Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 18:23, лекция
Одним из центров Эгейской культуры, который завоевавшие его греки застали уже в руинах, был остров Крит и, конечно, знаменитый Кносский дворец-лабиринт.
Цивилизацию Крита принято называть как критской, так и минойской (по имени легендарного царя Крита Миноса), иногда также ее называют эгейской. До сих пор, к сожалению, реальная история, культура, этнос этого региона достаточны не изучены.
1. Крито-Микенское искусство. Искусство греческой архаики.
2. Искусство классического и эллинистического периодов
3. Античный театр Древней Греции.
6ч. Искусство Древней Греции
Урок 1. Искусство гомеровского периода и периода греческой архаики
1. Крито-микенское искусство.
2. Искусство греческой архаики. Архаика – 7- 6 в. до н.э.
1. Одним из центров Эгейской культуры, который завоевавшие его греки застали уже в руинах, был остров Крит и, конечно, знаменитый Кносский дворец-лабиринт.
Цивилизацию Крита принято называть как критской, так и минойской (по имени легендарного царя Крита Миноса), иногда также ее называют эгейской. До сих пор, к сожалению, реальная история, культура, этнос этого региона достаточны не изучены. Это происходит во многом из-за того, что древнейшая письменность этого региона большей частью не прочитаны. Критяне писали на т. наз. линейном письме, основой которого был вероятно какой-то негреческий язык
Минойцы принадлежали к средиземноморской расе. Они были среднего роста с изящным телом, кожей, волосами и глазами темного цвета. Роль женщины в обществе Минойского Крита была значительной. Минойские женщины принимали участие в общественных собраниях, религиозных обрядах и даже в состязаниях, появляясь в своих впечатляющих одеяниях и со сложными прическами, что можно наблюдать на фресках дворцов, на вазовых росписях и в скульптуре и что просматривается в религии, основу которой составлял пантеон женских божеств, связанных с природой и плодородием. Священными символами и животными минойской религии были бык, змея, двойные рога, двойная секира и др.
Высочайшие творения минойцев были созданы в области изобразительного искусства, которое отличается оригинальностью, изяществом и живостью.
Как считают многие историки и археологи, первые дворцы на территории острова появились на рубеже III—II тысячелетий до нашей эры.
Около 1900 г. до н.э. на острове наблюдается значительный расцвет. В это время возникают первые дворцы в Кноссе, Фесте, Малии, Арханах, Закросе и Кидонии. Кносский дворец (раскопан в 1900 А. Эвансом. Он вел их почти 30 лет и раскопал не город, а дворец, но равный по площади целому городу). Кносский лабиринт. Это целые комплексы построек, которые группируются вокруг большого внутреннего двора. Расположены они причудливо на разных уровнях, соединяются между собой лестницами и коридорами, некоторые из которых уходят глубоко под землю. Одни помещения дворца освещались ярче, другие были погружены в полумрак, неравномерность освещения создавала эффект особой таинственности. С западной и с восточной стороны от центрального двора располагались крылья дворца с лестницами, достигавшими высоты четырехэтажного дома, световыми колодцами, внутренними двориками, коридорами, залами и жилыми комнатами. Во дворце было множество переходов, потайных ходов, лестниц, коридоров, наземных и подземных сооружений. Свежий воздух и солнечные лучи проникали во все помещения через специальные окна верхнего света, отверстия в сводах и двери.
В «тронном» зале Кносского дворца на стенах изображены грифоны — мифические существа с львиным туловищем, орлиными крыльями и головой орла. Они окружены цветущими лилиями. У них длинная лебединая шея, львиный хвост поднят кверху и оканчивается завитком. Общая площадь Кносского дворца - 10 000 квадратных метров. С фресок Кносск.дворца («Парижанка», «Царь-жрец») начинается европейская живопись – натуральность, жазненность, не религия: животные, битвы с быком (тавромахия), условные изображения людей. На каменных и золотых сосудах, постоянно встречаются изображения быка: иногда мирно пасущегося, иногда разъяренного, летящего галопом, с которым не то играют, не то сражаются критские тореадоры. Культ быка был распространен на острове, но трудно сказать, какая там была религия. Среди критских (а также микенских) построек не обнаружено ничего, хотя бы отдаленно напоминающего храм.
