Глава 2.
Дворянская усадьба как центр
воспитания.
1. Воспитательные
возможности дворянской усадьбы.
До второй половины XVIII века в России было
два типа поселений - это город и деревня.
После этого временного рубежа начинается
невиданный ранее рост количества усадеб.
Строительный бум охватил всю империю.
Последствием появления большого количества
загородных резиденций стало образование
третьего типа поселения - усадьбы.
Отправной
точкой этого явления можно
считать 1762 г., когда Петр III издал
указ об освобождении дворян
от обязательной государственной
службы. С тех пор дворянин
волен был выбирать: посвятить
себя службе или удалиться
в деревню и заняться хозяйством.
Многие помещики предпочли последнее.
"Очевидцы утверждают, что после
обнородования указа все дороги
из Москвы и Петербурга были
запружены каретами, экипажами, повозками,
на которых дворяне со своим
скарбом покидали обе столицы
и уезжали на жительство в
родовые имения. С тех пор на
протяжении многих десятилетий
дворяне перебирались на лето
в свои сельские жилища, а осенью
возвращались в город ",- пишет
Ю.С. Рябцев .
А.С.Пушкин
так описывает картину переезда:
"Обоз
обычный, три кибитки
Везут
домашние пожитки,
Кастрюльки,
стулья, сундуки,
Варенье
в банках, тюфяки,
Перины,
клетки с петухами,
Горшки,
тазы et cetera,
Ну
много всякого добра."
Таким
образом, необходимо отметить, что
формируются две особые,чередующиеся
среды жизнедеятельности в "существовании"
каждого дворянина - город и
усадьба, причем нас интересуют
именно воспитательные возможности
последней.
Учитывая,
что завершенного определения
воспитательных возможностей современные
педагогические издания не содержат,
под ними предлагали понимать влияние
совокупности различных сред, оказывающих
развивающее, воспитующие воздействие
на человека.
Возникает
вопрос: как много времени проводил
дворянин в усадьбе? Возможно
этого времени недостаточно для
того, чтобы говорить о каком-либо
воздействии?
"Жизненный
путь дворянина, особенно, когда
в семье уже были старшие
дети, как правило, начинался в
усадьбе. Место успокоения предков
служило колыбелью потомкам. За
краткой полосой детства следовало
отрочество, знаменовавшее расстование
с домом - родными, домашними,
дворовыми. Начиналась полоса
учения в городе... После того
наступала полоса службы..." . Получив
отставку, пожилой дворянин возвращался
в свою усадьбу, чтобы полностью посвятить
себя любимому делу. Кстати, попавшего
в опалу помещика ссылали в имение.
Итак,
пребывание дворянина в усадьбе
можно разделить на три периода:
Детство.
От рождения до отрочества
ребенок находился в усадьбе
на попечении родителей и дворни.
Зрелость.
Обучение происходило обычно
в закрытых учреждениях, а в
период службы дворянин лишь
время от времени навещал "родное
гнездо".
Старость.
После окончания службы дворянин
возвращался в усадьбу, где
прошло его детство, чтобы в
лоне природы достойно встретить
успокоение.
Изучение
жизни и быта дворянских усадеб
Курской губернии XIX века позволяет
сделать вывод о том, что
внутри каждой усадьбы была
создана своя особая микрокультура.
Здесь присутствовала оригинальная
среда, существующая по своим
законам, хотя и было нечто
общее, объединяющее такие разные
имения: образ жизни и воспитания.
Домашнее воспитание складывалось
на протяжении длительного времени,
впитав в себя народные черты,
приобщившись к русской национальной
духовной культуре.
Сложившаяся
система домашнего воспитания
характеризуется образом жизни,
образованными людьми, элементами
высшей эстетики, архитектурой, садово-парковой
культурой, библиотеками, а также
соприкосновением сословий дворян и крепостных.
Остановимся по-подробнее на характеристике
этих элементов.
Обратимся
к вопросу: кто проживал в
усадьбе? Во-первых, это, конечно,
хозяин и его семья. Во-вторых,
отдельно можно выделить знакомых
и друзей владельца, которые
проживали довольно длительное
время. В-третьих, это дворовые
люди, обслуживавшие дворян и
все окружающее великолепие. Покупка
загородной резиденции обходилась
очень недешево. К примеру, А.А.Фет
купил имение Воробьевку (650 десятин)
за 100 тысяч рублей. Нередко владельцы
занимали высокие государственные
посты. Так, А.И.Нелидов долгое
время был губернским предводителем
дворянства и губернатором, Иван
Сергеевич Барятинский и его
сын Иван Иванович были дипломатами,
Г.А.Новосильцев находился в должности
главы Курского городского самоуправления.
Дворянин-владелец был человеком весьма
образованным. Он обязательно учился "в
закрытом или военном заведении, затем,
иногда, в западноевропейских университетах"
[13, 175]. Тоже можно сказать о женщинах. Они
получали прекрасное домашнее образование,
обучались в пансионе, нередко в Смольном
институте. Например, выпускницей этого
заведения была мать А.И.Нелидова Наталья
Александровна.Можно отметить, что владельцы
усадеб были людьми по тем временам образованными,
интеллигентными, а также высоко ценили
произведения искусства.
"Еще
в конце прошлого века российское
общество не представляло, какие
огромные художественные ценности
хранят усадьбы" ,- пишет Г.Злочевский
.
К
сожалению, только национализация
имущества и открытый грабеж
дворянских усадеб показали малую
толику этих ценностей. Попробуем
воссоздать ту атмосферу гармонии
и красоты, которая присутствовала
в имении, окружала всех тех,
кто в нем проживал.
"Усадьба
- это особый организм, модель
культуры, которая выстраивается
в пространстве как архитектурная
модель мира. В этом ее всеобъемлюещее
воздействие на душу человеческую.
От хозяйского дома начинается
"движение в природу", которое
"обеспечивается" построением
садово-паркового комплекса согласно
классицистическому принципу трехслойного
пространства. На переднем плане,
перед домом размещался регулярный
партер, служащий для постепенного
перехода от форм архитектуры
к ее природному окружению.
На втором плане находились
река или пруд, а третий план
раскрывался как живописное полотно,
представлявшее широкую панораму
естественного окружения усадьбы.
В ней находилось место и
усадебной церкви, расположенной
чаще всего на оси перспективы,
и близлежащим деревням, и лугам,
и рощам",- пишет М.Звягинцева. Таким
образом, создавалась непосредственная
связь архитектуры построек, садово-паркового
ансамбля и окрестностей.
Все
планы в усадебном ландшафте
были тщательно продуманы. Они
составлялись талантливыми архитекторами
с учетом природных особенностей,
а также мировоззрения заказчика,
его склонностей и вкуса.
Есть
мнение, что увлечение садами
и парками породила мода на
философию Руссо, его призыв "назад
к природе". Хотя В.О.Ключевский
видит корни этого увлечения
еще глубже: " Лес, степь и
река - это, можно сказать, основные
стихии русской природы по
своему историческому значению.
Каждая из них в отдельности
сама по себе приняла живое
и соеобразное участие в строении
жизни и понятий русского человека"
.
Сад
в сознании русского человека
ассоциировался с представлением
о рае, о саде Эдемском. Поэтому
на русских землях издревле
получила развитие садовая традиция,
связанная с монастырскими и
княжескими садами. Образы, относящиеся
к саду: деревья, кусты, цветы,
птицы "принадлежали к первому
ряду в иерархии эстетических
и духовных ценностей Древней
Руси",- замечает Д.С.Лихачев .
К
дошедшим из глубины веков
садовым традициям добавляется
нечто новое - искусственные вкрапления
из отдельных построек и скульптур,
которое впрочем находятся в
гармонии с окружающей средой
и лишь подчеркивают естественную
красоту последней, ее эстетическую
ценность. Любая скульптура или
сооружение в парке наделяются
особым смыслом, одухотворяются,
приобретают некое особое содержание.
Отдельного
упоминания заслуживает любовь
к античности, времени просторных
и светлых храмов, ионических
колонн, когда процветала богатейшая
культура, давшая развитие всей
Европе. Скульптуры и павильоны
посвящали Аполлону, Венере, Флоре
и другим мифологическим персонажам.
"Часть сооружений посвящали
нежным чувствам (храм Дружбы
или Любви, Дом Амура и т.п.).
Некоторые служат местами для
размышлений и поэтического вдохновения
(Приют муз, Хижина отшельника
и т.п.). Иногда устраиваются "географические"
остановки (Китайская беседка,
Венецианский мост), различные лабиринты.
Многие уголки парка носят
имена близких или друзей хозяина,
пробуждая милые сердцу воспоминания"
.
Таким
образом, создавалась миниатюрная
"модель мира" в усадьбе,
и каждый гуляющий по парку
любовался красотами природы
и зодчества, слитыми воедино,
и проникался всепоглащающим
чувством приятия к окружающей
обстановке. Посещая "романтические"постройки,
человек пропитывался их эстетикой,
приобщался к мировой сокровищнице
культуры.Но не только внешними
атрибутами примечательны усадьбы.
В ней находились богатейшие
коллекции предметов искусства
и книг, причем некоторые из
них изготовлялись прямо тут,
в усадьбе.
Вообще,
само имение мыслилось каждым
помещиком, как приют спокойствия
и вдохновения. Поэтому непременными
элементами каждого усадебного
дома становятся библиотеки, заставленные
шкафами с книгами, картинные
галереи, кабинеты, отражающие личные
пристрастия владельца. Что касается
последних, то, например, у А.А.Фета
был даже не один кабинет,
а целых два, на каждом этаже
усадьбы. Примечательно, что вид
из окна у кабинетов разный.
Исследователи
отмечают, что почти все "великие
люди" творили за пределами
городов. Творческая деятельность
переносится из столиц в усадьбу,
которая превращается в "кабинет"
России.
"Занятие
"изящными искусствами", наличие
эстетических взглядов рассматриваются
современниками как важный показатель
общего культурного уровня. Бывая
за границей, дворяне не только
знакомятся с художественными
ценностями Европы, но и начинают
создавать собственные коллекции"
.
Само
присутствие в усадьбах большого
числа произведений русского
и европейского искусства составляет
определенный эстетический фон.
Создающиеся повсеместно картинные
галереи являются своеобразным
взаимопроникновением западноевропейской
и русской культур. Они открываются
для обозрения друзей и соседей,
знакомя с последними европейскими
находками в области изобразительного
искусства.
Но
эти явления больше относятся
к крупным и средним усадьбам.
В небольших имениях чаще всего
единственным жанром, представлявшим
живопись, был портрет. Увлечение
им в провинциальных усадьбах
неслучайно. Изображения предков
хозяев дома, самих владельцев
и их ближайших родственников
должны были давать наглядное
представление о семье в целом
и способствовать созданию в
усадьбе атмосферы "родового
гнезда". Картины и другие предметы
искусства практически не поддаются
атрибуции. Весьма распространенным
явлением была анонимность провинциальных
мастеров. "Усадебное искусство
- это искусство произведений, а
не имен. В нем есть уникальные
художественные вещи, но почти
нет крупных художников",- пишет
Л.Смирнов .Художественная жизнь представителей
петербургского "высшего света" отличалась
особой насыщенностью. У высокородных
господ было достаточно материальных
возможностей для удовлетворения своих
эстетических потребностей. В своих усадьбах
они собирали художественные коллекции,
способные соперничать с царскими.Примером
тому может послужить коллекция Барятинских
в усадьбе Марьино. Начало коллекции положил
И.С.Барятинский, служивший посланником
России во Франции. Его сын Иван Иванович,
получивший высокое даже по европейским
меркам образование, продолжил дело отца,
имея достаточно средств и связей для
приобретения понравившихся ему картин.
"Его фамильная портретная галерея
включала портреты Чернышевых, Келлеров,
Нарышкиных, Гольштейн-Беков, Воронцовых
- предков и ближайших родственных князя...
Позднее к картинной галерее Марьино прибавятся
реликвии, связанные с Кавказской войной...несколько
картин, написанных Т.Горшельтом, находившемся
при русском штабе, вазы с изображением
Георгиевского ордена и фамильного герба
Барятинских, личные вещи фельдмаршала...",-
описывает М.Звягинцева .
В
картинной галереи Марьино находились
также произведения западноевропейского
искусства, приобретенные князем
в Италии. Несколько картин написали
по заказу Барятинского Антонио
и Федор Бруни. Они имели
историческую тематику. Кроме того,
зримо были привезены пейзажи
и натюрморты.