Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 17:02, доклад
ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ (КУЛЬТУРНОЙ) АНТРОПОЛОГИИ
Семинар 1.
ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ (КУЛЬТУРНОЙ) АНТРОПОЛОГИИ
российский философ и антрополог В.С. Барулин предлагает выделить два своеобразных параметра эволюции философии:
1)это степень понимания
2) это степень философского осмысления самого человека, его бытия, его смысла существования, интересов и целей.
В системе знаний, рассматриваемых в качестве теоретических предпосылок становления социальной и культурной антропологии, могут быть выделены три основных «сегмента»:
• знания о человеке,
• знания о культуре,
• знания об обществе.
Человек в древнекитайской и индийской философии.
Человек понимался в качестве составной части Космоса, в качестве элемента мирового космического порядка.
Человек в древнегреческой философии.
проявляется тенденция специального обращения к философскому анализу человека.
Сократ (470 — 339 гг. до н. э.).
Если философы-досок-ратики растворяли человека в общей картине космоса, то Сократ непосредственно обращается к проблеме человека, к анализу его внутренней жизни, к выявлению его призвания и жизненного пути.(самопознание чел-ка)
Протагор (480—410 гг. до н. э.),
Из работы «Об истине»: «Человек есть мера всех вещей — сущих в их бытии и несущих в их небытии»
человек понимается не только как центр познания, но и центр мирового порядка вообще
Аристотель (384—322 гг. до н. э.)
Теоретические исследования Аристотеля по проблемам этики и по проблемам политики фактически формируют единое предметное поле «философии о человеческом».
главной задачей выступает изучение практической деятельности и поведения человека. Аристотель продолжает и углубляет ставшую к тому времени традиционной проблематику философско-этического исследования человека, его разума, его духовности, его нравственности
Платон (427 — 347 до н. э.),
заостряется дилемма души и тела. Человек у Платона своим телом принадлежит бренному (и неистинному) миру природных процессов, а своей разумной душой нос-тальгирует об утраченном мире вечных идей (об истинном мире).
Восток не знал того резкого противопоставления тела и души
Вывод:
философии формируется ставшее затем традиционным понимание человека в единстве таких его основных модусов, как тело, душа и дух.
Человек в философии христианского Средневековья.
Противоречие
Аврелий Августин (354—430).
Фома Аквинский (1225 — 1274)
Вывод: В философии европейского Средневековья получили дальнейшее развитие и конкретизацию взгляды на проблему личного бытия человека, его духовного мира, миссии человека в обществе, его отношения к Богу и его Божественной предопределенности. Такой подход может рассматриваться в качестве подготовки и предпосылки возрожденческого понимания сущности человека.
Человек в философии Возрождения и Нового времени.
поворот от ограниченности христианской
религиозно-философской
Пико делла Мирандола (1463— 1494)
Эпоха Нового времени
возрастание авторитета науки,
доминирующим становится рациональное истолкование человека и его сущности.
Декарт(1596—1650)
«Я мыслю— следовательно, я существую
Вольтера (1694— 1778), Монтескье (1695-1755), Руссо (1712-1778), Гельвеция (1715— 1771).
на первое место выдвигаются проблемы человеческой свободы, взаимосвязей человека и общества.
гуманистический пафос защиты свободы, достоинства человека, признанием его высшей ценностью общества.
В сочинении Гельвеция «О человеке» читаем, что правильно понятый личный интерес человека составляет основу общественной жизни. Со взглядами Гельвеция тесно связана концепция «общественного договора», развиваемая Гоббсом (1588— 1679), А, Смитом (1732— 1790) и другими европейскими мыслителями.
Монтескье обосновывал мощь человеческого разума:
«Общий закон — человеческий разум, потому что он управляет всеми народами на Земле; политические же и гражданские законы каждого народа должны быть только частными случаями, в которых применяется этот человеческий разум». Человек является, по сути дела, производным от внешних обстоятельств, становится отдельным атомом в определяющих его поведение природном и социальном механизмах.
В противоположность этой точке зрения был обоснован творческий статус человека. Романтики подчеркнули иррациональную природу свободы, благодаря которой человеческий гений достигает вершин вдохновения и творчества.
Становление классической немецкой философии ознаменовалось прорывом в философском осмыслении человека.
Иммануил Кант (1724— 1804)
• что я могу знать?
• что я должен делать?
• на что я могу надеяться?
«что есть человек? »
углублено не только философское понимание человека и его самоценности, но и проблематика человека выдвинута в число самых приоритетных направлений в философии.
Вывод: охарактеризовать как подлинную антропологическую революцию. В этот период философское понимание человека, его роли в мире, обществе углубляется и приобретает все большее значение, как в философской культуре, так и в системе культуры вообще. Тем самым формируются непосредственные теоретические предпосылки становления социальной (культурной) антропологии.
Человек в философии XIX века.
формируются философские концепции, целиком посвященные именно человеку.
Людвиг Фейербах (1804— 1872)
Немецкая классическая философия через идею трансцендентального субъекта обосновала миросозидающие возможности человеческого разума (Кант, Фихте), культурно-историческую обусловленность человеческого сознания (Гегель), возможности чувственности в создании подлинно человеческих связей и отношений (Фейербах).
Н. Г. Чернышевский (1828 — 1889).
«Антропологический принцип в философии» «основанием всему, что мы говорим о какой-нибудь специальной отрасли жизни... должны служить общие понятия о натуре человека, находящихся в ней побуждениях и деятельности и ее потребностях»
углубленное исследование духовности человека было воплощено в творчестве знаменитых философов Кьеркегора, Дильтея, Ницше.
Сёрен Кьеркегор(1813 — 1855).
Немецкий философ Дильтей (1833— 1911)
Немецкий философ Ницше (1844—1900)
Формирование социальной философии и развитие в ее рамках представлений о человеке связано с творчеством Г.В.Ф. Гегеля (1770- 1831), О. Конта (1798- 1867), К. Маркса (1818- 1883), Г. Спенсера (1820- 1903).