Около 1700 г. до н.э. на острове происходит крупная катастрофа, вызванная, по всей вероятности, разрушительным землетрясением. Все рушится, однако минойцы вскоре снова поднимаются на ноги, отстраивают свои дворцы и дома с еще большей роскошью. Период "новых дворцов" (1700–1450 гг. до н.э.) Дворцы были отстроены заново, их стены были расписаны великолепными сценами, представляющими человеческие образы, пейзажи, животных, ритуальные или похоронные процессии, состязания и т.п. Замечательны также архитектура гробниц и живописный декор саркофагов. Именно этот период связан с легендарным царем Миносом, правящим островом; с его женой Пасифаей, родившего сына Астерикса в виде человека-быка и прозванного Минатавром; с героем Афин Тесеем, победившем Минотавра и увезшего с Крита дочь Миноса прекрасную Ариадну.
Изобразительное искусство Крита представлено вазописью стиль Камарес, представлявшая собой предметы для дворцового обихода, а также посвященные богам. Удивительно тонкой технике обработки глины будет соответствовать и удивительно тонкий орнамент росписи. Орнаментальные мотивы будут связаны с растительными образами. К типичным сосудам стиль Камарес относятся чашечки из Феста (ок. 1800 г. до Р.Х., Гераклион, музей) и сосуд из "старого дворца" в Кноссе (ок. 1800 г. до Р.Х., Гереклион, музей).
Период 1700-1450 гг. до н.э. — самое блестящее время минойской цивилизации. Однако около 1450 г. до н.э., когда Крит пребывает в зените славы, извержение вулкана на Фере наносит острову удар, приводя к сильнейшим разрушениям. Затем следует вторжение ахейцев, которые захватывают остров и устанавливают на нем свое господство.
Несколько позднее Кносский дворец подвергается полному разрушению, после чего минойская цивилизация приходит в упадок и ограничивается только пределами острова, пока около 1100 г. до н.э. Крит не захватывают греки.
Мифы и реальность
Величайшим архитектором и изобретателем древности был Дедал. Ему приписывают множество необыкновенных изобретений. Он высекал из белого мрамора такие дивные статуи, что казалось, будто они смотрят и двигаются. И был у него племянник и ученик Тал, который с ранней юности всех поражал своим талантом и изобретательностью. Гениальный Дедал видел в нем соперника и однажды столкнул юношу со скалы. Дедала за это преступление приговорили к смерти, но тому удалось бежать на остров Крит к царю Миносу. На этом острове Дедал построил царю дворец, но Минос не разрешил ему покинуть остров, чтобы он нигде в другом месте не построил подобного чуда. Дедал сделал себе и сыну Икару крылья из птичьих перьев, скрепил их воском, и они улетели. Икар не послушал отца, поднялся слишком близко к солнцу — воск растаял, и Икар упал в море. А Дедал благополучно приземлился в Сицилии.
Миф рассказывает, что в этом лабиринте царь Минос скрывал тайну своей неверной жены Пасифаи, которая, воспылав страстью к священному белому быку (Зевсу), родила чудовище Минотавра — получеловека-полубыка. Дедал выстроил Лабиринт с такими запутанными ходами, что никто не мог найти из него выход. Каждые семь лет афиняне должны были присылать в жертву Минотавру семь юношей и семь девушек. Так было уже дважды, но в третий раз Тесей, сын Эгея, вызвался добровольно отправиться в Лабиринт, чтобы сразиться с чудовищем. Он победил Минотавра, а дорогу назад нашел благодаря прикрепленной у входа нити, которую дала ему Ариадна, дочь Миноса.
