Искусство Древней Греции

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 19:33, реферат

Описание работы

От времени расцвета древнегреческого искусства нас отделяют две с половиной тысячи лет. Все в мире изменилось с тех пор до неузнаваемости. Но сила и слава античного искусства оказалась вечной.
Искусство Древней Греции, сыгравшее важнейшую роль в развитии культуры и искусства человечества, было определено общественным и историческим развитием Греции, глубоко отличным от развития стран и народов Древнего Востока.

Содержание

Введение.
Гомеровская Греция - 12 - 8 в. до н.э.
Архаический период - 7 – нач. 5. в. до н.э.
Классический период - 5 - 4. в. до н.э
Эллинистический период. - 4 - 1 в. до н.э
Заключение.
Список использованной литературы и источников.

Работа содержит 1 файл

искусство др греции.doc

— 98.00 Кб (Скачать)

     Содержание.     

  1. Введение.
  2. Гомеровская Греция  - 12 - 8 в. до н.э.
  3. Архаический период - 7 – нач. 5. в. до н.э.
  4. Классический период - 5 - 4. в. до н.э
  5. Эллинистический период. -  4 - 1 в. до н.э
  6. Заключение.
  7. Список использованной литературы и источников.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

         От времени расцвета древнегреческого искусства нас отделяют две с половиной тысячи лет. Все в мире изменилось с тех пор до неузнаваемости. Но сила и слава античного искусства оказалась вечной.

         Искусство Древней Греции, сыгравшее важнейшую роль в развитии культуры и искусства человечества, было определено общественным и историческим развитием Греции, глубоко отличным от развития стран и народов Древнего Востока.

          В Древней Греции сложилось искусство, проникнутое верой в красоту и величие свободного человека - гражданина полиса. Произведения греческого искусства поражали последующие поколения глубоким реализмом, гармоническим совершенством, духом героического жизнеутверждения и уважения к достоинству человека.                    

         История Древней Греции и соответственно история греческого искусства прошла следующие ступени своего развития:

  • Так называемая гомеровская Греция (12 - 8 вв. до н.э.) - время распада родовой общины и зарождения рабовладельческих отношений. На этот период приходится развитие эпоса и появление первых, примитивных памятников изобразительных искусств.
  • Архаика, или период образования рабовладельческих городов-государств (7 - 6 вв. до н. э.). Это - время борьбы складывающейся собственно античной демократической художественной культуры с остатками и пережитками старых общественных отношений и с условными, еще далекими от реализма художественными тенденциями. Время это отмечено сложением и развитием греческой архитектуры, скульптуры, художественных ремесел, расцветом лирической поэзии.
  • Классика, или период расцвета греческих городов-государств (5 и большая часть 4 в. до н.э.). Это - период первого расцвета античного рабовладельческого общества на ранней стадии его развития. Для этого времени характерен рост гражданского самосознания, активное участие в общественной жизни массы свободного населения. Классика - это время высокого расцвета философии, важных естественнонаучных открытий, блестящего развития поэзии и в особенности драмы, высочайшего подъема в архитектуре и полной победы реализма в изобразительных искусствах. В конце этого периода (4 в. до н.э.) наступает первый кризис рабовладельческого общества, развитие полиса приходит к упадку, что во второй половине 4 в. вызывает кризис искусства классики.
  • Эллинистический период (конец 4 - 1 в. до н.э.) - период кратковременного выхода из кризиса рабовладельческого общества путем образования больших империй, консолидации класса рабовладельцев под эгидой эллинистических монархий. Очень скоро, однако, наступило неизбежное обострение всех неразрешимых противоречий рабовладения, разорение и бесправие основной массы свободного населения, чудовищное богатство крупных рабовладельцев и утеря гражданских свобод. Искусство постепенно теряет тот дух гражданственности и народности и ту высокую реалистическую типизацию, которые ему раньше были свойственны.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Гомеровская Греция – 12 - 8 в до н.э. 

         Гомеровская Греция - это своего рода "темные века" в истории цивилизации, который длился около 400 лет и закончился с возникновением греческих полисов периода архаики. Он характеризовался развитием существующих социумов от первобытно-общинного строя к классовому рабовладельческому обществу. Складывалась тенденция, при которой вожди племен и их ближайшее окружение постепенно присваивали себе лучшие земли и обращали в рабство наиболее бедных соотечественников.

