Антропология семинар

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 17:02, доклад

Описание работы

ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ (КУЛЬТУРНОЙ) АНТРОПОЛОГИИ

Работа содержит 1 файл

Антропология.Семинар 1.docx

— 45.98 Кб (Скачать)

Теоретическое обоснование в этот период получила идея географического  детерминизма, известная еще со времен античности. Так, французский просветитель Монтескье утверждал, что человек, народы, обычаи есть не что иное, как продукты воздействия окружающей природной среды.

В работах Руссо, Дидро и других великих мыслителей этого времени широко  обсуждалась теория «благородного дикаря», живущего по простым законам природы.

Попытки периодизации истории

А. Фергюсон деление на периоды дикости, варварства и

цивилизации, которые он различал по господствующим формам собственности.

Эту идею развивали далее Тюрго, Вольтер, Кондорсе. Сделана была попытка сочетать выделяемые этими авторами общечеловеческие стадии развития с идеей национального своеобразия каждого конкретного народа, высокой ценности каждой отдельной национальной культуры. Наиболее обстоятельно эта попытка реализована в трудах немецкого просветителя Гердера.

В первой половине XIX в. все более упрочивается представление о закономерной эволюции человеческого общества.

в странах Европы национально-освободительных  движений зародился интерес к  прошлому своей страны, к амобытному творчеству народа. Формируется родиноведение, ширится собирание и публикация памятников поэтического народного  творчества, особенно в славянских и немецких землях.

Так, в Германии постепенно обособляется сфера научного знания, получившая название «Volkskunde» и призванная изучать  немецкие народы.

Параллельно с активной работой  европейской теоретической мысли продолжалось накопление фактического материала по быту и культуре внеевропейских народов.

 Синтез теоретических воззрений  с осмыслением фактического этнографического материала приводит к оформлению этнографии, социальной и культурной антропологии в качестве самостоятельной дисциплины.

 Этот процесс относится к  середине XIX в., когда в разных  странах создаются этнографические учреждения и общества, начинают выходить специальные журналы. Но это уже тема следующей главе.

Краткие выводы

  • В системе знаний, которые могут быть рассмотрены в качестве теоретических предпосылок становления социальной и культурной антропологии, выделяются три основных «сегмента»: знания о человеке, знания о культуре, знания об обществе, прежде всего о конкретных странах и народах, а также об их представителях, взятые в их этнографическом (этнокультурологическом) аспекте.
  • Теоретическая концепция человека в европейском знании развивалась главным образом в рамках философского знания и такого его специфического направления, как философская антропология.
  • Для европейской культурологии основными этапами исторического развития представлений о культуре и ее понимания (для которых характерна новизна в постановке культурологической проблематики) являются античность, Средневековье, Новое время. В Новое время формируется классическое понимание культуры, ставшее методологической основой для формирующейся социальной (культурной) антропологии.
  • Третий «сегмент» предпосылок становления культурной (социальной) антропологии составляет тот огромный эмпирический этнографический материал, который накапливался в течение многих столетий и даже тысячелетий. Речь идет о характеристиках и описаниях конкретных культур и их представителей в этнографическом аспекте.

 

 

 

 


Информация о работе Антропология семинар