Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 19:13, реферат
Религия занимает важное место в жизни каждого. В сфере интересов верующего человека она оказывается уже в силу наличия у него веры в Бога (или богов), а неверующий человек, сталкиваясь с проявлением религиозности, должен уметь объяснить самому себе, почему его не удовлетворяет религиозная вера в качестве основной доминанты духовного существования.
Введение
Религия
занимает важное место в жизни
каждого. В сфере интересов верующего
человека она оказывается уже
в силу наличия у него веры в
Бога (или богов), а неверующий человек,
сталкиваясь с проявлением
Объектом изучения со стороны представителей философского знания религия стала очень рано, причем первенство в исследовании религиозных явлений следует отдать древнегреческим философам и ученым. Так, древнегреческий философ Анаксагор (500–428 гг. до н. э.) утверждал, что боги создаются людьми по своему собственному образу и подобию, поэтому «эфиопы пишут своих богов черными и с приплюснутыми носами, фракийцы – рыжими и голубоглазыми...»1. Другие античные философы также применяли к исследованию рационалистический подход, утверждая, что в основе поклонения богам лежит страх перед явлениями природы, например перед штормами и землетрясениями. Уже одно это положение свидетельствовало о том, что в античном обществе был осуществлен переход от религиозной культуры к культуре светской, что вообще дало возможность беспристрастного изучения самого феномена религии во всем многообразии его проявлений.
Для
одного из знаменитейших античных философов
– Платона (427–347 гг. до н. э.) мифы о
богах уже утеряли свой ареол
недоступности и священности, став
просто одним из риторических способов
прояснения теоретических положений
для обычного слушателя, не способного
оперировать умозрительными конструкциями,
состоящими из философских терминов,
и постигать их на слух. Кроме
того, именно Платон совершил поступок,
за который его ближайшие
Ранние христианские мыслители, например Тертуллиан (III в.), весьма неприязненно относились к попыткам рационально исследовать религию, утверждая приоритет веры над разумом. Такая позиция была господствующей на протяжении столетий. Она не позволяла научно исследовать религию и писать ее историю, не разделяя все многообразие религиозных проявлений на «ложные» (языческие) и «истинные» (христианские). И только в эпоху схоластики (совокупность религиозно-философских учений, существовавших в Западной Европе в IХ—XIV вв.) были сделаны шаги к устранению подобных крайностей и возникновению более сбалансированной точки зрения на религию.
Средневековая
теология воспринимала религию как
откровение, которое дано людям от
Бога в качестве единственного средства
спасения и искупления первородного
греха. Средством постижения этого
откровения у средневекового философа
и писателя Пьера Абеляра (1079–1142)
стала не слепая вера, а разум. Для
того чтобы поверить в то, что
христианство является единственной абсолютной
истиной, необходимо подойти с позиций
рациональности к анализу его
постулатов, выявить преимущество его
положений перед утверждениями
других религий (в первую очередь
иудаизма и мусульманства). Именно в
трудах Абеляра были изложены предпосылки
для сравнительного и рационального
изучения религии, которое получило
широкое распространение в
Наиболее
развернутое объяснение возникновения
религии изложено в трудах французского
просветителя Поля-Анри Гольбаха (1723–1789).
По его утверждению, психологическая
основа существования религии
Следующим этапом изучения истории религии стало возникновение научных школ, которые попытались представить различные точки зрения на природу, механизм возникновения и развития религиозных воззрений. Именно с начала ХIХ в. можно вести речь о возникновении специализированной истории религии, которая стала строиться не на умозрительных рассуждениях, а на изучении конкретных фактов и их последующем обобщении в виде гипотезы или теории.
Первая
из научных концепций
Не существует сверхъестественной стороны религии, поскольку мыслительная деятельность человека основана исключительно на чувственном восприятии. Именно с помощью чувств познающий субъект получает представление об окружающем мире, который складывается из предметов двоякого рода. Одни из этих предметов легко достижимы и доступны обычным человеческим чувствам (осязанию, обонянию, слуху и т. д.).
Другие доступны какому-либо одному чувству, но остаются недосягаемыми для всех остальных. Например, Солнце, Луна и звезды становятся достоянием человеческого мышления посредством зрения, но дотронуться до них невозможно, поэтому их недоступность внушила первобытному человеку представление о Недостижимом и Бесконечном, что в итоге и привело к появлению идеи Бога.
Наиболее
точным методом исследования религии,
с точки зрения мифологической концепции,
является метод филологических и
этимологических исследований, позволяющий
раскрыть первоначальный смысл мифов
и преданий, закрепленных в священных
текстах. Согласно одному из древнегреческих
мифов, Аполлон влюбился в Дафну,
которая сбежала от него и была
превращена разгневанным божеством
в лавровый куст. Мюллер предлагает
следующую трактовку этого
Рассуждения
Мюллера о природе
Другими
германскими исследователями, внесшими
свою лепту в исследование проблемы
происхождения и
Особенностью подхода Маркса к религии стало признание социальной природы этого феномена, его включенности в систему не просто социальных, но социально-экономических отношений. Специфика религии порождена тем, что она является продуктом определенных социальных условий, которые «программируют» формы религиозности, их структуру и роль в обществе. Кроме того, социальная природа религии заключается в той функции, которую она выполняет в обществе, обслуживая интересы господствующего класса и сохраняя в непререкаемых догмах постулат о неравноправном положении класса господ и класса рабов. Любая религия, по мнению Маркса, вырабатывается правительственными кругами с целью подчинения себе остальных социальных групп, что позволяет обеспечить более тонкое и эффективное воздействие на людей.
Религия делает человека несвободным, поскольку она отчуждает человека от его собственной природы, суть которой Маркс видит в труде и в возможности в полной мере пользоваться результатами своего труда5.
Если
Маркс, будучи философом, рассматривал
религию сугубо теоретически, не сосредоточивая
внимания на неоднородном характере
религиозных проявлений, то Энгельс
в своей работе «Происхождение семьи,
частной собственности и
Вторая половина XIX в. в религиоведении прошла под безусловным доминированием так называемой анимистической теории происхождения религии, чему немало способствовали блестяще написанные и энциклопедически подробные труды ее основоположника – английского антрополога Эдуарда Барнета Тайлора (1832–1917).
Ключевым понятием своей версии происхождения религии английский исследователь сделал термин «анима» (от лат. anima, animus – душа, дух), что и дало название его теории в целом. Именно анимизм (веру в наличие души как у человека, так и у неодушевленных предметов) Тайлор считает исходной стадией формирования религии, из которой впоследствии развились остальные, более сложные формы. В своей работе «Первобытная культура» он фиксирует две предпосылки, из которых он исходит при рассмотрении вопроса зарождения религии7:
1)
религиозные учения и обряды
рассматриваются как части
2)
разбору подвергаются сходства
и различия традиционных
Исходя из этих основополагающих пунктов и подробно проанализировав обильный материал, представленный мифами народов Азии, Европы, Африки и Америки, Тайлор приходит к выводу, что первобытный человек стремился рационально объяснить те феномены, с которыми он сталкивается в своей повседневной жизни, в первую очередь смерть и сон. Наблюдение сновидений без соответствующего перемещения тела в пространстве привело человека к предположению о том, что наряду с физической оболочкой существует и оболочка духовная – душа, которая связана со своим материальным носителем не слишком прочными узами. По крайней мере, она может отрываться от тела – либо временно (во время сновидений), либо навсегда (окончательное отделение души от тела и является смертью).
Анимистическая концепция Э.Б. Тайлора, несомненно, явилась шагом вперед в решении вопроса о примитивных формах религии, что, к сожалению, не избавило ее от существенных изъянов.