Древний Египет

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 01:04, реферат

Описание работы

Египет - волшебная страна. Это родина одной из самых древних и самых развитых цивилизаций, которая оказала колоссальное влияние на развитие мировой культуры. Тени богов, мумии фараонов, загадочные сфинксы и величественные гробницы - эти понятия известны даже самым далеким от истории людям. Надменные фараоны и царица Клеопатра, Александрийская библиотека и священный Нил, жрецы, сфинксы и пирамиды...

Работа содержит 3 файла

Drevniy Egipet.doc

— 99.00 Кб (Скачать)

     Древний Египет 

     Египет - волшебная страна. Это родина одной  из самых древних и самых развитых цивилизаций, которая оказала колоссальное влияние на развитие мировой культуры. Тени богов, мумии фараонов, загадочные сфинксы и величественные гробницы - эти понятия известны даже самым далеким от истории людям. Надменные фараоны и царица Клеопатра, Александрийская библиотека и священный Нил, жрецы, сфинксы и пирамиды...

Еще древнегреческий  историк Геродот говорил, что "Египет - дар Нила". Долина великой реки протянулась на полторы тысячи километров с юга, от границы с Суданом, на север, до побережья Средиземного моря, отделяя восточную Аравийскую пустыню от западной, Ливийской. Ширина "полосы жизни" вдоль Нила колеблется от одного километра на юге до 20-25 километров в районе Каира.

Египет  был под властью нескольких империй: греческой, римской, арабской и оттоманской, а еще французской и британской.

     Неизгладимый  след в истории мировой культуры оставило прекрасное и целостное  искусство Древнего Египта. Чтобы  лучше понять его своеобразие, надо помнить, что большая его часть возникла в связи с религиозными верованиями древних египтян.

      Самобытная  культура Древнего Египта с незапамятных времен привлекала к себе внимание всего человечества. Она вызывала удивление у гордого своей цивилизацией вавилонского народа. У египтян учились мудрости философы и ученые Древней Греции. Великий Рим преклонялся перед стройной государственной организацией страны пирамид.

      Интерес к культуре Древнего Египта не иссякает до сих пор. Написано множество книг  об истории, традициях Древнего Египта, о  его месте в мировой истории. Некоторые из этих книг я использовала при написании этого реферата.

      Первая  книга в моем списке - сборник  «История искусства зарубежных стран». Из нее я почерпнула сведения о различных периодах в развитии искусства Древнего Египта.

      Одним из основных источников информации для  этой работы стала книга  Любимова «Искусство древнего мира». 

     Также при подготовке к реферату я использовала книгу Матье М. «Искусство Древнего Египта». Она в достаточно полном объеме раскрывает  особенности развития Египта. В книге подробно описаны практически все аспекты жизни Древнего Египта. Автор приводит мнения и других исследователей, занимавшихся данной проблемой, что создает   наиболее полную картину, позволят нам придерживаться того или иного суждения или сформировать свое.

Завершает мой список литературы Энциклопедия для детей. В ней я нашла  краткие сведения по интересовавшему  меня вопросу.

      Иллюстрации с диска «Мировая художественная культура». 

     1.2. Египетский народ.

     Итак - древний Египет. Кто из нас с  самого детства не слышит слов: «Египет», «египтяне», «египетские иероглифы», «египетские пирамиды», «древний Египет». Но самым удивительным является то, что ни древние, ни современные жители Египта не называли и не называют так свою родину. В древнем Египте жители именовали свою страну «Черной», а себя — «людьми Черной (земли)», по цвету плодородной почвы низменной долины Нила. Еще в глубокой древности соприкасавшиеся с египтянами народы Аравийского полуострова, Передней Азии и Двуречья дали Египту свое название: Миср — «Населенное место, город», так как их, видимо, поразила населенность Египта и большое количество городов, расположенных близко друг от друга. Современные египтяне свою страну тоже называют: Миср.

Почему  же мы, как и многие другие европейские  народы, употребляем слово «Египет»? Это название пошло от древних  греков. Оно происходит от названия древнеегипетского города Мемфиса  — Хикупта. В начале 1 тысячелетия  до нашей эры, когда древние греки стали проникать в Египет, первым из самых больших городов, который им встретился, был Мемфис на рубеже Дельты и долины Нила. Его название (вернее — одно из названий, так как «Мемфис» тоже египетское слово) «Хикупта» или «Айгюптос» греки взяли за обозначение всей страны.

Так что  наше слово «Египет» тоже очень древнее, но оно пришло в европейские языки  не непосредственно из египетского  языка, а из древнегреческого.

      Цивилизация Древнего Египта насчитывает более 3000 лет. В конце IV тысячелетия до н.э. в Юго-Восточной Африке, в низовьях реки Нил, сформировалось раннерабовладельческое государство Египет, которое стало одним с самых великих центров мировой культуры.

