Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 03:16, лекция
Работа содержит семинар по дисциплине "Психология"
Семинар по общей психологии №1.
1)Что такое психика?
Психика (от греч. psychikos — душевный) — форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию.
Психика – субъективное
отражение объективной
Структура и функции психики
Психическое имеет двоякую форму существования:
1) Объективная (первичная)
- выражается в жизни и
2) Субъективная (вторичная) - это рефлексия, интроспекция, самосознание, отражение психического в самом себе.
Основными функциями психики являются отражение и регулирование.
Эти функции взаимосвязаны
и взаимообусловлены:
Ломов Б.Ф. :"Единство психики как системы выражается в общей ее функции: являясь субъективным отражением объективной действительности, она выполняет функцию регуляции поведения".
Тесная взаимосвязь
указанных функций
Психика (от греч. psychikós — душевный), свойство высокоорганизованной материи, являющееся особой формой отражения субъектом объективной реальности. Важнейшая особенность психического отражения — его активность. При этом оно не только представляет собой продукт активной деятельности субъекта, но и, опосредствуя её, выполняет функцию ориентации, управления ею. Т. о., психические явления составляют необходимый внутренний момент предметной деятельности субъекта, и природа П., её законы могут получить научное объяснение лишь в процессе анализа строения, видов и форм деятельности.
Понимание П. как отражения позволяет преодолеть ложную постановку проблемы о соотношении психологического и физиологического, приводящую либо к отрыву П. от работы мозга, либо к сведению психических явлений к физиологическим, либо, наконец, к простой констатации параллельности их протекания. Раскрытие психического отражения как порождаемого деятельностью, осуществляющей взаимодействия материального субъекта с объективной действительностью, исключает взгляд на психические явления как чисто духовные, обособленные от телесных мозговых процессов, ибо эти процессы и реализуют деятельность, в которой происходит переход отражаемой реальности в психическое отражение. Однако характеристика деятельности субъекта не может быть непосредственно выведена из реализующих её физиологических процессов, т.к. она определяется свойствами и отношениями предметного мира, которым она подчиняется и которым, соответственно, подчиняется также и возникающее в мозгу субъекта психическое отражение. Т. о., хотя психические явления существуют только в результате работы мозга и в этом смысле представляют собой его функцию, они не могут быть сведены к физиологическим явлениям или выведены из них; они образуют особое качество, проявляющееся лишь в системе отношений деятельности субъекта.
Возникая на определённой
ступени биологической
Хотя явления сознательного отражения даны для субъекта в его самонаблюдении, природа их может быть выявлена лишь путём объективного анализа. Изучение П. составляет предмет психологии.
2) Что такое отражение? Какие уровни отражения есть?
Отражение — всеобщее свойство материи, заключающееся в способности объектов воспроизводить с различной степенью адекватности признаки, структурные характеристики и отношения других объектов. Характер О. зависит от уровня организации материи, вследствие чего оно качественно различно в неорганической и органической природе, в мире животных и социальном мире, в более элементарных и высокоорганизованных системах. На уровне организма О. первично проявляется в раздражимости как возникающей под воздействием внешних и внутренних стимулов способности живой материи отвечать на воздействие избирательной реакцией, соответствующей особенностям источника. Такое допсихическое О. в процессе развития органического мира преобразуется в чувствительность как способность иметь ощущения — первичные психические образы, среды, служащие целям ориентации в ней и регуляции адекватных ее экологическому своеобразию и потребностям организма действий. Эти простейшие формы О. служат предпосылкой развития более сложных форм, включающих как сенсорные, так и умственные образы реальности, которые позволяют воспроизводить ее пространственно-временные и причинные связи, придавая поведению все более адаптивный (см. Адаптация) и активный характер. О. становится опережающим прямую ответную реакцию организма на непосредственно действующий раздражитель. На уровне человека в результате социальной обусловленности его деятельности активность О. не только возрастает, но и становится качественно иной. Избирательный и целенаправленный характер О. определяется на этом уровне потребностью в преобразовании природы, в процессах совместной деятельности посредством орудий труда. В этих процессах психическое О. выступает как создание образов не только чувственного, но и логического мышления (понятий, гипотез и др.) и творческой фантазии, получающих свое воплощение в продуктах культуры (включая знаковые системы типа языка), что радикально изменяет характер О., приводя к появлению идеальных объектов. Адекватность О. своему источнику предполагает известное подобие между материальными характеристиками этого источника, процессами переработки нервных импульсов в мозгу и тем, что представлено в психических образованиях субъекта.
Для человека, стремящегося к совершенствованию, важно чтобы заполненность уровней отражения была по возможности гармоничной. Когда наблюдается резко выраженное доминирование одного из уровней отражения, значит, какой-то другой уровень "угнетен", так как уровни отражения имеют одну любопытную особенность - они попарно противоположны: интуиция противоположна эстетизму-артистизму, абстрактное мышление - альтруизму, а аристократизм - социальной ориентации.
Поэтому мы и поведем
дальше разговор о каждом из
уровней отражения и о
Социальная ориентация
Под социальной ориентацией понимается умение человека четко ориентироваться в социальной иерархии, подстраиваться под нее в зависимости от личной необходимости, а также способность видеть законы, определяющие жизнь той или иной социальной структуры, и жить по этим законам.
Проще говоря, человек
с заполненным уровнем
Людей с доминирующим
уровнем социальной ориентации
очень много в структурах
Людям с заполненным уровнем социальной ориентации желательно помнить о том, что карьера в жизни далеко не самое главное, что есть еще много того, из-за чего стоит жить, но если всего себя отдавать только продвижению в социуме, то всего остального можно просто не успеть.
Способы заполнения уровня социальной ориентации (уяснив примерно, что же нужно нарабатывать, можно самим находить для себя способы заполнения того или иного уровня).
1. Наблюдение за людьми,
у которых ярко выражен
2. Если вы работаете
в какой-либо социальной
3. Один из самых жестких способов наработки социальной ориентации - организовать свое дело. Жестким этот способ является потому, что при тех условиях, которые существуют в нашем государстве, достаточно сложно сделать так, чтобы новое дело не развалилось на первых же порах. В любом случае это определенный опыт, пусть даже и негативный.
4 Для наработки социальной ориентации можно попробовать свои силы в торговле. Для этого совсем не обязательно работать в этой сфере. Можно договориться со знакомыми или родственниками, работающими в торговле, что вы будете подменять их на час, два, три или больше один или несколько раз в день. Когда вы будете торговать, заботьтесь не только о том, как бы больше заработать (что тоже важно для социально ориентированной личности), но и об изучении основных законов и принципов торговли. Присматривайтесь к более опытным товарищам, у них наверняка найдется, чему поучиться. Конфуций как-то сказал: "Даже в обществе двух человек я непременно найду, чему у них поучиться. Достоинствам их я постараюсь подражать, а на их недостатках сам буду учиться".
5. По принципу влияния формы на содержание можно способствовать наработке социальной ориентации через внешнее: одежду, манеры, жесты, сленг.
6. В последнее время
появилось довольно много книг,
в которых авторы дают
Аристократизм - это
способность к накоплению, сохранению
и передаче культурных
Человек с заполненным
уровнем аристократизма
Одной из отличительных
особенностей аристократа
Внешне аристократы
обычно выглядят очень
Взволнованный дворецкий Вбегает в комнату лорда и кричит:
- Наводнение! Темза вышла из берегов!
Лорд медленно поднимает голову и говорит:
- Джек, пожалуйста, выйдите и доложите как следует.
Дворецкий выходит, затем распахивает дверь и говорит: