Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 17:02, доклад
ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ (КУЛЬТУРНОЙ) АНТРОПОЛОГИИ
Г.В.Ф. Гегель — с методом идеалистической диалектики, О. Конт — с позитивизмом, К. Маркс — с методом диалектического и исторического материализма, Г. Спенсер — с методом органического эволюционизма.
их общий вклад:
Вывод:философская эволюция XIX в. достигла многого в познании человека: был сформулирован сам антропологический принцип в философии, был расширен спектр философских подходов к человеку, обнаружилась тенденция к дифференциации философской антропологии. Тем самым было предопределено (и методологически подготовлено) становление и конституирование социальной (культурной) антропологии как самостоятельной науки.
2. Становление и развитие представлений о культуре
Для
европейской культурологии
Античные представления о
«культура» восходит к римской античности.
Культура в этом смысле есть нечто дополняющее, а иногда и исправляющее человеческую природу и даже противостоящее ей.
Процесс подготовки граждан в античном полисе, формирование зрелого мужа из несмышленого ребенка греки обозначали понятием «пайдейя» (от греч. раis — ребенок).
В более широком смысле этот термин характеризует образование, образованность, просвещение, культуру.
В древней Греции целью культуры выступало развитие в человеке разумной способности суждений и эстетического чувства прекрасного, что и позволяло ему обрести чувство меры и справедливости.
Разрушение полиса-> появление новых имперских ориентаций-> прежние ценности гражданской добродетели оказались неподходящими
Понимание культуры в эпоху Средневековья.
Средневековая культура — это, прежде всего, культура христианская.
Черты:
Наблюдается постоянное стремление к самосовершенствованию и избавлению от греховности. Средневековая христианская культура исходит из того постулата, что единый и вездесущий Бог как сверхъестественная личность создает мир и от этого мира не зависит; в свою очередь, мир и человек имеют свои основания в Боге. Признание сотворенности мира (креационизм) перерастает в концепцию постоянного творения: Бог действует на основе собственной воли. Именно в силу свободного воления Бога люди не могут понять природы его действий и осознать их результатов. Христианский Бог сообщал миру смысл и значение. Божественная символика, разлитая в мире, заставляла человека вчитываться в «письмена Бога», поэтому окружающая действительность представлялась в качестве огромного хранилища символов.
Культура вновь предстала перед человеком как необходимость «возделывания» собственных способностей, в том числе и разума, но «естественного разума», от природы неиспорченного и дополненного верой. Новое понимание культуры позволило человеку осознать свою уникальность: Бог создал человека, его бессмертную душу, поэтому подлинное счастье и свобода человека заключаются не в его независимости и автономности, а в осознании того духовного родства, в котором он находится со Всевышним.
В результате культура начинает осознаваться не как воспитание меры, гармонии и порядка, а как преодоление ограниченности, как постоянное духовное совершенствование личности, формирование ее по «подобию божьему».
Осмысление культуры в Новое время.
Мыслители этой эпохи пытались понять картину существующей реальности как результат активного действия мировых сил (не исключая Божественный Разум) в природе, а культуру осмыслить как продукт деятельности человеческого разума. Однако тогда же обозначилась невозможность гармонического единства в человеке природных и культурных начал. Ж.-Ж. Руссо
Немецкая
классическая философия предприняла
попытку устранить это
Таким образом, становится необходимым исследование исторической эволюции.
В свою очередь, историзм предполагает исследование причин возникновения, становления и гибели явлений, их взаимосвязи, преемственности и отличий между ними в ходе истории. С наибольшей полнотой эти проблемы разработаны в философии Г.В.Ф. Гегеля.
Вместе с тем на становление и развитие философии культуры серьезное влияние оказали Иммануил Кант и Иоганн Готфрид Гердер (1744 - 1803).
Кант различало 2 мира: 1) мир природы
2)мир
свободы (подлинно
1) мир жестокости и зла
2) мир культуры и морали
Великая сила красоты объединяет мир свободы и мир природы
Высшие проявление культуры есть её эстетическое проявление
В самом известном своем труде — «Идеи к философии истории человечества» (1784— 1791) — Гердер представляет развертывание истории мировой культуры под влиянием живых человеческих сил, продолжающих собой «органические силы» природы.
Культуру Гердер понимал весьма широко, выделяя в качестве ее важнейших составных частей язык, науку, ремесло, искусство, семью, государство, религию. Взаимовлияние этих элементов, по Гердеру, и является источником культурного развития. Он подчеркивал также индивидуальный характер, как отдельных феноменов культуры, так и ее различных форм, последовательно появляющихся во времени и сосуществующих в пространстве. Поэтому он может быть рассмотрен как один из предшественников полицентрических концепций мировой культуры, свойственных позднейшей теории диффузионизма.