     Египет  всегда управлялся абсолютным монархом. Царь, или фараон, считался живым  богом, который после своей иллюзорной смерти должен присоединиться к другим божествам. Он носил титул Сына Солнца и воплощал власть религиозную, политическую и военную во всем Египте. Его помощником был первый министр (визирь), возглавлявший исполнительную власть. "Фараон" - это на самом деле греческое искажение египетского слова, обозначавшего царский дворец. Этим словом стали обозначать персону царя лишь со времени Нового царства после 1580 года до н.э.

Египтяне  делились на классы. Наиболее почитаемыми  были жрецы, которым была доверена служба в храмах. Богатые и влиятельные, они были освобождены от налогов и содержались на средства храмов. Остальные классы - это знать, облеченная политической и религиозной властью в провинциях; писцы - чиновники царской администрации, и, наконец, большая часть народа, состоявшая из ремесленников и крестьян. 
 
 
 

     1.3. Религия – первооснова Египетского искусства.

     Египетское  искусство интересно и важно  своими прекрасными памятниками  непреходящего, большого художественного  значения и тем, что многое было создано египетским народом в истории человечества впервые. Египет первый в мире дал монументальную каменную архитектуру, замечательный своей реалистической правдивостью скульптурный портрет, высокого мастерства изделия художественного ремесла. Египетские зодчие и скульпторы великолепно владели искусством обработки разнообразных пород камня. Они довели до высокого совершенства и художественные ремесла – резьбу по дереву и кости, различные виды обработки металла, тончайшие ювелирные работы из золота, серебра и самоцветов, изготовление цветного стекла и фаянса, тонких прозрачных тканей. Эти работы египетских мастеров замечательны сочетанием изумительного вкуса в выборе формы и материала с необычной тщательностью выполнения, доходившей до того, что для инкрустации иного ларца использовалось до 20 тысяч вставок из кусочков слоновой кости или эбенового дерева.

Самая главная отличительная особенность  искусства Древнего Египта заключается  в том, что оно было призвано обслуживать  потребности религии, в том числе заупокойного культа и государственного культа обожествленного фараона. Религия – первооснова древнеегипетского искусства, его неотъемлемая составляющая, фактор, оказывавший непосредственное влияние на развитие египетской культуры в целом в течение всего времени ее существования. Памятники древнеегипетского искусства на протяжении всей его истории имели в подавляющем большинстве культовое значение.

С самого возникновения египетской державы  они определили обожествление ее полновластных правителей – фараонов. Их неограниченная власть основывалась на земельных богатствах и эксплуатации огромных масс рабов. Уже в 5 тысячелетии до н.э. появляются зачаточные формы государственной власти, аппарата угнетения, созданного в интересах нарождавшегося класса рабовладельцев. Уже тогда жилища вождей племен стали выделяться среди других своими размерами, а могилы обкладываться кирпичом по мере освоения этого материала.

В процессе становления классового общества и  образования единого рабовладельческого государства роль фараона постепенно увеличивалась. Таким образом, египетское общество прошло путь от традиции почитания вождя племени в додинастический период до полного обожествления своего правителя в Древнем Царстве. Фараон в древнеегипетском обществе мыслился наместником бога во плоти, а поэтому получил официальный титул “бог благой”. В более поздние времена обычным наименованием фараона стало такое его обозначение, как “телец сильный”, в честь одного из самых почитаемых в Египте животных – быка. Служители религии учили: “Бойся согрешить против бога и не спрашивай о его образе”.

Во славу  царей, во славу незыблемых и непостижимых идей, на которых они основывали свое деспотическое правление, создавалось  и египетское искусство. Оно мыслилось  не как источник эстетического наслаждения, а, прежде всего, как утверждение в поражающих воображение формах и образах самих этих идей и той власти, которой был наделен фараон. Искусство стало на службу интересам верхушки рабовладельческого государства и его главе, оно было призвано, в первую очередь создавать памятники, прославляющие царей и знать рабовладельческой деспотии. Такие произведения уже по самому своему назначению должны были выполняться по определенным правилам, что и способствовало образованию канонов, которые стали тормозом в дальнейшем развитии египетского искусства. 

  1. Культура  Древнего Египта
    1. Периоды в истории Египта и развитии искусства.

Египет  одно из древнейших государств мира, а  его искусство один из самых ранних вкладов в историю культуры человечества. Историю Древнего Египта делят на следующие периоды: 1. Додинастический (4 тыс. до н. э.) 2. Древнее царство (30-23 вв. до н. э.) 3. Среднее царство (22-18 вв. до н. э.) 4. Новое царство (16-11 вв. до и. э.) 5. Позднее время (11в-332г. до н. э.) Примерно так разделил историю Древнего Египта жрец Манефон, живший в конце IV-III в. до н. э. в Александрии. Соответственно выделяют и три периода в развитии его культуры.

