Антропология семинар

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 17:02, доклад

Описание работы

ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ (КУЛЬТУРНОЙ) АНТРОПОЛОГИИ

Работа содержит 1 файл

Антропология.Семинар 1.docx

— 45.98 Кб (Скачать)

Семинар 1.

ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ (КУЛЬТУРНОЙ) АНТРОПОЛОГИИ

  1. Развитие концепций о человеке в истории европейской мысли

российский философ и антрополог В.С. Барулин предлагает выделить два своеобразных параметра эволюции философии:

1)это степень понимания проблемы  человека в качестве методологически исходного принципа философствования, размышлений об обществе и мире в целом.

2) это степень философского осмысления самого человека, его бытия, его смысла существования, интересов и целей.

 

В системе знаний, рассматриваемых  в качестве теоретических предпосылок  становления социальной и культурной антропологии, могут быть выделены три основных «сегмента»:

• знания о человеке,

• знания о культуре,

• знания об обществе.

Человек в древнекитайской и  индийской философии.

Человек понимался в качестве составной  части Космоса, в качестве элемента мирового космического порядка.

  • Наивный, синкретический характер

Человек в древнегреческой  философии.

проявляется тенденция специального обращения к философскому анализу  человека.

Сократ (470 — 339 гг. до н. э.).

Если философы-досок-ратики растворяли человека в общей картине космоса, то Сократ непосредственно обращается к проблеме человека, к анализу его внутренней жизни, к выявлению его призвания и жизненного пути.(самопознание чел-ка)

Протагор (480—410 гг. до н. э.),

Из работы «Об истине»: «Человек есть мера всех вещей — сущих  в их бытии и несущих в их небытии»

человек понимается не только как  центр познания, но и центр мирового порядка вообще

Аристотель (384—322 гг. до н. э.)

Теоретические исследования Аристотеля по проблемам этики и по проблемам политики фактически формируют единое предметное поле «философии о человеческом».

главной задачей выступает изучение практической деятельности и поведения человека. Аристотель продолжает и углубляет ставшую к тому времени традиционной проблематику философско-этического исследования человека, его разума, его духовности, его нравственности

  • видовая особенность человека связывалась преимущественно со свойствами разумности (человек выступает как «разумное животное») и социальности.
  • обстоятельно исследует связь человека и политики.
  • синтезируются две тенденции в изучении человека: религиозно-этическая и космологически-натуралистическая.

Платон (427 — 347 до н. э.),

заостряется дилемма души и тела. Человек у Платона своим телом принадлежит бренному (и неистинному) миру природных процессов, а своей разумной душой нос-тальгирует об утраченном мире вечных идей (об истинном мире).

Восток не знал того резкого противопоставления тела и души

Вывод:

философии формируется ставшее затем традиционным понимание человека в единстве таких его основных модусов, как тело, душа и дух.

Человек в философии  христианского Средневековья.

  • Зависимость от Бога, а не от природы
  • Сильное влияние христианского мировоззрения
  • Преодолен космологически-натуралистический подход

Противоречие методологического  значения христианских установок:

  1. вторичность человека, его изначальную зависимость от Бога.
  2. человек создан не только по образу, но и по подобию Божьему, иначе говоря, каждый человек, приложив к тому усилия разума и воли, способен в известной мере уподобиться Богу

Аврелий Августин (354—430).

  • Основоположник философско-религиозного отношения к изучению человека
  • на первое место выдвигается принцип духовной, эмоциональной приверженности человека к Богу.
  • мир предстает противоречивым:воля противопоставлена интеллекту, любовь — теории, знание — вере, живая надежда — рациональному размышлению.
  • исследуется идея грехопадения человека и его искупления, обоснована идея о бессмертии человеческой души.
  • идея божественной предопределенности человеческой жизни.
  • отрицает идею свободы.
  • Центральной темой в описании человека при этом становится феномен греховности, своеобразно заостривший дуализм души и тела.

 

Фома Аквинский (1225 — 1274)

  • разрабатывалось на 800 лет позднее, чем антропологическая концепция Августина,
  • человек выступает в качестве частицы установленного Богом миропорядка, а его ценность измеряется соответствием человека этому миропорядку.
  • не отрицал самоценности человеческой души.
  • душа как субстанциональная форма человеческого тела
  • личность — «самое благородное во всей разумной природе».

 

Вывод: В философии европейского Средневековья получили дальнейшее развитие и конкретизацию взгляды на проблему личного бытия человека, его духовного мира, миссии человека в обществе, его отношения к Богу и его Божественной предопределенности. Такой подход может рассматриваться в качестве подготовки и предпосылки возрожденческого понимания сущности человека.

 

Человек в философии  Возрождения и Нового времени.

поворот от ограниченности христианской религиозно-философской парадигмы  к исследованию и раскрытию сущности человека, к признанию его самоценности, к обоснованию тезиса о безграничных творческих возможностях человека. В  центре мировоззрения эпохи Возрождения окончательно утвердился человек, а принцип гуманизма стал доминирующим принципом философских размышлений.

 

Пико делла Мирандола (1463— 1494)

  • мировоззрение антропоцентризма
  • Бог поставил человека в самый центр космоса. Назначение человека — быть судьей мудрости, величия и красоты мироздания, воздвигнутого Богом.
  • В речи «О достоинстве человека» учению о срединном положении человека. Он утверждал, что человек составляет особый, четвертый мир наряду с подлунным, поднебесным и небесным мирами: «Чудеса человеческого духа превосходят (чудеса) небес. На земле нет ничего более великого, кроме человека, а в человеке — ничего более великого, чем его ум и душа».
  • идея о человеке как кузнеце собственного счастья: он может уподобиться животному, а может стать наисовершеннейшим существом.
  • обоснование самодостаточной ценности человека и его земной жизни, что определило философию и идеологию гуманизма. Человек уподоблен Богу в своих творческих возможностях.

Эпоха Нового времени

возрастание авторитета науки,

доминирующим становится рациональное истолкование человека и его сущности.

 Декарт(1596—1650)

 «Я мыслю— следовательно,  я существую

Вольтера (1694— 1778), Монтескье (1695-1755), Руссо (1712-1778), Гельвеция (1715— 1771).

на первое место выдвигаются  проблемы человеческой свободы, взаимосвязей человека и общества.

гуманистический пафос защиты свободы, достоинства человека, признанием его высшей ценностью общества.

В сочинении Гельвеция «О человеке» читаем, что правильно понятый личный интерес человека составляет основу общественной жизни. Со взглядами Гельвеция тесно связана концепция «общественного договора», развиваемая Гоббсом (1588— 1679), А, Смитом (1732— 1790) и другими европейскими мыслителями.

Монтескье обосновывал мощь человеческого разума:

«Общий  закон — человеческий разум, потому что он управляет всеми народами на Земле; политические же и гражданские  законы каждого народа должны быть только частными случаями, в которых  применяется этот человеческий разум». Человек является, по сути дела, производным от внешних обстоятельств, становится отдельным атомом в определяющих его поведение природном и социальном механизмах.

 

В противоположность этой точке  зрения был обоснован творческий статус человека. Романтики подчеркнули иррациональную природу свободы, благодаря которой человеческий гений достигает вершин вдохновения и творчества.

Становление классической немецкой философии ознаменовалось прорывом в философском осмыслении человека.

Иммануил Кант (1724— 1804)

  • становление одной из первых в истории философии антропологических программ.
  • человек как существо, которое одновременно принадлежит двум мирам — миру природной необходимости и миру нравственной свободы.
  • разграничивает антропологию в «физиологическом» и «прагматическом» отношении. Антропология в «физиологическом» отношении исследует то, «что делает из человека природа» антропология в «прагматическом» отношении — то, «что он, как свободно действующее существо делает, или может и должен из себя делать сам»
  • идея о человеке как высшей ценности мира, сформулированная в его знаменитом категорическом нравственном императиве: «...в ряду целей человек (а с ним и всякое разумное существо) есть цель сама по себе, т. е. никогда никем (даже Богом) не может быть использован как средство, не будучи при этом вместе с тем и целью, что, следовательно, само человечество в нашем лице должно быть для нас святым, так как человек есть субъект морального закона, стало быть, того, что само по себе свято, ради чего и в согласии с чем нечто вообще может быть названо святым»
  • стремление освободить человека от всякого давления, от всякого произвола по отношению к нему.
  • основой мироздания выступает именно человек, его «личность», его принадлежность к «умопостигаемому» миру, творение им этого мира

• что я могу знать?

• что я должен делать?

• на что я могу надеяться?

«что есть человек? » 

углублено не только философское понимание человека и его самоценности, но и проблематика человека выдвинута в число самых приоритетных направлений в философии.

Вывод: охарактеризовать как подлинную антропологическую революцию. В этот период философское понимание человека, его роли в мире, обществе углубляется и приобретает все большее значение, как в философской культуре, так и в системе культуры вообще. Тем самым формируются непосредственные теоретические предпосылки становления социальной (культурной) антропологии.

 

Человек в философии XIX века.

формируются философские концепции, целиком посвященные именно человеку.

 

Людвиг Фейербах (1804— 1872)

  • человек — «единственный, универсальный и высший предмет философии»
  • оценивал и религию, и Бога как своеобразное порождение самого человека.
  • угадывается идея будущей антропологии символического интеракционизма.

Немецкая классическая философия  через идею трансцендентального  субъекта обосновала миросозидающие возможности  человеческого разума (Кант, Фихте), культурно-историческую обусловленность человеческого сознания (Гегель), возможности чувственности в создании подлинно человеческих связей и отношений (Фейербах).

Н. Г. Чернышевский (1828 — 1889).

  «Антропологический принцип в  философии» «основанием всему, что мы говорим о какой-нибудь специальной отрасли жизни... должны служить общие понятия о натуре человека, находящихся в ней побуждениях и деятельности и ее потребностях»

 

углубленное исследование духовности человека было воплощено в творчестве знаменитых философов Кьеркегора, Дильтея, Ницше.

Сёрен Кьеркегор(1813 — 1855).

  • Разработка «экзистенциальной» диалектики человеческого бытия
  • привлек внимание к загадке человеческого бытия.
  • «Где я? Что значит сказать «мир»? Каково значение этого слова? Кто заманил меня сюда и покинул здесь? Кто я? Как я оказался в мире?

Немецкий философ Дильтей (1833— 1911)

  • разрабатывал «философию жизни».
  • «жизнь» выступает у него как способ бытия человека, как культурно-историческая реальность
  • основоположник понимающей психологии и школы «истории духа».
  • Человек не имеет истории. Он сам есть история, которая только и раскрывает, что он есть такое.
  • задача философии как «науки о духе» состоит в том, чтобы понять «жизнь», исходя из нее самой.
  • выдвигается метод «понимания» жизни как непосредственного постижения некоторой духовной целостности.
  • По отношению к культуре прошлого понимание выступает как метод интерпретации, который был назван герменевтикой.

Немецкий философ Ницше (1844—1900)

  • жизнь есть вечное движение, становление, изменение. В этом потоке постоянного движения жизни существует человек.
  • Главное качество человека — это воля к власти
  • По мере развития «средств культуры», в частности, языка и логики, происходит подмена «жизни» как она есть сама по себе, «сущим», т. е. устойчивым и регулярно повторяющимся.

 

Формирование социальной философии и развитие в ее рамках представлений о человеке связано с творчеством Г.В.Ф. Гегеля (1770- 1831), О. Конта (1798- 1867), К. Маркса (1818- 1883), Г. Спенсера (1820- 1903).

Информация о работе Антропология семинар