Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 13:42, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является исследование государственной политики борьбы с преступностью в современном обществе.
Введение 3
1 Понятие, основные черты и признаки уголовно-правовой политики 6
1.1. Основные подходы к пониманию уголовной политики как
фактора борьбы с преступностью. 6
1.2. Задачи и функции уголовной политики 11
1.3. Структура уголовной политики 14
1.4. Стадии уголовной политики 23
1.5. Криминализация и пенализация деяний как основная форма
реализации уголовно-правовой политики 28
2 Проблемы реформирования уголовной (карательной) политики
на современном этапе 39
2.1. Содержание уголовной (карательной) политики и возможности
её корректировки 39
2.2. Основные направления политики в сфере укрепления
правопорядка и противодействия преступности 41
Заключение 56
Библиографический список 60
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
При отсутствии хотя бы одного из названных факторов криминализация деяния окажется бесперспективной. Бели деяние признано преступлением и выявляются указанные факторы, необходимо либо декриминализировать деяние, либо принять меры к устранению этих факторов.
С
криминализацией связаны
Пенализация означает установление уголовной наказуемости деяния. Согласно ст. 2 УК РФ за совершение криминализованных деяний должны быть установлены виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера. Поскольку уголовная наказуемость - обязательный признак преступления, следует признать, что пенализация совпадает с криминализацией и образует его составную часть. Однако пенализация не сводится только к установлению наказания за совершение преступления, она включает также процесс внесения в систему наказаний и в санкции действующего уголовного законодательства изменений в направлении их ужесточения.
Депенализация - процесс, обратный пенализации, он сводится к смягчению наказаний, устранению более строгих или введению более мягких видов наказаний, сокращению сроков наказаний. Полная депенализация, т.е. устранение уголовной наказуемости деяния совпадает с его декриминализацией.
Пенализация (депенализация) не сводится только к изменению вида и размера наказаний. В соответствии со ст. 43 УК РФ наказание есть мера государственного принуждения, назначенная по приговору суда. Элементами принуждения являются не только характер лишений, образующих основу того или иного вида наказания, их объем (т.е. размер наказания), но также условия (режим) отбывания наказания, юридические последствия отбывания наказания, последствия уклонения от отбывания наказания, возможности освобождения от уголовной ответственности и условно-досрочного освобождения от наказания и другие обстоятельства, связанные с отбыванием наказания, облегчающие или ужесточающие это воздействие.
Существует ряд обстоятельств, предусмотренных уголовным законом, ухудшающих или смягчающих положение лица, отбывающего наказание, которые не охватываются понятиями пенализации и депенализации, поскольку являются производными не от наказания, а от других факторов. К таковым следует отнести, например, освобождение от отбытия наказания в связи с болезнью (ст. 81 УК РФ), основанием которого является не содержание наказания, а болезненное состояние осужденного; освобождение от ответственности и наказания в связи с истечением пятнадцатилетнего срока давности, за исключением ситуации, когда за совершенное преступление предусмотрены или назначены наказания в виде смертной казни или пожизненного лишения свободы (ст.ст. 78, 83 УК РФ), поскольку в этом случае наказание не влияет на принятие решения, имеет значение только общий давностный срок и др.
Уголовное законодательство устанавливает за совершение преступлений не только наказания, но и иные меры уголовно-правового характера, которые также влияют на участь осужденного. К таким мерам следует отнести признание рецидива преступлений (ст. 18 УК РФ), применение принудительных мер медицинского характера (ст. 99 УК РФ), применение принудительных мер воспитательного характера к несовершеннолетним сужденным (ст. 90 УК РФ). Эти меры не связаны с наказанием и потому в пенализацию, равно как и в депенализацию не входят.
Факторы, учитываемые при пенализации (депенализации) деяния, разнообразны и в полном объеме не фиксируемы Они включают существующие в обществе представления о возможностях наказания, соотношении преступления с наказанием, общественную нравственность, которая одобряет или не одобряет жестокость по отношению к преступникам, уровень рецидива преступлений, экономические возможности общества по исполнению того или иного вида наказания, пенитенциарный опыт других государств, собственный исторический опыт, данные педагогики и психологии, уровень, динамику и структуру преступности и многое другое.
