Марьинский
ансамбль был построен в течение
очень короткого срока в 1815-1816
годах по проекту малоизвестного
в России архитектора Карла
Ивановича Гофмана. "В строительстве
ансамбля принимали участие и
крепостные мастера-самоучки" [47,
63]. Каждый крестьянин поучаствовал
в строительстве. Одни пересаживали
из леса в парк деревья, другие
копали пруд, третьи ловили певчих
птах и выпускали их рядос
с дворцом. До нас дошли лишь
имена некоторых талантливых
мастеров: архитекторский ученик
Шатихин, чертежник Казьма Шобрехин,
кирпичных дел мастер Лаврентий Наседкин
с сыновьями, механик Василий Лебедев,
садовник Броун, мелиоратор Гулерт и другие.
По
мере строительства дворца и
хозяйственных служб, создавались
парк и пруд, а в последующие
годы XIX-начала XX века в Марьино
поступали редчайшие произведения
искусства отечественных и зарубежных
художников и скульптуров.
"Во
время основания усадьбы И.И.Барятинский
жил за границей, но внимательно
следил за ходом ее строительства.
Об этом свидетельствует его
переписка с архитектором К.Гофманом
и управляющим Ф.Резниковым, где
князь давал подробные советы
по ведению строительных и
хозяйственных работ в имении,
изучая заграничный опыт различных
систем хозяйства и последние
достижения строительного дела”.
Впрочем
необходимо отметить, что "знатоком
и ценителем архитектуры он (И.И.Барятинский)
не был, чем решительно отличался
от других именитых людей такого
же ранга" .
По
тому времени владения Барятинских
слыли образцовыми, так как
широко привлекались из Англии
специалисты по разным отраслям
сельского хозяйства и мануфактурного
производства. Например, по проекту
англичанина-мелиоратора были осушены
обширные заболоченные земли,
в знак чего был установлен
обелиск с такой надписью:"Князь
Иван Иванович Барятинский, отдавая
признательность свою англичанину
Ивану Гулерту за осушение "Иван-болота"
до 2900 десятин, создал в честь
ему сей памятник. 1822 года, ноября
15-го дня" .Для той поры увлечения
аристократии всем иностранным было обычным
явлением, даже своего рода модой. Скорее
всего поэтому И.И.Барятинский остановил
свой выбор на неизвестном в России архитекторе
иностранце К.Гофмане. И все же Марьинский
дворец был широко известен в России не
столько своей архитектурой, сколько роскошью
внутреннего убранства, коллекциями, а
также своеобразной атмосферой праздничности,
открытости, художественной утонченности.
Желанием князя, умением его помощников
и трудами крепостных "был создан замечательный
памятник экономического, сельскохозяйственного,
землеустроительного, архитектурного
искусства " .
Князь
Иван Иванович Барятинский умер
13 июня 1825 года и был погребен
в фамильном склепе церкви Покровской
села Ивановского. После смерти мужа Мария
Федоровна прожила в "Марьино" шесть
лет, воспитывая детей. Затем семья Барятинских
уехала в Петербург.Владельцем усадьбы
стал старший сын И.И.Барятинского - Александр
Иванович (1815-1870), будущий наместник Кавказа.
В 1850 году А.И.Барятинский отказался от
своих наследственных прав в пользу брата
генерал-адъютанта Владимира Ивановича
(1817-1875). Новый хозяин редко посещал свое
имение, хотя уделял ему немало внимания.
В 1869-1873 годах по проекту известного петербургского
архитектора И.А.Монигетти дворец в "Марьино"
был кардинально перестроен. Строительными
работами руководил курский архитектор
К.Ф.Штольц. Проект реконструкции был выполнен
под влиянием новых художественных вкусов
- в неоклассическом стиле, очень популярном
в 70-е годы XIX века.
В
начале 1900-х годов все дворцовые
помещения были оборудованы центральным
отоплением, водопроводом, канализацией
и электрическим освещением, а
в главном корпусе был установлен
лифт. "Перестройка дворца в
"Марьине" - редкий случай в
многочисленном ряду реконструкций
зданий, возведенных в период
классицизма, когда перестройка
пошла на пользу" .
В
отличии от большого числа
дворянских гнезд, "Марьино"
оставалось во владении обной
семьи вплоть до 1917 года. Во время
войны и разрухи работникам
Музейной комиссии при Наркомпросе
удалось сохранить ценнейшую
коллекцию и переправить ее
в Москву в музейный фонд. Сейчас
сокровища и картины из "Марьино"
украшают Исторический музей,
Музей народов Востока, Румянцевский
музей и библиотеку, Библиотеку
иностранной литературы, музеи Петербурга,
Махачкалы, Нальчика, Дагестана,
Ульяновска, Краснодара, Рязани, Воронежа,
Нижнего Новгорода, Одессы, Харькова,
Баку, Симферополя, Таганрога, Ашхабада,
Ташкента, Ростова. Кое-что из
мебели, картин, предметов интерьера
попало в Рыльский и Курский
краеведческий музеи.
