Искусство Древней Греции

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 22:45, реферат

Описание работы

Древние греки, называющие себя эллинами, создали свою уникальную культуру, которую можно рассматривать как базу мировой культуры.

Работа содержит 1 файл

Искусство Древней Греции.doc

— 104.00 Кб (Скачать)

      Введение 

      От  времени расцвета древнегреческого искусства нас отделяет две с  половиной тысячи лет. Все в мире с тех пор неузнаваемо изменилось. Но сила и слава античного искусства  оказалась вечной. Ника Самофракийская доныне не победно трубит в свой утраченный рог, и никакие бури, бури столетий не могут заглушить беззвучного шума ее мраморных крыльев.

      Античность  осталась и вечной школой художников. Когда начинающий художник приходит в классы, ему дают рисовать торс Геракла, голову Аполлона. Период ученичества остается далеко позади, а зрелый мастер снова и снова обращается к образам античности, разгадывая тайну их гармонии и неувядаемой жизни.

      Античная  эпоха оставила особенно глубокий след в истории европейской цивилизации. В годы, когда большая часть  населения Европы пребывала в состоянии варварства, в городах Балканского полуострова, Малой Азии, на островах Эгейского моря закладывались основы будущей культуры небольшим, но способным народом эллинов. Древнегреческие философы и общественные деятели, поэты и драматурги, зодчие, скульпторы, художники положили и начало европейской культуры. Детством человечества, порой ослепительно солнечным, иногда таинственным, воспринимается античная эпоха, памятники которой до сих пор оказывают огромное художественное воздействие.

      Древние греки, называющие себя эллинами, создали  свою уникальную культуру, которую  можно рассматривать как базу мировой культуры.

 

      

  1. Искусство Древней Греции. Характеристика, основные черты.

     Его основные характеристики: гармония, уравновешенность, упорядоченность, успокоенность, красота форм, пропорциональность. Оно глубоко гуманистично, ибо рассматривает человека как "центр Вселенной и меру всех вещей". Искусство носит идеалистический характер, так как представляет человека в его физическом и моральном совершенстве. Главная цель древнегреческого искусства — эстетическое наслаждение.

     Трехмерность, пластика, скульптурность греческого искусства была отражением целостной  и гармоничной модели мира и соответствующего ей целостного бытия греков. В греческом мире индивид идеально вписывался в полис, а полисная структура в космос. Соответственно, в греческой модели мира космос, несмотря на свою величественность, был понятен и доступен. Боги в такой модели мира были хоть и высшими существами, но вполне доступными для общения. Более того, боги даже обладали понятными для человека слабостями. Человек был уверен, что похож на богов, и с этим связывалась идея свободного владения пространством и временем, воплотившаяся в греческом искусстве.

     В античной Греции процветали различные виды искусства, включая пространственные: архитектура, скульптура, вазопись. История античного искусства включает в себя несколько этапов.

     Периодизация  древнегреческого искусства:

  • предшествующий период — Эгейское искусство (Крито-Микенское искусство)ХХХ в. до н.э.XII в. до н.э.
  • Ахейско-минойское искусство
  1. Геометрический период («Гомеровская Греция») — ок.1050 г. до н.э.VIII в. до н.э.
    1. Протогеометрика (Субмикенский период) — ок.1050 г. до н.э.— ок. 900 г. до н.э.
    2. Геометрика (расцвет) — ок.900 г. до н.э.— ок. 750 г. до н.э.
    3. Поздний геометрический период (Депилон) — ок.750 г. до н.э.— нач. VII в. до н.э.
  1. Архаический период — 7 в. до н.э.— нач. 5. в. до н.э.:
    1. Ранняя архаика — нач. 7 в. до н.э. — 570-е гг. до н.э.
    2. Зрелая архаика — 570-е гг. до н.э. — 525-е гг. до н.э.
    3. Поздняя архаика — 525-е гг. до н.э. — 490-е гг. до н.э.
  2. Классический период — 5 в. до н.э.— сер.4. в. до н.э.:
    1. Ранняя классика («Строгий стиль») — 1-я пол. V в. до н.э.
    2. Высокая классика — 2-я пол. V в. до н.э.
    3. Поздняя классика — IV в. до н.э.
  3. Эллинистический период — сер. 4 в. до н.э. — 1 в. до н.э.
  4. Крито-микенский, или эгейский, период в искусстве.