Более важное значение имеют принципы пенализации (депенализации) деяний. К ним следует отнести:
так называемый принцип экономии репрессии. В соответствии с ним общество должно обходиться по возможности минимальными по строгости наказаниями, но достаточными для достижения целей наказания -исправления осужденных и предупреждения новых преступлений. Например, согласно ст. 60 УК РФ «более строгий вид наказания из числа предусмотренных за совершение преступления назначается только в случае, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение цели наказания»;
соответствие санкции характеру общественной опасности совершаемого преступления, личности виновного, его материальному положению, другим обстоятельствам;
альтернативность наказаний, создающая для суда возможность выбора для осужденного наказания, соответствующего степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного;
актуальность наказания. Наказание или его строгость теряют или приобретают смысл в связи с наступлением каких-либо социально-значимых событий, например, истечением сроков давности, окончанием либо возникновением определенных явлений, в частности, войн или вооруженных конфликтов, изменениями в экономике, общественной нравственности или правосознании и т.д.;
изменение назначенного наказания в зависимости от последующего поведения осужденного. На этом принципе основываются такие уголовно-правовые институты как рецидив преступления, назначение наказания по совокупности приговоров, условно-досрочное и досрочное освобождение от наказания, амнистия и помилование и другие, замена неотбытой части наказания более мягким видом и др.;
гуманизм наказания. Одно из требований гуманизма - обеспечение безопасности человека, в том числе и совершившего преступление. В соответствии с ним наказание назначается только судом, исключаются произвол органов власти и самосуд; оно не должно унижать честь и достоинство осужденного; по отбытии наказания в виде лишения свободы лицо должно быть готовым к свободной жизни. Гуманизм наказания проявляется в существенном ограничении смертной казни и пожизненного лишения свободы, в установлении предельного срока лишения свободы, позволяющего осужденному вернуться к продолжению правопослушной жизни; ограничении наказаний, применяемых к осужденным несовершеннолетним; возможности освобождения от наказания; учете судом не только личности виновного, но и интересов его семьи, в частности, ее материального положения (ч. 3 ст. 60 УК РФ), наличия малолетних детей (п. «г» ч 1 ст. 61 УК РФ), наличия у осужденной женщины состояния беременности или малолетнего ребенка (п. «в» ч. 1 ст. 61 УК РФ, ст. 82 УК РФ) и др.;
дифференциация наказаний в зависимости от характера общественной опасности преступления в санкциях статей Особенной части УК РФ и индивидуализация наказания судом при вынесении обвинительного приговора. Индивидуализация наказания дополнят дифференциацию, в своей совокупности они отражают разнообразие способов принудительного воздействия государства на осужденного в соответствии с большим разнообразием совершаемых преступлений, лиц, их совершающих, и условий, при которых эти преступления совершаются. Арсенал наказаний никогда не сможет в точности отразить разнообразие криминальных ситуаций, однако он должен стремиться к этому идеалу;
непризнание
наказания исключительным средством
исправления осужденного и
справедливость наказания. Наказание должно соответствовать тяжести совершенного преступления. При этом преступление должно учитываться в том объеме, который доказан в установленном законом порядке Наказание в расчете на то, что преступник совершил более тяжкое преступление по сравнению с тем, которое доказано, недопустимо.
Изложенные принципы должны учитываться как при установлении наказания в законе, так и при назначении наказания осужденному судом.
В теории ставится вопрос о существовании так называемой судебной пенализации и депенализации преступлений. Речь идет о судебной практике назначения наказания, которая является связующим звеном между санкцией статьи и конкретной жизненной ситуацией, в которой преступление совершена Санкции Особенной части УК предусматривают максимальные по строгости и размеру наказания. Обстоятельства, на которые рассчитываются санкции в своем максимальном значении, могут в конкретных исторических условиях не встречаться, а если и существуют, то они дополняются другими, смягчающими обстоятельствами, в связи с чем суды могут назначать наказания ниже верхнего предела санкций, а в отдельных случаях — и ниже низшего. Формируется практика назначения типовых наказаний для типовых ситуаций совершения преступления, а также освобождения от наказания, которая и представляет процесс судебной депенализации. При повышении опасности совершаемых преступлений в связи с изменением конкретных исторических условий судебная практика будет реагировать увеличением строгости применяемого наказания, начинается судебная пенализация деяния. Она может осуществляться в рамках санкции статьи, однако потребности усиления борьбы с данным видом преступлений может повлечь повышение санкции, т.е. законодательную пенализацию.
Анализ изложенного выше правового материала позволяет сделать вывод, что вступление в действие Уголовного Кодекса 1996 года завершило большой этап в развитии российского уголовного законодательства. Качественные периоды этого этапа были разными, но в конечном итого можно утверждать, что основные тенденции криминализации и декриминализации были в разной мере учтены при разработке и принятии нового Уголовного Кодекса Российской Федерации.
Первая из тенденций была связана с приведением уголовного законодательства в соответствие с экономическими потребностями общества.
Вторая
тенденция связана с
Третья
тенденция связана с
Те
не менее приходится констатировать,
что проблемы борьбы с преступными
проявлениями не могут быть решены
путем эпизодического изменения уголовно-правовых
норм и деятельности правоохранительных
органов по их применению. Необходим комплекс
мер, имеющих целевое назначение и воплощающихся
в устойчивую политику.
Карательная
политика государства - явление многоаспектное.
Она формулируется и
В
уголовно-исполнительном аспекте карательное
воздействие состоит в
Информация о работе Уголовная политика-основа борьбы с преступностью