Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 15:13, курс лекций
Беря в качестве основного определение культуры как духовной жизни общества, авторский коллектив предлагает варианты ее системного анализа, который должен помочь Вам разобраться в категориях, отражающих морфологическую структуру культуры (религию, науку, искусство и др.), закономерности, тенденции и противоречия ее функционирования и развития. С учетом многообразия и богатства форм ее эволюции на различных этапах человеческой истории и в разных регионах Земли, выделяются типы культуры.
Жанровые особенности романтизма выразились и в развитии литературной сказки. Лучшим автором этого плана является Э. Гофман («Щелкунчик», «Крошка Цахес», «Золотой горшок»). Во все его сказки входит музыка, произведения Гофмана вдохновляли многих композиторов. Герои, изменившие свой облик, достигают счастья с помощью собственных усилий, будь то «Карлик Нос» или «Халиф- аист» В. Гауфа. Резкий индивидуализм романических персонажей был опровергнут О. Уайльдом в сказке о «Звездном мальчике» и романом «Портрет Дориана Грея»). Народный фольклор и истории были как собраны братьями Гримм, так и переработаны Г.Х. Андерсеном.
Первыми некую опасность, несомую наукой, также отметили романтики. Примером могут служить романы «Франкенштейн» М. Шелли и «Робур- завоеватель» Ж. Верна. На границе между романтизмом и реализмом находится исторический роман. Основоположником этого жанра считается В. Скотт.
К концу ХIХ в. романтизм получал новое рождение в виде неоромантизма. Его основной идеей является действие обыкновенного человека в необычных обстоятельствах. Примерами могут служить «Ким» и «Маугли» Р, Киплинга, юнга Д. Хокинс в «острове сокровищ» Р.Л. Стивенсона.
Реализм был жанром, стремящимся правдиво отразить окружающую жизнь. В ХIХ в. его основной направленностью была критика как общественного строя, так и его производных.
Одним из наиболее распространенных сюжетов реализма был мотив «молодого человека», пробивающего себе путь в верхи общества (Стендаль «Красное и черное», «Пармская обитель»; О. де Бальзак «Отец Горио»). О. де Бальзак был создателем глобальной эпопеи «Человеческая комедия», состоящей почти из 100 романов, действие которых развивается во всех слоях общества.
Г. Флобер в «Госпоже Бовари» показал иллюзорность романтических настроений в рамках буржуазного брака. Мастером реалистического рассказа был Г. де Мопассан (« Милый друг», «Жизнь»). Новеллы П. Мериме показывали яркие и сильные личности реальной жизни ( «Коломба», «Кармен»). Песни П. Ж. де Беранже были сродни политическому памфлету.
В Англии работал крупнейший представитель жанра реализма Ч. Диккенс, создавший целый ряд героев(«Оливер Твист», «Дэвид Копперфилд», «Домби и сын»). Стиль Ч. Диккенса сочетался с карикатурными шаржами на определенные типы людей. Его современник У. Теккерей в «Ярмарке тщеславия» избегал гротеска Ч. Диккенса, но действительность отражал более зло. Его героиня Бекки Шарп созвучна теме «молодого человека». У. Теккерей был неплохим художником и сам иллюстрировал свои книги
В конце ХIХ в. Д. Голсуорси создал одну из лучших книг истории семьи «Сагу о Форсайтах». Г. Уэллс стал корифеем нового жанра научной фантастики («Человек- невидимка», «Война миров»). Пьесы Б. Шоу до сих пор не сходят с театральных подмостков.
Стиль натурализма определял зависимость судьбы человека от социальной среды, наследственности, физиологии. Э. Золя был самым известным писателем этого направления. Он создал целый ряд романов, отражавших различные социальные слои Франции, приблизившись своей эпопеей к творчеству О. де Бальзака. Ф. Норрис («Спрут») раскрыл эту тематику на американском материале. Стиль натурализма быстро перешел в декаданс и символизм.
К началу ХIХ в. европейский театр переживает некоторый упадок. На подмостках главенствовал классицизм в академическом исполнении. Во Франции после восстановлении монархии большинство театров было закрыто. Только «Комеди Франсез» было разрешено играть литературную драму. Небольшой период времени на подмостках этого театра играли пьесы А. Дюма и В. Гюго. В остальных четырех театрах для простонародья жанр был ограничен мелодрамами и водевилями. В Англии монопольные права на пьесы В. Шекспира и Р. Шеридана имели только театры «Друри- Лейн» и «Ковент- Гарден». Искусство романтизма привнесло на сцену искренность и живость языка. В конце ХIХ в. появляются новые театры полузакрытого типа. Они включали в свой репертуар произведения психологической драмы Г. Ибсена, Л. Толстого, Б. Шоу
Этот период в музыкальной жизни называют термином веризм, т. е. направление, стремившееся к правдивому отражению жизни. К авторам этого стиля относятся Р. Леонкавалло («Паяцы»), Д. Пуччини («Богема»). Непревзойденным мастером оперы был Д. Верди («Бал- Маскарад», «Риголето»). К этому же времени относится творчество Ж. Бизе («Кармен»). Среди музыкантов -романтиков были такие корифеи музыки, как Ф. Шопен, Г. Берлиоз, Р. Вагнер, Ф. Лист.
