Древний Египет

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 17:56, доклад

Описание работы

Древний Египет – первое государство на Земле, первая великая могущественная держава, первая империя, претендовавшая на мировое господство.
Систематическое изучение Египта начинается с 19 века. До этого пользовались отрывочными библейскими данными и произведениями греческих и латинских авторов.

Работа содержит 1 файл

Доклад по реферату.docx

— 24.74 Кб (Скачать)

Древний Египет – первое государство на Земле, первая великая могущественная держава, первая империя, претендовавшая на мировое господство.

Систематическое изучение Египта начинается с 19 века. До этого  пользовались отрывочными библейскими данными  и произведениями греческих и  латинских авторов.

Лишь в 1822 году, французский ученый Франсуа Шампольон, нашел ключ к расшифровке египетских иероглифов. Это продвинуло историческую науку о Египте на несколько шагов вперед.

Историю Древнего Египта делят  на пять периодов, в течение которых  правили 30 династий фараонов: Раннее, Древнее, Среднее, Новое и Позднее царства (3-1 тыс. до н.э.). Фараоны считались  воплощением верховного бога Осириса  на земле. Первым фараоном был Мина, объединивший Верхний и Нижний Египет.

1. Особенности  мироощущения древних египтян:  религия, магия, мифология

Религия древних египтян отражала специфику природных условий долины Нила. Они обоготворяли солнце, Луну, реку Нил, губительную пустыню, хищных животных, различные силы природы. Фараон так же был обоготворен, считался сыном бога солнца и почитался как символ благосостояния и процветания страны, носитель высшей божественной силы.

Египтяне поклонялись  многочисленным божествам. Боги делились на местные божества, почитаемые в каждом номе  и каждом крупном селении, и боги общеегипетские, почитаемые во всей стране. Каждый из богов почитался в многочисленных храмах и святилищах.

Общеегипетскими богами становились божества какого-либо номового центра, правители которого захватывали трон фараонов, основывали общеегипетскую династию, превращали свой номовый дом в столицу всего государства. Так, например, когда номовый центр Фивы превратился в столицу Египта, его местный бог Амон, ранее малоизвестное божество, становиться покровителем царствующего фараона и царем богов.

Египтяне представляли своих богов в образах животных, змей, лягушек.

Так, бог Апис почитался в образе могучего быка, богиня Сохмет – львица, Тот – павиана, бог водной пучины Себек – крокодила, богиня Уаджет – змеи-кобры. Постепенное изживание следов тотемизма привело к трансформации образов богов.  Они стали изображаться в виде человека с головой сокола (например, боги Ра, Хор), с головой барана (бог Хнум), с головой коровы (богиня Хатхор).

Обилие богов, переплетение их функций заставило жрецов упорядочить  пантеон и  установить определенные отношения между богами.

Одной из наиболее известных систем взаимоотношений богов и их роли в сотворении мира – система, созданная гелиопольскими жрецами. Древнейшие божества объединяются в семью важнейших и изначальных богов – божественную девятку, так называемую Эннеаду, от которой и происходят все другие египетские боги и люди.

Особую роль играл культ  царствующего фараона. Он считался воплощением божества в человеческом облике, богочеловеком, т.е. он имел двойную природу – человеческую и божественную.  Отцом был какой-либо Бог, а матерью – земная мать фараона.

Как и всякое божество, фараон, как царствующий, так и умерший, имел свой культ. Символическим олицетворением божественной природы фараона был сфинкс, изображавшийся в виде спокойно лежавшего могучего льва с головой человека, которому придавали портретное сходство с фараоном.

Постепенно начинают возникать идеи единого Божества, творца и создателя мира и людей.  Фараон Аменхотеп IV (правил в 1419 – ок.1400 гг. до  н.э.) выступил как религиозный реформатор, пытаясь утвердить культ одного бога. Это было первая в истории человечества попытка установить единобожие. Он ввел новый государственный культ единого бога Атона – бога солнца, солнечного диска. Фараон изменил свое имя на Эхнатон, что означало «угодный богу Атону» и построил новую столицу – Ахетатон, дабы даже в названиях присутствовало имя нового бога. Культы всех прочих богов были отменены, их храмы закрыты, а имущество конфисковано. Однако реформы Эхнатона вызвали сильное сопротивление жрецов. А вскоре после смерти Эхнатона культы старых богов были восстановлены, а затем и имя фараона-еретика было предано проклятию.

Важнейшая черта культуры Древнего Египта – протест против смерти, которую египтяне считали  «ненормальностью».

Специалисты-культурологи считают, что ни в одной другой мировой  цивилизации этот протест против смерти не нашел столь яркого, конкретного  и законченного выражения как  в Египте. Стремление к бессмертию явилось основой для возникновения  «заупокойного культа». Именно на основе несогласия египтян с неизбежностью смерти родилось вероучение, согласно которому смерть не означало конец: прекрасная жизнь на земле могла быть продлена вечно, умершего могло ждать воскрешение.

Египтяне считали, что человек состоял из телесной плоти, души (Ба), двойника (Ка). Только совместное существование этих трех субстанций может даровать бессмертие, т.е. посмертное существование. Отсюда обычай мумификации умерших и захоронение мумий в гробницах.

Покровителем умерших в египетской мифологии считался бог Аубис. Древние египтяне полагали, что нет страшнее наказания, чем наказание забвением. 

2. Развитие науки в Древнем Египте.

В системе египетской культуры научные знания достигли довольно высокого уровня, и прежде всего в трех сферах: математике, астрономии и медицине.

Определение начала, максимума  и окончания подъема воды в  Ниле, сроков посевов, вызревания зерна  и жатвы, необходимость в измерении  земельных участков, границы которых  приходилось восстанавливать после  каждого разлива, требовали математических вычислений и астрономических наблюдений. Большим достижением древних  египтян было составление довольно точного календаря. Многовековые наблюдения позволили связать периодичность  ежегодных разливов великой реки, наступавших сразу же после летнего  солнцестояния (ныне - 21-22 июня), с появлением в лучах утренней зари сияющей "звезды Нила", то есть с так называемым гелиакическим восходом Сириуса  из созвездия Большого Пса впервые  после 70-суточного периода его  невидимости. Поэтому год египетского  календаря стал годом Солнца, Сириуса  и Нила. Предутреннее появление Сириуса  совпадало с наступлением самого жаркого времени года. Тогда прекращались работы, приостанавливалась торговля, наступал период отдыха.

Величественное, потрясающее  душу впечатление на древних египтян  производило совпадение трёх великих  явлений природы: наступления летнего  солнцестояния, первого предутреннего  появления сияющего Сириуса и  начала плодоносящего разлива многоводного Нила.На основании вычислений гелиакических восходов Сириуса древние звездочёты научились предсказывать наступление нильских разливов. Именно с этого момента в Египте начинался новый хозяйственный год.

Год делился на три сезона по четыре месяца каждый. Месяц состоял  из трех декад по 10 дней. В году было 36 декад. Сутки делили на 24 часа, хотя величина часа была не постоянной, как сейчас, а колебалась в зависимости от времени года (летом дневные часы были длинными, ночные – короткими, зимой наоборот). Продолжительность года, то есть период времени между двумя летними солнцестояниями, первоначально была установлена в 360, а затем и в 365 суток. Дополнительные пять дней солнечного года праздновались в конце цикла как дни рождения детей от союза бога земли Геба и богини неба Нут.

Египтяне хорошо изучили  видимое простым глазом звездное небо, они различали неподвижные  звезды и блуждающие планеты. Звезды были объединены в созвездия. Были составлены довольно точные каталоги звезд, карты звездного неба.

Научным и техническим  достижением было изобретение водяных  и солнечных часов. Водяные часы применялись главным образом ночью в закрытых помещениях храмов, где нельзя было вести наблюдения звезд, и измеряли объем вытекшей или втекающей воды. Самые древние египетские водяные часы (клепсидры) датируются эпохой Аменхотепа III (XIV в. до н. э.).

Самый древний экземпляр  солнечных часов датируется эпохой Тутмоса III (XV в. до н. э.).

Математика. Египтяне пользовались непозиционной десятичной системой, в которой числа от 1 до 9 обозначались соответствующим числом вертикальных черточек, а для последовательных степеней числа 10 вводились индивидуальные символы. Последовательно комбинируя эти символы, можно было записать любое число.

Геометрия у египтян сводилась к вычислениям площадей прямоугольников, треугольников, трапеций, круга, а также формулам вычисления объемов некоторых тел. Надо сказать, что математика, которую египтяне использовали при строительстве пирамид, была простой и примитивной.

Медицина. По всей Передней Азии славились своим искусством египетские врачи. Древнейшие медицинские трактаты написаны на папирусах. До наших дней они не сохранились, и о них известно лишь по свидетельству древних историков. Например, был составлен медицинский папирус о строении тела человека.

Самый старый дошедший до нас  медицинский папирус датируется примерно 1800 г. до н. э. Один его раздел посвящен ведению родов, а другой — лечению животных.

В другом описаны приемы магического врачевания. Обнаруженный в Фивах в 1872 г. папирус Эберса представляет собой медицинскую энциклопедию древних египтян. В нем содержится более 900 прописей лекарств для лечения болезней желудочно-кишечного тракта, дыхательной и сердечно-сосудистой систем, нарушений слуха и зрения, разного рода инфекционных процессов.

Главными богами врачевания считались бог мудрости Тот и богиня материнства и плодородия Исида.

Врачебная деятельность в  Древнем Египте подчинялась строгим  моральным нормам. Соблюдая их, врач ничем не рисковал, даже при неудачном  исходе лечения. Однако нарушение правил жестоко каралось вплоть до смертной казни.

Каждый врач излечивал только одну болезнь. Поэтому у них полно врачей: одни лечили глаза, другие голову, третьи зубы, четвертые желудок, пятые внутренние болезни.

Большую роль в накоплении сведений в Древнем Египте играли военные врачи. В списках с  папируса обожествленного врача Имхотепа даются четкие указания по лечению ран мягких тканей, технике перевязок. При лечении переломов египетские врачеватели применяли деревянные лубки или бинтовали поврежденную конечность льняной тканью, пропитанной затвердевающей смолой. Такие шины обнаружены на египетских мумиях. Они во многом близки современным гипсовым повязкам.

В папирусе Эберса приводятся прописи лекарств для разглаживания морщин, удаления родинок, окраски волос и бровей, усиления роста волос.

Для защиты от палящего солнца египтяне обоего пола обводили глаза  зеленой пастой, содержащей сурьму и жир. Глазам при этом придавалась  миндалевидная форма. Женщины Египта румянили щеки и красили губы.

Исключительно популярной в  Древнем Египте была профессия зубного  врача.

 

Искусство ДрЕгипта не сводилось только к храмовому и архитектуре. Скульптура Египта строго канонична. Сложились определенные типы статуй: стоящей,сидящей. Т.о. скульптуры выражают покой, власть, связь с космосом. Ещё одна особенность – портретность фигур.

Культура  древни египтян – монументальное строительство, оригинальная скульптура и живопись, богатая литература, религиозные системы – поражает своей неповторимостью, художественным совершенством, глубинной содержания. Она вошла в сокровищницу мировой  культуры как ее органическая часть.


Информация о работе Древний Египет