Семинар по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 03:16, лекция

Описание работы

Работа содержит семинар по дисциплине "Психология"

Работа содержит 1 файл

1 семинар. психика.docx

— 128.17 Кб (Скачать)

 Семинар по общей психологии №1.

1)Что такое  психика?

Психика (от греч. psychikos — душевный) — форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию.

Психика – субъективное отражение объективной реальности.

Структура и функции  психики

Психическое имеет двоякую форму существования:

1) Объективная (первичная) - выражается в жизни и деятельности.

2) Субъективная (вторичная) - это рефлексия, интроспекция, самосознание, отражение психического в самом себе.

 Основными функциями  психики являются отражение и  регулирование.

 Эти функции взаимосвязаны  и взаимообусловлены: отражение  регулируется, а регулирование основано  на информации, полученной в процессе  отражения. 

 Ломов Б.Ф. :"Единство психики как системы выражается в общей ее функции: являясь субъективным отражением объективной действительности, она выполняет функцию регуляции поведения".

 Тесная взаимосвязь  указанных функций обеспечивает  целостность психики в норме,  единство всех психических проявлений, интеграцию всей внутренней психической  жизни. Эти же функции обеспечивают  и непрерывное взаимодействие, взаимосвязь,  интеграцию человека с окружающей  средой. Человек – активная система,  и в окружающем его мире  также много активных объектов. Поэтому следует различать активное  и реактивное отражение, активное  и реактивное регулирование.

Психика (от греч. psychikós — душевный), свойство высокоорганизованной материи, являющееся особой формой отражения субъектом объективной реальности. Важнейшая особенность психического отражения — его активность. При этом оно не только представляет собой продукт активной деятельности субъекта, но и, опосредствуя её, выполняет функцию ориентации, управления ею. Т. о., психические явления составляют необходимый внутренний момент предметной деятельности субъекта, и природа П., её законы могут получить научное объяснение лишь в процессе анализа строения, видов и форм деятельности.

Понимание П. как отражения  позволяет преодолеть ложную постановку проблемы о соотношении психологического и физиологического, приводящую либо к отрыву П. от работы мозга, либо к  сведению психических явлений к  физиологическим, либо, наконец, к простой констатации параллельности их протекания. Раскрытие психического отражения как порождаемого деятельностью, осуществляющей взаимодействия материального субъекта с объективной действительностью, исключает взгляд на психические явления как чисто духовные, обособленные от телесных мозговых процессов, ибо эти процессы и реализуют деятельность, в которой происходит переход отражаемой реальности в психическое отражение. Однако характеристика деятельности субъекта не может быть непосредственно выведена из реализующих её физиологических процессов, т.к. она определяется свойствами и отношениями предметного мира, которым она подчиняется и которым, соответственно, подчиняется также и возникающее в мозгу субъекта психическое отражение. Т. о., хотя психические явления существуют только в результате работы мозга и в этом смысле представляют собой его функцию, они не могут быть сведены к физиологическим явлениям или выведены из них; они образуют особое качество, проявляющееся лишь в системе отношений деятельности субъекта.

Возникая на определённой ступени биологической эволюции, П. представляет собой необходимое  условие дальнейшего развития жизни. Изменяясь и усложняясь, психическое  отражение приобретает у человека качественно новую форму —  форму сознания, порождаемого его  жизнью в обществе, теми общественными  отношениями, которые опосредствуют  его связи с миром. Необходимость  возникновения сознания проистекает  из особого характера человеческого  труда, качественно отличающегося  от инстинктивного поведения животных. Труд, как целесообразная продуктивная деятельность, требует, чтобы объективный  результат его был представлен  в голове человека в такой субъективной форме, которая позволяет сопоставлять его с исходным материалом (предметом  труда), его преобразованиями и с  достигнутым результатом (продуктом  труда). При этом представление, регулирующее деятельность субъекта, находит своё воплощение в её продукте, и в  этой опредмеченной форме оно и выступает для человека. Процесс сопоставления представления, опосредствующего деятельность, с отражением её продукта и есть процесс осознания. Он может осуществиться лишь в том случае, если объект выступит для субъекта в своей отражённой в языке форме; поэтому осознанное есть всегда также словесно-означенное. В этой своей функции язык является не только средством общения людей, но он есть их действительное сознание, существующее для индивида лишь постольку, поскольку оно существует для др. людей (см. К. Маркс, в книге: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 29). Т. о., сознание как форма индивидуальной психики возможно лишь в обществе. Будучи главной формой П. человека, сознание, однако, не исчерпывает её; у человека имеются и несознаваемые психические явления и процессы, т. е. такие, в которых он не может дать себе отчёта, которые скрыты от его самонаблюдения.

