Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 13:11, контрольная работа
В цивилизациях Древнего Востока сложился самый ранний тип общества, пришедшего на смену первобытному. Экономически он характеризуется господством патриархального натурального хозяйства, устойчивостью государственных форм собственности на землю и общинного землевладения, крайне медленным развитием индивидуальной частной собственности. Современные исследователи относят древневосточные общества к так называемым локальным (или речным) цивилизациям земледельческого типа.
Введение……………………………………………………………………...3
Политические идеи Древнего Египта…………………………………...5
Политическая и правовая идеология Древней Индии…………………7
Политическая и правовая мысль Древнего Китая……………………..11
Заключение…………………………………………………………………..18
Контрольная работа по политологии
на тему: «ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА (ЕГИПЕТ, ИНДИЯ, КИТАЙ)»
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА (ЕГИПЕТ, ИНДИЯ, КИТАЙ)
Введение
Древнейшие политико-правовые учения возникли в Египте, Индии, Палестине, Китае и других странах древнего Востока.
В цивилизациях
Древнего Востока сложился самый
ранний тип общества, пришедшего на
смену первобытному. Экономически он
характеризуется господством
Основную массу населения в государствах Древнего Востока составляли крестьяне, объединенные в сельские общины. Рабовладение, несмотря на довольно широкое распространение в некоторых странах (например, в Египте, Индии), в производстве решающей роли не играло. Привилегированное положение в обществе занимали лица, принадлежавшие к аппарату государственной власти, придворная и имущественная знать. На содержании политической идеологии Древнего Востока сказались прежде всего традиционализм общинной жизни, незрелость классов и классового самосознания. Патриархальные сельские общины ограничивали инициативу человека, удерживая его в рамках вековых обычаев. Политическая мысль Древнего Востока длительное время развивалась на основе религиозно-мифологического мировоззрения, унаследованного от родового строя.
Главенствующее место в политическом сознании раннеклассовых обществ занимали мифы о божественном, сверхъестественном происхождении общественных порядков. С этими мифами были тесно связаны традиции обожествления существующей власти и ее предписаний.
Цари, жрецы, судьи и другие представители власти считались потомками или наместниками богов и наделялись священными чертами.
Политические
взгляды были тесно переплетены
с общемировоззренческими (философскими),
моральными и иными представлениями.
Древнейшие правовые запреты, например,
являлись одновременно общемировоззренческими
принципами (законами всего мира), религиозными
заповедями и моральными предписаниями.
Такого рода воззрения прослеживаются
в законах царя Хаммурапи, в правовых
предписаниях Талмуда, в индийских
религиозных книгах. В государствах
Древнего Востока политические и
правовые учения еще не обособились
от мифов, не сформировались в относительно
самостоятельную сферу
Незавершенный характер этого процесса проявлялся в следующем.
Во-первых, политико-правовые учения Древнего Востока оставались сугубо прикладными. Главное содержание их составляли вопросы, касающиеся искусства ("ремесла") управления, механизма осуществления власти и правосудия. Иначе говоря, в политических доктринах разрабатывались не столько теоретические обобщения, сколько конкретные проблемы техники и методов отправления власти.
Государственная власть при этом в подавляющем большинстве учений отождествлялась с властью царя или императора. Причиной тому послужила свойственная Древнему Востоку тенденция к усилению власти единоличных правителей и образованию такой формы государственного управления обществом, как восточная деспотия. Верховный правитель считался олицетворением государства, средоточием всей государственной жизни. "Государь и его держава — вот главные элементы государства", — сказано в индийском трактате "Артхашастра".
Во-вторых, политические учения Древнего Востока не отделялись от морали и представляли собой этико-политические доктрины. Повышенный интерес к проблемам морали вообще характерен для идеологии формирующихся классов. Это общая закономерность всей истории политической мысли, и наиболее отчетливо она проявилась на стадии формирования раннеклассовых обществ.
Преобразования
в обществе и государстве во многих
древневосточных учениях
В-третьих, для
политико-правовых учений Древнего Востока
характерно то, что в них не только
сохранялись, но и развивались религиозно-
Социально-политические теории Древнего Востока, одним словом, являлись сложными идеологическими образованиями, состоявшими из религиозных догм, моральных представлений и прикладных знаний о политике и праве. Соотношение этих элементов в различных учениях было неодинаково.
Развернутые религиозные
учения были созданы идеологами господствующих
сословий (культ фараона в Египте,
идеология брахманизма в Индии
и др.). Эти учения освящали социальное
неравенство, привилегии знати, власть
эксплуататорской верхушки. Основы общества
объявлялись божественными
Господствующей
идеологии противостояли
Вследствие
экономической отсталости, завоевательных
войн и других причин многие государства
Древнего Востока утратили независимость
или погибли. Возникшие в них
политические учения, как правило, не
получали дальнейшего развития. Последовательная
преемственность истории
Одним из истоков
мировой политической мысли считаются
политические воззрения древних
египтян. Ранние древнеегипетские взгляды
на политику и мироустройство выражались
преимущественно в
Судьи носили изображение этой богини и считались ее жрецами. Божественный характер земной власти (фараонов, номархов, жрецов и чиновников) и официально одобренных правил поведения, в том числе и основных источников тогдашнего права (обычаев, законов, судебных решений), означал, что все они должны соответствовать требованиям Маат. Со временем слово “маат” приобретает общее название и воплощает понятие природно-божественной установки справедливости, которой должны соответствовать все действия судей-жрецов и любые положения тогдашнего права - обычаев, законов, административных решений, иных официально одобренных правил поведения.
Эти ранние представления дошли до нашего времени в виде надписей на внутренних стенах пирамид, в папирусных свитках, саркофагах, в сохранившихся и поныне надписях на стенах пирамид, в различных гимнах в честь фараонов, в древних литературных памятниках - “Поучение Птахотепа” (XXVIII в. до н.э.), “Жизнеописание вельможи Уны” (XXVI в. до н. э), “Распоряжение в Коптосе” (XXV в. до н.э.), “Поучение Гераклеопольского царя своему сыну” XXIII до н.э.), “Поучение Аменемхета I” (XX до н.э.), “Речение Ипусера” (XVIII до н.э.), “Летопись Тутмоса III” (XV до н.э.), “Книга мертвых” (II тыс. до н.э.), “Предписание о служебных обязанностях верховного сановника” (XV в. до н.э.), многочисленных мифах времен Среднего, Нового и Позднего царств (XXI-VI вв. до н.э.), а также трудах древнегреческих историков - Геродота, Плутарха, Диодора Сицилийского (V-I) в до н.э. (см.: Избранные труды по мифологии и идеологии Древнего Востока, 1996, с. 18-24).
Творцом мира, всего живого на земле, верховным царем и отцом других богов считался бог солнца Ра, который со временем стал отождествляться с Амоном. Ра властвовал над богами и людьми тысячелетия, а затем передал царствование своим наследникам-богам: Осирису, Изиде, Сету, Гору и др., от которых по преданию произошли земные фараоны, правившие по Геродоту одиннадцать тысячелетий.
Вначале в Древнем
Египте существовало несколько десятков
разрозненных государств, которые к
середине IV тыс. объединились в два
царства - Верхний и Нижний Египет,
а через 5-6 столетий - в единую централизованную
восточную деспотию во главе с
самодержцем-фараоном в центре и
его помощниками-номархами в
Авторы “поучений”
и других памятников древней египетской
мысли усиленно обосновывали божественность
государственной власти, восхваляли
египетскую деспотию, исходили из необходимости
общественного неравенства
В “Поучении
Птахотепа” - одном из древнейших египетских
политико-религиозных
В “Поучении
Гераклеопольского царя своему сыну”,
наряду с многочисленными
Приведенные положения о справедливости и законах отражают воззрения (во многом идеализированные) господствующих кругов древнеегипетского общества, заинтересованных в изображении существовавших порядков как божественных и справедливых, вечных и неизменных. Действительность, разумеется, была весьма далека от подобных идеализированных представлений. Об этом свидетельствуют широкие народные выступления против знати. В “Речении Ипусера” говорится об одном таком движении (1750 г. до н.э.), в котором приняли участие низы общества и рабы. Описывая гражданскую войну низов против верхов, Ипусер, будучи сам вельможей, сетует на происшедшие “страшные перемены”, содеянные “беззаконниками”. Ипусер с горестью упоминает, в частности, о том, что судебные палаты были разграблены и разрушены, а хранящиеся в них свитки законов выброшены на улицу и растоптаны. Такое противоположное отношение к законам со стороны знати и восставших низов весьма характерно: то, что для одних представляло справедливость и порядок, для других было олицетворением ненавистного строя.
Информация о работе Политическая мысль Древнего Востока (Египет, Индия, Китай)