Дворянская усадьба

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 21:05, дипломная работа

Описание работы

Дипломная работа представляет собой историко-педагогическое исследование усадьбы как воспитывающей среды на материале Курского региона.

Содержание

Введение.



Глава 1. Условие становления и развития усадебной культуры в Курском крае.

§1. Усадьба - основа жизнедеятельности помещичьего хозяйства.

§2. Усадьба как феномен русской культуры.



Глава 2. Дворянская усадьба как центр воспитания.

§1. Воспитательные возможности дворянской усадьбы.

§2. Воспитание юного дворянина.

§3. Воспитание детей крепостных крестьян



Заключение.



Библиография

Работа содержит 1 файл

Дворянская усадьба.docx

— 104.55 Кб (Скачать)

"Бьют  хлеб палками, Режут ножом.

 Жмут  камнями, За то хлеб губят,

 Жгут  огнем, Что все его любят"  .

 На  двух простых истинах были  основаны принципы народной педагогики: 1) нельзя воспитывать трудолюбие  у детей лишь одним словом, без серьезных умных дел; 2)чем  раньше дети будут привлечены  к труду на земле, тем лучше  они будут воспитаны. "Сынок  -сосунок, не век сосун, через  год -стригун, через два - бегун,  через три - игрун, а там и  в хомут" .Сказки важную часть народной педагогической культуры. Издревне они использовались как средство воспитания детей. Сказка обладает иносказательным смыслом, тем не менее хорошо памятным даже детям. В ней изображается красивый, таинственный мир, где свет, правда и справедливость всегда побеждает зло. Если в условиях семейной жизни нарушение детьми правил поведения влекут за собой порицания, то в сказке за это угрожают серьезными опасностями, даже смерть, но при помощи внешних сил сложная ситуация заканчивается благополучно. Сказки стали своеобразным сводом нравственных поучений с живыми примерами о том, какая может постигнуть детей беда, если они не слушаются старших, принебрегают их советами, наставлениями, предупреждениями. В сказках маленького, неопытного персонажа всегда выручают звери, птицы и другие силы. Но они добры лишь при условии ласкового отношения к ним.

   Итак, элементарные нормы поведения, требования старших в сказке изложены без окриков, наказаний, к которым часто прибегают родители, и непринужденно входят в сознание и душу растущего человека, становятся его внутренним приображением. Это назначение сказок подметил К.Д.Ушинский, назвав их проявлением педагогического гения народа.С раннего детства у ребенка есть верные друзья-игрушки. В живой, увлекательной форме они преследовали цели умственного, физического, эстетического воспитания, развивали фантазию ребенка, помогали освоиться с привлекательным для него миром взрослых и в игре подражать им. К сожалению, это сильнейшее воспитательное средство крестьяне, из-за постоянной материальной стесненности использовали мало. В.Ильинский пишет: "Маленьким детям крестьянки вешали над их колыбельками цветные платки, которыми забавлялся ребенок. Девочки играли в куклы, а мальчики - в лошади. Если девочка хотела играть в лошадки, ей не давали, считая это предосудительным. Как и везде, крестьянские дети в своих играх подражали взрослым и копировали окружающую жизнь: обрабатывали хлеб, ухаживали за скотом, ездили на базар, пили водку и т.п." .

 Итак, уже после пяти лет ребенок  считался чуть ли не взрослым. До этого времени, да и дальше  до 10-11 лет дети получают в основном "физическое" воспитание. Период  детства крайне мал, его почти  нет. Особенность воспитания крестьянских детей состоит в том, что с самых ранних лет начинается трудовая деятельность. Вначале в форме игры, а затем труд становится жизнью крестьянина.

 Религиозное  чувство у ребенка пробуждали  очень рано. Первые впечатления  о Боге больше связаны с  запугиванием. Если ребенок начинал  шалить, мать грозила: "Боженька  накажет", показывая на икону.

 Ребенка  рано приучали молиться. Вначале  он просто подражал старшим,  становился рядом с ними на  колени, клал руку на лоб, человал  пол. "Но так как содержание  молитвы, - пишет Ильинский, - не было  понятно ребенку, чтение их  было механическим. Если ребенок  не хотел становиться на молитву,  его принуждали. Например, когда  ребенок делал последний поклон, ему сзади бросали какой-нибудь  гостинец и говорили, что это  ему послал за его труды  Бог...

 Когда  ребенку исполнялось 7-8 лет, его  начинали водить в церковь"  . Храмы часто находились в усадьбах. Поэтому с этого времени можно говорить о том, что ребенок начинает систематически посещать дворянскую усадьбу. Причем почти все знания, связанные с образованием, дитя будет получать здесь же. Крестьянским детям внушалось определенная сумма религиозно-нравственных понятий. Условно их можно разделить на две группы: основанных на "страхе божьем" и на традициях. Внушалась необходимость молиться, соблюдать посты и праздники. "Не помолившись Богу, нельзя было садиться за стол, а равно и выходить из-за стола...К трудовому хлебу - за столом или вообще при еде - детям внушалось благоговейное чувство, а поэтому бросаться хлебом, даже небрежное обращение с крошками считалось просто преступлением. За столом нужно было быть серьезным и не болтать...Нищим отказывать считалось грехом, и за скупость Бог мог лишить благосостояния или наказать болезнью",- пишет Д.И.Латышина . Существовали в семье и традиции, непреложные правила. Почтение к родителям, старшим и всякого рода начальникам постоянно внушались детям. Обязательно, в хорошей семье жена должна была слушаться мужа, не поступать наперекор ему. Такие же отношения были и между родителями и детьми. Почтение к родителям считалось залогом здоровой, долгой и счастливой жизни. Д.И.Латышина отмечает: "Покорность детей часто была рабской, а власть родителей над ними переходила иногда в слепой деспотизм, лишенный нравственных оснований. Встречались такие родители, которые лишали детей всякой свободы, наказывали их за игры, шум, подвижность, требовали, чтобы дети были серьезны, как взрослые".Самым важным в народной педагогике было трудовое воспитание.

 В  этот замкнутый круг всеобщей  набожности, неграмотности, патриархальности  вмешивались дворяне-помещики. Они  начинают испытывать нужду в  наличие опытных, образованных  мастерах-ремесленниках, способных  выполнять любую нужную в хозяйстве  работу. Поэтому в усадьбе организуются  различные школы, в которых  крепостные получают элементарные  знания: обучаются чтению, счету,  письму, "закону божию" и  "конечно" ремеслу.

 Так  помещик Анненков заботился о  появлении в поместье собственных  квалифицированных мастеров. Крепостной  М.Романов посылается на 2 года  для обеспечения "столярному  художеству", И.Трубилин и А.Домашев  - в "науку поваренную", И.Васильев  и П.Тимофеев - для обучения "портретному  мастерству" и т.д.

 Крепостные  Анненкова отправляются изучать  науки не только в Курск,  но и в Воронеж, и в Москву. Помощник был заинтересован в  получении ими лучших ремесленных  навыков и денег на обучение  не жалел.

 В  усадьбах петербургских вельмож  получило распространение музыкальное  творчество. В Борисовке, принадлежавшей  Шереметьевым, была создана прекрасная  хоровая капелла, гастролировавшая  в Москве и Петербурге. Хор  состоял из крепостных. Каждые 3-4 года из курских имений выписывались  малолетние певчие для обучения  в Петербурге. Прошедшие столичную  музыкальную школу, многие из  них, возвратившись домой, оставались  верны музыке, укрепляя и расширяя  музыкальные традиции родных мест. "Некоторые из мальчиков-певчих, - отмечает М.М.Звягинцева, - сделали впоследствии артистические карьеры, как, например, Беликов, Маренич, Усатов, Алабышев, Коноплев, Кившенко, Барышев и др. Можно сказать, что судьба одного из них, Г.Я.Ломакина, уникальна и типична одновременно. Ему повезло больше других: он становится одним из лучших скрипачей-виртуозов, основателем Бесплатной музыкальной школы в Петербурге" .

 Итак, крестьянин мог покинуть замкнутый  круг жизни в деревне, лишь  через обучение, через получение  знаний в дворянских усадьбах. Своеобразную карьеру могли сделать  лишь те, чей талант и работоспособность  заметили дворяне-помещики.

 Таким  образом, крестьянский ребенок  формировался под влиянием среды  со всеми ее противоречиями: угнетенностью  и беспечностью, состраданием и  жестокостью, искренней религиозной  настроенностью и бедностью. Дети  впитывали эту атмосферу с  ее темными и светлыми сторонами.  Поскольку среда была цельной  и замкнутой, дети лично усваивали  влияние и уклад жизни старших  поколений.

 

 

 Заключение.

 

 Как  показало исследование, в царствование  ПетраI усиливается процесс образования  крупноземельной собственности  и родовых недвижимых имений. Эта тенденция получила развитие  и в Курском крае. Сподвижники  Петра I, такие как Б.П.Шереметьев, Г.И.Головкин, И.С.Мазепа, получили вотчины,  ставшие подлинными культурными  центрами, положившими начало усадебному  строительству в нашем регионе.

 Строительство  усадебных комплексов усиливается  после Манифеста Петра III от 1762 года и дарование вольности  дворянству Екатериной II. Усадьбыстановятся  уделом не только крупных землевладельцев,  но и средних, и даже мелких.

 Формируются  два типа усадеб - принадлежавшим  петербургским вельможам и стремившимся  подражать им среднепоместным  дворянам.

 На  конец XVIII - начало XIX века приходится "золотой век" курской усадьбы.  В это время создаются подлинные  шедевры усадебного зодчества  - "Марьино" и "Моква", ничуть  не уступающие по великолепию  подмосковным дворцам.

