Основы бюджетной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:15, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой является - рассмотреть одну из главных проблем экономики – дефицит государственного бюджета, основные источники налогообложения и формирование государственного бюджета.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
Выяснить что такое государственный бюджет.
Из чего формируется государственный бюджет.
Рассмотреть основы финансовой политики
Ответить на вопрос: почему образуется бюджетный дефицит и государственный долг?

Содержание

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ…………………5
1.1 Понятие бюджета. Основные доходы и направления расходов государства………………………………………………5
1.2 Налогообложение как главный фактор формирования государственного бюджета……………………………………….15
ГЛАВА 2. ФИНАНСЛВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА………..24
2.1 Бюджетный дефицит и государственный долг …………...24
2.2 Основы финансовой политики государства. ……………...29
2.2.1. Виды финансовой политики…………………………32
2.2.2. Кейсианский подход………………………………….33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….38
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...39

Работа содержит 1 файл

Основной текст курсовой.doc

— 223.00 Кб (Скачать)

     СОДЕРЖАНИЕ 

     ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3 

     ГЛАВА 1. ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ…………………5

    1. Понятие бюджета. Основные доходы и направления расходов государства………………………………………………5
    1. Налогообложение как главный фактор формирования государственного бюджета……………………………………….15
 

     ГЛАВА 2. ФИНАНСЛВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА………..24

    1. Бюджетный дефицит и государственный долг …………...24
    1. Основы финансовой политики государства. ……………...29

                  2.2.1. Виды финансовой политики…………………………32

                  2.2.2. Кейсианский  подход………………………………….33 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….38

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...39 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Актуальность  данной темы не вызывает никаких сомнений, поскольку без принятия данного документа не будут выделены основные направления использования денежных средств государства. Выбор мною темы данной курсовой работы во многом обусловлен тем, что, начиная с 2004 года, в России осуществляется реформа бюджетного процесса, которая, в конечном счете, должна привести к устойчивой сбалансированности госбюджета России.

     Государственный бюджет – важнейший финансовый документ страны, определяющий многие параметры  ее развития на предстоящий год и  среднесрочную перспективу, поэтому  разработке его показателей уделяется  особое внимание на всех уровнях власти и на всех этапах прохождения расчетов.

     Государственный бюджет обычно составляется на год. С  одной стороны, бюджет – это совокупность, масса финансовых ресурсов, средств, которыми располагает любой экономический  субъект, будь то государство, территория, предприятие или семья. С другой стороны, это соотношение между доходами и расходами экономического субъекта, баланс его денежных средств, характеризующий соответствие их поступления и расходования в течение определенного периода, чаще всего одного года. Т.е. бюджет определяет содержимое «денежной сумки», наличие в ней денежных средств или их дефицит, динамику ее наполнения и опорожнения, каналы прихода и расхода денег, соотношение между доходами и расходами.

     Бюджеты и бюджетное регулирование существуют в любой социально-экономической системе, присущи экономике как рыночного, так и нерыночного типа. Однако характер бюджетного устройства, способы формирования, утверждения, исполнения бюджетов в них обладают принципиальными различиями. Бюджеты обсуждаются в парламентах и их комиссиях самым детальным образом, по всем расходным статьям. И даже по отдельным объектам. Тем самым правительства лишены возможности тратить народные деньги направо и налево, как им заблагорассудится.

     Цель курсовой  является - рассмотреть одну из главных проблем экономики – дефицит государственного бюджета, основные  источники налогообложения и формирование государственного бюджета.

    Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

    • Выяснить что такое  государственный бюджет.
    • Из чего формируется государственный бюджет.
    • Рассмотреть основы финансовой политики
    • Ответить на вопрос: почему образуется бюджетный дефицит и государственный долг?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ГЛАВА 1. ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ 
 

     1.1.  Понятие бюджета  

      Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год.

     Государственный бюджет - это экономические отношения  между государством и субъектами всех форм собственности и отдельными гражданами по поводу формирования централизованного фонда денежных средств, направляемых на выполнение общегосударственных задач и функций.

     Сущность  государственного бюджета любой  страны определяется ее социально-экономическим строем, природой, задачами и функциями государства.

     Государственный бюджет является основным финансовым планом образования и использования  общегосударственного фонда денежных средств.

     В определении отражены два существенных признака бюджета:

  • Он служит общегосударственным фондом денежных средств, который создается для покрытия государственных расходов. Данный признак бюджета имеют в виду, когда в официальных документах и в практике государственной работы говорят о финансировании из бюджета, о содержании тех или иных органов и учреждений за счет бюджета, об отнесении определенных расходов на бюджет. Бюджет - это не просто фонд денежных средств. Такой фонд в цельном виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов они обращаются на покрытие предусмотренных расходов. Бюджет является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств. Он - смета, роспись доходов и расходов государства, согласованных друг с другом как по объему, так и по срокам поступления и использования.
  • Бюджет представляет собой финансовый план государства.

     Наряду  с ним существуют другие, самостоятельные  финансовые планы, по отношению к  которым он занимает ведущее место.

     Важное  экономическое значение имеет принцип  ежегодности бюджета. Ежегодно закрепляя законом, Государственный бюджет представляется возможность наиболее полно учитывать экономическое состояние страны, наиболее рационально использовать ресурсы на выполнение мероприятий, предусмотренных индикативным планом (прогнозом) экономического и социального развития, избирая приоритетные отрасли и уровень материального обеспечения населения.

     В условиях тяжелого экономического кризиса  и инфляции денежной системы, невозможно долгосрочное бюджетное планирование. Даже планирование бюджета на год нуждается в периодической корректировке отдельных показателей.

     Экономическое значение принципа ежегодности состоит  в том, что представляется возможность  наиболее полно учитывать эффективность  действия экономических нормативов, по которым рассчитываются показатели бюджета, полнее выявлять внутрихозяйственные резервы, делать анализ роста или спада производства и его причины; определять дополнительные доходы или возникающий дефицит в бюджете.

     Бюджетная система в первую очередь определяется действующим государственным устройством. В России бюджетная система состоит из трех звеньев:

  • Федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • Бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • Местных бюджетов.

     Бюджетная система Российской Федерации включает: федеральный бюджет, 21 республиканский  бюджет республик в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов и бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, один областной бюджет автономной области, 10 окружных бюджетов, автономных округов и около 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты).

     Бюджеты, входящие в бюджетную систему  Российской Федерации, самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюджеты субъектов Российской Федерации не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.

     Принципы  функционирования бюджетной системы  Российской Федерации следующие:

  • Единство бюджетной системы;
  • Разграничение расходов и доходов между уровнями бюджетной системы;
  • Самостоятельность бюджетов разных уровней;
  • Полнота отражения доходов и расходов бюджетов разных уровней;
  • Полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных     внебюджетных фондов;
  • Сбалансированность бюджета;
  • Эффективность и экономность использования бюджетных средств;
  • Общее покрытие расходов бюджета;
  • Гласность;
  • Достоверность бюджета;
  • Адресность и целевой характер использования бюджетных средств.

     Важной  самостоятельной частью бюджетной  системы России как суверенного государства является республиканский (федеральный) бюджет. Именно он обеспечивает централизацию части бюджетных ресурсов общегосударственного характера. Через федеральный бюджет регулируется процесс распределения и перераспределения национального дохода между субъектами федерации, входящими в состав России, а также между экономическими  районами.

     Составление и исполнение бюджета базируется на бюджетной классификации, в которой  выделяются целевые направления  государственной деятельности, вытекающие из основных функций государства.

     Единая  бюджетная классификация представляет собой группировку доходов и расходов бюджетов всех уровней с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Бюджетная классификация обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней. Бюджетная классификация дает возможность экономического и статистического анализа доходов и расходов бюджетов РФ, обеспечивает адресность выделения финансовых ресурсов.

     В Федеральном законе «О бюджетной  классификации», подписанном Президентом РФ 15 августа 1996г. №115-ФЗ, отмечается, что бюджетная классификация включает:

  • Классификацию доходов бюджетов РФ;
  • Функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;
  • Экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;
  • Классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;
  • Классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
  • Классификацию видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ;
  • Классификацию видов государственного внешнего долга и внешних активов РФ;
  • Ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

    Доходы  бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации.

    В соответствии со статьей 49 Бюджетного кодекса РФ, к налоговым доходам федерального бюджета относятся:

  • Федеральные налоги и сборы;
  • Таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;
  • Государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из неналоговых же доходов основными являются следующие виды:

  • Доходы от имущества, находящегося  в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности;
  • Доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
  • Доходы от реализации государственных запасов;
  • Доходы от продажи земли и нематериальных активов;
  • Поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;
  • Административные платежи и сборы;
  • Штрафные санкции, возмещение ущерба;
  • Доходы от внешнеэкономической деятельности.

    На  основании статьи 54 Бюджетного кодекса РФ, в доходах федерального бюджета обособленно учитываются доходы федеральных целевых бюджетных фондов. Они учитываются по ставкам, установленным налоговым законодательством РФ, и распределяются между федеральными целевыми бюджетными фондами и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Информация о работе Основы бюджетной политики