Хотя явления сознательного  отражения даны для субъекта в  его самонаблюдении, природа их может  быть выявлена лишь путём объективного анализа. Изучение П. составляет предмет  психологии.

2) Что такое  отражение? Какие уровни отражения есть?

  • ОТРАЖЕНИЕ

Отражение — всеобщее свойство материи, заключающееся в способности  объектов воспроизводить с различной  степенью адекватности признаки, структурные  характеристики и отношения других объектов. Характер О. зависит от уровня организации материи, вследствие чего оно качественно различно в неорганической и органической природе, в мире животных и социальном мире, в более элементарных и высокоорганизованных системах. На уровне организма О. первично проявляется в раздражимости как возникающей под воздействием внешних и внутренних стимулов способности живой материи отвечать на воздействие избирательной реакцией, соответствующей особенностям источника. Такое допсихическое О. в процессе развития органического мира преобразуется в чувствительность как способность иметь ощущения — первичные психические образы, среды, служащие целям ориентации в ней и регуляции адекватных ее экологическому своеобразию и потребностям организма действий. Эти простейшие формы О. служат предпосылкой развития более сложных форм, включающих как сенсорные, так и умственные образы реальности, которые позволяют воспроизводить ее пространственно-временные и причинные связи, придавая поведению все более адаптивный (см. Адаптация) и активный характер. О. становится опережающим прямую ответную реакцию организма на непосредственно действующий раздражитель. На уровне человека в результате социальной обусловленности его деятельности активность О. не только возрастает, но и становится качественно иной. Избирательный и целенаправленный характер О. определяется на этом уровне потребностью в преобразовании природы, в процессах совместной деятельности посредством орудий труда. В этих процессах психическое О. выступает как создание образов не только чувственного, но и логического мышления (понятий, гипотез и др.) и творческой фантазии, получающих свое воплощение в продуктах культуры (включая знаковые системы типа языка), что радикально изменяет характер О., приводя к появлению идеальных объектов. Адекватность О. своему источнику предполагает известное подобие между материальными характеристиками этого источника, процессами переработки нервных импульсов в мозгу и тем, что представлено в психических образованиях субъекта.

 

  • Какие уровни отражения есть?

Для человека, стремящегося к совершенствованию, важно чтобы  заполненность уровней отражения была по возможности гармоничной. Когда наблюдается резко выраженное доминирование одного из уровней отражения, значит, какой-то другой уровень "угнетен", так как уровни отражения имеют одну любопытную особенность - они попарно противоположны: интуиция противоположна эстетизму-артистизму, абстрактное мышление - альтруизму, а аристократизм - социальной ориентации.

 Поэтому мы и поведем  дальше разговор о каждом из  уровней отражения и о способах  их заполнения. Перед тем как  работать с каким-либо уровнем  отражения конкретно, рекомендуется  определить, какой из них у  вас заполнен хотя бы процентов  на тридцать-пятьдесят, после  чего заполнять этот уровень  дальше. Кроме того, необходимо понимать, что у каждого уровня отражения  есть как свои достоинства,  так и недостатки, и желательно  в процессе работы над их  заполнением брать лучшее, отказываясь  от худшего.

Социальная ориентация

Под социальной ориентацией  понимается умение человека четко ориентироваться  в социальной иерархии, подстраиваться под нее в зависимости от личной необходимости, а также способность  видеть законы, определяющие жизнь  той или иной социальной структуры, и жить по этим законам.

 Проще говоря, человек  с заполненным уровнем отражения  социальной ориентации всегда  найдет свое место в обществе, у него обычно нет проблем  материального характера, он чувствует  себя уверенно в любых социальных  структурах. Обычно такие люди  успешно делают карьеру (в том  случае, если социальная ориентация - доминирующий уровень отражения,  то для человека главным в  жизни является карьера). Социально  ориентированный человек чаще  всего ярко выраженный конформист, меняющий свою "окраску" в  зависимости от обстановки. Одно  из основных его свойств - приспособляемость.  Еще одно важное свойство такого  человека - умение управлять людьми  самыми разными средствами.

 Людей с доминирующим  уровнем социальной ориентации  очень много в структурах управления, бизнесе, торговле. Очень важно  для такого человека выглядеть  солидно, быть уверенным в себе. Он стремится поддерживать свою  престижность, а следовательно, обладать всеми атрибутами престижности, принятыми в обществе, будь то шестисотый "мерседес", вилла в Испании или щенок мастино-неаполитано. В последнее время мы имеем возможность наблюдать своеобразный феномен ярко выраженных представителей людей с резко доминирующим уровнем социальной ориентации - это так называемые новые русские.