      Умение обрабатывать железо привело к бурному развитию ремесел с конца VIII века до нашей эры. В микенскую эпоху железо было известно в Греции только как драгоценный металл и шло главным образом на изготовление разного рода украшений вроде колец, браслетов и т. д. Древнейшие образцы железного оружия (мечи, кинжалы, наконечники стрел и копий), обнаруженные на территории Балканской Греции и островов Эгейского моря, датируются XII—XI вв. до н. э. Несколько позже, в Х—IX вв. до н. э., появляются первые орудия труда, изготовленные из того же металла. Примерами могут служить топор и долото. Широкое внедрение нового металла в производство означало в условиях того времени настоящий технический переворот. Металл впервые стал дешев и широко доступен (месторождения железа встречаются в природе гораздо чаще, чем месторождения меди и олова — основных компонентов бронзы). Отпала необходимость в опасных и дорогостоящих экспедициях к местам добычи руды. В связи с этим резко возросли производственные возможности отдельной семьи. Это был бесспорный технический прогресс.

       Благодаря преемственности традиций на высоком уровне остается гончарное ремесло. Сосуды этого времени, созданные на гончарном круге, расписывали геометрическими рисунками. Так, в X-VIII в. до н.э. складывается так называемый геометрический стиль в вазописи. В формах и рисунках ваз, возникших до IX века до н. э., выступала несложность выражения чувств создавших их людей. Сосуды обычно покрывались орнаментами в виде простейших фигур: кругов, треугольников, квадратов, ромбов. С течением времени узоры на сосудах усложнялись, разнообразными становились их формы. В конце IX - начале VIII века до н. э. появились вазы со сплошным заполнением поверхности орнаментами. Среди геометрических рисунков появляются изображения зверей и людей. Их фигурки сведены к условной схеме, к плоскому, четкому силуэту, подчиненному общему ритму геометрического орнамента.

        В скульптуре геометрического стиля не меньше своеобразия, чем в вазописи. Мелкая пластика украшала керамику, когда изготовленные из глины или бронзы фигурки животных крепились на крышках сосудов и выполняли роль ручек. Существовали и не связанные с сосудами статуэтки культового характера, которые посвящались божествам, ставились в храмы или предназначались для могил.

           В отличие от предшествующей (микенской) и последующей (архаической) эпохи гомеровский период не был ознаменован сколько-нибудь выдающимися успехами в области культуры и искусства. От этого времени не дошло до нас ни одного крупного архитектурного памятника, ни одного произведения литературы или изобразительного искусства.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Архаический период – 7 – нач. 5 в. до н.э.

         В прошлое уходит патриархальный быт мелких поселений гомеровского периода. Искусство архаического периода характеризуется расцветом каменной архитектуры, монументальной скульптуры, расписной керамики.

         В VII – VI вв. греческие зодчие впервые после длительного перерыва начали  возводить из камня, известняка или мрамора монументальные здания храмов. В VI в. выработался единый общегреческий тип храма в форме прямоугольной,  вытянутой в длину постройки, со всех сторон обнесенной колоннадой, иногда  одинарной (периптер), иногда двойной (диптер). Тогда же определились основные  конструкционные и художественные особенности двух главных архитектурных  ордеров: дорического, особенно широко распространившегося на Пелопоннесе и в городах Великой Греции (Южная Италия и Сицилия), и ионического,  пользовавшегося особой популярностью в греческой части Малой Азии и в некоторых районах европейской Греции. Типичными образцами дорического ордера  с такими характерными для него особенностями, как суровая мощь и тяжеловесная

 массивность,  могут считаться храм Аполлона  в Коринфе, храмы Посейдонии 

(Пестум). Более изящные, стройные и  вместе с тем отличающиеся некоторой вычурностью декоративного убранства  постройки ионического ордера были представлены в этот же период храмами Геры  на о. Самосе, Артемиды в Эфесе (прославленный памятник архитектуры,  считавшийся одним из "семи чудес света").

       Еще одним из наиболее важных факторов греческой культуры этого периода по праву считается новая система письменности. Алфавитное письмо, отчасти  заимствованное у финикийцев оно состояло всего из 24 знаков, каждый из которых имел твердо  установленное фонетическое значение.