 
ДОДИНАСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД. Для искусства  додинастического периода характерно высокое мастерство обработки камня. Обнаруженные в погребениях шиферные таблички для растирания красок, украшенные рельефным изображением; расписанные глиняные сосуды, позволяют судить о тематике, разрабатываемой египетскими мастерами; это: заупокойные обряды, исторические события, военные походы. И вот здесь важное место завоевывает образ человека. Складываются основные каноны изображения человеческой фигуры: широкие и сильные плечи разворачиваются в фас, ноги и голова в профиль, что позволяет мастеру поставить акцент на наиболее выразительных и ясно читаемых аспектах человеческого облика. У стоящих левая нога часто выдвинута вперед – первый шаг мертвого на пути в вечность. Значительность властелина подчеркивается размерами его изображения, намного превосходящими изображение других персонажей, как, например, в рельефе шиферной плиты фараона Нармера (около 3 тыс. лет до н.э., Каир, Египетский музей).

 
ДРЕВНЕЕ ЦАРСТВО. После объединения  Египта в единое государство в  конце IV начале II тыс. до н. э. начинается расцвет египетского искусства. В эпоху Древнего Царства в Египте появляется новый тип гробниц ступенчатая пирамида. Первая такая пирамида построена для фараона Джосера зодчим Имхотеном (история сохранила имя мастера, что является скорее исключением, чем правилом для той эпохи) в XXVIII в. до н. э. К этому же столетию относится и возведение известных пирамид фараонов Хеопса (или Хуфу), Хефрена (илиХафра) и Микерина (Менкау-ра) в Гизе. Самая грандиозная из них пирамида Хеопса построена под руководством архитектора Химеуна. Ее высота около 150 м, и сложена она из 2 млн. 300 тыс. блоков. Непременными атрибутами египетских храмов и усыпальниц были статуи фараонов, знати, придворных писцов, выполненные в соответствии со строгими канонами (правилами), чего требовало культовое назначение статуй. Люди изображались в спокойных, как бы застывших в веках позах (это либо стоящая, либо фронтально сидящая фигура). Примерами могут служить статуя писца Каи (середина 3 тыс. до н. э., Париж, Лувр), выполненная из известняка; парный скульптурный портрет (см. рисунок) принца Рахотена и его супруги Нофрет (начало 3 тыс. до н. э., Каир, Египетский музей).

     Помимо  скульптурных изваяний, украшением усыпальниц были рельефы и росписи на сюжеты, связанные с заупокойным культом, выполненные на стенах. Подобное объединение различных видов искусства (архитектуры, скульптуры и живописи) специалисты называют синтезом искусств.

 
СРЕДНЕЕ ЦАРСТВО Многочисленные войны  Древнего царства привели к ослаблению государственной и экономической  мощи страны. Прекращается строительство дорогостоящих пирамид. Ведется поиск новых типов храмов и усыпальниц. Первым памятником нового типа стал храм-усыпальница Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахари (XXI в. до н. э.), положивший начало крупным храмовым ансамблям более позднего времени. Повышается внимание к индивидуальным чертам портретируемого, что проявилось в портретах фараонов Сенусерта III (XIX в. до н.э., Нью-Йорк, Метрополитен-музей), Аменемхета III (XIX в. до н. э., Москва, ГМИИ). Росписи гробниц и храмов приобретают большую самостоятельность. В гробнице Хнумхотепа в Бени-Хасане были созданы одни из самых замечательных росписей в искусстве Среднего царства, изображающие сцены охоты.

      
НОВОЕ ЦАРСТВО Наибольшее распространение  в период Нового царства получил  тип храма прямоугольный в  плане, имевший трехчастное деление: открытый двор (перестиль), колонный зал (гипостиль), святилище. Таковы храмовые комплексы, посвященные богу Амону, в Карнаке и Луксоре. Наивысшей точкой в своем развитии реалистическое изобразительное искусство Древнего Египта достигает в период Амарны (к. XIV в. до н. э.). Фараон Аменхотеп IV (Эхнатон) провел социальную и религиозную реформы, перенес столицу из Фив в Амарну. Были разрушены старые традиции. Перемены в жизни страны определили значительные преобразования в искусстве. Произведения амарнского периода отличаются человечностью, лиричны и проникновенны. Лучшее, что было создано в этот период скульптурные портреты Эхнатона и его жены Нефертити.

Мой универ - Сайт студента.URL

— 47 байт (Скачать)

Рефераты Курсовые, контрольные.URL

— 51 байт (Скачать)

Информация о работе Древний Египет