Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 22:05, реферат
В 4-м тыс. до н. э. население долины Нила переходит от первобытности к цивилизации. Формируются все основные признаки последней: письменность, монументальные сооружения, города, классово-дифференцированное общество и государство.
Культура Древнего Египта настолько отличается от предшествующих культур Африки, что существует гипотеза ее внеземного происхождения. Однако несомненна связь ее с сахаро-суданскими культурами. Концентрация племен, чьи специфические этнические особенности создали египетскую культуру, связана с переходом к оседлому земледелию, привязанному к плодородным, легко орошаемым землям долины Нила.
В 4-м тыс. до н. э. население
долины Нила переходит от первобытности
к цивилизации. Формируются все основные
признаки последней: письменность, монументальные
сооружения, города, классово-дифференцированное
общество и государство.
Культура Древнего Египта настолько отличается
от предшествующих культур Африки, что
существует гипотеза ее внеземного происхождения.
Однако несомненна связь ее с сахаро-суданскими
культурами. Концентрация племен, чьи
специфические этнические особенности
создали египетскую культуру, связана
с переходом к оседлому земледелию, привязанному
к плодородным, легко орошаемым землям
долины Нила.
Крупномасштабные общественные работы
(ирригация, строительство культовых сооружений)
требовали управления и привели к централизации
власти, появлению государственных образований,
хотя естественным для общины оставалось
равенство всех родов. В Раннем и Древнем
царстве (XXXI—XXIII вв. до н.э.) фараон и его
приближенные выделяются из остального
населения, которое тогда еще не было порабощено,
в большей степени, чем потом, когда появляются
сотни тысяч бесправных рабов. Круг приближенных
фараона был узок, что обусловливало первоначальную
нераздельность государственных, дворцовых
и жреческих функций.
Развитие древнеегипетской культуры,
как и других культур Ближнего Востока,
обусловлено благоприятными условиями
обитания в долинах крупных рек, на плодородных
землях. Приоритет социальных связей и
разрушение родовой Замкнутости привели
к качественным сдвигам в развитии орудий
труда. Расширение и развитие земледелия
происходило как за счет внедрения более
совершенных систем ирригации и освоения
пойменных земель, так и путем завоеваний,
т. е. увеличения государственной территории.
Увеличивалось и число используемых в
хозяйстве растений, одомашненного скота.
Крестьянское натуральное хозяйство велось
на основе личной собственности и права
наследования, хотя формально земля и
вода принадлежали фараону, который собирал
налоги с вельмож и храмовых хозяйств.
Несмотря на недостаток леса, в Древнем
Египте высокого уровня достигла деревообработка.
Ремесленники изготавливали прекрасную
мебель, образцы которой найдены в некоторых
гробницах. Из дерева также были сделаны
луки и колесницы, речные и морские суда,
известные по изображениям и сохранившимся
реальным предметам.
В глубокую древность уходят корнями традиции
гончарного искусства. С помощью гончарного
круга древнеегипетские мастера изготавливали
разнообразную посуду. Они изобрели фаянс,
глазурь и стекло. И за пределами Египта
славились изделия ювелиров из золота,
серебра, полудрагоценных камней, слоновой
кости.
По суше грузы транспортировались главным
образом рабами-носильщиками или вьючными
животными (ослами), по воде — на лодках,
судах, баржах, плотах. Колесные грузовые
повозки из-за плохих дорог использовались
редко. Знать передвигалась на носилках,
которые несли слуги, и колесницах (с эпохи
Нового царства).
Жилые дома в Древнем Египте отличались
разнообразием в зависимости от достатка
их владельцев: глинобитные хижины, большие
двух-, трехэтажные дома в городах, особняки
знати с усадьбой. Крыши, как правило, были
плоскими, в жаркое время года на них спали.
В жилищах бедноты мебели не было, обходились
простыми циновками. Зажиточные люди пользовались
кроватями, креслами, столиками, скамейками,
ларями.