Недалеко
от Коренной пустыни в живописном
месте расположено село Воробьевка,
более известное как имение
русского лирика Афанасия Афанасьевича
Фета (1820-1892), в котором поэт провел
немалую часть своей творческой жизни.
До конца XVIII века Воробьевка принадлежала
князю Кантемиру, от наследников которого,
перешла помещику М.С.Кодрину. В то время
в Воробьевке находились лишь крестьянское
поселение, да господская мельница.
Позднее
Воробьевка была приобретена
у М.С.Кодрина Ртищевым. В начале
XIX века она принадлежала колежскому
асессору Петру Михайловичу Ртищеву.
В селе появляется небольшой
конный завод. После смерти
владельца имение переходит к
сыну Захару Петровичу Ртищеву,
а затем к его сестре Настасье
Петровне, в замужестве Ширковой.
У наследников Ширковых в 1877
году имение было приобретено
А.А.Фетом и записано на имя его жены
Шеншиной-Фет. К приобретаемому имению
Фет предъявлял следующие требования:
"Имение должно быть в черноземной полосе,
с лесом, рекою, каменной усадьбой и возможной
близости от железной дороги" [46, 18].
Фет продает свое имение Степановку в
Орловской губернии и приобретает Воробьевку,
отвечавшую всем его требованиям.
Так
описывает имение племянник поэта
С.Д.Боткин: "Старинный помещичий
дом с двумя флигелями и
другими усадебными постройками
стоял на крутом берегу речки
Тускари, проходящей затем и
через Курск. От усадьбы вела
к речке многолетняя дубовая
аллея, прерываемая изредка серебристыми
тополями в несколько обхватов,
таких серебристых тополей я
вообще нигде не видел. По
другую сторону речки были
заливные луга, а вдоль нее,
на пригорке, тянулся 20-десятинный
старинный парк, кончающийся пшеничными
и другими полями".
В
строительстве усадьбы можно
выделить два периода: Ртищевский
и Фетовский. Сведения о первом
периоде можно почерпнуть из
воспоминаний Фета и плана
1838 года.
Из "Воспоминаний"
Фета о приобретении Воробьевки
можно узнать сведения об усадьбе
времен Ртищевых. Например, поэт
говорит "о прекрасных каменных
амбарах, тридцать лет не засыпавшихся
зерном". На плане 1838 года показаны также
кухня и флигель ртищевской усадьбы. После
приобретения усадьбы Фет сразу же начал
приспосабливать ее для жилья в соответствии
со своими вкусами. Помогал А.А.Фету управляющий
имением Александр Иванович Иост, весьма
ценимый поэтом.
Господский
дом был несколько увеличен
за счет поднятия крыши (проект
придумал сам Фет) [46, 44]. Изменения,
затронувшие дом, были скорее
крупным ремонтом, чем коренной
реконструкцией. "Конечно, при
переделке и поправке запущенных
построек надо было по возможности
пользоваться старинным материалом...Так,
превосходные полы парадных комнат
следовало перестлать...а в парадные
комнаты следовало положить паркет.
Дом по очистке от пыли, грязи
и плесени предстояло переклеить
новыми обоями; из заброшенных
кухни и флигеля вывезти целые
горы грязи, кирпича и битой
посуды, а затем переделать разрушенные
печи и прогнившие полы" . Обстановка
для дома была перевезена из бывшей усадьбы
поэта: "Прибывшая из Степановки мебель
разместилась в прекрасных и пустых каменных
амбарах..." .
С
наступлением весны в дом переносили
растение из оранжереи. Вьющиеся
растения распределялись по стене
таким образом, чтобы над окнами
образовывались просветы в виде
овалов.
"Из
описаний складывается образ
дома, построенного помещиком средней
руки. При перестройке здания
Фет воспользовался сложившимся
для него рациональным распределением
комнат по назначению. Как правило,
планировка всех господских домов
в усадьбе основывалось на
той разумной схеме, по которой
жилые комнаты с кабинетом
хозяина были обращены во двор,
а парадные - для отдыха и приема
гостей открывались в парк, дабы
отрешившись от хозяйственных
работ, можно было отдыхать
и любоваться красотами природы
",- пишет Е.Холодова . В своем имении
Афанасий Афанасьевич занимался коневодством.
Так, в 1880 году, он приобрел двадцать шесть
лошадей, а через восемь лет еще четырнадцать
рысистых жеребцов.
Вообще,
Фет считал "Воробьевку" второстепенным
хозяйством, в отличии от "Грайворонки",
которой отводилось первоочередное
внимание, но все же в ней
были представлены все основные
хозяйственные отрасли.
В
регулярной части воробьевского
парка располагался фонтан. Он
упоминается в стихах Фета:
"Ночь
и я мы оба дышим,
Цветом
липы воздух пьян,
И
безмолвные мы слышим,
Что
струей своей колышим,
Напевает
нам фонтан... "
Источник
был создан, уже упоминавшимся
выше, управляющим Иостом. Этот участок
парка был излюбленным местом
увесилений, где часто отмечали
различные памятные даты.
