Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 10:03, курсовая работа
Приблизительно 5 тыс. лет назад на территории современного Египта сложилось единое государство, ставшее важным элементом древнеегипетской цивилизации, которая просуществовала 3 тысячелетия, т.е. дольше, чем вавилонская или шумеро-аккадская. Здесь, как и во всякой другой цивилизационной культуре, были свои периоды подъема, благоденствия, затем слома и упадка, а также редкие периоды социальных потрясений.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Религия в Древнем Египте………………………………………………...4
1.1. Пантеон богов…………………………………………………………4
1.2. Заупокойный культ. «Книга Мёртвых»……………………………..7
Глава 2. Культура Древнего Египта……………………………………………….10
2.1. Храмовые сооружения………………………………………………10
2.2. Пирамиды…………………………………………………………….12
2.3. Изобразительное искусство………………………………………...20
2.4. Язык. Письменность. Литература…………………………………..22
Заключение………………………………………………………………………….28
Список литературы…………………………………………………………………29
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава
1. Религия в Древнем Египте………………
1.1. Пантеон богов…………………………………………………………4
1.2.
Заупокойный культ. «Книга
Глава 2. Культура Древнего Египта……………………………………………….10
2.1.
Храмовые сооружения……………………………
2.2.
Пирамиды…………………………………………………………
2.3.
Изобразительное искусство……………
2.4.
Язык. Письменность. Литература…………………………………..22
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Приблизительно 5 тыс. лет назад на территории современного Египта сложилось единое государство, ставшее важным элементом древнеегипетской цивилизации, которая просуществовала 3 тысячелетия, т.е. дольше, чем вавилонская или шумеро-аккадская. Здесь, как и во всякой другой цивилизационной культуре, были свои периоды подъема, благоденствия, затем слома и упадка, а также редкие периоды социальных потрясений. Еще одной важной особенностью египетской цивилизации явилось то, что она была детищем одного этноса. В Древнем Египте объединенные хаттские племена сложились в могучий этнос и создали разветвленную социальную систему. Там были фараоны и советники, князья номов и воины, жрецы и писцы, торговцы, земледельцы и нищие батраки. Система усложнялась по мере столкновений с иноземцами. Завоевания в Нубии и Сирии производили профессиональные войска, договоры с Вавилоном (и хеттами) заключали опытные дипломаты, а каналы и дворцы строили специалисты-инженеры, обучавшиеся с детства. Разветвленная система пережила вторжения гиксосов и возродилась обновленной мощью.
Древний
Египет — первая древневосточная цивилизация,
ставшая после веков забвения известной
европейцам. Существенный фактор развития
древнеегипетской цивилизации составляли
природные условия. Грандиозный контраст
между пустыней, лишенной жизни, и цветущим
оазисом, которым страна обязаны Нилу,
может многое объяснить в миро представлении
древнего египтянина. Почва в долине Нила
очень плодородна, и там издавна собирали
два урожая в год. Однако такой достаток
локализовался лишь на территории по течению
Нила, составляющей 3,5% территории всего
Египта, остальная же территория представляет
собой бесплодную пустыню. В долине Нила
и сейчас проживает 99,5% населения. Примерно
такое же соотношение было и в эпоху фараонов
— недаром египтяне называли свою страну
«даром Нила». Природные условия способствовали
изоляции страны, что в свою очередь обусловило
особенности картины мира древнего египтянина,
в частности, характерный для него феномен
этноцентризма (в древнеегипетском языке
слово «люди» означает только «египтяне»).
Глава
1. Религия в Древнем
Египте
1.1. Пантеон богов
Сложение египетского пантеона богов - сложный процесс, в котором переплелись тотемистические представления и культ различных явлений природы. Египетский пантеон богов составляют божества, олицетворяющие небо, солнце, влагу, воздух, землю, растительность, Нил, а также судьбу, истину, войну, справедливость, разум, искусство и т.д. При этом их внешний облик соединяет в себе черты человеческого существа и животного (чаще всего это человек с головой сокола, кошки, львицы, ибиса, обезьяны, осла).
Среди множества божеств особое значение очень рано приобретает солнечное божество, которое в разных номах представлялось в различном облике: в одной местности это был крылатый диск, летящий по небу; в другой - огромный жук, катящий по небу солнечный диск; иногда солнечный бог мыслился в виде сокола или человека с соколиной головой. Имена этих божеств были различны Ра, Атум, Амон, Хепри, Гор. Иногда названия дифференцировались: Хепри - утренное солнце, Ра - дневное, Атум - вечернее1.