 Людям с заполненным  уровнем социальной ориентации  желательно помнить о том, что  карьера в жизни далеко не  самое главное, что есть еще  много того, из-за чего стоит  жить, но если всего себя отдавать  только продвижению в социуме,  то всего остального можно  просто не успеть.

Способы заполнения уровня социальной ориентации (уяснив примерно, что же нужно нарабатывать, можно  самим находить для себя способы  заполнения того или иного уровня).

1. Наблюдение за людьми, у которых ярко выражен уровень  социальной ориентации, изучение  принципов, которыми руководствуются  эти люди.

2. Если вы работаете  в какой-либо социальной структуре,  изучите ее как следует. Проследите  всю систему взаимосвязей, все  определяющие принципы работы  данной структуры. Проанализируйте,  чем объясняется быстрое продвижение  по службе одних и медленное  -других: профессиональными качествами, связями, умением угодить или чем-то еще. Постарайтесь определить и скрытые механизмы (которые существуют практически всегда) принятия тех или иных решений вашим начальством. В общем, изучите досконально то учреждение, организацию, фирму, в которой вы работаете. Пусть это и не пригодится вам в вашей карьере, но в плане наработки уровня социальной ориентации польза будет несомненной.

3. Один из самых жестких  способов наработки социальной  ориентации - организовать свое дело. Жестким этот способ является  потому, что при тех условиях, которые существуют в нашем государстве, достаточно сложно сделать так, чтобы новое дело не развалилось на первых же порах. В любом случае это определенный опыт, пусть даже и негативный.

4 Для наработки социальной ориентации можно попробовать свои силы в торговле. Для этого совсем не обязательно работать в этой сфере. Можно договориться со знакомыми или родственниками, работающими в торговле, что вы будете подменять их на час, два, три или больше один или несколько раз в день. Когда вы будете торговать, заботьтесь не только о том, как бы больше заработать (что тоже важно для социально ориентированной личности), но и об изучении основных законов и принципов торговли. Присматривайтесь к более опытным товарищам, у них наверняка найдется, чему поучиться. Конфуций как-то сказал: "Даже в обществе двух человек я непременно найду, чему у них поучиться. Достоинствам их я постараюсь подражать, а на их недостатках сам буду учиться".

5. По принципу влияния формы на содержание можно способствовать наработке социальной ориентации через внешнее: одежду, манеры, жесты, сленг.

6. В последнее время  появилось довольно много книг, в которых авторы дают рекомендации  по поводу того, как добиться  успеха в социуме, в бизнесе  и научиться общаться с другими  людьми. Большинство этих книг  переводные и рассчитаны в  большей степени на западного  читателя, но какие-то методики, описываемые  в них, приемлемы и у нас.

 Аристократизм - это  способность к накоплению, сохранению  и передаче культурных ценностей.  Это слово греческого происхождения,  буквально оно означает "правление  лучших". Поэтому под аристократами поначалу понимался правящий класс. Ныне же у власти редко можно встретить истинных аристократов, но как некий элитарный круг они по-прежнему выделяются.

 Человек с заполненным  уровнем аристократизма прекрасно  разбирается в произведениях  искусства (причем это может  выглядеть не обязательно в  виде образованности, иногда бывает  достаточно чувствования), умеет  отобрать действительно лучшее, непреходящее среди всего разнообразия  мира культуры. Аристократ не  обязательно умеет сам создавать  произведения искусства, но в  том, что создают другие, он  всегда сможет разобраться.

 Одной из отличительных  особенностей аристократа является  то, что он везде и в любой  ситуации ведет себя одинаково  сдержанно, причем поведение его  дома и вне его не отличается, и даже внешние обстоятельства (усталость, раздражение и т.п.) на нем не сказываются. Все  свои проблемы аристократ обычно  держит внутри себя, ему свойственно  очень высокое чувство ответственности  за все, что он делает. Слова  "честь" и "благородство" для аристократов не являются  пустыми звуками. Благородство  и честь (иногда долг) - это внутреннее  состояние аристократа.

 Внешне аристократы  обычно выглядят очень аккуратно,  даже если они и ограничены  в материальных средствах. С  другими людьми, даже близкими, они  держатся на некоторой дистанции.  Аристократа отличает требовательность  как по отношению к себе, так  и к другим людям Что бы не случилось, аристократ не отходит от принятого в его кругу этикета. В этой связи вспоминается анекдот, хорошо иллюстрирующий эту черту аристократов:

 Взволнованный дворецкий Вбегает в комнату лорда и кричит:

- Наводнение! Темза вышла  из берегов!

 Лорд медленно поднимает  голову и говорит:

- Джек, пожалуйста, выйдите  и доложите как следует.

 Дворецкий выходит,  затем распахивает дверь и  говорит:

Информация о работе Семинар по "Психологии"