В
Воробьевом парке было несколько
прудов, один из которых, в центральной
части, сохранился. Его еще называют
рыбной сажалкой. На круглом острове
когда-то располагалось обеденная
родонта, на манер Марьинской,
которая, к сожалению, не сохранилась.
"Парк
усадьбы, сформированный на основе
естественной дубравы, обладал
всеми признаками пейзажного
парка: партер в нем сменился
полянами и лужайками, геометрические
по форме фонтан и пруд-рекой,
прямые алеи - вьющимися дорожками.
В то же время ему присущи
традиционное для русских усадебных парков
сочетание декоративных качеств с утилитарными,
вспомним - "плодовый сад", "рыбный
пруд", "покосный луг"...
Воробьевский
период творчества поэта был
весьма плодотворным. В 1891 году
Фет писал: "С 1860 по 1877 год во
всю мою бытность мировым судьей
и сельским труженником, я не
написал и трех стихотворений,
а когда освободился от того
и от другого в Воробьевке,
то Муза пробудилась от долголетнего
сна и стала посещать меня
так же часто, как на заре
моей жизни" .
В
эти годы, главным образом, Фет
занимался переводами на русский
язык латинских классиков: Овидия,
Тибул, Марцеал, Катул; немецких:
Шопенгауэр (Мир как воля), Гете (Фауст);
написано много личных стихотворений.
Что касается выпусков "Вечерних
огней", то их было не три
как указывает Е.Холодова, а четыре
и готовился пятый. В Воробьевке часто
бывали гости: "За эти годы много не
только литераторов побывало на берегах
Тускари, бывали там и композиторы, как
Чайковский, очень ценивший Фета... В Воробьевке
побывал и Великий Князь Константин Константиныч...
Постоянно чередовались в Воробьевке
и разные филологи, с которыми Фет сверял
свои переводы... Укажу между прочим, на
известного латиниста Е.Ф.Корша. Обращаю
особое внимание на графа А.В.Олсуфьева...".
Гордость
Курской земли, гордрсть России,
усадьба "Воробьевка" заслуживает
внимания не только как мемориал,
связанный с именем А.А.Фета, но
и как памятник русской усадебной
культуры последней четверти XIX века.
Итак,
вышеприведенное описание усадеб,
относящихся к разным десятилетиям
XVIII-XIX века, показывает, что усадебная
культура Курского края по
своему развитию не уступала
столичным образцам архитектурно-парковых
комплексов.
Курская
усадьба - яркий образец бытования
русской культуры, дающий достаточно
полное представление о развитии
усадебной культуры в России.
2. Усадьба
как феномен культуры.
Русская
дворянская усадьба в качестве
явления художественной культуры
изучена мало, хотя существует
литература, посвященная усадебным
культурным центрам этого времени.
Художественный
мир русской дворянской усадьбы
слагался из сочетания различных
видов искусства, художественной
и общественной жизни, культурного,
хозяйственного и повседневного
быта, комфортабельной и одновременно
изысканной архитектурной средой
гармонично вписывавшейся в живую
природу. Это компилятивное сочетание
не только было тесно связано
с процессами, происходившими в
русской художественной культуре
XIX века, но и оказывало на эти
процессы значительное влияние.
Воспетая
писателями и поэтами дворянская
усадьба с одной стороны, сама
была своеобразным феноменом
культуры. Усадьба являлась составной
частью провинциальной культуры
и в то же время принадлежала
и культуре городской, таким
образом участвуя во взаимном
обмене этих двух полюсов культуры,
способствуя их обогащению и
укреплению.
В
изучении русской усадьбы исследователь
Т.П.Каждан выделяет два аспекта:
"Первый из них заключается
в анализе связей, возникавших
в процессе создания ансамбля
усадьбы между естественной природой,
садово-парковым формированием,
архитектурой и пластическими
искусствами. Второй аспект связан
с сложением в архитектурно-парковой
среде усадьбы специфической
творческой атмосферы, способствовавшей
развитию и процветанию различных
видов искусства... в особенности
литературы, музыки, зрелищных искусств..."
[20, 62]. Поэтому русская усадьба
была не только приятным местом
сезонного обитания владельцев
поместья, но и соответствовала
эстетическим идеалам человека
того времени и обладала условиями,
упрощавшими отношения с простым народом.
А.А.Фет задавался вопросом: "Что такое
русская дворянская усадьба с точки зрения
нравственно-эстетической?" И сам отвечал:
"Это "дом" и "сад", устроенные
на лоне природы, когда человеческое едино
с "природным" в глубочайшем органическом
расцвете и обновлении, а природное не
дичится облагораживающего культурного
возделывания человеком, когда поэзия
родной природы развивает душу рука об
руку с красотой изящных искусств, а под
крышей усадебного дома не иссякает особая
музыка домашнего быта, живущего в смене
деятельности труда и праздного веселья,
радостной любви и чистого созерцания"
.