2. Искусство греческой архаики. Архаика – 7- 6 в. до н.э.
Скульптура архаического периода отличалась несовершенством, создавая, как правило, обобщенный образ. Это так называемые куросы ('юноши'), именуемые также архаическими Аполлонами. Наиболее известная мраморная фигура Аполлона из Теней. На устах его играет характерная для того времени «'архаическая улыбка», глаза широко раскрыты, руки опущены и сжаты в кулаки, мужественный торс. Принцип фронтальности изображения соблюден в полной мере. Архаические женские статуи представлены корами (девушками) в длинных ниспадающих одеждах. Головы девушек украшены локонами, сами статуи полны изящества и грации.
Архаика создала единый архитектурный язык — ордерную систему. Самой древней разновидностью ордера является дорический. Он назван по одной из главных ветвей эллинской народности — дорийцам, обитателям Пелопоннеса; другой основной ветвью были ионийцы, которые населяли Центральные Балканы, в том числе Афины, а затем переселились на Малоазийское побережье и частично на острова. Дорика традиционно связывалась с мужественным, суровым стилем, ионика — с женственным, мягким и изнеженным. Так и в ордере: дорические постройки были низкие, тяжеловесные и приземистые, ионические — легкие, стройные и изящные. Однако ионический ордер распространился лишь в V в. до н. э., а дорический использовался очень широко уже в VII – VI вв. до н. э. Колонны также имели двадцать желобков-каннелюр. Греческие мастера с удивительным мастерством вписывали храмы, посвященные разным богам, в природный ландшафт: одни строили на равнинах, другие — на возвышениях, третьи — на опушках лесов, недалеко от рек или священных ущелий. Затем к дорическому ("мужественному") ордеру присоединился ионический ("женственный"), а в конце V в. до н. э. и коринфский ("девический"), пропорции которого уподоблялись девическому телу. Тогда зодчие стали выбирать ордер для храмов в зависимости от пола, духа и олимпийского авторитета божества.
Ордер (от лат. оrdo — "порядок", "строй") предполагал при строительстве зданий использовать единый модуль (мерку) — пядь, локоть или ступню. Это придавало постройкам особую законченность. Благодаря ордерной системе в архитектурном сооружении уравновешивались противодействующие силы роста вверх и давления вниз. Несущими частями были основания (стереобат) и его верхняя платформа (стилобат), а также стоящие на нем опоры (колонны). Несомые части — вся верхняя часть здания, кровля с антаблементом — перекрытием, лежащим непосредственно на колоннах. Антаблемент состоял из трех соподчиненных частей: архитрава, фриза и карниза. Колонна в свою очередь имела основание (базу), которым опиралась на стереобат — ствол, состоявший из нескольких поставленных друг на друга барабанов, и завершалась "главой" — капителью, в которой выделялись "подушка" — эхин и лежащая на нем сверху квадратная плита — абак.
Урок 2. Классический период в искусстве Древней Греции
К середине V в. до н. э. искусство Греции вступило в полосу расцвета. Повсюду после персидских разрушений отстраивали города, возводили храмы, общественные здания и святилища. В Афинах с 449 г. до н. э. правил Перикл, высокообразованный человек, объединивший вокруг себя все лучшие умы Эллады: его друзьями были художник Поликлет и скульптор Фидий. Заново отстроить афинский Акрополь, ансамбль которого сейчас считается красивейшим, выпало именно Фидию.
Перестроен после греко-персидских войн. Сооружения: храм Афины-Девы (Парфенон - Зодчие Иктин и Калликрат. 447-438 гг. до н.э.), храм Эрехтейон, статуя Афины в центре, Пропиллен (ворота), храм Ники, Пинакотека (собрание картин). Периптер – тип греческого храма, прямоугольник, окруженный колоннами. Скульптор Фидий – фриз на Парфеноне (сейчас в Брит.музее).