Одежда древних египтян отличалась простотой
и обычно ограничивалась набедренной
повязкой или юбкой. Использовались также
рубахи (у женщин длинные) и плащи.
Но бурное развитие культуры было в первую
очередь обусловлено высвобождением из
непосредственного производства все большего
числа людей, что возможно только при ужесточении
эксплуатации остального населения, т.е.
с развитием рабовладельческого общества.
Централизация власти в Древнем Египте
породила специфические формы общественного
сознания, отраженные в культе фараона.
Он опирался на родовые представления
о фараоне как родоначальнике всех египтян.
Наиболее ярко этот культ выражен в погребальном
обряде. Пирамида, воздвигнутая над могилой
фараона — не только грандиозный памятник,
но и символ многоступенчатой поминальной
скамьи, на которой есть место для каждого
египтянина — члена общины.
В то же время пирамида символизирует
лестницу к солнцу, да и само солнце: треугольниками
в древности обозначали солнечные лучи
(вершинами примыкающими к кругу). Пирамиды
были завершающим звеном погребального
обряда, который начинался на пристани,
куда выносили тело фараона, привезенное
по Нилу. Дальнейший путь умершего фараона
повторял путь солнца по небосводу - с
востока на запад. Обряды очищения и мумификацию
фараона совершали в нижнем храме: это
ворота в начале его пути. Далее вела "дорога
восхождения к заупокойному храму",
где проходила церемония обожествления
фараона. После этого гроб с мумией помещали
в саркофаг. В Среднем царстве символика
пути фараона очевидно изменилась: теперь
это путь в царство Осириса — царство
мертвых, в котором солнце движется в обратном
направлении. Стороны пирамиды теряют
строгую ориентацию по сторонам света,
система внутренних коридоров усложнялась
(имитация сложностей пути). Ментухотеп
I, вновь объединивший Египет в Среднем
царстве, вообще устроил гробницу в скале,
хотя и напоминавшей пирамиду. В скалах
строили свои гробницы и фараоны Нового
царства.
Как и в других культурах, в борьбу со светской
властью вступили жрецы. Поэтому фараоны
IV династии не только пытались возвеличить
свою власть строительством самых высоких
пирамид; есть свидетельства о том, что
Хуфу закрывал храмы, запретил жертвоприношения.
Начало упадка власти фараонов не случайно
совпадает с расцветом храмового строительства
(с V династии).
Как попытку восстановить власть фараона
во времена VI династии следует расценивать,
в частности, и вынесение статуй фараона
за стену, окружающую пирамиду, — на глаза
верующим. Искусство осознанно было использовано
для выполнения социальных задач. Для
народа были впервые открыты некоторые
помещения заупокойных храмов.
Власти фараона угрожали и областные правители
(номархи). Периоды централизованного
царства регулярно сменялись периодами
междуцарствия - распадом Египта на изолированные
номы. В эти периоды ирригационные системы
приходили в упадок, что подчеркивает
большое организационное значение централизованной
власти. В дальнейшем, в период Среднего
царства (XXI-XVIII вв. до н. э.), общегосударственные
функции централизованной власти становятся
еще более очевидны и определенны: падает
значение собственного, отечественного
хозяйства, но растет значение завоевательной
политики — завоевание и освоение новых
земель и рабов.
Новый скачок в развитии египетского государства
сопровождался появлением различных новшеств
в средствах производства (во времена
Нового царства, в XVI—XII вв. до н. э.). Совершенствуется
бронзовое литье, изобретены мехи, приводимые
в действие педалями, пластинчатый панцирь
для воинов, создается военный флот; половину
войск отныне составляют наемники (не
отвлекается на войны трудовое население);
в земледелии используется удобный плуг,
колодезные "журавли" для подачи
воды в ирригационные системы различного
уровня, произведен дренаж плодороднейшей
дельты Нила, возникает овцеводство и
коневодство. На юге Египет продвигается
до 3-его порога, на севере охватывает Сирию
и Палестину. Влияние фараона достигает
такой силы, что в царствование Эхнатона
от власти (на время) отстраняются жрецы.