Культура Византии

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 01:57, контрольная работа

Описание работы

Византия - государство, которое внесло большой вклад в развитие культуры в Европе Средних веков. В истории мировой культуры Византии принадлежит особое, выдающееся место. В художественном творчестве Византия дала средневековому миру высокие образы литературы и искусства, которые отличались благородным изяществом форм, образным видением мысли, утонченностью эстетического мышления, глубиной философской мысли. По силе выразительности и глубокой одухотворенности Византия многие столетия стояла впереди всех стран средневековой Европы.

Содержание

Введение 3
1. Ранний этап в истории культуры Византии IV - VII вв. 6
2. Средний этап в истории культуры Византии VII - IX вв. 12
3. Поздний этап в истории культуры Византии X - XV вв. 16
Заключение 23
Список литературы

Работа содержит 1 файл

культурология.rtf

— 303.79 Кб (Скачать)

Министерство сельского хозяйства РФ

Воронежский государственный аграрный университет

имени К.Д. Глинки.   
 
 
 
 
 
 

Центр ДОТ   

Контрольная работа по культурологии на тему:

«Культура Византии»   
 
 
 
 

Выполнил студент

заочной формы обучения

Цимбалов В. В.

Шифр ДИ/10028

Набор Июнь 2010

Проверил

_______________ 
 
 

Россошь - 2010

 

содержание. 

Введение 3
1. Ранний этап в истории культуры Византии IV - VII вв. 6
2. Средний этап в истории культуры Византии VII - IX вв. 12
3. Поздний этап в истории культуры Византии X - XV вв. 16
Заключение 23
Список литературы 25

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение  

       Византия - государство, которое  внесло большой  вклад в  развитие культуры  в Европе Средних  веков. В истории  мировой культуры Византии  принадлежит  особое,  выдающееся  место.  В художественном творчестве  Византия  дала  средневековому   миру   высокие  образы   литературы и  искусства, которые  отличались  благородным  изяществом  форм,  образным  видением  мысли,    утонченностью   эстетического    мышления,   глубиной философской  мысли. По  силе выразительности   и глубокой одухотворенности Византия  многие  столетия  стояла  впереди всех  стран  средневековой Европы.

       Византийская империя возникла на рубеже двух эпох -- крушения поздней античности и рождения средневекового общества в результате разделения Римской империи на восточную и западную части. После падения Западной Римской империи концепция всемирного римского владычества, титул императора и сама идея мировой монархии, а также традиции античной образованности уцелели только на Востоке -- в Византийской империи.

       На берегу Босфора императором Константином был возведен Константинополь - "новый Рим" - столица Византийского государства. Сказочно красивой представлялась она пришельцам с Запада, Востока и Севера.

       Географическое положение Византии, раскинувшей свои владения на двух континентах -- в Европе и Азии, а порою простиравшей свою власть и на области Африки, делало эту империю как бы связующим звеном между Востоком и Западом. Постоянное раздвоение между восточным западным миром, скрещение азиатских и европейских влияний (с преобладанием в отдельные эпохи то одних, то других) стали историческим уделом Византии. Смешение греко-римских и восточных традиции наложило отпечаток на общественную жизнь, государственность, религиозно-философские идеи, культуру и искусство византийского общества. Однако Византия пошла своим историческим путем, во многом отличным от судеб стран как Востока, так и Запада, что определило и особенности ее культуры.

       Если пытаться отделить византийскую  культуру  от  культуры  Европы, Переднего  и  Ближнего  Востока,  то наиболее  важными будут  следующие факторы:                             

       В Византии была языковая общность  (основным  языком был греческий);

       В Византии была религиозная общность (основной религией было христианство в форме православия);

       В Византии при всей многоэтничности, существовало этническое  ядро, состоящее из греков.

       Византийскую империю всегда  отличали   устойчивая  государственность и централизованное управление. 

       Это все, конечно, не исключает того, что византийская культура,  оказывавшая воздействие на многие соседние страны, сама подвергалась  культурному влиянию со стороны как  племен и народов, населявших ее,  так  и  сопредельных  ей  государств.  В течение своего тысячелетнего существования Византия  сталкивалась с  мощными внешними  культурными влияниями, исходившими из  стран, находившихся на  близкой ей стадии  развития, - из Ирана, Египта, Сирии, Закавказья, а позднее латинского  Запада и Древней Руси. С другой стороны, Византии приходилось вступать в разнообразные культурные контакты с народами, стоявшими на несколько или на значительно более низкой стадии развития (византийцы называли их “варварами”).

       Процесс развития Византии был не прямолинейным. В нем были эпохи подъема и упадка, периоды торжества прогрессивных идей и мрачные годы господства  реакционных.  Но  ростки   нового,  живого,  передового   прорастали рано  или поздно  во всех  сферах жизни,  во все  времена.

       Поэтому культура Византии является интереснейшим культурно-историческим типом, обладающим весьма специфическими особенностями. 
 
 

       В истории культуры Византии выделяют три этапа:

       ранний (IV - середина VII века);

       средний (VII - IX века);

       поздний (X - XV века).

       Как известно, Византия образовалась из восточной части Римской империи. Центром нового государства стал город Византия, который был перестроен и получил название Константинополь.

       В истории европейской, да и всей мировой культуры византийской цивилизации принадлежит особое место, для нее характерны торжественная пышность, внутреннее благородство, изящество формы и глубина мысли. В течение всего тысячелетнего существования Византийская империя, впитавшая в себя наследие греко-римского мира и эллинистического Востока, представляла собой центр своеобразной и поистине блестящей культуры. Кроме того, вплоть до XIII в. Византия по уровню развития образованности, по напряженности духовной жизни и красочному сверканию предметных форм культуры, несомненно, находилась впереди всех стран средневековой Европы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Ранний этап в истории культуры Византии  IV - VII вв. 

