Отцы
не оставались в стороне. Они
выбирали еще не родившимся
детям род занятий, обычно это
была военная служба. Еще не
родившегося ребенка записывали
в какой-либо полк солдатом, чтобы
по достижению совершеннолетия
у него было военное звание.
Если рождалась девочка, в полковых
документах отмечали, что солдат такой-то
умер. Начинается поиск учителей. Обычно
на должность гувернера (гувернантки)
приглашали иностранцев, чаще французов,
но были и англичане и швейцарцы. Это объясняется
как отсутствием большого количества
хороших педагогов в России, так и желанием
привить ребенку с детства европейские
манеры, языки, культуру.
Таким
образом, в дворянских семьях
задолго до появления ребенка
начинается подготовка к его
рождению, воспитанию и образованию
и, даже, забота о его карьере.
В
предшествующие рождению ребенка
дни за матерью был постоянный
присмотр. Часто пациентку навещал
доктор, он же обычно и принимал
роды в подготовленной обстановке
(горячая вода, чистые вещи, опытные
служанки). К новорожденному приставляли
кормилицу и няню. Впрочем в XIX веке дворянки
чаще сами кормили грудью, но если по каким-либо
причинам это было невозможно, нанималась
кормилица.
Младенца
не оставляли ни минуты. Постоянно
за ним кто-то присматривал: днем
с ребенком находилась мать, ночью
- няня, часто осматривал ребенка
доктор. Многочисленные родственники
и знакомые семьи стремились
засвидетельствовать свое почтение. В
раннем возрасте ребенку несколько ограничивали
свободу передвижения, физическое развитие.
Постоянно следили, чтобы ребенок много
не ходил, не бегал, не кувыркался и т.д.
Надо
отметить, что в XIX веке начали "ценить
ребенка, ценить детство" .
Ю.М.Лотман
отмечает, что: "Постепенно в культуру
входит представление о том,
что ребенок - это и есть
нормальный человек. Появляется
детская одежда, детская комната,
возникает представление о том,
что играть - это хорошо. Нетолько
ребенка, но и взрослого надо
учить, играя. Учение с помощью
розги противоречит природе"
. Так в домашний быт вносятся отношения
гуманности, уважения к ребенку. И это
- заслуга в основном женщины..Кстати, о
прекрасном поле. Путешевствовавший по
России в середине XlX века француз Теофиль
Готье писал: ''Женщины очень развиты. С
лёгкостью... они читают и говорят на разных
языках. Многие читали в подлиннике Байрона,
Гёте, Гейне...'' . Детям не только стали
шить одежду и разрешили играть - дети
очень рано начинали читать. "Чтение
вслух, а затем и самостоятельная детская
библиотека,- продолжает Ю.М.Лотман,- таков
путь, по которому пройдут будущие литераторы,
воины и политики" .
Ворвавшись
в жизнь ребенка в 1780-х годах,
книга стала к началу следующего
столетия обязательным спутником
детства. У ребенка были очень
интересные книги, - конечно, прежде
всего романы: ведь дети читали
то, что читали женщины. Женская
библиотека, женский книжный шкаф
формировали мир чтения и вкусы
ребенка. Романы кружили голову: в них
героические рыцари...служат добродетели
и никогда не склоняются перед злом. Книжные
впечатления очень легко соединялись
со сказкой, которую ребенок слышал от
няни".
Итак,
отметим, что дворянские дети
рано начинали приобщаться к
мировой литературе. Для этого
были все условия. В усадьбах
существовали прекрасные библиотеки,
о чем говорилось выше. Дворяне
с измальства готовятся ни
к карьере или службе, а к
подвигам. Совершить недостойныйпоступок
хуже смерти. "Смерть не страшит
подростков и юношей этого
поколения... Люди живут для того,
чтобы их имена записали в
историю, а не для того, чтобы
выпросить у царя лишнюю сотню
душ. Так в детской комнате
создается новый психологический тип".В
моду входят так называемые "Записки
о воспитании", которые писали отцы
для своих сыновей. Ива Иванович Барятинский
написал "Мысли о воспитании моего сына",
посвятив сочинение своему старшему сыну
Александру. В записке отразились взгляды
князя на предназначение человека в обществе.
Согласно
записке малолетний Александр
до пятилетнего возраста оставался
под присмотром женщин, а затем
должен был перейти на попечение
гувернеров. Два года посвящались
развитию физических навыков:
силы, гибкости, ловкости. Это достигалось
с помощью различных упражнений:
гимнастических занятий, езды
на неоседланной лошади, холодных
купаний. С семи лет отрок
должен был приступить к изучению
языков - русского, славянского, латинского
и греческого. Основное внимание
уделялось родному языку. В
то же время начиналось обучение
рисрванию и арифметике. С двенадцати
лет надлежало приступить к
изучению основ механики и
прикладной математики. Эти науки
должны были подготовить юношу
к занятиям земледелием по
мнению Ивана Ивановича очень
важной науки. Для агрономических
опытов князю Александру предполагалось
отвести отдельный участок и
предоставить земледельческие орудия.
Он должен был основательно
изучить многопольное хозяйство
и устройство машин, освоить
искусство межевания. Много внимания
уделялось овладению столярными
инструментами.
Такое
практическое воспитание имело
назначение выработать в князе
самостоятельность, деловитость,
сознательное отношение к окружающей
жизни. В программу воспитания также входило
развитие памяти путем заучивания наизусть
поэтических произведений. Красноречие
вырабатывалось произнесением вслух речей,
написанных самим учеником. В записке
шесть лет отводилось на путешествия:
четыре года на европейскую часть России
и два года на азиатскую. Во время странствий
князя Александра должны были сопровождать:
врач; химик; ботаник; механик; немец; знакомый
с латинским и греческим языками; русский
наставник, хорошо знающий Россию, ее историю
и законы; и главный педагог, на котором
лежало руководство всем воспитанием.
Вышеобозначенные учителя должны были
ознакомить учащегося со своими предметами,
а также с историей и статистикой посещаемых
мест. По окончании путешествия князь
Александр должен был поступить на службу
в министерство внутренних дел или финансов.
Иван Иванович особо настаивал чтобы сын
ни в коем случае не поступил на военную
или дипломатическую службу: "Я прошу
как милости, со стороны своей жены, не
делать ни военного, ни придворного, ни
дипломата. У нас и без того много героев,
декорированных хвастунов, куртизанов"
.
После
выхода в отставку, князь Александр
должен был поселиться в усадьбе,
чтобы "позаботиться о просвещении
и благополучии своих крестьян
и приучить их к занятию
искусствами и ремеслами, которые
увеличат его доходы и дадут
вместе с тем занятия толпе
праздной челяди" .
В
этих наставлениях явно ощущается
влияние педагогических идей
Руссо, ноеще больше отразился
англдийский идеал богатого, родовитого,
образованного землевладельца, осевшего
в своем родовом поместье, который
занимается окультивированием хозяйства
и просвещением темного народа,
находящегося в зависимости. Эти
взгляды князя Иван Ивановича
Барятинского сказались и в
его духоаном завещании, по
которому для князя Александра
определялась образование майората
в восемь тысяч душ. Остальное
имущество распределялась между
княгиней Марией Федоровной, тремя
сыновьями и тремя дочерями.
Образование
обширного майората в пользу
старшего сына имелось в виду
поддержание рода, поэтому на
князе Александре сосредотачивались
сель блеск и роскошь княжеского
рода Барятинских. Надежды Иван Ивановича
относительно будующей деятельности его
сына не осуществились. После смерти отца
в 1825 году Александр Ивановича отказался
учиться в Московском университете. Поступив
в школу гвардейцев и прапорщиков, он был
знаком с М.Ю.Лермонтовым и И.Висельгорским.
В последствии он станет генералом-фельдмаршалом,
наместником Кавказа, закончившим войну
в этом регионе. Пленного имама Шамиля
он привезет в Марьино.
Таким
образом, записку И.И.Барятинского
можно назвать "манифестом
правительства, в полной мере отражающим
идеалы эпохи". Заметим, что большое
влияние на дворянскую культуру оказывала
крестьянская культура. Огромное значение
для дворян имела общая с народом религия.
Даже на тех, кто был равнодушен к церкви,
оказывали влияние церковные праздники,
соблюдение обрядов и постов, в которых
вместе, как бы на равных, принимали участие
и помещики, и крестьяне. Исследователь
темы воспитания дворянства О.С.Муравьева
пишет: "Сам патриархальный семейный
быт дворянской, в особенности провинциальной,
семьи перекликался с патриархальными
традициями крестьянской жизни".
В
отдельных дворянских семьях
уважали крепостных крестьян
и их труд. Например, князь И.И.Барятинский
пишет из далекого Парижа в письме архитектору
К.Гофману, что сожалеет по поводу разорения
своих крестьян из-за постройки дворца.Почитание
труда крепостных крестьян, да и самих
мужиков подчеркивалось и прививалось
детям. Последние ежедневно сталкивались
в усадьбе с крепостными, занятыми делом,
которых трудно было не заметить. Иногда
сами помещики пробовали поработать как
крестьяне. Подобные примеры встречаются
в разной по своим идеологическим воззрениям
среде. Сергей Аксаков в детстве считал
за счастье поехать вместе с отцом в поле,
понаблюдать за работой крестьян. Лев
Толстой внушал своим детям особенное
уважение к крестьянам, которых неизменно
называл "кормильцами".
Нельзя
говорить о том, что дворяне
понимали каково жить "в шкуре"
крепостного, но все же, несмотря
на "созерцательное" знание труда
дворян, осознавали общность исторической
и национальной среды.
