Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 21:05, дипломная работа
Дипломная работа представляет собой историко-педагогическое исследование усадьбы как воспитывающей среды на материале Курского региона.
Введение.
Глава 1. Условие становления и развития усадебной культуры в Курском крае.
§1. Усадьба - основа жизнедеятельности помещичьего хозяйства.
§2. Усадьба как феномен русской культуры.
Глава 2. Дворянская усадьба как центр воспитания.
§1. Воспитательные возможности дворянской усадьбы.
§2. Воспитание юного дворянина.
§3. Воспитание детей крепостных крестьян
Заключение.
Библиография
"Бьют хлеб палками, Режут ножом.
Жмут камнями, За то хлеб губят,
Жгут огнем, Что все его любят" .
На
двух простых истинах были
основаны принципы народной
Итак, элементарные нормы поведения, требования старших в сказке изложены без окриков, наказаний, к которым часто прибегают родители, и непринужденно входят в сознание и душу растущего человека, становятся его внутренним приображением. Это назначение сказок подметил К.Д.Ушинский, назвав их проявлением педагогического гения народа.С раннего детства у ребенка есть верные друзья-игрушки. В живой, увлекательной форме они преследовали цели умственного, физического, эстетического воспитания, развивали фантазию ребенка, помогали освоиться с привлекательным для него миром взрослых и в игре подражать им. К сожалению, это сильнейшее воспитательное средство крестьяне, из-за постоянной материальной стесненности использовали мало. В.Ильинский пишет: "Маленьким детям крестьянки вешали над их колыбельками цветные платки, которыми забавлялся ребенок. Девочки играли в куклы, а мальчики - в лошади. Если девочка хотела играть в лошадки, ей не давали, считая это предосудительным. Как и везде, крестьянские дети в своих играх подражали взрослым и копировали окружающую жизнь: обрабатывали хлеб, ухаживали за скотом, ездили на базар, пили водку и т.п." .
Итак, уже после пяти лет ребенок считался чуть ли не взрослым. До этого времени, да и дальше до 10-11 лет дети получают в основном "физическое" воспитание. Период детства крайне мал, его почти нет. Особенность воспитания крестьянских детей состоит в том, что с самых ранних лет начинается трудовая деятельность. Вначале в форме игры, а затем труд становится жизнью крестьянина.
Религиозное чувство у ребенка пробуждали очень рано. Первые впечатления о Боге больше связаны с запугиванием. Если ребенок начинал шалить, мать грозила: "Боженька накажет", показывая на икону.
Ребенка
рано приучали молиться. Вначале
он просто подражал старшим,
становился рядом с ними на
колени, клал руку на лоб, человал
пол. "Но так как содержание
молитвы, - пишет Ильинский, - не было
понятно ребенку, чтение их
было механическим. Если ребенок
не хотел становиться на
Когда ребенку исполнялось 7-8 лет, его начинали водить в церковь" . Храмы часто находились в усадьбах. Поэтому с этого времени можно говорить о том, что ребенок начинает систематически посещать дворянскую усадьбу. Причем почти все знания, связанные с образованием, дитя будет получать здесь же. Крестьянским детям внушалось определенная сумма религиозно-нравственных понятий. Условно их можно разделить на две группы: основанных на "страхе божьем" и на традициях. Внушалась необходимость молиться, соблюдать посты и праздники. "Не помолившись Богу, нельзя было садиться за стол, а равно и выходить из-за стола...К трудовому хлебу - за столом или вообще при еде - детям внушалось благоговейное чувство, а поэтому бросаться хлебом, даже небрежное обращение с крошками считалось просто преступлением. За столом нужно было быть серьезным и не болтать...Нищим отказывать считалось грехом, и за скупость Бог мог лишить благосостояния или наказать болезнью",- пишет Д.И.Латышина . Существовали в семье и традиции, непреложные правила. Почтение к родителям, старшим и всякого рода начальникам постоянно внушались детям. Обязательно, в хорошей семье жена должна была слушаться мужа, не поступать наперекор ему. Такие же отношения были и между родителями и детьми. Почтение к родителям считалось залогом здоровой, долгой и счастливой жизни. Д.И.Латышина отмечает: "Покорность детей часто была рабской, а власть родителей над ними переходила иногда в слепой деспотизм, лишенный нравственных оснований. Встречались такие родители, которые лишали детей всякой свободы, наказывали их за игры, шум, подвижность, требовали, чтобы дети были серьезны, как взрослые".Самым важным в народной педагогике было трудовое воспитание.
В
этот замкнутый круг всеобщей
набожности, неграмотности,
Так
помещик Анненков заботился о
появлении в поместье
Крепостные
Анненкова отправляются
В
усадьбах петербургских
Итак,
крестьянин мог покинуть
Таким
образом, крестьянский ребенок
формировался под влиянием
Заключение.
Как
показало исследование, в царствование
ПетраI усиливается процесс
Строительство
усадебных комплексов
Формируются
два типа усадеб - принадлежавшим
петербургским вельможам и
На
конец XVIII - начало XIX века приходится
"золотой век" курской усадьбы.
Усадьбы
становятся подлинными
Такое
средоточие культурных
Воспитующее воздействие оказывают такие факторы как:
культурно-эстетические ценности (архитектура, садово-парковая культура, библиотека, картинная галерея и т.д.);
уровень
воспитания и образования
соприкосновение
с крепостными крестьянами,
формирование
особого мира ценностей,
Средствами
дворянского воспитания
Усадьба
способствует единству с
Народная
педагогика включает с
Средствами воспитания наряду с трудом выступают обычаи, традиции, сказки, пословицы, поговорки, песни.
Библиография.
Архивные материалы.
ГАКО. Ф. 217. Оп. 1. Д. 2137.
ГАКО. Ф. 249. Оп. 1. Д. 45.
ГАКО. Ф. 249. Оп. 1. Д. 158.
ГБЛ. Ф. 19. Оп. 1. Ед. хр. 128/274. Б.
Список литературы.
Антология педагогической мысли XVlll века. -М.: Знание, 1991.- 435 с.
Благой
М.Т. Архитектурные памятники.-
Болотов
А.Т. Памятник прошедших
Боткин С.Д. Воробьевка // Изучение жизни и творчества А.А. Фета. - Курск: 1994. - 325 с.
Веденин
Ю.А. Русские дворянские
Готье Т. Путешествие в Россию. - М. : Мысль, 1990. - 400 с.
Гуленьки:
русские народные прибаутки,
Дынник Т.А. Крепостной театр. - М. : Академия, 1993. -327 с.
Евангулова О.Е. Город и усадьба второй половины восемнадцатого века в сознании современников // Русский город. Вып. 7. - М. : 1989.
Жизнь в свете и дома. -М. :ТЕРРА; 1997.- 368 с.
Звягинцева
М.М. Русская усадьба как
Злочевский Г.С. Памятники отечества. Мир русской усадьбы. - М. : Образование, 1995.
Известия Курского губернского общества краеведения. Вып. 6. - Курск. - 1928.
Ильинский
В. Как ведется воспитание
История и современность Курского края. - Курск, 1993. - 598 с.
Каждан Т.П. К вопросу о изучении русской усадьбы // Русская усадьба. - Вып. 1(17). - М. - 1994. - 240 с.
Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М. : Академия. 2000. - 250 с.