Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 01:04, реферат
Египет - волшебная страна. Это родина одной из самых древних и самых развитых цивилизаций, которая оказала колоссальное влияние на развитие мировой культуры. Тени богов, мумии фараонов, загадочные сфинксы и величественные гробницы - эти понятия известны даже самым далеким от истории людям. Надменные фараоны и царица Клеопатра, Александрийская библиотека и священный Нил, жрецы, сфинксы и пирамиды...
ПОЗДНЕЕ ВРЕМЯ На дальнейшем развитии
египетской культуры сказались многочисленные
войны, приведшие к распаду государства.
Прекращается возведение пышных усыпальниц,
среди памятников этой эпохи наиболее
интересны скульптурные портреты. Завоевания
Александра Македонского в 332 г. до н. э.
положили начало новому периоду в искусстве
Древнего Египта, в художественной культуре
которого переплелись традиции прошлого
и античности.
2.2. Театральное искусство.
Театральное
искусство было высоко развито в
Древнем Египте. Еще во времена
Древнего царства возникли мистерии
– религиозные действия, рассказывающие
о жизни богов. Особенной популярностью
пользовались театральные рассказы об
Осирисе его жизни и смерти, воскрешении.
Актерами в представлении выступали жрецы,
иногда сам фараон. Спектакль не был развлечением,
его смысл был глубоко религиозным. Звучащая
на постановках музыка до нас не дошла,
но зато сохранились изображения инструментов
(лютни, барабана, шумового инструмента
– систра) и музыкальных исполнителей.
Многие ученые полагают, что в мистериях
были и вокал и танцы.
2.3. Архитектура Древнего Египта.
В
Гизе, неподалеку от нынешнего Каира,
на скалистом плоскогорье пустыни,
отбрасывая на песок три четкие тени,
стоят три громадных
Они стоят уже больше сорока веков. Их облицовка не сохранилась, погребальные камеры с саркофагами давно разграблены, но ни время, ни люди не смогли нарушить идеально устойчивую, монолитную форму этих сооружений. Высочайшая их них, пирамида Хеопса, до сих пор не имеет себе равных по величине среди каменных построек всего мира. Ее высота – 146 метров, а длина основания каждой грани – 230 метров. Греческий Парфенон по сравнению с ней выглядел бы совсем крошечным – как лодка по сравнению с морским пароходом. В пирамиде Хеопса, если б она была полая внутри, мог бы уместиться весь ансамбль собора св.Петра в Риме. А ведь пирамида не полая, она почти сплошной массив из тяжелых каменных плит, только внизу прорезанный узкими коридорами, ведущими в усыпальницу фараона. Подсчитали, что для того чтобы перевезти все эти камни, из которых сложена пирамида Хеопса, сейчас понадобилось бы 20 тысяч товарных поездов, каждый по 30 вагонов. А тогда пирамиду строили голыми руками, даже без помощи вьючных животных. Это поистине необычайный памятник непреклонной воли фараона и многолетнего каторжного труда сотен тысяч рабов.
И храмы и мастаба рядом с пирамидами выглядели очень маленькими и издали не были заметны, а треугольники пирамид на фоне неба виднелись отовсюду как напоминание о вечности. Длинная прямая дорога вела к ним с востока, от плодородных долин, орошаемых Нилом: дорога от обители жизни к безмолвному миру песков и гробниц. Границу пустыни и сейчас сторожит колоссальный сфинкс, лев с лицом фараона Хефрена, - прадед всех бесчисленных египетских сфинксов. Он создан не только руками людей, но и самой пустыней: люди обтесали и обработали скалу, похожую по форме на тело лежащего льва.
Из пирамид и мастаба крупных вельмож на берегах Нила складывались целые "города мёртвых". Неподалёку, обычно на другом берегу Нила, возвышались храмы в честь богов. В их колонные дворы и залы вели огромные ворота, образованные двумя массивными, сужающимися кверху каменными блоками, т.н. пилонами. К воротам вели дороги, обрамлённые рядами сфинксов - статуй с телом льва и человеческой или бараньей головой. Колонны повторяли формы распространённых тогда в Египте растений - папируса, лотоса, пальмы. Как густой лес стоят они в огромных храмах Луксора и Кариака, которые были основаны примерно в 16-14 веках до нашей эры. В наше время стал особенно знаменит высеченный в скале храм в Абу-Симбеле. Строительство Ассусианской плотины грозило ему затоплением. Для спасения храма была проделана гигантская работа: скалу, в которой высечен храм, распилили на куски и снова собрали в безопасном месте на высоком берегу Нила.
Прославлению фараонов служили не только рельефы, росписи и статуи, но также и архитектурные произведения. Грандиозные храмы и целые храмовые комплексы воздвигались в честь обожествленных царей Древнего Египта. Одним из лучших образцов культового архитектурного произведения является гробница царицы Хатшепсут, построенная в конце XVI в. до н.э. архитектором Сеншутом в долине Дейр-эль-Бахри. Заупокойный храм посвящен богу Солнца Амону-Ра и родственным ему Хатор и Анубису, но главное божество, в чью славу и память он воздвигнут, – сама царица.
Стены и колонны египетских зданий украшали рельефы и росписи, которые легко узнать по своеобразным приёмам изображения человека. Каждая часть фигуры была представлена в своём повороте так, чтобы её было видно как можно полнее: ступни ног и голова в виде сбоку, а глаза и плечи - спереди. Дело тут было не в неумении, а в строгом соблюдении определённых правил. Длинными полосами следовали друг за другом серии изображений, очерченных врезанными контурными линиями и окрашенных в красиво подобранные тона; им сопутствовали иероглифы - знаки - картинки письма древних египтян. По большей части здесь показаны события из жизни фараонов и вельмож, встречаются также и сцены труда. Полагают, что изображены не столько действительные, сколько желаемые события, поскольку египтяне верили, что изображённое непременно должно исполниться.
Древние египтяне не знали перспективы, дальние предметы они изображали просто над ближними. Несмотря на некоторую наивность, их рельефы и росписи подкупают тонкостью и изяществом. Особенно пленительны стройные женщины в лёгких льняных одеяниях, украшенные многочисленными драгоценностями.
Особый
расцвет египетского искусства
наступил в эпоху правления фараона
Эхнатона в 14 веке до нашей эры. В
то время в искусстве получали
отзвук и реальные события. Среди
других произведений тогда были созданы
замечательные изображения дочерей
царя и его жены, красавицы Нефертити,
которая повлияла на идеал красоты даже
наших дней.
2.4. Искусство и заупокойный культ.
Примером памятника додинастического периода, возвеличивающего фараона, является шиферная плита Нармера, высотой в 64 см, с обеих сторон покрытая рельефными изображениями и краткими иероглифическими надписями, рассказывающими о значительном историческом событии: победе Нармера, царя Верхнего Египта, над Нижним Египтом и объединения долины Нила в единое государство. “Основное значение этого памятника заключается в том, что он является не только своего рода итогом художественного творчества предыдущих периодов, но также наиболее ярким образцом искусства времени первых фараонов в Египте, первым примером так называемого “египетского стиля”.
С
целью максимальной ясности
С целью подчеркнуть могущество и величие фараонов, их божественное происхождение скульпторы Древнего Египта изображали своих правителей идеализированно (за исключением скульпторов, творивших в период Эль-Амарны – в первой половине XIV в до н.э., когда в скульптуре преобладали строго реальные черты). В фигурах фараонов подчеркивалась физическая мощь.
Египтяне считали своих царей подлинными сыновьями Солнца по прямой линии. Чтобы сохранить чистоту солнечной крови и избежать неравных браков, сыновья и дочери фараонов, братья и сестры женились между собой. Теория солнечной родословной очень древняя, но впервые нашла свое историческое применение во времена V династии, когда цари приняли титул “сына Солнца”, сохранившийся с тех пор навсегда. Таким образом, культ фараона, достигший своего апогея в эпоху Древнего Царства – время зенита в развитии централизованной деспотии и наибольшей идеализации власти правителя, стал в Египте государственной религией и нашел свое воплощение в искусстве, оказав влияние в первую очередь на сюжетный круг художественных произведений: скульптурные портреты фараонов, живописные и рельефные изображения сцен из жизни их семей и, конечно, пирамиды и храмы, воздвигавшиеся в честь единовластных правителей государства, имели преобладающее значение в древнеегипетском искусстве.
Проанализировав
памятники художественного
Искусство
заупокойного культа не было мрачным
искусством. Все в усыпальнице
– и в ее архитектуре, и в росписях,
и в изваяниях, и во всех предметах роскоши,
которыми ее наполняли для “ублажения”
умершего, должно было выражать красоту
жизни, такую величаво-спокойную красоту,
как ее рисовало себе воображение древнего
египтянина. Это была красота солнца на
голубом небе, красота огромной реки, дающей
прохладу и изобилие земных плодов, красота
яркой зелени пальмовых рощ среди грандиозного
пейзажа безбрежных желтых песков. Ровные
дали – и краски природы, полнозвучные
под ослепительным светом, без дымки, без
полутонов. Эту красоту житель Египта
взлелеял в своем сердце и пожелал наслаждаться
ею вечно, поборов смерть.
Главным воплощением заупокойного культа
и идеи о сверхчеловеческой мощи фараона
были пирамиды, и поэтому зодчество стало
ведущим видом искусства в Египте. Все
остальные виды подчинялись ему, зависели
от него, т.е., иными словами, искусство
в Древнем Египте было комплексно, синтетично,
и это его основная и наиболее характерная
черта. Египетское искусство едино и в
живописи, и в рельефе, и в круглой скульптуре,
т.к. оно во многом развивалось как украшение,
как дополнение того, что почиталось главным
для ублажения богов, для обожествления
фараона и для борьбы со смертью, т.е. архитектуры.
Многочисленные скульптуры в гробницах и храмах, рельефы и росписи на стенах, предметы декоративно-прикладного искусства, найденные в усыпальницах, – это также произведения, служившие требованиям заупокойного культа.
В рельефах и росписях, декорирующих стены гробниц, полнее всего проявилось сочетание геометрической правильности с острой наблюдательностью, характерное для всего египетского искусства. Конечно, слово “декор” едва ли уместно по отношению к искусству, которое могли созерцать только души умерших. Эти скрытые от глаз произведения также должны были “сохранять жизнь”.
Таким
образом, искусство, подчиненное требованиям
заупокойного культа, имело для египтян
эстетические нормы, полностью отличные
от тех, которые мы сегодня связывали
с понятием “ искусство”. Древнеегипетское
искусство не предназначалось для
созерцания, его назначением было служить
душам умерших и той вечной жизни, которая
ожидала их после земной смерти.
Огромную роль в развитии искусства Древнего
Египта сыграла мифология как отражения
мировоззрения и мировосприятия египтян.
Египетская мифология, которая начала
формироваться еще в VI – IV тысячелетиях
до н.э., задолго до возникновения классового
общества, на протяжении многих веков
оказывала влияние на все сферы жизни
египтян. Объяснение явлений действительности
основывалось на мифологических представлениях,
и какую бы сторону жизни в Древнем Египте
мы не рассматривали, всюду присутствуют
сакральные знаки и символы, всюду реальное
тесно переплетается с мифическим. И, конечно
же, мифологические воззрения Древнего
Египта нашли широкое отражение в искусстве.
Благодаря
верованиям и строгим правилам древнее
египетское искусство просуществовало
почти без изменений около двух с половиной
тысячелетий. В поздний период оно подверглось
воздействию искусства других народов,
особенно греков, а в начале нашей эры
окончательно угасло.
Минули тысячелетия, но живой интерес к истории Древнего Египта отнюдь не иссяк. Напротив! Но долгое время огромный пласт египетской истории был неизвестен людям: ученые не могли расшифровать таинственные письмена- иероглифы. Попытки проникнуть в их тайну еще в глубокой древности, над загадкой бились и античные философы, историки, писатели". Вырезанные на камне изображения - это магические знаки", - говорил римский поэт Лукиан, живший в I веке нашей эры. " Египетское письмо имеет символический характер. Каждый иероглиф обозначает целое слово или даже фразу", - предполагал историк Плутарх, живший на рубеже I и II веков. Писал о египетских иероглифах и Геродот, и многие другие. Но понадобился кропотливый труд многих поколений исследователей, чтобы до конца выявить все тайны египетского письма. Это знаменательное событие - одно из самых выдающихся в истории мировой науки - произошло лишь в XIX веке. Ему предшествовали годы мучительных и бесплодных исканий. Всей душой, стремясь к заветной цели, многие ученые незаметно для себя уклонялись в сторону и вступали на такой путь, который уводил их все дальше по запутанному лабиринту фантазий и домыслов. Но после дешифровки иероглифов перед нами обрисовалась во всем своем величии могучая цивилизация, процветавшая несколько тысяч лет на берегах Нила. Египтология широко открыла доступ к сокровищнице культурных ценностей, созданных талантливым и трудолюбивым народом. Мы можем сейчас по достоинству оценить огромный вклад древних египтян в развитие мировой культуры, науки и искусства.