Афинский Акрополь стоял на высокой отвесной скале, вздымавшейся над городом. Акрополь был средоточием всех высших святынь афинян. При Перикле возвели великолепный входной портик в святилище, оформив его ионическими колоннами. Слева к Пропилеям (парадным воротам) примыкало здание пинакотеки — картинной галереи, в которой находились изображения главнейших героев Аттики, а при входе стояли статуи богов-охранителей: Гермеса и Гекаты — трехтелой, трехликой богини ночи и призраков. Справа, на самом уступе скалы, приютился крошечный, очень изящный храм Ники (Бескрылой). Горожане шутили, что бескрылой богиню именовали, чтобы она не покинула их. Храм Ники был обнесен балюстрадой — ограждением, состоящим из невысоких рельефных плит со сценами жертвоприношений. Балюстрада приобрела всемирную известность из-за украшавших ее рельефов. Среди них находилась знаменитая "Ника, развязывающая сандалию".
Храм Парфенон (др.-греч. Παρθενών) — памятник античной архитектуры, древне-греческий храм, расположенный на афинском Акрополе, главный храм в древних Афинах, посвящённый покровительнице этого города и всей Аттики, богине Афине-Девственнице, выстроенный в середине V в. до н. э. архитекторами Иктином и Калликратом, Он, огромный и могучий, стоял на возвышающемся участке голой серой скалы. Однако человеку, поднимавшемуся по ступенькам к храму, скала казалась ровнее, а храм доступнее и человечнее. По торцевым фасадам у него было восемь колонн, по боковым — семнадцать. Он был в высшей степени гармоничным благодаря объединению в нем свойств двух ордеров — дорического и ионического. Наружные колонны Парфенона были дорического ордера. Стены собственно храма венчал непрерывный ионический фриз. Если снаружи Парфенон украшали сцены жестоких сражений, в стиле которых еще весомо звучал строгий стиль, то внутренний фриз изображал мирное событие — торжественное шествие афинян на празднике Великих Панафиней (празднества в честь богини Афины; которые проходили один раз в четыре года).
Красивые овальные лица приобретают идеальные черты: большие, с подчеркнутыми веками глаза, выразительный рот, высокий, сливающийся с линией носа лоб — то, что получило название классического греческого профиля. Такое же стремление к общему происходит и в теле: формы, обладающие идеальными пропорциями, наливаются силой и мощью и, сливаясь в единый сложный организм, начинают звучать, как музыка. Эпоха классики не терпела моделей с изъянами — в человеке все должно быть совершенным.
Но, по мнению самих греков, величайшим творением Фидия была статуя Зевса Олимпийского в Олимпии. Зевс представлен сидящем на троне, в правой руке он держал фигуру богини победы Ники, в левой - символ власти - скипетр. В этой статуе также впервые для греческого искусства Фидий создал образ милостивого бога. Статую Зевса древние считали одним из чудес света.
Афина Парфенос была выполнена в хрисоэлефантинной технике (золото и слоновая кость). Золото на сумму 40 (или 44) талантов (около тонны) и слоновая кость покрывали деревянный остов статуи высотой в 13 метров. Золото, пошедшее на изготовление Афины, являлось значительной частью национального золотого запаса полиса.
Афины Промахос. Воинственный образ Афины Фидий представил в другом материале — бронзе. Эта огромная статуя стояла на акропольской площади. Речь идет о знаменитой Афине — путеводительнице в битвах, золоченый кончик копья и золотой шлем которой был виден морякам, подплывавшим к Аттике.
Эрехтейон. Архитектор не известен. Храм посвящён Афине, Посейдону и легендарному афинскому царю Эрехтею. Был достроен позднее, уже около 410 г. до н. э. Он неоднократно перекладывался в XX в. н. э. На фоне грандиозного Парфенона изящный Эрехтейон с тремя различными портиками кажется волшебной игрушкой. Великое и малое, архаичное и современное, грандиозное и интимное гармонично слились в Акрополе Афин. Он и сегодня остается эталоном естественности, красоты и благо.