     Искусство этого периода характеризует  высокое мастерство художников и  зодчих Крита. Благодаря раскопкам  А. Эванса на рубеже XIX—XX веков была открыта удивительная по красоте  художественная культура Крита, названная им минойской. Ансамбли дворцов, росписи стен (фрески), керамика впечатляют свободной живописностью, фантазией, высоким художественным уровнем исполнения. Кносский Дворец представлял собой уникальный памятник художественной культуры Крита. Он занимал площадь 16 тыс. м2. Его росписи, архитектура, керамика являются образцом искусства; напоминающего египетское, но более непринужденное, с плавными линиями, красивыми силуэтами и красочными рисунками. При всей своей величественности он не подавляет человека, а выступает соразмерным ему. Фрески дворца свидетельствуют о том, что главный герой критского искусства — человек, его впечатления от окружающей жизни, которые были положены в основу изображения пейзажа и животных.

     Зная  лишь пять красок — белую, красную, голубую , желтую и черную, владея лишь «цветным силуэтом», живописцы Крита сумели создать яркие эмоциональные образы.

     По  сравнению с искусством Египта и  Месопотамии искусство Крита  раскрывает совершенно новый мир, полный гармонии.

     Обожествление природы и красоты, радость бытия, ликующее восприятие мира отражены в  искусстве Крита, считающемся самым  изящным и абсолютно законченным  в своем мастерстве из всех, до и  после него возникших.

     Изменчивость  и Движение как основы художественного образа, быстрая смена видений, стремление запечатлеть мгновенность — вот то новое, что дало миру искусство Крита.

     3. Гомерический период

     Искусство гомеровской эпохи характеризуется  новым типом. Художественное ремесло  достигает расцвета, и особо ценится мастер-ремесленник, создающий искусно выполненные вещи. Главным в искусстве этого периода является не изображение окружающего мира, не передача впечатлений от него, а создание нового изделия, работа в материале, конструирование новых форм, не существующих в природе, в противоположность тому, что было в минойский период. Постепенно над поэтическим видением мира преобладает анализ, расчет, поиск рационального, т. е. разум человека становится все более независимым от природы. Стиль становится более строгим, композиции — более стройными. Упорядоченность формы и стиля вызвана представлениями об упорядоченности мира, космоса, торжества его над хаосом. Расчет, ритм, симметрия в искусстве получают философское обоснование, а прекрасное как эстетическая категория и правила красоты получают математическое, числовое выражение. Почвой для этой новой, более развитой формы культуры стала греческая мифология, дающая космогоническую картину происхождения мира. Именно в этот период боги, герои, мифологические существа получают человеческий облик, т. е. абстрактно-знаковая форма сменяется изобразительной. Начинают бурно развиваться пластика, монументальная скульптура. Скульпторы ищут возможности свободного и живого изображения тела человека сначала в статичном положении, а потом и в динамике.

     4. Архаический период

     С развитием городов, земледелия и  торговли усложняется мифологическое осмысление мира. В культуре Древней  Греции такие изменения характеризуют  период архаики (VII— VI вв. до н. э.). Расцветает поэзия, в которой прославлялись зодчие, вазописцы, наиболее известные музыканты. Греческая архитектура в своем развитии выходит на новый виток: особое распространение получает храмовое строительство. Архитектура и вазопись являются в период архаики наиболее развитыми областями художественной культуры. Архаическая вазопись претерпевает качественные изменения: стремясь передать пространство, объем и движение, мастера меняют технику изображения, и силуэтная чернофигурвая роспись сменяется краснофигурной. Краснофигурный стиль позволял воплотить задуманное: росписи получили необходимый объем и глубину пространства. В скульптуре появились произведения, передающие человеческий образ, приближенный к реальности.

     Основной  темой в искусстве греков становится в период архаики прежде всего человек, представленный в виде бога, героя, атлета. Уже к началу архаики относится кратковременная вспышка гигантизма при изображении человека в конце VII века до и. э. на Фазосе, Наксосе, Делосе. В памятниках скульптуры архаики нарастает пластичность, сменяющая схематизм, присущий образам геометрики.

     Греческое зодчество, уходящее корнями в глубокую древность, отождествляемую Эсхилом  с эпохой легендарного похитителя огня, расцветает в эпоху архаики. Развитие культовой архитектуры в VII веке до н. э. совпадает с формированием самостоятельных городов-государств (полисов) и переходом от патриархального быта к общинному. В архитектурных образах греков с предельным обобщением нашли выражение основные идеи времени. Как в напряженных колоннах и их могучих формах, так и в скульптурном декоре фронтонов, метоп, фризов воплощались чувства не мелкие, но всеобъемлющие.