 Усадьбы  становятся подлинными культурными  центрами. Они размещаются в красивейших  природных ландшафтах, идеально  гармонизируя с ними. Их строительством  занимались талантливые архитекторы.  В усадьбах сосредотачиваются  великолепные библиотеки, огромное  количество картин западноевропейских  и отечественных художников, скульптуры. Известны 5 провинциальных театров,  располагавшихся в имениях Анненковых, Валькенштейна, Голицыных, Хорвата  и Ширковых. Практически все крупные  усадьбы являлись музыкальными  центрами Курского края, в них  открывались школы для крепостных. Почти в каждой усадьбе был  свой храм, где велись службы. Все это позволяет сделать  вывод о том, что вклад, внесенный  дворянскими усадьбами в культурное  наследие Курского края, чрезвычайно  велик.

 Такое  средоточие культурных ценностей  дает право говорить о воздействии  на эстетическую, духовную, нравственную  и другие сферы человека. Речь  идет о воспитательных возможностях  усадьбы - влиянии совокупности  различных сред, оказывающих развивающее,  воспитующее воздействие на человека.

 Воспитующее  воздействие оказывают такие  факторы как:

 культурно-эстетические  ценности (архитектура, садово-парковая  культура, библиотека, картинная галерея  и т.д.);

 уровень  воспитания и образования дворян, проживавших в усадьбе;

 соприкосновение  с крепостными крестьянами, обретение  дворянами национальной, народной  культуры;

 формирование  особого мира ценностей, присущих  дворянам, особое содержание воспитания (физическое, нравственно-религиозное,  эстетическое).

 Средствами  дворянского воспитания выступают  пример, традиция, саморазвитие.

 Усадьба  способствует единству с природой, уединению в особой атмосфере,  в окружении близких людей.  Поэтому домашнее, семейное воспитание  становится главной формой воспитания. Усадьба становится своего рода  колыбелью, где нет различий  на начальных этапах между  детьми, будь они дворянскими  или крестьянскими. Общее существование  многое делает совместным. Но  постепенно между детьми растет  пропасть. Результат воспитания  разводит детей по разным ступеням  социальной лестницы. Дворяне развиваются, "внешне" готовятся к светской  жизни. Получив знание этикета,  энциклопедическое образование,  в них развивается созерцательное  восприятие действительности. Они  видят красивое и восторгаются  им, обращают внимание на безобразное  и морщатся, но ничего не пытаются  изменить.

 Народная  педагогика включает с измальства  ребенка в тяжелую жизнь крестьянина.  Главным средством воспитания  становится труд. Внутреннее развитие  происходит через постижение  законов нравственности. Крестьянский  ребенок воспитывается для рабочего  существования. Труд обеспечивает  существование, он залог жизни.  Поэтому взгляд крестьянина на  окружающий мир более рационален, более утилитарен.

 Средствами  воспитания наряду с трудом  выступают обычаи, традиции, сказки, пословицы, поговорки, песни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография.

 Архивные  материалы.

 

 ГАКО. Ф. 217. Оп. 1. Д. 2137.

 ГАКО. Ф. 249. Оп. 1. Д. 45.

 ГАКО. Ф. 249. Оп. 1. Д. 158.

 ГБЛ.  Ф. 19. Оп. 1. Ед. хр. 128/274. Б. 

 Список  литературы.

 Антология  педагогической мысли XVlll века. -М.: Знание, 1991.- 435 с.

 Благой  М.Т. Архитектурные памятники.-М.: Наука, 1989.- 230 с.

 Болотов  А.Т. Памятник прошедших времен.-М., 1898.

 Боткин  С.Д. Воробьевка // Изучение жизни  и творчества А.А. Фета. - Курск: 1994. - 325 с.

 Веденин  Ю.А. Русские дворянские усадьбы  и их роль в возрождении  культурного ландшафта России // Русская усадьба. - Вып. 1(17). - М. : 1994. - 240 с.

 Готье  Т. Путешествие в Россию. - М. : Мысль, 1990. - 400 с.

 Гуленьки: русские народные прибаутки, заклички, поговорки. -М. : Дет. Лит., 1995.-458 с.

 Дынник  Т.А. Крепостной театр. - М. : Академия, 1993. -327 с.

 Евангулова  О.Е. Город и усадьба второй  половины восемнадцатого века  в сознании современников // Русский  город. Вып. 7. - М. : 1989.

 Жизнь  в свете и дома. -М. :ТЕРРА; 1997.- 368 с. 

 Звягинцева  М.М. Русская усадьба как культурно  - исторический феномен. Автореферат  дисс. ... канд. культурологии. - СПб, 1997. - 175 с.

 Злочевский  Г.С. Памятники отечества. Мир  русской усадьбы. - М. : Образование, 1995.

 Известия  Курского губернского общества  краеведения. Вып. 6. - Курск. - 1928.

 Ильинский  В. Как ведется воспитание детей  в деревенской Руси. - М. : Госиздат, 1923.

 История  и современность Курского края. - Курск, 1993. - 598 с.

 Каждан  Т.П. К вопросу о изучении  русской усадьбы // Русская усадьба. - Вып. 1(17). - М. - 1994. - 240 с.

 Коджаспирова  Г.М. Педагогический словарь. - М. : Академия. 2000. - 250 с.

Информация о работе Дворянская усадьба