       Первые столетия  существования Византийского  государства можно  рассматривать  как  важнейший  этап  в  формировании  мировоззрения  византийского общества, опиравшегося на традиции языческого эллинизма и принципы христианства. В  ранней Византии новый расцвет  переживает философия  неоплатонизма.  Появляется  ряд  философов-неоплатоников - Прокл,  Диадох,  Плотин,  Псевдо-Дионисий,  Ареопагит.

       Формирование неоплатонизма совпадает с зарождением христианства, с разложением и упадком Риской империи. В целом для него характерен глубокий пессимизм, разочарование в земной жизни, убеждение в испорченности человеческой природы.

       Важнейшими темами богословских дискуссий на раннем этапе развития этой культуры были споры о природе Христа и его месте в Троице, о смысле человеческого существования, месте человека во Вселенной и о пределе его возможностей. В этой связи можно выделить несколько направлений богословской мысли той эпохи:

       Арианство: Ариане считали, что Христос - творение Бога-Отца, а потому он не единосущ Богу-Отцу, не вечен и занимает подчиненное место в структуре Троицы.

       Несторианство: Несториане полагали, что божественное и человеческое начала во Христе едины лишь относительно и никогда не сливаются.

       Монофиситизм: Монофиситы выделяли прежде всего божественную природу Христа и говорили о Христе как богочеловеке.

       Халкедонитство: Халкедониты проповедовали те идеи, которые впоследствии стали главенствующими: единосущность Бога-Отца и Бога-Сына, неслиянность и нераздельность божественного и человеческого во Христе.

       Основные христианские догматы, в частности Символ Веры, были закреплены на I Вселенском Соборе в Никее (325 г.) и подтверждены на II Вселенском Соборе в Константинополе (381 г.).

       Формирование христианства как философско-религиозной системы было сложным и длительным процессом.  Христианство впитало в себя  многие философские и религиозные учения того времени. Христианская догматика сложилась под сильным влиянием не только ближневосточных религиозных учений, иудаизма, манихейства, но и неоплатонизма. Догмат о троичности божества, один  из центральных  догматов христианского  вероучения, - это,  по  существу  переосмысленная  триада  неоплатоников.  Однако христианство,  несмотря   на  наличие   общих  с   манихейством  и неоплатонизмом черт, принципиально отлично от манихейского дуализма и неоплатоновского  монизма.  Само  христианство  являлось  не  только синкретическим религиозным  учением, но  и синтетической  философско-религиозной системой,  важным компонентом  которой являлись  античные философские учения. Это, может быть, объясняет в некоторой степени и  то, что христианство не только  боролось с античной философией, но  и использовало ее в своих  целях. На смену непримиримости  христианства со  всем,  что  несло  клеймо  язычества,  приходит  компромисс  между  христианским  и  античным  миросозерцанием.  В  самом  неоплатонизме образовалось два  течения:  одно -  радикальное, настроенное  против христианства,  другое  -  более  умеренное.  Постепенно  берут  верх  сторонники   компромисса   с   христианством.   Происходи   процесс  отталкивания,  обособления   и  одновременно   сближения,  слияния  неоплатонической  философии  и   христианского  богословия,  который завершается  поглощением  неоплатонизма  христианством.    

       В патриотической литературе ранневизантийской эпохи, в трудах Василия Кесарийского, Григория Назианзина и Григория Нисского, в речах Иоанна Златоуста, где закладывался фундамент средневекового христианского богословия, мы видим сочетание идей раннего христианства с неоплатонической философией, парадоксальное переплетение античных риторических форм с новым идейным содержанием. Каппа-Докийские мыслители Василий Кесарийский, Григорий Нисский и Григорий Назианзин закладывают фундамент византийской философии. Их философские построения уходят корнями в древнюю историю эллинского мышления. В центре патриотической философии находится понимание бытия как блага, что дает своеобразное оправдание космоса, а следовательно, мира и человека. У Григория Нисского эта концепция порой приближается к пантеизму.

       Расцвет  византийского  искусства  раннего  периода  связан  с  укреплением могущества империи при Юстиниане. В Константинополе в это  время  воздвигаются  великолепные  дворцы  и  храмы. 

       Стиль византийской архитектуры складывался постепенно, в нем органично совмещались элементы античного и восточного зодчества. Главным архитектурным сооружением был храм, так называемая базилика (греч. "царский дом"), назначение которой существенным образом отличалось от других построек. Если египетский храм предназначался для проведения жрецами торжественных церемоний и не допускал человека в святилище, а греческий и римский храмы служили местопребыванием божества, то византийские стали тем местом, где верующие собирались на богослужение, т.е. храмы были рассчитаны на пребывание в них человека.

       Отныне здесь стали проводить императорские церемонии и торжественные богослужения. Впервые  в  нем  была  воплощена идея грандиозного центрического храма, увенчанного гигантским куполом, на вершине которого был изображен огромный крест, обрамленный звездным небом. Храм, расположенный в центре города, на самом высоком холме, далеко виден с Босфора.

       Другой шедевр византийской архитектуры  - церковь св. Виталия  в Равенне - поражает изысканностью и элегантностью архитектурных форм.  Особую славу этому  храму принесли его  знаменитые мозаики не  только церковного,  но  и  светского  характера,  в  частности  изображения  императора Юстиниана и императрицы Феодоры и их свиты. Лица Юстиниана и  Феодоры  наделены  портретными  чертами,  цветовая  гамма  мозаик  отличается  полнокровной  яркостью,  теплотой  и  свежестью.

Информация о работе Культура Византии