Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 19:13, реферат
Античные теории красноречия входят в золотой фонд риторической науки. И, естественно, для понимания сущности красноречия необходимо прежде всего познакомиться со взглядами древних риторов.
В древней риторической науке можно назвать имена исследователей, которые занимали ведущее место в разработке теории красноречия. Это Платон, Аристотель, Цицерон, Квинтилиан и некоторые другие. Именно их теоретические изыскания составляют ту платформу, на которой основывались дальнейшие исследования.
Ораторское искусство Древней Греции
Введение
Античные теории красноречия входят в золотой фонд риторической науки. И, естественно, для понимания сущности красноречия необходимо прежде всего познакомиться со взглядами древних риторов.
В древней риторической науке
можно назвать имена
Ораторская речь как искусство: теория и практика
История риторики и ее теории
Родиной красноречия считается
Древняя Греция, хотя ораторское искусство
знали в Египте, Ассирии, Вавилоне,
Индии. Но именно в античной Греции
оно стремительно развивается и
впервые появляются систематические
работы по его теории. Начало культивирования
устного слова было положено софистами,
которые, будучи сами выдающимися мастерами
красноречия, обучали и других этому
искусству. Они основали школы, где
за плату каждый желающий мог узнать
правила построения речи, надлежащей
манеры ее произнесения, эффектной
подачи материала. Софисты были риторами
- платными учителями философии и
ораторского искусства. Они принадлежали
к сложившейся в Афинах во второй
половине V в. до н.э. школе философов-просветителей,
создавших невиданный культ слова
и риторики. Софисты мастерски
владели всеми формами
В государстве рабовладельческой
демократии создалась особая атмосфера
для расцвета красноречия. Оно становится
существенным моментом общественной жизни
и орудием политической борьбы. Владеть
им считалось необходимостью. Постепенно
складывалось практическое направление
- составление речей для нужд граждан,
появлялись высказывания практиков
о языке и стиле выступлений,
которые послужили затем
Платон в диалоге „Федр"
перечисляет блестящих
Такая высокая культура речи в широком понимании этого термина не могла возникнуть сама по себе. Естественно, она стимулировалась теоретическими разысканиями в области ораторского искусства. Ведь софисты уделяли большое внимание не только практике, но и теории красноречия. Протагор считался изобретателем „общих мест"; Горгий стал использовать три самые яркие риторические фигуры: параллелизм (исоколон), антитезу и созвучие окончаний; Фрасимах (современник Горгия) первым, как считают, стал разрабатывать вопросы ораторского ритма; Пол и Ликимий, ученики Горгия, занимались вопросами ораторской лексики. В учении софистов большое внимание уделялось семантике, синонимии (Продик), качествам речи.
Основателем риторического искусства считается Протагор. А. Ф.Лосев пишет, что у Диогена мы находим сообщение о разделении у Протагора всякой речи на четыре части: просьбу, вопрос, ответ и приказание. Другие софисты, которых Диоген не называет, вводили разделение речи на семь частей: повествование, вопрос, ответ, приказание, выражение желания, просьбу и призыв. Среди сочинений Протагора называют: „Искусство спорить", „О борьбе", „О науках", „Повелительное слово", „Прения". Как видим, разрабатываются отдельные аспекты речи. Но самым главным представителем софистической риторики считают Горгия.
А. Ф. Лосев ссылается на
Филострата, который отметил, что
Горгий сделал очень много: „Он первый
ввел в тот вид образования, который
готовит ораторов, [специальное обучение]
способности и искусству
Классика занимает в античной эстетике Древней Греции период с VI по IV в. до н.э. Софисты, будучи представителями нового течения эстетической мысли, выраставшего из глубин социально-исторических судеб Греции второй половины V в. до н. э., отмечает А. Ф. Лосев, преодолели старый космологический период античной философско-эстетической мысли, являясь представителями средней (зрелой) классики. Именно в это время мелкий, свободный собственник становится на путь экспансии, идет к разрыву с полисным коллективом, начинает вести завоевательную политику. В сфере афинской рабовладельческой демократии также происходит развитие рабовладельческих аппетитов. Греческая же аристократия тяготеет к прежним родовым обычаям и авторитетам. Таким образом, растущий индивидуализм и субъективизм требовали не космологического направления, как было раньше, при гармонии рабовладельческого строя, когда эта гармония на Земле отождествлялась с гармонией в космосе. Сейчас космологическая теория отходит на второй план. Уже требуют постановки на первый план проблем человека, проникновения в его субъективные начала, в его психологию, в его переживания. Представителями этого направления и были софисты, их взгляды возникли на почве разложения космологии.