Гегель (1770— 1831)
«культура» выступает
Историческое предназначение культуры состоит в том, чтобы посредством философии пройти все ступени «образования мирового духа», чтобы сделать его «понятным», теоретически усвоенным, закрепленным в собственном мышлении индивида.
Для отдельного индивида культура выступает, прежде всего, как средство удовлетворения его личных потребностей. Сами же потребности индивида, как и сама деятельность
культура носит частичный характер.
Посредством культуры индивид приобщается не к природной, а к духовной сущности мира, которая и образует его глубочайшую субстанциальную основу. В связи с этим Гегель обстоятельно исследует также важнейший родовой признак культуры — творчество.
Творчество — создание нового, но такого нового, которое не уничтожает старое, а сохраняет его в себе, включает его в себя как свою предпосылку.
мировой прогресс есть прогресс в становлении свободы, который совершается как утверждение, самораскрытие Разума.
Разум может добиваться своих целей не всегда прямым действием, но и действием «хитрым», т. е. опосредованным. Поэтому разумный ход истории, т. е. культура, может осуществляться и неразумными людьми, которые не в состоянии осознать высшего смысла собственных действий. Если в своих целях человек зависит от природы, то в средствах их достижения он господствует над ней. Вот почему «плуг почетней колоса»: хлеб будет съеден, но орудие труда, с помощью которого человек добыл себе хлеб насущный, не исчезнет. Это орудие есть орудие культуры.
3.Исторические
этапы формирования
1) некоторые ранние
Так же имеется и обширный иконографический материал позволяющий судить об оружиях и оружии, о процессах труда, о жилище, костюме этих древних народов, об их религиозных культах и т.д.
2)широкий спектр
3) Геродот (484-425 до н.э.) в его исторических описаниях много места уделяется и собственно этнографическому аспекту
4) Ксенофонт (5-4 вв до н.э.) оставил описание народов Малой Азии и Закавказья
Мегасфен (к 4-н3 вв до н.э.) сведения о народах Индии
Юлий Цезарь «Записки о галльской войне» описание древних галлов и германцев
Тицит (1 в н.э.) сведение о быте и нравах древнегерманских племен, о формах их землепользования, о некоторых пережитках у них материнского права.
У многих античных авторов исторические,
этнографические и
!!попытки осмыслить известный тогда этнографический материал
Аристотель, Платон. Формируют различные теории о древнейших состояниях человека.
Лукреций «О природе вещей» в образной форме излагает историю развития техники и «теорию о 3 ступенях» материального производства
Гиппократ, Аристотель, Посидоний. При анализе народов ссылаются на действие географической среды
Геродот, Страбон. Указывают на взаимные культурные влияния
Демокрит, Лукреций. Показывают ступени культурного развития
Общий упадок культуры и науки в Западной Европе сказался на этнографии.
Средние века
Основным носителем
У церковных историков 11-12 вв. находим сведения о народах Северо-Восточной Европы, особенно о прибалтийских славянах.
На место объективных
В трудах византийских авторов (Маврикий, Прокопий Кесарийский, Константин Багрянородный и др.) обобщен обширный этнографический материал о многих народах Европы и Азии, в т. ч. и о восточнославянских племенах.
Большое значение имеют этнографические
материалы, содержащиеся в трудах Ибн-Хордадбеха
(820-912), Ибн-Русты (к. IX — н. Х в.),
Аль-Масуди, И.-А. Якута (1179-1229), Ибн-Баттуты
(1304-1077), выдающегося филолога-
Средневековая арабская литература является и до сих пор неоценимым источником по этнографии и истории народов Северной и Центральной Африки.
Китайский историк Сыма Цяня (ок. 145 — ок. 86 до н. э.) — автора «Исторических записок» («Ши цзи»), Чжан Цяня, совершившего в 138 — 126 до н. э. путешествие в Среднюю Азию и описавшего ее народы, Сюань-цзана, посетившего в 629 н. э. Южную Индию и оставившего «Записки о странах Запада», и др.
К XIII в. относятся материалы
Великие географические открытия конца XV и XVI вв. неизмеримо расширили этнографический горизонт европейской науки
В описаниях европейских
французский миссионер Жозефа Франсуа Лафито (1670 — 1740) «Обычаи американских дикарей в сравнении с обычаями древних времен», в которой автор отмечает сходство обычаев и религии индейцев с обычаями и религией древних народов по сообщениям античных авторов. Он впервые в европейской литературе описывает у индейцев групповой брак, матриархальные порядки, своеобразную систему родства.
«Век Просвещения» — XVIII
стремился теоретически осмыслить разнообразие народов и культур.
Одни мыслители видели в отсталых народах результат деградации (теория регресса), другие рассматривали их как представителей «золотого века», сохранивших добродетели, утраченные цивилизованным человеком.