Культурный уклад дворянской усадьбы XVIII столетия в дореволю-ционной, советской и постсоветской историографии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 12:05, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в изучении быта и досуга дворянской усадьбы XVIII столетия на основе имеющихся публикаций.
Исходя из цели, можно поставить ряд задач:
Рассмотреть литературу, касающуюся устройства русской усадьбы XVIII века.
Проследить изменения усадебного строительства на протяжении столетия, выявить отличия усадьбы первой половины XVIII века от второй его половины, опираясь на отечественную историографию по данному вопросу.
Изучить историографию, посвященную дворянскому быту и духовной жизни провинции.
На примере Тульской губернии оценить роль усадьбы как центра культурного развития, влияющего на культурную жизнь дворянства в целом.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3-6
Глава I. Характеристика и основные особенности дворянской усадьбы в XVIII веке на основе отечественной историографии
1.1. Дворянская усадьба первой половины XVIII века……………………...7-11
1.2. Изменения в усадебной культуре, произошедшие во второй половине XVIII века…………………………………………………………………….12-18
Глава II. Культурный уклад дворянской усадьбы XVIII столетия в дореволю-ционной, советской и постсоветской историографии
2.1. Быт и досуг провинциального дворянина…………………………...…18-27
2.2. Дворянская усадьба как культурный центр (на примере Тульской облас-ти)………………………………………………………………………..…….27-31
Заключение…………………………………………………………………...32-33
Список источников и литературы……………………………………….. ...34-36

Работа содержит 1 файл

ККР по ИИН.docx

— 110.27 Кб (Скачать)

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3-6

 Глава I. Характеристика и основные особенности дворянской усадьбы в XVIII веке на основе отечественной историографии

1.1. Дворянская усадьба первой половины XVIII века……………………...7-11

1.2. Изменения в усадебной культуре, произошедшие во  второй половине XVIII века…………………………………………………………………….12-18

Глава II. Культурный уклад дворянской усадьбы XVIII столетия в дореволюционной, советской и постсоветской историографии

2.1. Быт и досуг  провинциального дворянина…………………………...…18-27

2.2. Дворянская усадьба как культурный центр (на примере Тульской области)………………………………………………………………………..…….27-31

Заключение…………………………………………………………………...32-33

Список источников и литературы……………………………………….. ...34-36 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Дворянство  – привилегированное сословие землевладельцев  высших и средних государственных  служащих. Юридическое оформление дворянства, как сословия, началось  при Петре I, было завершено при Екатерине II «Жалованной грамотой дворянству» 1785 года.

     Несмотря  на  целый  ряд  появившихся  в  последнее  время  серьезных  исследований русской культуры XVIII века, дворянская культура по-прежнему остается мало изученным социокультурным  явлением  в истории русской культуры. Особый интерес представляет усадебная дворянская культура.

     Дворянская  усадьба XVIII века формировалась и развивалась под влиянием идей Просвещения. Ближайшими прототипами для крупной аристократической усадьбы, и прежде всего для подмосковных были царские загородные резиденции под Петербургом. А те, в свою очередь, послужили образцами для подражания провинциальным усадьбам. Культура дворянской усадьбы создала прекрасные образцы архитектурных и садово-парковых ансамблей, изобразительного искусства, музыки и театра, ставших источником творческого вдохновения, запечатленных в поэзии и литературе.

     Тема  актуальна тем, что при наличии обилия публикаций о быте и культуре дворян мало изданий просвещенно усадебной жизни помещиков, большей же степенью они освещают  их службу в столице и светскую жизнь.

     Новизной  работы является попытка объединить труды по описанию усадебного хозяйства и провинциальной жизни дворян, проследить этапы изменения внешнего и внутреннего устройства усадьбы, процесс европеизации жизни дворян, провести между ними аналогии.

     Среди достаточно большого количества литературы, посвященной теме изучения дворянства нужно выделить наиболее значимые и важные, касающиеся непосредственно дворянской усадьбы и духовной жизни дворян.

     В первую очередь, нельзя обойти стороной такой важный для исследования источник, как труд А.Т. Болотова «Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков»1. Болотов, как представитель дворянского сословия, описывает дворянский быт, видя его изнутри, дает большое количество характеристик людям из своего окружения. В «Жизни и приключениях…» имеется и информация о дворянской усадьбе XVIII века, к тому же Болотов рассказывает и о своем поместье, об изменениях, которые оно претерпело. Работа эта весьма интересна и цена для исследователей, хотя и несет несколько субъективный характер и эмоциональную окраску.

     Говоря  о литературе по нашей теме необходимо сказать о работах, посвященных дворянской культуре. Это в первую очередь труд Лотмана Ю.М. «Беседы о русской культуре»2. Автор говорит, что в XVIII веке принадлежность к дворянству означала «обязательность правил поведения, принципов чести, даже покроя одежды». И, затрагивая проблему появления дворянства как сословия, ученый указывает на то, что дворянство 18 века было целиком и полностью порождением петровских реформ.

     И еще одна, не менее значимая работа – это работа Кириченко О.В. «Дворянское  благочестие XVIII века»3. Установлению дворянского самосознания в начале XVIII века, как считает автор, способствовала именно служба, которая изначально была ориентирована «на проявление высоких личных качеств», а также образование, предшествовавшее этой службе. Данная работа рассматривает культуру дворянства XVIII века в России, а точнее, менталитет дворянской культуры XVIII века в нашей стране.

     Особый  интерес в целом и для работы особенно представляет книга Глаголевой О.Е. «Русская провинциальная старина. Очерки культуры и быта Тульской губернии XVIII первой половины XIX вв.»4. Работа Глаголевой состоит из 7 глав на разные темы, касающиеся истории Тулы и Тульской губернии в указанном промежутке времени. Для исследования особую ценность имеют 6 и 7 главы, в них автор собрал интересные факты о быте и культуре различных сословий губернии, уделив  внимание дворянству и дворянской усадьбе. Акцент делается на роли усадьбы в развитии духовной жизни губернии, ведь именно образованное, передовое дворянство было на том момент носителем идей Просвещения.

     Непосредственный  интерес представляет монография историка искусства, профессионально занимающегося изучением архитектуры усадьб XVIII – XIX веков, Байбуровой Р.М. «Русская загородная усадьба середины XVIII века»5, в ней автор освещает вопросы строительства усадьбы, обустройство садов и парков. Заостряет внимание на изменениях происшедших во второй половине века в усадебной культуре, на заимствованиях художественных идей в строительстве для поместий у столичных построек.

       Относительно  дворянской культуры XVIII столетия полезны научная  статья Краснобаева Б. И. , опубликованная им в журнале «История СССР» «Русская культура XVIII в. Предмет и задачи изучения» и книга «О некоторых понятиях истории русской культуры второй половины XVII - первой половины XIX вв.»6.  В них дается общий обзор русской культуры. Временные рамки несколько шире рассматриваемого в курсовой работе периода, но это позволяет уловить тенденции смены стилей и художественных идей, проследить генезис дворянской культуры. Весьма любопытными представляются и такие статьи: Кашкаров П.А. «О дворянском сословии в России», Савёлов Л.М. «Дворянское сословие в его бытовом и общественном значении». Большую научную ценность имеет сборник статей Общества исседователей русской усадьбы «Русская усадьба».

     Цель  работы заключается в изучении быта и досуга дворянской усадьбы XVIII столетия на основе имеющихся публикаций.

     Исходя  из цели, можно поставить ряд задач:

  1. Рассмотреть литературу, касающуюся устройства русской усадьбы XVIII века.
  2. Проследить изменения усадебного строительства на протяжении столетия, выявить отличия усадьбы первой половины XVIII века от второй его половины, опираясь на отечественную историографию по данному вопросу.
  3. Изучить историографию, посвященную дворянскому быту и духовной жизни провинции.
  4. На примере Тульской губернии оценить роль усадьбы как центра культурного развития, влияющего на культурную жизнь дворянства в целом.

     Объект исследования –дворянская усадьба XVIII века.

     Предметом изучения в данной курсовой работе выступают выявление и изучение  публикаций, затронувших вопросы быта и культурной стороны жизни дворянской усадьбы.

     Географические  рамки включают в себя территорию губерний центральной России, основное внимание уделено современной  Московской и Тульской областям.  

     Хронологические рамки охватывают период XVIII века.

     Структура работы предложена в соответствии с целями и задачами исследования и ориентирована на введение, две главы, в каждой по два параграфа,  заключение, список источников и литературы 
 
 
 
 

Глава I. Характеристика и основные особенности дворянской усадьбы в XVIII веке на основе отечественной историографии. 

    1. Дворянская  усадьба первой половины XVIII века
 

     Культура  дворянской усадьбы — это особый мир, который предстает перед  нами в виде, опосредованном ее создателями  и владельцами усадеб, которые  сами стали частью этой культуры. Она оказала решающее влияние на весь жизненный уклад обитателей усадеб, чей быт воспринимался через призму этой культуры.

     Особенностям  устройства  и быта усадьбы первой половины XVIII века напрямую посвящено мало работ русских историков, однако большой объем информации можно получить из монографий и статей, касающихся изучения дворянского сословия того времени и культуры страны XVIII столетия.

     Как отмечает в своей статье «Русская культура XVIII в. Предмет и задачи изучения» Б.И. Краснобаев изменения в культурной жизни дворянской усадьбы стали проявляться уже на рубеже ХVII-ХVIII веков в связи с процессом «обмирщения» и становления «новой» светской культуры, когда проявился интерес к научным знаниям, литературе и искусству, что отразилось на мироощущении русского человека7. Усиление художественных контактов с европейскими странами, впечатления от путешествий сказались, прежде всего, на изменении бытового уклада знатного дворянства.

     В последней трети XVII в. богатые землевладельцы, следуя примеру устройства царской летней резиденции Алексея Михайловича в Измайлове, стали переделывать свои загородные поместья, разбивают голландские сады, сооружают хоромы и каменные храмы. Особое внимание владельцы поместья уделяли украшению своих домовых церквей. Как отмечал М. А. Ильин, обряды становятся сродни театральным действам, это создавало при проведении богослужения торжественную атмосферу праздника8.

     Владельцы сельских усадеб ориентировались на новую светскую культуру своего сословия, превратившуюся к началу XVIII в. в официальную, став своеобразным декоративным фоном, идейным и художественным рупором абсолютизма.

     Пушкарев  Л.Н. обращает внимание на то, что коренные изменения в жизни страны первой четверти XVIII века соответствующим образом отразились на процессе формирования культуры дворянской усадьбы9. Строительство новой столицы и ее пригородов по «образцовым» проектам соответствовало идейным и эстетическим требованиям всеобщего порядка и «регулярности» молодого абсолютистского государства. «Образцовые» проекты «загородных дворов» архитектора Доменико Трезини, по мнению Петра I, должны были стать увеселительным местом для именитых столичных жителей новой столицы, предназначавшиеся для кратковременного отдыха. Они отличались от дворянских усадеб Подмосковья и провинции своим устройством и укладом жизни. Помещичьи усадьбы в Подмосковье и провинции на протяжении XVIII века и позже служили местом для жизни их обитателей, здесь они рождались, воспитывались, для большинства из них здесь проходила вся жизнь, жизнь не одного поколения. Богатые помещики покидали свои родовые гнезда лишь на зиму или на время службы и учебы. Для крупных землевладельцев-аристократов усадьбы являлись официальными парадными резиденциями, административно-хозяйственным центром со своим бюрократическим аппаратом, огромным штатом дворовых людей во главе с приказчиком, с канцелярией, через которую рассылались указания. Имения занимали большие территории за счет приписанных к ним угодий, лесов, полей, крестьянских деревень. В своей усадьбе владелец выступал в роли монарха, а подданными были его крепостные.

     При Петре I служилые дворяне редко посещали свои поместья, которые вплоть до 30-х гг. XVIII в. не обновлялись и не перестраивались. В период ж 30-60-х гг. XVIII в. отечественная художественная культура развивается в русле нового идейно-эстетического направления, определяемого в литературе как стиль барокко. Критерием красоты этого стиля становятся богатство, пышность и блеск. В ходу была «показная роскошь», считалось  неблагопристойным иметь комнату без обой, зеркал, украшений.10

     Эти признаки становятся определяющими  для всей художественной жизни первой половины XVIII в. и самым непосредственным образом были восприняты при формировании крупных усадебных ансамблей. Как пишет Шмелев А.А. в своей статье «Русская усадьба. 1710 – 1760-е годы. Архитектура. Интерьер», начиная с 40-х гг. XVIII в., аристократическая усадьба превращается в парадную репрезентативную резиденцию с постройками дворцового типа, окруженную регулярными садами, каналами.11 Многочисленные приемы высоких царствующих особ, большого числа гостей сопровождались устройством великолепных праздников с музыкой, фейерверками, катаниями на водах, гуляниями в садах.

Информация о работе Культурный уклад дворянской усадьбы XVIII столетия в дореволю-ционной, советской и постсоветской историографии