Успехи в красноречии,
по мнению софистов, связаны с огромной
работой над техникой речи, над
культурой речи, наконец, речь - это
нечто индивидуальное, имеющее своеобразные
признаки, связанные с учебой, талантом,
душевными свойствами. Качества речи
и строгая композиция ассоциировались
с гармонией человека, а семантика,
значение слова - с субъективными, индивидуальными
началами, духовным миром. Б. Чернышев,
говоря о характере риторики софистов,
которая основывалась на волевых
и эмоциональных моментах, пишет:
„Сознательное прокламирование
формального идеала образования, преклонение
перед риторической культурой и
составляет момент, который рядом
с внешней общностью
Действительно, хотя логическая аргументация и входит в состав средств убеждения, однако нередко и блестящий парадокс, неожиданный эристический прием (эристика - искусство вести спор, полемику), богатая инструментовка речи может более эффектно впечатлить аудиторию. Если бы мы хотели вкратце выразить задачу оратора, мы сказали бы: он должен загипнотизировать слушателей". Таким образом, те основные взгляды на красноречие, которые сформировались у софистов, отражали их философские воззрения на человеческую сущность. Это создавало предпосылки для теорий Платона и Аристотеля.
Риторика Платона
Теоретические разработки Платона (ок. 427 - ок. 347 гг. до н. э.) были, несомненно, шагом вперед. Можно уже говорить о более системной теории ораторского искусства, которая оказала огромное влияние на ораторов-практиков и теоретиков того времени, что выразилось как в практическом преломлении его теории, так и в дальнейшем ее развитии. Большое влияние его теория оказала и на Цицерона, который неоднократно в своих теоретических исследованиях ссылается на Платона. Как замечает А. Ф. Лосев в предисловии к сочинениям этого философа, имя Платона является не просто известным, значительным или великим. Тонкими и крепкими нитями философия Платона пронизывает не только мировую философию, но и мировую культуру. В европейской истории после Платона еще не было ни одного столетия, когда не спорили бы о Платоне, то непомерно его восхваляя, то всячески его принижая в каком-либо отношении -историко-религиозном, историко-литературном, историческом или социалогическом".
Особенности философских взглядов Платона отразились и в его теории красноречия. Он различает вещь и идею вещи, тело и душу. Душа, идея, знание, вообще все человеческое поведение интерпретируются в его философских работах, в частности в диалоге „Федр" (в нем он также излагает теорию красноречия), в виде идеального прообраза на небе.
Идеи (высшая среди них - идея блага) - вечные и неизменные умопостигаемые прообразы вещей, всего преходящего и изменчивого бытия.
Вещи - это лишь подобие
и отражение идей. Душа же заключена
в темницу нашего тела, после смерти
которого она переходит в космос.
Вместе с тем он говорит здесь
о диалектике, которая определяется
не только как искусство собеседования,
то есть искусство задавать вопросы
и отвечать на них, но и как умение
возводить все единичное и
частное к общей идее и, наоборот,
низводить ее планомерно к единичному
до получения неделимых и
К красноречию Платон подходит сквозь призму своих философских воззрений: „Всякая речь должна быть составлена, словно живое существо, - у нее должно быть тело с головой и ногами, причем туловище и конечности должны подходить друг к другу и соответствовать целому".
Значит, требуется прежде всего ясное разделение речи на части так, чтобы четко было видно, где общий принцип, где частности, как этот общий принцип, или принцип общей идеи, определяет все частность, чтобы можно рациональным путем переходить от общего к частному и от частного к общему.
Как считает Платон (диалог „Федр"), оратор должен не гоняться за чужими мнениями, а сам постигать и постичь истину того, о чем он собирается говорить; правильная, истинная, точная речь должна исходить из подлинно» о определения своего объекта, предмета речи. „Тот, кто намерен заняться ораторским искусством, должен прежде всего определить свой путь в нем и уловить, в чем признак каждой его разновидности".
По мнению Платона, искусство оратора во многом зависит от способности, умения, охватывая все общим взглядом, возводить к единой общей идее разрозненные объекты речи и разделять все на виды, на естественные составные части, а также умение возводить частное к общему и из общего получать частное.
В диалоге „Федр" Платон предлагает композицию речи: вступление, изложение и свидетельства, доказательства, правдоподобные выводы.
Некоторые практики, по
словам Платона, выделяют еще
подтверждение и добавочное
Он считает, что преподаватель ораторского искусства должен хорошо знать природу каждой вещи и ее идеи, а через это знание стремиться к познанию души, знать ее виды и то, какая речь и как воздействует на душу. Он должен соотнести виды речей и виды души и их состояний, установить соответствие каждого вида речи каждому виду души. Знать, какую душу какими речами и по какой причине непременно удастся убедить, а какую - нет.
Выдвигая на первый план эмоциональную убедительность речи (воздействие на душу), Платон не считает важными логические доказательства, которые отходили у него на второй план. Поэтому он убежден, что в судах „решительно никому нет никакого дела до истины, необходима только убедительность".
Оратор должен, по мнению
Платона, распрощаться с
А. Ф. Лосев подчеркивает:
„Теорию ораторского искусства
(Платона.) мы должны воспринимать на фоне
всей платоновской эстетики, взятой в
целом. А платоновская эстетика, взятая
в целом, учит о совпадении идеи и
материи в одну нераздельную и
неразличимую цельность. Для этого
достаточно материалов находится уже
и в самом „Федре". Следовательно,
то совпадение общего и единичного,
о котором мы читаем в «Федре»,
нужно понимать отнюдь не отвлеченно,
но именно платонически, а тогда
и тот художественный анализ ораторской
речи, который формально отсутствует
в риторической части диалога, восполняется
сам собой и даже играет первую
роль. Поэтому учение об идеях и
в концепции ораторского