На архитектуре ХIХ в. отразились два важных момента: совершенство инженерных технологий и открытие новых архитектурных систем Востока с использованием их мотивов. Зачастую стал применяться эклектизм, т.е. смешение нескольких стилей в одном сооружении. В I-й половине ХIХ в. господствовал классицизм в виде имперского стиля. Ампир был очень популярен в России (Дворцовая площадь, арка Генштаба, Площадь искусств здания биржи, Сената и Синода в Петербурге, Манеж и здание университета в Москве).
II-я половина ХIХ в. характеризовалась историзмом в архитектуре. Европа обратилась к идеализированным образцам готики (Вотивкирха, Замок Людвига Баварского, здания английского и венгерского парламентов). Со значительной долей эклектики возводится церковь Сакре-Кёр в византийском стиле в Париже. В России византийский стиль был популярен и в начале ХХ в. Резкая поляризация уровня жизни привела к появлению квартальной сетки в зависимости от рода занятий, так появились прототипы «спальных» районов.
В изобразительном искусстве идет сочетание романтизма и реализма. Карикатуры и офорты преобразовались в графику (Г. Доре), литографию (О. Домье) и карикатуры (У. Теккерей). В это же время происходит некая идеализация периода Возрождения, так появляется движение прерафаэлитов.
К романтизму в
изобразительном искусстве
Импрессионизм стремился отразить мир в его постоянной изменчивости освещения и красок. Мазки разных цветов накладывались один на другой, создавая новый переменчивый образ. Как движение, импрессионизм начинается с выставки, где была выставлена картина Э. Мане «Завтрак на траве». К этому жанру относятся произведения К. Мане, О. Ренуара, Э. Дега. Постимпрессионизм, возникший на рубеже веков противопоставил импрессионизму более устойчивые начала (П. Сезанн, В. Ван Гог, П. Гоген).
Таким образом культура ХIХ в. отразила сложность как экономической так и социальной жизни общества огромным числом разнообразных жанров, обращаясь и к разуму человека, и к его чувственной сфере.
Тема 7. История русской культуры
ХUIII -начала ХХ веков
Реформы Петра I первой четверти XVIII в. положили начало модернизации российской цивилизации. В отличие от западной, петровская модернизация носила форсированный (ускоренный) характер и коснулась сразу всех сторон жизни общества, в т.ч. и культуры. Реформы в области просвещения, образования, печати, религии и другие - привели к относительному снижению роли церкви в государственных делах и усилению светских, в т.ч. рациональных, начал в культуре. Последнее нашло выражение в бурном развитии науки, техники, военного дела. В этих областях получили широкую известность В.Н. Татищев (горное дело, история), А.Н.Нартов (механика) и др. Для многих российских ученых (как и для их коллег на Западе) в XVIII в. были характерны широта интересов и энциклопедизм. Например, один из сподвижников Петра I, Я.В.Брюс внес большой вклад в развитие географии, метеорологии, астрономии, астрологии и военного дела.
В общественной мысли активно разрабатывается тема абсолютизма (Ф.Прокопович и др.). В литературе происходит отделение светской книги от церковной; появляется новый герой - патриот, слуга Отечества, преодолевающий трудности и невзгоды силой своих знаний. В поэзии зарождается любовная лирика. Перенесение столицы в Санкт-Петербург стимулирует развитие архитектуры и градостроительства. Новыми явлениями в искусстве стали: портретная и батальная живопись, духовые оркестры, первые регулярные концерты, общедоступные театры в столицах, школьные театры. Обновляются одежда и быт горожан.
В то же время нельзя не учитывать при оценке влияния этих реформ двух обстоятельств: 1) насильственный характер преобразований приводил к жестокой регламентации жизни людей, усилению государственного вмешательства в повседневность и насильственному подавлению любых форм сопротивления этому процессу; 2) несмотря на радикализм реформ, они затрагивали пока еще крайне незначительную часть населения - дворянство, часть купечества и горожан. Рациональные начала, привнесенные петровской эпохой, не изменили тип российской культуры в целом. По преимуществу она оставалась традиционной. По мнению некоторых исследователей, послепетровскую Россию образно можно уподобить существу, у которого «голова смотрит на Запад, а тело остается на Востоке».
