Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 16:06, доклад
Успехи в красноречии, по мнению софистов, связаны с огромной работой над техникой речи, над культурой речи, наконец, речь - это нечто индивидуальное, имеющее своеобразные признаки, связанные с учебой, талантом, душевными свойствами. Качества речи и строгая композиция ассоциировались с гармонией человека. Таким образом, те основные взгляды на красноречие, которые сформировались у софистов, отражали их философские воззрения на человеческую сущность, вошли в основы теорий Платона и Аристотеля.
Введение
а) История жизни Платона.
б) Риторика Платона.
в) Иерархия Платоновского бытия.
г) Платон о государстве.
д)Значение Платона в ораторском искусстве .
3.Заключение
Министерство образования РФ .
Забайкальский государственный университет .
Кафедра
физики и отрасли связи .
Реферат
На тему: «Ораторское искусство древней Греций. Платон».
Дисциплина:
Лингвистика.
Выполнил: студент группы ТКб-11
Вислоцкии А.В.
________________
Проверил: преподаватель лингвистики
Сундуева Д.Б
________________
Чита-2011
1
Содержание.
б) Риторика Платона.
в) Иерархия Платоновского
г) Платон о государстве.
д)Значение Платона в
3.Заключение
2
Введение.
Родиной красноречия считается Древняя Греция, хотя ораторское искусство знали в Египте, Ассирии, Вавилоне, Индии. Но именно в античной Греции оно стремительно развивается, и впервые появляются систематические работы по его теории. Начало культивирования устного слова было положено софистами, которые, будучи сами выдающимися мастерами красноречия, обучали и других этому искусству. Софисты мастерски владели всеми формами ораторской речи, законами логики, искусством спора, умением воздействовать на аудиторию. Слово, речь (логос) становится объектом изучения, а риторика -„царицей всех искусств", обучение которой стало высшей степенью античного образования .В государстве рабовладельческой демократии создалась особая атмосфера для расцвета красноречия. Оно становится существенным моментом общественной жизни и орудием политической борьбы. Владеть им считалось необходимостью. Постепенно складывалось практическое направление - составление речей для нужд граждан, появлялись высказывания практиков о языке и стиле выступлений, которые послужили затем Платону, Аристотелю и другим теоретикам основой для систематизации, дальнейшего развития и углубления этих суждений, превращения их в теорию.
Основателем риторического искусства считается Протагор. А. Ф. Лосев пишет, что у Диогена мы находим сообщение о разделении у Протагора всякой речи на четыре части: просьбу, вопрос, ответ и приказание. Другие софисты, которых Диоген не называет, вводили разделение речи на семь частей: повествование, вопрос, ответ, приказание, выражение желания, просьбу и призыв.
Успехи в красноречии,
по мнению софистов, связаны с огромной
работой над техникой речи, над
культурой речи, наконец, речь - это
нечто индивидуальное, имеющее своеобразные
признаки, связанные с учебой, талантом,
душевными свойствами. Качества речи
и строгая композиция ассоциировались
с гармонией человека. Таким образом,
те основные взгляды на красноречие, которые
сформировались у софистов, отражали их
философские воззрения на человеческую
сущность, вошли в основы теорий Платона
и Аристотеля.
3
История жизни Платона.
Имя Платона является не просто известным, значительным или великим. Тонкими и крепкими нитями философия Платона пронизывает не только мировую философию, но и мировую культуру. В европейской истории после Платона еще не было ни одного столетия, когда не спорили бы о Платоне, то непомерно его восхваляя, то всячески его принижая в каком-либо отношении - историко-религиозном, историко-литературном, историческом или социологическом. Интерес к древнегреческому философу Платону, к его творчеству не ослабевает, быть может, даже усиливается в наше время. Во-первых, мнение даже самого обыкновенного человека, жившего две с половиной тысячи лет назад, интересно само по себе. Конечно, интерес многократно усиливается, если этот человек - Платон. "… Платон - один из учителей человечества. Не будь его книг, мы не только хуже понимали бы, кем были древние греки, что они дали миру, - мы хуже понимали бы самих себя, хуже понимали бы, что такое философия, наука, искусство, поэзия, вдохновение, что такое человек, в чем трудности его исканий и свершений", - писал В.Ф. Асмус.
Жизнь Платона
В 428 г. до н.э., в самый разгар междоусобной Пелопонической войны, в Афинах у Аристона и Периктионы родился сын Аристокл, впоследствии Платон. Платон рос в знатной, старинной, царского происхождения семье с прочными аристократическими традициями, сознающей историю Афин как историю своего рода.
Большую роль в дальнейшей жизни Платона сыграла его встреча с Сократом в 408 г. до н.э. За восемь лет дружбы Сократ дал Платону то, чего ему не хватало в жизни: твердую веру в существование истины и высших ценностей жизни, которые познаются через приобщение к благу и красоте трудным путем внутреннего самосовершенствования. К этому времени Платон уже стал признанным философом.В 399-389 гг. до н.э. Платон, тяжело перенесший смерть Сократа, покидает Афины. По некоторым сведениям, он посещает Вавилон, Ассирию и Египет. Из Египта перебрался в Южную Италию, задержавшись в Кирене у математика и астронома Феодора. В Италии он вступил в контакты с пифагорейцами, которых было много в этих краях (эта философская школа переживала тогда период расцвета). Из своего пребывания среди пифагорейцев он извлек
4
величайшую любовь к жизни и общественному благу. Признаки влияния пифагорейцев прослеживаются и в последних произведениях Платона. В 387 г. до н.э. Платон едет в Сицилию, где знакомится с тираном Дионисием Старшим. По приказу Дионисия Платона, не пожелавшего льстить тирану, продают в рабство. Анникерид, житель Эгины, узнав в готовом для продажи невольнике известного философа, купил его и немедленно дал ему свободу.Вернувшись в 387 г. до н.э. в Афины, Платон купил в живописном уголке на северо-западной окраине города, называемой Академией, сад с домом, где основал свою знаменитую философскую школу. Ученики Платона были даже из Вавилона. Влияние философии Востока на Академию еще больше усилилось с приходом Евдоха , астронома, побывавшего в различных районах Востока. Платон не сделал, подобно Сократу, философию предметом социальной беседы; напротив, он жил в уединении, ограничившись кругом своих учеников. Однако, благодаря престижу его имени, несколько греческих городов просили его составить для них свод законов, и в некоторых случаях Платон делал это. Академия просуществовала до самого конца античности, до 529 года, когда византийский император Юстиниан закрыл ее.
Его последние
годы были омрачены трагической смертью
Диона. Платон умер в 347 г. до н. э. в возрасте
восьмидесяти лет, до конца жизни сохранив
всю полноту своего могучего ума. Его тело
погребено в Керамике, неподалеку от Академии.
5
Риторика Платона
Теоретические разработки Платона были, несомненно, шагом вперед. Можно уже говорить о более системной теории ораторского искусства, которая оказала огромное влияние на ораторов-практиков и теоретиков того времени, что выразилось как в практическом преломлении его теории, так и в дальнейшем ее развитии. Большое влияние его теория оказала и на Цицерона, который неоднократно в своих теоретических исследованиях ссылается на Платона. Риторика, как и всякое подлинное искусство, по мысли Платона, есть творческая деятельность, она приводит эмоции, страсти в системное, упорядоченное состояние, воплощая тем самым высшую справедливость. Эта творческая деятельность, однако, требует тщательной подготовки оратора. И здесь Платон говорит, что хороший оратор должен много работать над самоусовершенствованием и речью. Философ неоднократно утверждает о необходимости для всякого оратора проходить особую школу ораторского искусства, которая научила бы его правильно, соразмерно и эффективно сочинять речи. К красноречию Платон подходит сквозь призму своих философских воззрений: „Всякая речь должна быть составлена, словно живое существо, - у нее должно быть тело с головой и ногами, причем туловище и конечности должны подходить друг к другу и соответствовать целому».
Как считает Платон ( диалог „Федр"), оратор должен не гоняться за чужими мнениями, а сам постигать и постичь истину того, о чем он собирается говорить; правильная, истинная, точная речь должна исходить из подлинного определения своего объекта, предмета речи. „Тот, кто намерен заняться ораторским искусством, должен прежде всего определить свой путь в нем и уловить, в чем признак каждой его разновидности" .По мнению Платона, искусство оратора во многом зависит от способности, умения, охватывая все общим взглядом, возводить к единой общей идее разрозненные объекты речи и разделять все на виды, на естественные составные части .В диалоге „Федр" Платон предлагает композицию речи: вступление, изложение и свидетельства, доказательства, правдоподобные выводы.
Некоторые вопросы красноречия, его сущности и цели рассматриваются у Платона и в диалоге „Горгий". В беседе, возникшей между Сократом и Горгием и их учениками, дается ряд определений риторики как процесса - от широкого до узкого. Горгий - главное действующее лицо диалога, выражающее идеи Платона, считает, что красноречие составляет величайшее благо и дает людям как свободу, так равно и власть над другими людьми.
6
Он говорит, что
риторика - это „способность убеждать
словом и судей в суде, и советников
в Совете, и народ в народном собрании,
да и во всяком ином собрании граждан.
Владея такой силой, ты и врача будешь
держать в рабстве, и учителя гимнастики,
а что до нашего дельца, окажется, что он
не для себя наживает деньги, а для другого
-для тебя, владеющего словом и умением
убеждать толпу". Платон выразился в
свойственной ему манере. Красноречие
должно прежде всего воздействовать, убеждать.
Основной принцип красноречия как искусства
убеждения, по Платону, состоит в том, чтобы
внушить, что справедливо и несправедливо,
хорошо и дурно. В диалоге, однако, выделяются
два вида убеждения: один вид связан с
сообщением веры без знания, другой - дающий
знание. Горгий и Сократ приходят в диалоге
к выводу, что красноречие должно пользоваться
первым типом убеждения, то есть внушать
веру, не давая знаний, не пользуясь объективными
доказательствами. Слушатели должны принимать
на веру то, что выскажет им в эмоциональной
речи оратор. „Значит, оратор в судах и
других сборищах не поучает, что справедливо,
а что нет, но лишь внушает веру, и только".
Риторика, как и всякое подлинное искусство,
по мысли Платона, есть творческая деятельность,
она приводит эмоции, страсти в системное,
упорядоченное состояние, воплощая тем
самым высшую справедливость. Эта творческая
деятельность, однако, требует тщательной
подготовки оратора. И здесь Платон поддерживает
идею софистов, которые тоже считали, что
хороший оратор должен много работать
над самоусовершенствованием и речами.
Философ неоднократно говорит о необходимости
для всякого оратора проходить особую
школу ораторского искусства, которая
научила бы его правильно, соразмерно
и эффективно сочинять речи.Рассуждения
Платона свидетельствуют о том; что он
придавал огромное значение именно технической
стороне речи, понимая совершенную технику
речи в тесной связи с учетом психологии
слушателей, считая науку о красноречии
важным философско-психологическим учением.Подводя
итог анализу риторических взглядов Платона,
можно согласиться с А. Ф. Лосевым, который
писал: „ Ясно вытекает вывод об огромном
интересе Платона к ораторскому искусству,
об его постоянной склонности строить
теорию этого искусства, хотя теория эта
у него весьма несистематична".
7
Иерархия Платоновского бытия
Противопоставление истинного бытия и мира становления разработано Платоном в виде ряда иерархических структур. В «Пире» рассмотрена иерархия красоты, уводящая нас от плотской красоты к красоте души, нравов и обычаев, наук и прекрасного самого по себе, выше которого только благо и к которому причастны все прочие виды прекрасного. Вм«Государстве» бытие-образец, идея в качестве прекрасного подчинены благу, которому в чувственном мире соответствует Солнце. Критерий, позволяющий правильно ориентироваться в мире чувственных данностей, Платон формулирует так «... не во впечатлениях заключается знание, а в умозаключениях о них, ибо, видимо, именно здесь можно схватить сущность и истину, там же — нет» . Ни ощущения, ни правильные мнения, ни объяснения их не дают еще знания как такового, хотя и необходимы для подступа к нему.
В «Пармениде» Платон говорит о необходимости сохранить идеи и диалектику как основной метод упражнения в философии. В «Кратиле» диалектиком называется тот, кто умеет задавать вопросы и давать ответы, в «Государстве» — кто «постигает понятия каждой сущности»; но в чем состоит этот метод и как постигаются эти «сущности», остается неясным. В «Софисте» и «Политике» Платон разрабатывает метод диэрезы или разделения рода до неделимых далее видов, в «Филебе» — метод смешения, при котором все, допускающее «больше» или «меньше», рассматривается как то или иное сочетание беспредельного и предела. Отсутствие строгой системы рационального знания все более остро ощущалось и в Академии и самим Платоном, и он не мог победить в споре с Аристотелем, подвергшим все эти методы сокрушительной критике, проанализировавшим всю сферу языковых выразительных средств и создавшим соответствующие науки (топику, аналитики, риторику, учение о языковом выражении и категориях).
Платон четко
продумал и письменно зафиксировал
два своих грандиозных проекта:
идеальное Государственное
8
Платон о государстве
Возникновение государства Платон связывал с удовлетворением повседневных интересов людей . «Государство возникает, когда каждый из нас не может удовлетворить сам себя, но во многом еще нуждается… Оно возникает из нужд человека: никто не может сам удовлетворить всех своих нужд… Мы берём себе одного помощника для одной цели, другого для другой, и когда все эти сотоварищи и помощники собраны в одном месте, то всю группу обитателей можно назвать государством. Они обмениваются друг с другом… с той мыслью, что этот обмен будет им во благо» - говорил Платон.Платон, в сущности, определял государство как особую форму поселения людей, которая возникает из необходимости взаимопомощи, удовлетворения потребностей в пище и жилье, защите населения и его территории, поддержания порядка внутри самого поселения. Таким образом, государство и общество, у Платона пока еще не различаются. Платон считал, что горожан надо наделять земельными наделами, но их имущество не должно быть чрезмерным. Если стоимость имущества превысит стоимость надела в 4 раза, то излишек подлежит передаче государству. Запрещаются также ссуды под проценты и покупка товаров в кредит. Закон должен устанавливать пределы колебания цен. Именно в таком государстве, где выполняются эти правила, не будет ни богатых, ни бедных.
Информация о работе Ораторское искусство древней Греций. Платон