конца 4 в. до н. э. греки начинают обожествлять в прямом смысле своих царей и полководцев, создавая им статуи и алтари, учреждения ежегодные празднества в их честь и т. д.

     Вследствие  этих процессов произошло изменение  прав и обязанностей граждан полисов. Отныне они превратились в подданных, и от своих правителей ждали гарантий безопасности и материальной стабильности. Вера в божественный промысел и провидение, в божественное возмездие и справедливость со временем вытиснилась верой в могущество удачи и случая. Эта переоценка жизненных ценностей привела к обособлению личности, раболепству под монархами, росту мистицизма и суеверий.

     Вместе  с тем, эллинизм принёс в новые государства подъём и даже расцвет культурной жизни. Эллинистическая цивилизация пережила существенные изменения в области художественной культуры. Искусство утратило былую классическую сдержанность и строгое величие, особенности эллинизма способствовали размежеванию художественной культуры, художественная деятельность окончательно профессионализируется, а сфера распространения предметов этой деятельности становится неограниченной в пределах ойкумены.

     Наконец, эллинизм весьма существенно изменил религиозные представления греков. С образованием эллинистических монархий рухнула греческая полисная демократия, определявшая многие культурные ориентиры, нормы и ценности Древней Греции. И главным было не то, что простые граждане потеряли возможность участвовать в городском управлении, а то, что они лишились чувства защищённости, которое давало им гражданство их полиса. Исчезли самостоятельные города-государства, люди отныне жили в больших государствах, подчинявшихся единым для всех законам. Но обретя весь мир, греки лишились своей родины, своего полиса, мысль о котором поддерживала греков даже на больших расстояниях от него.

     Космополитизм, ещё одна характерная черта эллинизма, привёл к тому, что отдельный человек  стал чувствовать себя беспомощным  во вдруг оказавшемся таким огромным мире. Эти новые чувства сразу нашли отражения в философии и религии, ориентировав их на внутренний мир человека. В этих условиях изменилось прежде всего отношение греков к религии, так как вместе с распадом полисов передавались забвению и их боги. Естественная прежняя религиозность, связанная с политическими учреждениями и с общественными воззрениями, в новых условиях сама изменилась существенным образом. Предоставленный самому себе человек  стремится к более тесному общению с божеством, от которого уже ждёт не благоденствия отечества или победы оружия родного полиса, а личного спасения. Если раньше участие в религиозных церемониях было гражданской обязанностью человека, актом проверки его политической благонадёжности по отношению к своему полису, теперь он ищет в религии забвения и спасения от страха смерти, одиночества.

     Литература  была почти исключительно религиозной, искусство подавляло человека грандиозностью дворцов, храмов и статуй, чудовищными  образами богов и демонов.

     Человек этого времени предпочитал не принимать участия в жизни  общества и погрузился в личную жизнь. Объектом изображения эллинистической  литературы становится человек как  индивидуальность и его внутренний мир.

     Появляется  новый вид драматургии-новоаттическая комедия. Были популярны и такие жанры, как роман, идиллия, элегия, эпическая поэма.

     Эллинистическое искусство глубоко осветило тему человека. Совершенство и гармоничность  форм, спокойное величие произведений классического периода уступили место искусству эмоциональному, динамичному, страстному.

     Взаимодействие  художественных культур Греции и  стран Ближнего Востока выразилось в архитектурной и скульптурной гигантомании. Зодчество теперь во многом связано со стремлением правителей прославить мощь своих монархий. В результате в период эллинизма были построены 176 городов, многие из которых носили имена своих основателей. Их планировка обычно отличалась строгой упорядоченностью. Города строились по гипподамовой системе, известной ещё в Греции 5 в. до н. э.: улицы прокладывались под прямыми углами друг к другу, город делился на квадраты-жилые кварталы, выделялась главная площадь-административный и торговый центр. Архитектура стала воздействовать более эмоционально сильным средствами на большее количество людей. В архитектуре восточных районов стали применяться арки и своды. Появились новые типы сооружений-рыночные площади, торговые ряды, портики, сложные архитектурные ансамбли, придававшие новый облик городам. Самым грандиозным архитектурным сооружением эпохи эллинизма стал знаменитый Пергамский алтарь Зевса, так же причисленный к «семи чудесам света». В тоже время был построен и гигантский Фаросский маяк, также одно из «семи чудес света», расположенный у входа в Александрийскую гавань на острове Фарос. Маяк достигал в высоту приблизительно 135 м. на его вершине была установлена бронзовая статуя бога моря Посейдона высотой около 7 м. сам маяк представлял собой гигантское здание, состоявшее из прямоугольного основания и двухъярусной башни, увенчанной фонарём, где постоянно поддерживался огонь.  Особенности социальной и духовной жизни эпохи не могли не сказаться на искусстве скульптуры. В эпоху эллинизма для скульпторов не существовало жестких эстетических норм, они стремились передать чисто человеческие чувства в лице и фигуре. Мастера обратили свой интерес к личности, её эмоциям, что и определило главные черты искусства скульптуры того времени- её динамичность, выразительность. Скульпторы могли волновать зрителей своими произведениями и находили для этого соответствующие художественные формы.

     Если  в эпоху греческой классики ведущей  наукой была философия, то в период эллинизма на первое место вышли  точные науки. Естествознание, математика, астрономия, медицина достигли огромных успехов. Центром математики и естественных наук стал знаменитый Мусейон в Александрии. Здесь создал свой труд «Элементы» (ок. 300г. до н.э.) выдающийся математик Евклид. Ему принадлежат также серьезные работы по астрономии и оптике. В Мусейоне существовала обсерватория для наблюдения за небесными светилами. Астроном Гиппарх составил обширный звёздный каталог, географ Эратосфен с удивительной точностью (ошибка всего в 80 км) определил окружность Земли. астроном Аристарх Самосский на основе наблюдений и вычислений предположил, что Земля и планеты вращаются вокруг Солнца.

Информация о работе Искусство Древней Греции