Из различных вариантов солнечного божества раньше всего выделяется бог солнца Ра. Центр его культа - город Гелиополь. Воплощался он в образе сокола или человека с соколиной головой, увенчанной солнечным диском. С возвышением 5-й династии Древнего царства (26-25 вв. до н.э.), происходившей из Гелиополя, Ра становится главным богом пантеона и его культ приобретает общеегипетский характер. Он оттесняет более древнего гелиопольского демиурга Атума, и обожествленный с ним ( Ра - Атум ) становится во главе Эннеады (девятки) богов.Его стали считать созидателем мира и людей, возникших из его слез, отцом богов, отцом царя. У Ра есть несколько дочерей, которые отождествляли око Ра: Сехмет - грозное око Ра, богиня войны, богиня-целительница; Тефнут-любимое око Ра, богиня влаги; Хатор - солнечное око Ра, богиня неба, богиня любви, веселья, музыки, пляски. В Дендере сыном Хатор считался бог музыки Ихи. Помимо того, что все боги ни считались дочерьми Ра, их объединяла “иконография”: все они изображались в виде женщины с головой львицы2.
Великий Ра не был единственным великим солнечным богом. Не менее великим был и солнечный бог Амон. В эпоху 18-й династии, 16-14 вв. до н.э., он становится всеегипетским богом, а его культ приобретает государственный характер. Центр культа - Фивы. Изображался в виде человека с головой барана в короне с двумя высокими перьями и солнечным диском. Амон возглавляет фиванскую триаду.
Самой драматичной была судьба еще одного солнечного бога-Атона. Именно с ним решил связать свою религиозную реформу фараон Аменхотеп IV : он ломает все, что было связано с культом верховного бога Амона и создает новый государственный культ Атона -солнечного диска, меняет свое имя на Эхнатон, что означает “Угодный Атону” и строит новую столицу Ахетатон (“Горизонт Атона”), а спустя четверть века после его смерти жрецы объявляют Эхнатона еретиком , разрушают его город , а имя его вычеркивают из списков ”законных” фараонов - в официальных египетских хрониках после Аменхотепа III значится Хоремхеб3.
Знойный ветер пустыни, хамсин, приносящий засуху, дул в определенное время года; когда он прекращался, начинался бурный рост растительности. Эти явления природы отразились в следующем повествовании: дочь Ра Тефнут поссорилась с отцом и, превратившись в львицу, гордо удалилась в Нубию. Ра, скучающий по своей любимице посылает за ней Шу и Тота, которые стали павианами. Им надо вернуть Тефнут отцу, завлекая пением и танцами. Они успешно справляются со своим заданием и гордая Тефнут возвращается. На радостях она вступает в брак со своим братом Шу, что предвещает рождение природой новых богатых плодов.
Праздник возвращения дочери Ра в египетских календарях назывался “днем виноградной лозы и полноты Нила”.
В наиболее знойное время года считалось, что солнце распаляется гневом на людей и наказывает их с помощью своей другой дочери - Сехмет: когда Ра состарился и “его кости стали из серебра, его плоть из золота, волосы из чистой ляпис-лазури”, люди перестали почитать бога-царя и даже “замыслили против него злые дела”. Тогда Ра собрал совет старейших богов во главе с их прародителем Атумом, которые и решили наказать людей. На них напустили другую любимую дочь Ра Сехмет, которая превратившись в львицу, стала пожирать людей. При этом она так разъярилась,что ее невозможно было остановить. И вновь мудрейшие собрались на совет, где решили напоить Сехмет красным пивом, дабы она, опьянев, уснула.... Когда же Сехмет пробудилась, то она уже забыла о своих кровожадных подвигах4.
Борьба солнца с силами мрака представлялась как борьба Ра с владыкой подземного мира, огромным змеем Апопом. Богом Нила был Хапи. Его символы - лотос и папирус. Его праздник соединялся с началом разлива Нила. Апис - бог плодородия в виде быка - черного, но с белым круглым пятном на лбу и с особыми волосами на хвосте.Кроме того он был душой бога Птаха и бога Ра. Хнум - бог плодородия в виде человека с головой барана.Он известен как один из прародителей рода людского,вылепив последних на гончарном круге. Он же позаботился и о духовном двойнике человека. Рененутет - богиня плодородия и собранного урожая, что отразилось в ее эпитетах: “владычица плодородия”, «правительница закромов». Представала в образе змеи или женщины с головой змеи. Праздник, посвященный богине Рененутет, проводился в день окончания жатвы. А немного позже она становится еще и богиней судьбы. Шаи - бог виноградной лозы и судьбы. Онурис - бог охоты и войны. Маат - богиня истины и справедливости, жена Тота. Изображалась в виде женщины со страусовым пером на голове. Тот - бог мудрости, счета и письма, муж Маат. Его священные животные - павиан и ибис. Изображался в виде человека с головой ибиса и палеткой писца в руках. Как божество астральное отожествляется с луной, и в этом божественном статусе вел счет дням, месяцам и годам египетского календаря. Сиа - богиня мудрости и познания, женщина, сопровождавшая бога Тота с правой стороны. Птах - помимо того, что он был демиургом от Мемфиса, Птах считался покровителем ремесел и искусств5.
1.2. Заупокойный культ. «Книга Мёртвых»
Заупокойный культ египтян опирается на следующие представления: со смертью человека умирает только его тело, тогда как продолжают жить другие ипостаси его существа - имя (Рен), душа (Ба), вылетающая из тела в виде птицы, двойник человека (Ка); именно судьба Ка связана с судьбой тела, ибо Ка не бессмертен, он может погибнуть от голода и жажды, если при погребении покойник не будет снабжен всем необходимым; Ка может быть съеден загробными чудовищами, если его не защитят магические формулы.
В разработанной до мельчайших подробностей системе представлений египтян о потустороннем мире одно из главных мест занимают «поля блаженных» (поля Иару), на которых умерший должен был совершить все земледельческие процессы от возделывания земли до сбора урожая.
Повелителем загробного мира
был Осирис - один из самых
почитаемых в Египте богов.
Поначалу Осириса считали
Когда египтянин умирал, его относили к бальзамировщикам. Мастера-бальзамировщики за 70 дней изготовляли мумию—ведь Исида 70 дней собирала тело Осириса и мумифицировала его. Сперва парасхит вскрывает тело Сах, омытое священной нильской водой; затем бальзамировщики извлекают внутренности и опускают их в погребальные сосуды—каноны, заполненные отварами из трав и другими снадобьями.
Коноты
изготовлены в виде богов—сыновей
Хора: Имсета, Хапи, Дуамутефа и Кебехсенуфа.
Эти боги родились из цветка лотоса;
они—хранители сосудов с
Затем бальзамировщики приступают к самой мумификации. Египтяне считали, что все материалы, используемые бальзамировщиками, возникли из слёз богов по убитому Осирису, с которым отождествился теперь умерший.
Бог ткачества Хедихати и богиня Таитет изготавливали белое полотно, чтобы запеленать мумию. Бог виноделия Шесему даёт Анубису—Имиуту и сыновьям Хора масло и притерания для бальзамирования. После то, как умерший упокоится в своём вечном престанище, Шесему станет охранять его мумию от грабителей гробниц и заботиться о нём самом в Дуате.
Родные и близкие усопшего
должны внимательно следить,
Очень часто египтяне писали письма к умершим родственникам и оставляли их вместе с жертвенными дарами в гробнице. В них они просили об исцелении, даровании ребёнка и прекращении преследования Ка умершего. Если умерший был не богат, его мумию ложили в простой деревянный гроб. На стенках гроба с внутренней стороны писали имена богов, которые проводят покойного в Дуат, а на крышке—обращение к Осирису: «О Уннифер, дай этому человеку в твоём Царстве тысячу хлебов, тысячу быков, тысячу сосудов вина».
Иногда
изготавливали маленький
Жрецы и Муу приводят процессию к гробнице. Здесь, совершив обряд «отверзания уст», жрецы относят гроб с мумией в усыпальницу и устанавливают его в каменный саркофаг. У южной стороны погребальной камеры ставится канопа, изображающая Имсета, у северной — Хапи, у восточной — Дуамутефа и у заподной — Кебехсенуфа. Эти боги ассоциировались с Исидай, Нефтидой, Нейт и Серкет—защитницами и хранительницами умершего, изображавшимися на саркофагах в виде богинь с распростёртыми крыльями.
Вход в гробницу тщательно заваливают глыбами и щебёнкой и замаскировывают, предварительно опечатав его печатью мекрополя. Меж погребальными пеленами бальзамировщиками ложится амулет в виде Ока Уджат, а на сердце – амулет в виде скарабея. Без этих амулетов не воскреснуть для вечной жизни. Помогают воскрешению и амулеты в виде Ока Ра: ведь покойный воскреснет подобно солнечному диску на востоке, рожденному богиней Нут. Чтобы умерший не задохнулся в Дуате, в гроб ложили деревянную статуэтку Шу7.
В воскрешении умершего примут участие все боги, связанные с деторождением: Исида, Хатхор, Рененутет, Бэс, Таурт, Месхент и Хекет. Ка умершего предстаёт перед судом Осириса. Здесь боги приступают к взвешиванию его сердца на Весах Истины. На одну чашу Весов ложится сердце, а на другую — перо богини Маат. Умерший произносит «Исповедь отрицания» — перечисляет 42 преступления и клятвенно заверяет, что ни в одном из них он не виновен.