     В конце VIII века до н. э. в греческом  обществе формировались новые вкусы  и интересы. Упрощенные, условные геометрические изображения перестали удовлетворять; в рисунках на вазах художники VII века до н. э. начали обильно вводить растительные мотивы и сюжетные сцены. Близость малоазийского Востока выразилась в декоративности и красочности композиций, заставивших называть стиль вазописи VII века до н. э. ориентализирующим, или ковровым.

     5. Классический период

     Переход от архаики к классике ( VI-V вв. до н.э.) был к значительной мере обусловлен социальными и политическими  изменениями в обществе. В результате в мировоззрении греков наметился  переход к качественно новому осмыслению мира, что проявилось в искусстве в виде новых форм художественного выражения.

     Во  время греко-персидских войн начался  первый этап развития классического  искусства - ранняя, или строгая классика, - продолжавшаяся всю первую треть V века до н.э.

     Искусство этого времени пронизано напряжёнными поисками реалистического изображения  человека, обобщающих типических образов  и правдивой передачи движения. Нарастает  стремление к гармоничной соразмерности  частей художественного произведения, почитавшейся за его основное достоинство. Искусство обращается к сценам реальной жизни, решает задачу построения групповых композиций и проблему синтеза скульптуры и архитектуры.

     В архитектуре ранней классики наибольшее распространение получают храмы  дорического ордера, соответствующие духу гражданственности, героике полиса. Художественные произведения первой половины V века до н.э. чётки, энергичны и напряжённы. Прославленным сооружением этого периода был храм Зевса в Олимпии.

     В первые десятилетия V века до н.э. греческое искусство развивается в борьбе с пережитками старого, архаического стиля, уже не отвечавшего новым требованиям. Мифологическая тема продолжает занимать ведущее место в искусстве, но фантастическая сторона мифа отходит на второй план. В мифологических образах прежде всего раскрывается идеал силы и красоты реального человека, причём красоты не только внешней, но и внутренней. Впервые человек выступает не как одна из составных частей космоса, равная всем прочим, а как божественный хозяин и господин природы, прежде всего своей собственной, т.е. своих чувств и желаний.

     Один  из самых пленительных образов в  мировом искусстве - всемирно известный "Возничий". Молодой победитель в беге на колесницах стоит во весь рост, держа в руках конскую  упряжь. Он подобен колонне, принявшей человеческий облик. Прямолинейность фигуры несколько архаичная, но всё в ней являет образ совершенства, образ прекрасного человека вообще, без индивидуальных особенностей.

     От  последних отзвуков архаической  условности освободился в своём творчестве скульптор Мирон. Его бронзовая статуя "Дискобол" дошедшая до нашего времени только в мраморных копиях, оказала огромное влияние на развитие изобразительного искусства.

     В вазописи возникло навое понимание  пространства, постоянными элементами композиции становились многоплановость и глубинность. Наряду с краснофигурной техникой в V веке получают широкое распространение сосуды с белой сплошной обмазкой, на которую лаком наносился рисунок.

     Центром античной культуры классической эпохи  становятся Афины. Афинское государство стало примером в стремлении к развитию культуры своих граждан. Театр, спортивные состязания, всевозможные празднества стали доступны не только аристократам, но и простым гражданам. Культ тела и физической красоты стал одной из сторон воспитания личности. Расцвет архитектуры и размах строительства характеризуют культурный подъем Афин V в. до н.э. Образцом классического совершенства стала скульптура афинских мастеров.

     В третьей четверти V века до н.э. - в  период высокой классики - разрушенные персами Афины заново отстраиваются общественными зданиями, жилыми домами, площади и улицы украшаются статуями, на акрополе на развалинах старого ансамбля храмов, ещё архаичного, воздвигается новый ансамбль, выражающий идеал полностью раскрепощённого эллинизма.

     Акрополь  был в Элладе тем же, что Кремль в древнерусском зодчестве: городской  твердыней, которая заключала в  своих стенах храмы и другие общественные сооружения и служила убежищем для  окрестного населения во время войны. Афинский Акрополь с его храмами Парфеноном и Эрехтейоном и зданиями Пропилей, величайшими памятниками греческого зодчества, - это, кроме прочего, ещё и памятник, провозглашающий веру человека в возможность всё примиряющей гармонии не в воображаемом, а во вполне реальном мире, веру в торжество красоты, в призвание человека создавать её и служить ей во имя добра.

Информация о работе Искусство Древней Греции