Любопытно,
что из-за такой общности крестьян
и дворян последние легко находили
общий язык с крепостными. Ю.М.Лотман
справедливо называл эту способность
без наигрыша, естественно быть "своим"
и в светском салоне, и с
крестьянами на базаре, одним
из "вершинных проявлений русской
культуры". "У русского дворянства
никогда не было тех проблем
в общении с простым народом,
которые вставали перед разночинной
интеллигенцией, искренне желающей
этот народ осчастливить", - подмечает
О.С.Муравьева [30, 56]. В отличии
от разночинцев, дворяне народ
знали очень хорошо - они среди
него жили. Так помещики волей
- неволей должны были хоть
как-то разбираться в сельском
хозяйстве и крестьянской жизни.
Военные, естественно, постоянно
общались со своими солдатами,
в сущности, теми же крестьянами.
Наконец, у каждого дворянского
ребенка были друзья-товарищи по
играм среди крепостных. Насколько можно
судить по мемуарам и художественной литературе,
дворянство сумело сохранить часть своих
семейных традиций вплоть до последних
лет существования царской России. Однако
в наиболее чистом виде они представлены
в первой половине XIX века. Послушание
родителям, почитание старших выступали
в качестве одного из основных элементов
патриархального иерархического общества.
В почитающей традиции дворянской семьи
авторитет отца был безусловным и не подлежащим
обсуждению. К примеру, вспомним, как И.И.Барятинский
настаивал, чтобы его сын не был военным,
либо дипломатом. И князь Александр подчинился
отцовской воле. Лишь смерть Ивана Ивановича
освободила его в выборе карьеры. О.С.Муравьева
пишет: "Отношение к детям в дворянской
семье с сегодняшних позиций может показаться
строгим, даже жестоким. Но эту строгость
не нужно принимать за недостаток любви.
Высокий уровень требовательности к дворянскому
ребенку определялся тем, что его воспитание
было строго ориентированно на норму,
зафиксированную в традиции, в дворянском
кодексе чести, в правилах хорошего тона"
[30, 154].
В
то же время "отцы семейств"
стремились как бы то ни
было разнообразить досуг своих
чад. В ход шли весьма громоздкие
прожекты. Большое распространение
получили так называемые "провинциальные
театры". Помещики занимались не только
их устройством и подбором репертуара,
они на равных с крепостными участвовали
в постановках.
"Не
было ни одного богатого помещичьего
дома, где бы не гремели оркестры,
не пели хоры и где бы
не возвышались театральные подмостки,
на которых и приносили посильные
жертвы богиням искусства доморощенные
артисты. Эти затеи бар, как
ни были они иногда смешны
и неудачны, но все-таки развивали
в крепостных людях, обреченных
жить в невежестве, грамотность
и понятия об изящном",- пишет
Пыляев .
Итак,
театр был в то время не
только данью моде и способом
удовлетворения личных нужд помещика,
но и способствовал некоторому
просвещению "невежественных"
крепостных. Встает вопрос: сколько
же театров было в Курской
губернии? В целом по Российской
империи "из существовавших
во второй половине XVIII и начале
XIX века 173 театра...установлено местонахождение
155...103 относятся к городскому
типу, и 52 были устроены в усадьбах
в 23 губерниях",- приводит данные
Т.Д.Дынник .Любопытно, что в Курской
губернии другое соотношение: "на один
городской театр приходится 5 усадебных:
в имениях Анненковых, Валькенштейна,
Голицыных, Хорвата и Ширковых".Это
только не театры, репертуар и местонахождение
которых точно известны.
На
представлениях присутствовали
соседи-помещики, друзья хозяина, "чада
и домочадцы", а также крепостные
окрестных деревень.О создании театра
Валькенштейна повествует М.С.Щепкин:
"Так как граф имел хороший оркестр
музыкантов и порядочный хор певчих, то
для разнообразия удовольствий основал
домашний театр, чем забавлял детей, которым
было от десяти до двенадцати лет: равно
и все дворовые люди утешались этою забавою,
а вместе с тем и сам граф вдвойне наслаждался
своею выдумкой. Он так рассуждал, что
доставит детям забаву, музыкантам занятие,
а дворовым людям, которых, разумеется,
было очень много, случай провести время
полезнее, нежели за картами или в питейном
доме..." .
Таким
образом можно отметить еще
одну функцию театра - замена "вредного"
досуга на полезное времяпровождение.
Итак,
главной отличительной чертой
дворянского воспитания была
нормативность. С ранних лет
дворянина готовили к светской
жизни, прививали ему знания
правил поведения и этикета,
приобщали к дворянским ценностным
ориентирам, важнейшим из которых
была честь. Именно усвоение
мира ценностей создавало дворянина.
Быть дворянином - это не результат
воспитания, это образ жизни.
§3. Воспитание
детей крепостных крестьян.
Воспитание
крепостных детей в крестьянских
семьях на протяжении веков
менялось незначительно, сохраняя
присущие ему особенности и
в XVIII, и в XIX, и в начале XX
в. Сразу необходимо отметить,
что крестьянское воспитание
было во многом схоже во
всех центральных регионах Российской
империи.