Дворянская усадьба

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 21:05, дипломная работа

Описание работы

Дипломная работа представляет собой историко-педагогическое исследование усадьбы как воспитывающей среды на материале Курского региона.

Содержание

Введение.



Глава 1. Условие становления и развития усадебной культуры в Курском крае.

§1. Усадьба - основа жизнедеятельности помещичьего хозяйства.

§2. Усадьба как феномен русской культуры.



Глава 2. Дворянская усадьба как центр воспитания.

§1. Воспитательные возможности дворянской усадьбы.

§2. Воспитание юного дворянина.

§3. Воспитание детей крепостных крестьян



Заключение.



Библиография

Работа содержит 1 файл

Дворянская усадьба.docx

— 104.55 Кб (Скачать)

 Отцы  не оставались в стороне. Они  выбирали еще не родившимся  детям род занятий, обычно это  была военная служба. Еще не  родившегося ребенка записывали  в какой-либо полк солдатом, чтобы  по достижению совершеннолетия  у него было военное звание. Если рождалась девочка, в полковых  документах отмечали, что солдат такой-то умер. Начинается поиск учителей. Обычно на должность гувернера (гувернантки) приглашали иностранцев, чаще французов, но были и англичане и швейцарцы. Это объясняется как отсутствием большого количества хороших педагогов в России, так и желанием привить ребенку с детства европейские манеры, языки, культуру.

 Таким  образом, в дворянских семьях  задолго до появления ребенка  начинается подготовка к его  рождению, воспитанию и образованию  и, даже, забота о его карьере.

 В  предшествующие рождению ребенка  дни за матерью был постоянный  присмотр. Часто пациентку навещал  доктор, он же обычно и принимал  роды в подготовленной обстановке (горячая вода, чистые вещи, опытные служанки). К новорожденному приставляли кормилицу и няню. Впрочем в XIX веке дворянки чаще сами кормили грудью, но если по каким-либо причинам это было невозможно, нанималась кормилица.

 Младенца  не оставляли ни минуты. Постоянно  за ним кто-то присматривал: днем  с ребенком находилась мать, ночью  - няня, часто осматривал ребенка  доктор. Многочисленные родственники  и знакомые семьи стремились  засвидетельствовать свое почтение. В раннем возрасте ребенку несколько ограничивали свободу передвижения, физическое развитие. Постоянно следили, чтобы ребенок много не ходил, не бегал, не кувыркался и т.д.

Надо  отметить, что в XIX веке начали "ценить ребенка, ценить детство" .

 Ю.М.Лотман  отмечает, что: "Постепенно в культуру  входит представление о том,  что ребенок - это и есть  нормальный человек. Появляется  детская одежда, детская комната,  возникает представление о том,  что играть - это хорошо. Нетолько  ребенка, но и взрослого надо  учить, играя. Учение с помощью  розги противоречит природе"  . Так в домашний быт вносятся отношения гуманности, уважения к ребенку. И это - заслуга в основном женщины..Кстати, о прекрасном поле. Путешевствовавший по России в середине XlX века француз Теофиль Готье писал: ''Женщины очень развиты. С лёгкостью... они читают и говорят на разных языках. Многие читали в подлиннике Байрона, Гёте, Гейне...'' . Детям не только стали шить одежду и разрешили играть - дети очень рано начинали читать. "Чтение вслух, а затем и самостоятельная детская библиотека,- продолжает Ю.М.Лотман,- таков путь, по которому пройдут будущие литераторы, воины и политики" .

 Ворвавшись  в жизнь ребенка в 1780-х годах,  книга стала к началу следующего  столетия обязательным спутником  детства. У ребенка были очень  интересные книги, - конечно, прежде  всего романы: ведь дети читали  то, что читали женщины. Женская  библиотека, женский книжный шкаф  формировали мир чтения и вкусы  ребенка. Романы кружили голову: в них героические рыцари...служат добродетели и никогда не склоняются перед злом. Книжные впечатления очень легко соединялись со сказкой, которую ребенок слышал от няни".

 Итак, отметим, что дворянские дети  рано начинали приобщаться к  мировой литературе. Для этого  были все условия. В усадьбах  существовали прекрасные библиотеки, о чем говорилось выше. Дворяне  с измальства готовятся ни  к карьере или службе, а к  подвигам. Совершить недостойныйпоступок  хуже смерти. "Смерть не страшит  подростков и юношей этого  поколения... Люди живут для того, чтобы их имена записали в  историю, а не для того, чтобы  выпросить у царя лишнюю сотню  душ. Так в детской комнате  создается новый психологический тип".В моду входят так называемые "Записки о воспитании", которые писали отцы для своих сыновей. Ива Иванович Барятинский написал "Мысли о воспитании моего сына", посвятив сочинение своему старшему сыну Александру. В записке отразились взгляды князя на предназначение человека в обществе.

 Согласно  записке малолетний Александр  до пятилетнего возраста оставался  под присмотром женщин, а затем  должен был перейти на попечение  гувернеров. Два года посвящались  развитию физических навыков:  силы, гибкости, ловкости. Это достигалось  с помощью различных упражнений: гимнастических занятий, езды  на неоседланной лошади, холодных  купаний. С семи лет отрок  должен был приступить к изучению  языков - русского, славянского, латинского  и греческого. Основное внимание  уделялось родному языку. В  то же время начиналось обучение  рисрванию и арифметике. С двенадцати  лет надлежало приступить к  изучению основ механики и  прикладной математики. Эти науки  должны были подготовить юношу  к занятиям земледелием по  мнению Ивана Ивановича очень  важной науки. Для агрономических  опытов князю Александру предполагалось  отвести отдельный участок и  предоставить земледельческие орудия. Он должен был основательно  изучить многопольное хозяйство  и устройство машин, освоить  искусство межевания. Много внимания  уделялось овладению столярными  инструментами.

 Такое  практическое воспитание имело  назначение выработать в князе  самостоятельность, деловитость,  сознательное отношение к окружающей жизни. В программу воспитания также входило развитие памяти путем заучивания наизусть поэтических произведений. Красноречие вырабатывалось произнесением вслух речей, написанных самим учеником. В записке шесть лет отводилось на путешествия: четыре года на европейскую часть России и два года на азиатскую. Во время странствий князя Александра должны были сопровождать: врач; химик; ботаник; механик; немец; знакомый с латинским и греческим языками; русский наставник, хорошо знающий Россию, ее историю и законы; и главный педагог, на котором лежало руководство всем воспитанием. Вышеобозначенные учителя должны были ознакомить учащегося со своими предметами, а также с историей и статистикой посещаемых мест. По окончании путешествия князь Александр должен был поступить на службу в министерство внутренних дел или финансов. Иван Иванович особо настаивал чтобы сын ни в коем случае не поступил на военную или дипломатическую службу: "Я прошу как милости, со стороны своей жены, не делать ни военного, ни придворного, ни дипломата. У нас и без того много героев, декорированных хвастунов, куртизанов" .

 После  выхода в отставку, князь Александр  должен был поселиться в усадьбе,  чтобы "позаботиться о просвещении  и благополучии своих крестьян  и приучить их к занятию  искусствами и ремеслами, которые  увеличат его доходы и дадут  вместе с тем занятия толпе  праздной челяди" .

 В  этих наставлениях явно ощущается  влияние педагогических идей  Руссо, ноеще больше отразился  англдийский идеал богатого, родовитого, образованного землевладельца, осевшего  в своем родовом поместье, который  занимается окультивированием хозяйства  и просвещением темного народа, находящегося в зависимости. Эти  взгляды князя Иван Ивановича  Барятинского сказались и в  его духоаном завещании, по  которому для князя Александра  определялась образование майората  в восемь тысяч душ. Остальное  имущество распределялась между  княгиней Марией Федоровной, тремя  сыновьями и тремя дочерями.

 Образование  обширного майората в пользу  старшего сына имелось в виду  поддержание рода, поэтому на  князе Александре сосредотачивались  сель блеск и роскошь княжеского рода Барятинских. Надежды Иван Ивановича относительно будующей деятельности его сына не осуществились. После смерти отца в 1825 году Александр Ивановича отказался учиться в Московском университете. Поступив в школу гвардейцев и прапорщиков, он был знаком с М.Ю.Лермонтовым и И.Висельгорским. В последствии он станет генералом-фельдмаршалом, наместником Кавказа, закончившим войну в этом регионе. Пленного имама Шамиля он привезет в Марьино.

 Таким  образом, записку И.И.Барятинского  можно назвать "манифестом  правительства, в полной мере отражающим идеалы эпохи". Заметим, что большое влияние на дворянскую культуру оказывала крестьянская культура. Огромное значение для дворян имела общая с народом религия. Даже на тех, кто был равнодушен к церкви, оказывали влияние церковные праздники, соблюдение обрядов и постов, в которых вместе, как бы на равных, принимали участие и помещики, и крестьяне. Исследователь темы воспитания дворянства О.С.Муравьева пишет: "Сам патриархальный семейный быт дворянской, в особенности провинциальной, семьи перекликался с патриархальными традициями крестьянской жизни".

 В  отдельных дворянских семьях  уважали крепостных крестьян  и их труд. Например, князь И.И.Барятинский пишет из далекого Парижа в письме архитектору К.Гофману, что сожалеет по поводу разорения своих крестьян из-за постройки дворца.Почитание труда крепостных крестьян, да и самих мужиков подчеркивалось и прививалось детям. Последние ежедневно сталкивались в усадьбе с крепостными, занятыми делом, которых трудно было не заметить. Иногда сами помещики пробовали поработать как крестьяне. Подобные примеры встречаются в разной по своим идеологическим воззрениям среде. Сергей Аксаков в детстве считал за счастье поехать вместе с отцом в поле, понаблюдать за работой крестьян. Лев Толстой внушал своим детям особенное уважение к крестьянам, которых неизменно называл "кормильцами".

 Нельзя  говорить о том, что дворяне  понимали каково жить "в шкуре"  крепостного, но все же, несмотря  на "созерцательное" знание труда  дворян, осознавали общность исторической  и национальной среды.

 Любопытно,  что из-за такой общности крестьян  и дворян последние легко находили  общий язык с крепостными. Ю.М.Лотман  справедливо называл эту способность  без наигрыша, естественно быть "своим"  и в светском салоне, и с  крестьянами на базаре, одним  из "вершинных проявлений русской  культуры". "У русского дворянства  никогда не было тех проблем  в общении с простым народом,  которые вставали перед разночинной  интеллигенцией, искренне желающей  этот народ осчастливить", - подмечает  О.С.Муравьева [30, 56]. В отличии  от разночинцев, дворяне народ  знали очень хорошо - они среди  него жили. Так помещики волей  - неволей должны были хоть  как-то разбираться в сельском  хозяйстве и крестьянской жизни.  Военные, естественно, постоянно  общались со своими солдатами,  в сущности, теми же крестьянами.  Наконец, у каждого дворянского  ребенка были друзья-товарищи по играм среди крепостных. Насколько можно судить по мемуарам и художественной литературе, дворянство сумело сохранить часть своих семейных традиций вплоть до последних лет существования царской России. Однако в наиболее чистом виде они представлены в первой половине XIX века. Послушание родителям, почитание старших выступали в качестве одного из основных элементов патриархального иерархического общества. В почитающей традиции дворянской семьи авторитет отца был безусловным и не подлежащим обсуждению. К примеру, вспомним, как И.И.Барятинский настаивал, чтобы его сын не был военным, либо дипломатом. И князь Александр подчинился отцовской воле. Лишь смерть Ивана Ивановича освободила его в выборе карьеры. О.С.Муравьева пишет: "Отношение к детям в дворянской семье с сегодняшних позиций может показаться строгим, даже жестоким. Но эту строгость не нужно принимать за недостаток любви. Высокий уровень требовательности к дворянскому ребенку определялся тем, что его воспитание было строго ориентированно на норму, зафиксированную в традиции, в дворянском кодексе чести, в правилах хорошего тона" [30, 154].

 В  то же время "отцы семейств" стремились как бы то ни  было разнообразить досуг своих  чад. В ход шли весьма громоздкие  прожекты. Большое распространение  получили так называемые "провинциальные  театры". Помещики занимались не только их устройством и подбором репертуара, они на равных с крепостными участвовали в постановках.

"Не  было ни одного богатого помещичьего  дома, где бы не гремели оркестры, не пели хоры и где бы  не возвышались театральные подмостки,  на которых и приносили посильные  жертвы богиням искусства доморощенные  артисты. Эти затеи бар, как  ни были они иногда смешны  и неудачны, но все-таки развивали  в крепостных людях, обреченных  жить в невежестве, грамотность  и понятия об изящном",- пишет  Пыляев .

 Итак, театр был в то время не  только данью моде и способом  удовлетворения личных нужд помещика, но и способствовал некоторому  просвещению "невежественных" крепостных. Встает вопрос: сколько  же театров было в Курской  губернии? В целом по Российской  империи "из существовавших  во второй половине XVIII и начале XIX века 173 театра...установлено местонахождение  155...103 относятся к городскому  типу, и 52 были устроены в усадьбах  в 23 губерниях",- приводит данные  Т.Д.Дынник .Любопытно, что в Курской губернии другое соотношение: "на один городской театр приходится 5 усадебных: в имениях Анненковых, Валькенштейна, Голицыных, Хорвата и Ширковых".Это только не театры, репертуар и местонахождение которых точно известны.

 На  представлениях присутствовали  соседи-помещики, друзья хозяина, "чада  и домочадцы", а также крепостные окрестных деревень.О создании театра Валькенштейна повествует М.С.Щепкин: "Так как граф имел хороший оркестр музыкантов и порядочный хор певчих, то для разнообразия удовольствий основал домашний театр, чем забавлял детей, которым было от десяти до двенадцати лет: равно и все дворовые люди утешались этою забавою, а вместе с тем и сам граф вдвойне наслаждался своею выдумкой. Он так рассуждал, что доставит детям забаву, музыкантам занятие, а дворовым людям, которых, разумеется, было очень много, случай провести время полезнее, нежели за картами или в питейном доме..." .

 Таким  образом можно отметить еще  одну функцию театра - замена "вредного" досуга на полезное времяпровождение.

 Итак, главной отличительной чертой  дворянского воспитания была  нормативность. С ранних лет  дворянина готовили к светской  жизни, прививали ему знания  правил поведения и этикета,  приобщали к дворянским ценностным  ориентирам, важнейшим из которых  была честь. Именно усвоение  мира ценностей создавало дворянина.  Быть дворянином - это не результат  воспитания, это образ жизни.

§3. Воспитание детей крепостных крестьян.

 

 Воспитание  крепостных детей в крестьянских  семьях на протяжении веков  менялось незначительно, сохраняя  присущие ему особенности и  в XVIII, и в XIX, и в начале XX в. Сразу необходимо отметить, что крестьянское воспитание  было во многом схоже во  всех центральных регионах Российской  империи.

Информация о работе Дворянская усадьба