         Важнейшей отличительной особенностью греческой поэзии архаического периода во всех основных ее видах и жанрах следует признать ее ярко выраженную гуманистическую окрашенность. Грандиозная концентрация героических сказаний в "Илиаде" и "Одиссее" стала основой для дальнейшего эпического творчества. В течение VII и первой половине VI вв. возник ряд поэм, составленных в стиле гомеровского эпоса и рассчитанных на то, чтобы сомкнуться с "Илиадой" и "Одиссеей" и, вместе сними, образовать единую связную летопись мифологического предания, так называемый эпический "кикл" (цикл, круг). Античная традиция приписывала многие из этих поэм "Гомеру" и этим подчеркивала их сюжетную и стилистическую связь с гомеровским эпосом1.

        Архаическая вазопись претерпевает качественные изменения: стремясь передать пространство, объем и движение, мастера меняют технику изображения. С последней трети VI в. до н. э. чернофигурную вазопись сменила краснофигурная (фигуры естественного цвета глины выступали на фоне, сплошь покрытом лаком). Более живописные, живые, динамичные жанровые сцены все чаще сменяют традиционно мифологические (мастера Евфимид, Бриг, Евфроний). Знаменитая «ваза с ласточкой» Евфрония конца VI в. до н. э. хранится в Эрмитаже.

          Принцип гармонической уравновешенности целого и его частей, четко выраженный в самой конструкции греческого храма, нашел широкое применение и в другой ведущей отрасли греческого искусства - монументальной скульптуре, причем в обоих случаях можно с уверенностью говорить о социальной обусловленности этой важной эстетической идеи. Если храм с колоннадой, напоминающей ряды гоплитов в фаланге, воспринимался как модель и вместе с тем символ тесно сплоченного гражданского коллектива, то образ свободного индивида, являющегося неотъемлемой частью этого коллектива, воплотился в каменных изваяниях, как одиночных, так и объединенных в пластические группы. Их первые, еще крайне несовершенные в художественном отношении образцы появляются приблизительно в середине VII в. до н. э. Одиночная скульптура конца архаического периода представлена двумя основными типами: изображением обнаженного юноши - куроса и фигурой одетой в длинный, плотно облегающий тело хитон девушки - коры.

            Постепенно совершенствуясь в передаче пропорций человеческого тела, добиваясь  все большего жизненного сходства, греческие скульпторы VI в. научились преодолевать первоначально свойственную их статуям статичность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Классический  период - 5 - 4. в. до н.э.

          V в. до н.э. был временем высшего расцвета искусства Древней Греции. Искусство этого времени именуют искусством высокой классики.

         Греческое искусство, в дальнейшем своем развитии изменяясь, сохранило в основе начала, заложенные уже в архаике. В стиле греческого классического искусства слиты жизнеподобие и мера, или, иначе говоря, живая чувственная непосредственность и рациональная конструктивность. Каждое из этих качеств в отдельности не представляет ничего загадочного, весь секрет в их  слиянии, которое осталось недоступным для всех позднейших подражателей. Оно во всем – в архитектуре, в живописи и в пластике.

        Переход от архаики к классике (VI-V вв. до н.э.) был к значительной мере обусловлен социальными и политическими изменениями в обществе. В результате в мировоззрении греков наметился переход к качественно новому осмыслению мира, что проявилось в искусстве в виде новых форм художественного выражения. Центром античной культуры классической эпохи становятся Афины. Театр, спортивные состязания, всевозможные празднества стали доступны не только аристократам, но и простым гражданам.

        Период классики делился на 2 этапа:

  • ранняя классика;
  • высокая классика;

         В эпоху ранней классики важнейшими центрами деятельности художников, скульпторов, архитекторов становятся Северный Пелопоннес, Афины и греческий Запад. Искусство этой поры освещено идеями освободительной борьбы против персов и торжества полиса. Героический характер и повышение внимания к человеку-гражданину, создавшему мир, где он свободен и где уважается его достоинство, отличает искусство ранней классики.

           Этапными в развитии раннеклассической архитектуры и скульптуры стали такие сооружения, как сокровищница афинян в Дельфах, храм Афины Афайи на о. Эгина, храм Зевса в Олимпии.

           Мастер поры ранней классики сделал первый шаг по пути к большому

реализму, к изображению личности, и естественно, что этот процесс начался с решения более легкой задачи - передачи движения человеческого тела.

            Во второй четверти V века до н. э. в искусстве Греции происходят значительные изменения. О них свидетельствуют мраморные статуи фронтонов храма Зевса в Олимпии. В композиции выступает свойственный скульптуре ранней классики красноречивый язык жестов и поз.

Информация о работе Искусство Древней Греции