Проблема бинарности (двойственности) русской культуры часто объясняется тем, что в ней, как в «гигантском вентиляторе» перемешиваются два мощных потока: с Запада и Востока. Отсюда возникает сложность рационального анализа российской духовной жизни, которая развивается «турбулентно» (бурно, неупорядоченно).Ф. Тютчев в 1866г., выражая эту проблему, поэтически отмечал:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать -
В Россию можно только верить.
Самобытность
российского менталитета
После относительного культурного «застоя», периода «междуцарствия» наступает новый этап духовной эволюции нашей страны, связанный с временем царствования Екатерины II (1762-1796 гг.). Общественная мысль этой эпохи связана прежде всего с обсуждением идеи «просвещенного абсолютизма», в которой Екатерина пыталась соединить ценности европейского Просвещения и русского самодержавия. Достаточно распространенная современная оценка данной идеи такова: она способствовала развитию культуры, но в целом оказалась несостоятельной. Н.Новиков и большинство русских просветителей были масонами, такими же как и большинство французских энциклопедистов. Считалось, что целью создания масонских лож (тайных организаций) является обсуждение проблем религиозно-нравственного самосовершенствования человека и распространение прогрессивных взглядов. При этом русские масоны были монархистами. Но поскольку масонами оказались и руководители Великой французской революции, Екатерина II в 1792 г. запретила деятельность лож в России и перешла к самодержавной реакции.
Но возможен и другой подход к реалиям последней трети XVIII в. Екатерина II по-своему пыталась поддержать и реализовать идеи, выстраданные русской культурой еще в XV - XVII вв. Главным для нее было выживание и укрепление России. Постоянная внешняя угроза и войны просто не оставляли места для других приоритетов. Поэтому любые антикрепостнические, антицерковные, антимонархические, конституционные или республиканские идеи, тайно обсуждавшиеся в масонских ложах, воспринимались в тех условиях как угроза существованию страны. В то же время императрица поддерживала образование и науку, не была чужда некоторым идеям Просвещения. Поэтому просвещённый абсолютизм можно рассматривать как попытку обеспечить выживание и устойчивое развитие государства при опоре на исконные ценности российской культуры, гражданское согласие, просвещение и умеренное реформирование. И не просто попытку, а более-менее успешный 30-летний опыт.
В духовной жизни данной эпохи преодолевалась локальность и, в какой-то мере, сословная ограниченность, придавая общенациональную значимость наиболее ценным региональным и сословным особенностям культуры. Складывалась общенациональная культура. В ней большая роль принадлежала лучшим представителям дворянства, формирующейся интеллигенции, которым было присуще глубокое постижение самобытности народной культуры и, вместе с тем, осознание единства с мировой культурой.
Создание разветвлённой системы народных училищ (с 1786г.), Московского университета (1755 г.), объявленных всесословными; светское образование- вызвали к жизни создание принципиально новых учебников и пособий. На школу стали возлагать задачи, принадлежащие до тех пор семье.
Если в первой половине XVIII в. в российской науке тон задавали иностранцы, а сами русские учёные учились за границей или у иностранных профессоров в России, то во второй половине века можно говорить о становлении вполне самостоятельной отечественной системы подготовки специалистов; зрелой естественно-научной, общественной и технической мысли, отмеченной именами М. Ломоносова, И. Кулибина, И. Ползунова и многих других.
В литературе господствует классицизм- направление, стремившееся соединить классические идеалы античного искусства с рационалистическим пониманием мира и общества как гармоничной, стройной и упорядоченной системы. В конце века зарождается реализм (Д. Фонвизин и др.). В дворянской литературе конца ХVIII в. главенствует сентиментализм (Н.Карамзин и др.).
В архитектуре на единой стилевой основе барокко складывается высокий русский классицизм (Зимний дворец- архитектор Ф. Растрелли; Казанский собор в С.- Петербурге, созданный по проекту нашего земляка А. Воронихина и др.). Скульптора обогащается знаменитым памятником Петру I, работы Э. Фальконе, бюстами М. Ломоносова и А. Голицына, выполненными Ф. Шубиным. Основное направление в живописи- классицизм, главная тема- историческая. Наряду с ней активно развивается портретный жанр (Д. Левицкий, В. Боровиковский). Русское искусство XVIII в. стремилось не только решать общественные проблемы, искать эстетический идеал, но и постичь внутренний мир человека. Вспомним замечательные стихи поэта XX в. Н. Заболоцкого, навеянные портретом А. Струйской, кисти Ф. Рокотова: