Так
описывает семейное воспитание
в русской деревне В.Ильинский:
" Вся
северная и средняя Россия
была покрыта деревьями с маленькими
избами под почерневшими крышами,
с амбарами около изб и овинами
позади деревень. В крестьянской
избе в правом переднем, или
"красном" углу стояли на
полочках или в киоте образа.
Так заведено было у русского
крестьянина исстари... чем крестьянин
зажиточнее, тем больше образов
у него было в доме. В этом
же углу находился стол, за
которым ели и пили. Он потому
ставился там, что крестьяне
не только садился за еду
и вставал из=за нее с молитвой,
но и во все продолжение
обеда не позволял себе ни
пустых, ни шутливых разговоров,
считая это грехом. Правый угол
около двери принадлежал хозяину:
там висели его армяк и шапка,
сбруя... и т.п. Если он принимал
у себя гостей, которые оставались
ночевать, место для ночлега отводилось
ему в этом же углу. Левая
сторона избы считалась собственностью
хозяйки. Левый задний угол
был занят печкой; на полках
у печи была расставлена посуда.
В этом углу хозяйка в зимнее
время занималась своими домашними
работами: ткала, пряла, шила и
пр. На ночь семья располагалась
на лавках вдоль стен, на печи,
на полатях - широких нарах
над печкой, под самым потолком... Крестьяне,
как зажиточные, так и простые, вставали
рано: Летом с восходом солнца, а осенью
и зимой за несколько часов до света. Вставая
ото сна, русский тотчас искал глазами
образа, чтобы взглянуть на них и перекреститься.
Характер крестьянина формировался под
сильным влиянием всей окружающей его
с детства жизни. Жизни суровой и трудовой.
В крестьянском быту женщина, как и другие
члены семьи, выполняла много тяжелых
работ: очень часто на нее, как на рабочую
лошадь, взваливали все, что было потруднее.
Немного больше уважения от окружающих
выпадало лишь вдове, у которой были дети.
Суровая
трудовая крестьянская жизнь
выработала и суровую этику...
Весь
склад крестьянской жизни был
таков, что содержание неработающего
члена семьи тяжелым бременем
ложилось на всех его членов.
Поэтому беременная женщина была
для семьи в тягость, и в
этом положении в крестьянских
семьях ей не уделялось особого
внимания. Обычным было в семье
то, что женщина не имела никаких
преимуществ, ни в труду, ни
в пище, ни в отдыхе. Она трудилась
наравне с другими членами
семьи, и ей приходилось выполнять
и во время беременности очень
тяжелую работу. Еще меньше в
крестьянской среде считались
с душевным состоянием такой
женщины и редко думали о
сохранении ее душевного состояния.
Тогда не понимали, что забота
о здоровье ребенка должна
начинаться еще до рождения
его...'' .
В
крестьянской среде не существовало
особой гигиены для женщины,
готовящейся стать матерью. Беременная
женщина освобождалась от работы
за несколько дней, а нередко
даже и часов до наступления
родовю Нередко роды заставали
женщину за работой, так, случай
родов в поле при уборке
хлеба были частыми.
Такое
отношение к ней в семье
имело печальные последствия:
смертность крестьянских детей
была высокой.
Но
вот ребенок появлялся на свет.
Нередко он нес в себе все
скрытые и явные следы материальных
дородовых переживаний - и физических
и моральных. Но матери предстояло
еще одно испытание: увидеть,
довольны ли ее родные полом
ребенка. Хорошо, если родился
мальчик. Женщина могла быть
спокойной. А если девочка?... Матери
открыто, иногда в грубой форме,
давали понять, что она родила
не того, кого от нее ждали.
Для благополучия ребенка в
первый день ничего не делалось,
считалось, что новорожденный может
от этой заботы умереть. Уход за ребенком
в первое время ложился на бабку-повитуху,
обычно пожилую женщину, не имевшую никакой
специальной подготовки и только хорошо
осведомленной о разных приметах и поверьях.
Сколько из-за невежества этих бабок гибло
молодых жизней - это хорошо знали сельские
священники...
П.И.Симуш
пишет: ''Рождение ребенка сопровождается
праздничным торжеством... Крещение
ребенка - праздник для всей
семьи. Совершалось оно чаще
всего в тот же день, когда
ребенок родился, - главным образом
по экономическим соображениям.
Дело в том, что в комнате,
где находился новорожденный,
до крещения всю ночь должен
был гореть огонь; иначе его
может унести "нечистая сила"
и заменить другим. После крещения
ребенка можно было оставлять
в комнате и можно класть в люльку, тогда
как до этого времени он лежал или на скамье,
или на полу. С этого времени ребенок переходил
на руки матери, и она заботилась о нем
сама'' .
В
старину считали, что судьба
ребенка зависела и от того,
какие предметы находились в
комнате в момент его появления
на свет: если, например, рабочие
инструменты, то это означало,
что новорожденный будет хорошим
мастером: имело значение и то,
тихо или шумно было в то
время, когда рождался ребенок:
если кругом тишина, то ребенок
будет кротким и послушным. Чтобы ребенок
вышел хорошим человеком, старались устроить
благоприятную обстановку в момент его
рождения: под подушку новорожденного
клали хлеб и соль, считалось, что они привлекут
впоследствии к нему богатство. "Новорожденному
ребенку мать отдавала всю свою любовь,
делала для своего дитяти все, что подсказывала
ее любовь и слабые знания. Мать теперь
кормила его, купала и пеленала. Кормилица
не допускалась ни в коем случае. Если
мать почему-либо не могла сама кормить
грудью, то ребенку давалось коровье или
козье молоко" .
Кормление
было беспорядочным. Неправильно
питались дети как бедных крестьянок,
так и зажиточны, особенно в
страду. Матери грудных детей
трудились наравне со всеми
другими членами семьи. Обычно,
детей забирали с собой в
поле. В лучшем случае младенцев
укладывали в люльки, в худшем
оставляли прямо на траве. Распространены
были случаи, когда детей травмировали
косари. С раннего возраста у детей появляются
свои обязанности: у мальчиков они сводились
к помощи отцу. Вспомним Некрасова: "Отец,
слышишь рубит, а я отвожу... и т.д.". У
девочек иные обязанности- помощь по дому
и ухаживание за "младшими". Надзором
за младенцами занимались с 8-10 лет, хотя
не редко и с четырех лет.
Таким
образом, уже в раннем возрасте
дети получали некоторый опыт
в обращении со своими младшими
братьями и сестрами, у них
развивалось чувство ответственности
за судьбу маленького. Поэтому еще до десяти
лет дети имели свои обязанности в семье
и серьезно относились к ним.
Младенцам
же сильно доставалось. Их опекуны
" в летах" сами не так
давно находились в аналогичном
возрасте. Нередко няни 4-5 лет роняли
детей. Конечно, до хорошего
и правильного обращения было
далеко, что, впрочем, отчасти
компенсировалось "няньки" не
решались, но во время своих
забав забывали о своих младших
и те оставались без присмотра. "Первые
годы жизни - продолжает Ильинский,- крестьянский
ребенок мало бывал на свежем воздухе:
его больше держали в избе, особенно зимой,
из-за недостатка теплой одежды. Так как
крестьянские избы были тесны, в них была
одна комната, то врывавшийся через открытую
дверь холодный воздух зимой быстро доходил
до всех ее углов. Поэтому дети обычно
ютились на печи. Там они играли, и там
же спали... Одежды и обуви крестьянским
детям на зимнее время совсем не заготовлялось:
В глубокую осень и даже зимой они нередко
бегали на дворе и по улице босыми. От недостатка
ухода, вследствии худого питания, сырости,
недостатка свежего воздуха в избах часто
болели. Болезнь обычно объяснялось "дурным
глазом". Забота о больном ребенке целиком
ложилась на мать, которая чаще всего обращалась
к знахаркам.
В
отношении к больным детям
крестьяне держались фаталистической
точки зрения: если суждено жить,
то больной ребенок выздоровит,
а если суждено ему умереть,
то ничто ему не поможет",-
пишет В.Ильинский .
Итак,
ребенок первые годы проводит
в мирке ограниченном маленькой
крестьянской избенкой, в которой
кроме него располагаются другие
дети, родители, бабушки и дедушки
и, нередко, домашние животные.
Ни о какой гигиене не может
быть и речи. Крестьяне вместо
того, чтобы создать ребенку благоприятные
условия для существования относились
к ребенку как к животному.
Даже хуже. Если умирал ребенок-
это еще полбеды. У крестьяника
их много, а здоровья еще
больше. Умирает корова - вот настоящая
беда. Скотина представляется подлинной
кормилицей.
Мать,
всегда занятая хозяйством, не
могла уделять много времени
уходу за ребенком, поэтому она
всячески стремится ускорить физическое
развитие детей. " Так лишь только мать
замечала, что ребенок может самостоятельно
переворачиваться с одного бока на другой,
она начинала приучать его к сидению: когда
начинал ползать его и заставляли стоять
и ходить " ,- отмечает В.Ильинский.
Понятно,
что такого рода "эксперименты"
оканчивались плачевно. Достаточно
вспомнить любую картину, на
которой озображен русский мужик.
Он обычно коренастый, сутулый,
кривоногий. В прочем при всем
при этом русский мужик повсеместно
известен своей выносливостью,
силой, работоспособностью, так как
такие условия жизни либо убивали,
либо укрепляли тело и дух,
готовя ребенка к еще более
тяжелым испытаниям.
Как
только ребенок научился ходить
мать отправлена его гулять
во двор. "С корочкой хлеба
в руке расхаживая он под
окном избы в руке расхаживая
он под окном избы, около которого
сидела мать, издали на него
поглядывая. Ребенок был спокойно
занят своей игрой, иногда он
силился отворять ворота, забавляясь
их скрипом, не пугался встретить
корову, а подняв какую-нибудь
тоненькую хворостинку, даже старался
прогнать ее. Крестьянский ребенок
рано развивался физически, предоставленный
самому себе",- рассказывает П.И.Симуш
.
В
этом и есть главная особенность
народного воспитания - это включение
ребенка в жизнь, подготовка
его по всем ее тяготам и
лишениям. Период детства сокращен
до нельзя. Уж таковы условия
существования крепостных: не могут
они содержать "лишний рот".
Поэтому приходится всем и
"старым", и "малым" добывать
трудом хлеб насущный. Если старики
скоро найдут долгожданный покой,
то детей работа будет сопровождать
всю жизнь. В детях родители
видели прежде всего твердую
гарантию в новых рабочих руках.
В
семье происходило единение интересов
старых и молодых членов семьи.
Родители не только передавали
детям свой производственный
опыт, но и готовили их к
тому, чтобы дети были способны
прокормить их в старости. В семейном воспитании
большое место занимало формирование
таких духовных качеств, как осознание
сыновьего долга и уважение старости,
великодушие к людям престарелого возраста.
Так как
мать и отец были заняты тяжелым
трудом, то старики последние годы
своей жизни посвящали внукам.
Они и были главными воспитателями
детей, передовая им нравственные нормы.Общаясь
с дедушками и бабушками, дети
узнавали важные истины: нельзя делать
того, что не велят, нельзя бездельничать,
когда мать и отец трудятся, нельзя
требовать от родителей того, что они дать
не могут.Осуждение плохих поступков внуков
бабушками и дедушками имело высоконравственный
смысл, оно предостерегало детей мудрыми
поступками. Великий русский педагог К.Д.
Ушинский писал: "Природные русские
педагоги - бабушка ... дед понимали инстинктивно
и знали по опыту, что моральные сентенции
принесут больше вреда, чем пользы, и что
мораль заключается не в словах, а в самой
жизни семьи, в охвате ребенка со всех
сторон и отовсюду ежеминутно проникает
в его душу" .
В
свою очередь, отец и мать
воспитывали у детей чувство
перед их воспитателями, учили
быть благородными за те затраченные
усилия и пережитые тревоги
в процессе воспитания детей.
Ребенок был обязан научиться
выражать родителям свою благодарность
хорошим поведением и послушанием.
Таким
образом, роль дедушки и бабушки
в воспитании детей сопоставима
со значением родителей, если
не выше. После того, как мать
начинает уделять ребенку меньше
внимания, в связи с постоянной
занятостью по хозяйству, ребенок
переходил на "попечение" дедушки
и бабушки, весьма и весьма
"искушенных" воспитателей с огромным
жизненным опытом.Народная педагогика
знает и использует целей ряд средств
воздействия: колыбельные песни, пословицы,
сказки, игрушки. Колыбельные песни- первые
поэтические произведения, обращенные
к ребенку. Под их влиянием малыш познает
звуки родной речи, начинает понимать
обращение к нему матери. Особую сердечность
предает колыбельной то, что она предназначена
для двоих и не рассчитана на постороннего
слушателя. В песне раскрывается внутренний
мир матери, проявляется различные чувства,
надежды и мечты о грядущих удачах и благополучии
ребенка, тревога о его дальнейшей судьбе.
В
комментариях и "Антологии
педагогической мысли" отмечено
что: "Исполнение колыбельных
песен имеет свои, присущие только
их содержанию особенности: не
громкость, нежность, эмоциональность,
ритмичность. Глубокий нравственный
смысл колыбельных песен является
фундаментом, на котором строится
эстетический мир ребенка.". В
народной педагогике практически незаметен
переход от одного к другим средствам.
Переход с помощью пословиц воспитывалось
почитание земли и хлеба. Пословицы о хлебе
такие же древние, как земледелие. Они
изменялись на протяжении веков, но суть
их оставалась прежней. Первые шаги сознательной
жизни ребенка наши предки связывали с
воспитанием у него бережного отношения
к хлебу и земле, как источников жизни
человека. По древнейшей традиции детей
приучили не говорить о земле плохого
слова. " Ранней весной нельзя было бить
по земле палкой, - отмечает С.А.Токарев,-
потому что она находится в состоянии
беременности, то есть рождается хлеб
и дает жизнь всем растениям" .
Не
менее почитался хлеб. Ему придавалось
столь важное значение, что появление
на свет ребенка сопровождалось
различными обрядовыми действиями
и ритуалами, связанными с хлебом.
Худое слово о хлебе считалось
проявлением велишайшей безнравственности.
Под влиянием таких наставлений
у детей складывалось представление
о хлебе не только как о
материальной, но и моральной
ценности: