Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 12:27, доклад
Древний Египет является одной из первых мировых цивилизаций. Сами египтяне называли свою страну «Кемет» («Черная земля») по цвету черноземной почвы в Нильской долине в противоположность «Красной земле» (пустыня).
Возможно, Египта никогда не было бы, если бы не великая река Нил, берущая начало в Восточно-Африканском нагорье, протекающая через пустыню Сахара и впадающая в Средиземное море. Ежегодные разливы, начинающиеся в середине июля и достигающие пика осенью, после весеннего отступления оставляют на нильских берегах слой плодородного ила, что создает чрезвычайно благоприятные условия для земледелия. В условиях почти полного отсутствия дождей (за исключением Дельты) он является единственным источником влаги. Неудивительно, что египтяне обоготворяли свою реку и называли Египет «даром Нила». Именно на берегах Нила появились первые города-государства, которые враждовали друг с другом, стремясь захватить земли соседей, потом образовалось два государства – Верхний Египет и Нижний Египет, а уже к 3000 г. до н. э. все земли были объединены в единое государство.
ДРЕВНИЙ
ЕГИПЕТ, цивилизация
древних египтян,
существовавшая в
долине Нила в IV тыс.
до н.э. – IV в. до н.э.
Древний
Египет является одной из первых мировых
цивилизаций. Сами египтяне называли свою
страну «Кемет» («Черная
земля») по цвету черноземной почвы
в Нильской долине в противоположность
«Красной земле» (пустыня).
Возможно, Египта
никогда не было бы, если бы не великая
река Нил, берущая начало в Восточно-Африканском
нагорье, протекающая через пустыню
Сахара и впадающая в Средиземное
море. Ежегодные разливы, начинающиеся
в середине июля и достигающие пика осенью,
после весеннего отступления оставляют
на нильских берегах слой плодородного
ила, что создает чрезвычайно благоприятные
условия для земледелия. В условиях почти
полного отсутствия дождей (за исключением
Дельты) он является единственным источником
влаги. Неудивительно, что египтяне обоготворяли
свою реку и называли Египет «даром Нила».
Именно на берегах Нила появились первые
города-государства, которые враждовали
друг с другом, стремясь захватить земли
соседей, потом образовалось два государства
– Верхний Египет и Нижний Египет, а уже
к 3000 г. до н. э. все земли были объединены
в единое государство.
Уклад жизни египтян
Древние греки называли реку Нил «Эгиптос», поэтому и вся страна получила название Египет, которое сохранилось до наших дней. После объединения Верхнего и Нижнего Египта в одно государство царей стали называть фараонами, наместниками бога на Земле.
Фараоны обладали полной властью в Египте. Египтяне считали фараона почти богом, ему принадлежала не только верховная власть в государстве, но и вся земля, которой он милостиво разрешал пользоваться своим подданным. Простые люди верили, что фараон обладает уникальной силой, дарованной ему небесами. Он лишь временно выполнял свои обязанности на земле, а после смерти возвращался на небо, где и должны жить все боги. Для них строились величественные дворцы, а после смерти их тела мумифицировали и помещали в не менее величественные гробницы – пирамиды.
Египтяне
носили льняную одежду, парики, ярко
красили глаза. Фараоны и богатые горожане
носили драгоценные украшения, полукругом
покрывавшие их плечи и грудь, и расшитые
золотыми нитями и драгоценными камнями
передники. В Древнем Египте процветали
различные искусства, были среди египтян
художники, музыканты, танцовщики и акробаты.
Растительный
и животный мир
Египта был достаточно
разнообразным.
Культивировали
ячмень и эммер (вид пшеницы), лен
и кунжут, из овощей – огурцы, лук-порей
и чеснок. В заводях собирали лотос
и папирус. В долине росли финиковая
и кокосовая пальма, гранатовое дерево,
смоковница, древовидная акация, сикомор,
в Дельте – виноградная лоза и фруктовые
деревья. Однако строительного леса практически
не было; его доставляли из Финикии, богатой
кедром и дубом.
Воды Нила изобиловал
рыбой, его заросли – дичью. Дикая фауна
была представлена львами, гепардами,
пантерами, шакалами, газелями, лисами,
жирафами, бегемотами, крокодилами, носорогами;
часть видов исчезла в результате интенсивной
охоты и изменений климата. Из домашних
животных держали быков, коров, овец, коз,
свиней, ослов, собак, позже мулов и лошадей;
из домашней птицы – уток и гусей, позже
кур. Разводили пчел.
Египет
не был богат полезными
ископаемыми. Главным достоянием его
недр являлись разнообразные породы камня
(гранит, базальт, диарит, алебастр, известняк,
песчаник).
Культура.
Ведущим
образом египетской
культуры являлся
образ Великой
Реки – Нила, –
а ее ведущей идеей
– идея вечности.
Концепция застывшего
времени и застывшего
пространства выразилась
в своей совершенной
форме в самых знаменитых
памятниках египетского
гения – пирамидах.
Во
что верили древние
египтяне?
Древние египтяне были язычниками, то
есть они обожествляли силы природы, давали
им имена, строили для них храмы, пели в
их честь гимны и приносили жертвы. Одним
из самых почитаемых богов был Хапи, бог
Нила. Во время разлива реки в его честь
устраивали большие праздники, таким образом
египтяне хотели отблагодарить Хапи за
воду и плодородные земли. Другим древнейшим
богом был Птах – покровитель Мемфиса,
первой столицы объединённого Египта.
Египтяне верили, что Птах создал весь
мир и всех других богов. Своего сына Геба
Птах сделал землёй, а дочь Нут – небом.
Бога Тота египтяне считали богом мудрости. Они верили, что Тот научил людей писать и считать, а также открыл им другие знания, необходимые для жизни. Кроме того, Тот являлся проводником душ в царство Осириса, то есть царство мёртвых.
Сам Осирис не всегда был правителем подземного мира. Египтяне верили, что он и его жена Исида были детьми неба и земли и первыми правителями Египта. Именно они научили египтян выращивать пшеницу, строить дома, делать глиняную посуду и железные орудия труда. Они были мудрыми и добрыми правителями, но однажды бог пустыни Сет позавидовал им и хитростью убил Осириса. Чтобы вернуть своего мужа, Исида родила сына, покровителя фараонов бога Гора. Он отомстил за смерть своего отца и даже оживил его с помощью волшебного глаза – всевидящего ока Гора. Осирис вместе с женой спустился в царство мёртвых, где стал судьёй человеческих душ.
Одним из самых почитаемых древнеегипетских богов является бог солнца Ра. Египтяне считали, что каждый день он плывёт на своей лодке от одного конца неба к другому, а когда достигает горизонта, то опускается в подземное царство. Каждую ночь Ра борется с духами тьмы во главе со змеем Апопа, который хочет проглотить солнце, но Ра всегда побеждает и появляется утром на противоположной стороне горизонта, даря людям день. Так египтяне в древности объясняли чередование дня и ночи.
Кто такой Сфинкс?
В Древнем Египте
сфинкс считался мифическим существом
с телом льва и головой фараона
или животного. Он был символом власти
и хранителем порядка и покоя.
Изображения сфинксов часто присутствовали
в древнеегипетских храмах, их статуи
охраняли городские ворота и двери во
дворцы фараонов. Самой большой скульптурой,
изображающей существо, в котором соединились
лев и человек, является Большой Сфинкс.
Он находится недалеко от селения Гиза,
напротив пирамиды фараона Хефрена (Хафра).
Зачем
строили пирамиды?
Древние египтяне
верили, что фараоны являются сыновьями
богов, пришедшими на землю, чтобы управлять
людьми и защищать их от опасностей.
А после смерти фараоны сами становились
богами. Из их тел извлекали внутренние
органы, бальзамировали специальными
составами, которые не позволяли телу
разлагаться, и помещали в огромные гробницы
– пирамиды.
Самые древние гробницы фараонов были ступенчатыми. Египтяне считали, что гробница – это лестница в небо, по которой фараон после своей смерти мог подняться, чтобы жить на небесах вечно. Потом стены пирамид стали делать гладкими, покрывали известняковыми плитами, а верхушку – листовым золотом или отполированным блестящим камнем, так что она отражала солнце, и её было видно издалека. С какой бы стороны человек ни посмотрел на пирамиду, он видел сияющую, как солнце, вершину и огромный луч, отходящий от неё в виде треугольной стороны пирамиды.
Для строительства пирамид использовались огромные глыбы камней, которые добывались в каменоломнях. Сотни рабочих по чертежам выдалбливали из камня блоки длиной до 9 м, а потом с помощью тростниковых канатов вытаскивали их на поверхность земли. Каменотёсы специальными инструментами делали поверхность блоков ровной, а потом отшлифовывали их до гладкости. Только после этого блоки перевозились на ладьях по Нилу к месту постройки. По земле блоки можно было передвигать только на специально построенных для этого деревянных санках, которые тянули сотни рабочих. На этом тяжёлая работа не заканчивалась, ведь блоки нужно было уложить так, чтобы они плотно прилегали друг к другу.
Египетские пирамиды
– единственное из семи чудес света,
дошедшее до наших дней.
Письменность.
Исходной ее
формой было рисуночное письмо (пиктография),
которое затем
Иероглифические
изображения охватывали весь живой
и предметный мир древних египтян:
основные части вселенной (небо, земля,
вода), мужчины и женщины, части
человеческого тела, домашние и дикие
животные, птицы, пресмыкающиеся, рыбы,
насекомые, растения, здания, корабли и
их элементы, мебель и домашняя утварь,
одежда и украшения, оружие, орудия труда,
письменные принадлежности, музыкальные
инструменты и т.д.
Иероглифы читались
справа налево. Их наносили на каменную
поверхность (высекали или, реже, рисовали
красками), на деревянные доски и иногда
на кожанные свитки, а также с начала II
тыс. до н.э. на папирус. Папирус изготавливали
из одноименного волокнистого растения
нильских заводей, стебли которого разрезали
вдоль, укладывали рядами край к краю,
поперек первого слоя стелили второй и
спрессовывали их; слои склеивались соком
самого растения. Папирус был очень дорог;
его использовали экономно, часто старую
надпись стирали и поверх нее наносили
новую (палимпсест). На нем писали палочкой
из стебля каламуса (болотного растения)
с расщепленным концом; чернила были органического
происхождения; основной текст наносился
черной краской, а начало строки и иногда
фразы – красной. слова не отделялись
друг от друга.
Египтяне были
страстными любителями письменности.
Они покрывали иероглифами внутренние
и внешние стены гробниц и храмов, обелиски,
стелы, статуи, изображения богов, саркофаги,
сосуды и даже письменные приборы и посохи.
Ремесло писцов высоко цинилось; для их
подготовки существовали специальные
школы.
Позже возник новый
тип письма – иероглифическая скоропись
(сначала книжная, а затем деловая), которая
получила название иератической («жреческой»),
хотя ею писали не только священные, но
и большинство светских текстов. В период
Среднего царства классическое иероглифическое
письмо использовалось лишь для надписей
на камне, тогда как иератическое монополизировало
папирусы. Процесс дальнейшего сокращения
и упрощения знаков привел в 8 в. до н.э.
к рождению, на основе деловой скорописи,
демотической («народной») письменности,
предназначенной для повседневного употребления:
несколько знаков сливаются в один; они
окончательно утрачивают рисуночный характер;
появляется более двадцати простых знаков,
обозначающих отдельные согласные звуки,
– зародыш алфавита; тем не менее иероглифы
остаются важной составляющей демотического
письмаВо 2–3 вв. н.э. в Египте сформировалась
алфавитный тип письменности – коптская.
Коптский алфавит состоял из двадцати
четырех букв классического греческого
алфавита и семи букв демотического письма.
Литература.
Большинство памятников
египетской литературы утрачено, поскольку
папирус, на который обычно наносили
литературные тексты, являлся весьма
недолговечным материалом.
Письменная египетская
литература возникла в 4 тысячелетии
до н.э. Она несла в себе сильную
фольклорную основу (трудовые песни, притчи,
поговорки, сказки). Самые ранние дошедшие
до нас памятники относятся к периоду
Древнего царства. Среди них выделяются
Тексты пирамид, древнейшее в истории
собрание магических формул и изречений,
корни которых уходят еще в додинастическую
эпоху; они пронизаны страстным стремлением
смертных обрести бессмертие. Возникает
биографический жанр: сначала это надгробные
надписи, призванные увековечить имя умершего
и первоначально содержавшие простое
перечисление его титулов, должностей
и жертвенных даров, постепенно (ко времени
V–VI династий) превращаются в настоящие
жизнеописания.
Затем широко распространяется дидактический жанр: поучение, создается новый тип сказок о заморских путешествиях, появляется жанр философского диалога,ещё позже в большом количестве появляются сказки, особенно во время XIX–XX династий (Сказка о двух братьях, Сказка о Правде и Кривде, Сказка об обреченном царевиче, Сказка о фиванском царе Секененра и гиксосском царе Апепи, рождаются историография (анналы Тутмоса III) и эпическая поэзия (Песнь о Кадешской битве).
Рождается
жанр басни, где действуют
Наука.
Астрономия. Египтяне
издавна вели астрономические наблюдения.
Они сгруппировали звезды по двенадцати
зодиакальным созвездиям, дав им имена
тех животных, чьи контуры напоминали
их очертания (кошка, шакал, змея, скарабей,
осел, лев, козел, корова, сокол, бабуин,
ибис, крокодил); разделили весь небесный
экватор на тридцать шесть частей, составили
таблицы положения звезд в каждый час
ночи по пятнадцатидневным периодам. Египтянам
первыми в истории создали солнечный календарь.
Началом года считался день первого появления
звезды Сотис, или Сириус (первый день
месяца тота), которое, как верили египтяне,
являлось причиной разлива Нила. Египтяне
исчисляли год в триста шестьдесят пять
дней и членили его на три сезона (разлив,
посев, жатва) по четыре месяца в каждом
(тот, фаофи, атир, хойяк – тиби, мехир,
фаменот, фармути – пахон, пайни, эпифи,
месори); месяц состоял из трех декад по
десять дней. К последнему месяцу добавляли
«малый год» из пяти добавочных дней. Сутки
делились на двадцать четыре часа, длительность
которых не была постоянной – она зависела
от времени года: короткие дневные и длинные
ночные часы зимой и длинные дневные и
короткие ночные часы летом. Летоисчисление
велось по годам царствования каждого
фараона.