Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 17:02, доклад
ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ (КУЛЬТУРНОЙ) АНТРОПОЛОГИИ
Теоретическое обоснование в этот период получила идея географического детерминизма, известная еще со времен античности. Так, французский просветитель Монтескье утверждал, что человек, народы, обычаи есть не что иное, как продукты воздействия окружающей природной среды.
В работах Руссо, Дидро и других великих мыслителей этого времени широко обсуждалась теория «благородного дикаря», живущего по простым законам природы.
Попытки периодизации истории
А. Фергюсон деление на периоды дикости, варварства и
цивилизации, которые он различал по господствующим формам собственности.
Эту идею развивали далее Тюрго, Вольтер, Кондорсе. Сделана была попытка сочетать выделяемые этими авторами общечеловеческие стадии развития с идеей национального своеобразия каждого конкретного народа, высокой ценности каждой отдельной национальной культуры. Наиболее обстоятельно эта попытка реализована в трудах немецкого просветителя Гердера.
В первой половине XIX в. все более упрочивается представление о закономерной эволюции человеческого общества.
в странах Европы национально-освободительных движений зародился интерес к прошлому своей страны, к амобытному творчеству народа. Формируется родиноведение, ширится собирание и публикация памятников поэтического народного творчества, особенно в славянских и немецких землях.
Так, в Германии постепенно обособляется сфера научного знания, получившая название «Volkskunde» и призванная изучать немецкие народы.
Параллельно с активной работой европейской теоретической мысли продолжалось накопление фактического материала по быту и культуре внеевропейских народов.
Синтез теоретических
Этот процесс относится к середине XIX в., когда в разных странах создаются этнографические учреждения и общества, начинают выходить специальные журналы. Но это уже тема следующей главе.
Краткие выводы