Уголовная политика-основа борьбы с преступностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 13:42, дипломная работа

Описание работы

Целью выпускной квалификационной работы является исследование государственной политики борьбы с преступностью в современном обществе.

Содержание

Введение 3
1 Понятие, основные черты и признаки уголовно-правовой политики 6
1.1. Основные подходы к пониманию уголовной политики как
фактора борьбы с преступностью. 6
1.2. Задачи и функции уголовной политики 11
1.3. Структура уголовной политики 14
1.4. Стадии уголовной политики 23
1.5. Криминализация и пенализация деяний как основная форма
реализации уголовно-правовой политики 28
2 Проблемы реформирования уголовной (карательной) политики
на современном этапе 39
2.1. Содержание уголовной (карательной) политики и возможности
её корректировки 39
2.2. Основные направления политики в сфере укрепления
правопорядка и противодействия преступности 41
Заключение 56
Библиографический список 60
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3

Работа содержит 1 файл

Диплом УП.doc

— 260.50 Кб (Скачать)

      Отдельные позиции сводятся в общую, единую. Важно, чтобы на этом этапе были по возможности полностью учтены взгляды, позиции и рекомендации всех органов, учреждений и организаций, деятельность которых имеет значение для борьбы с преступностью. В противном случае выработанная политика как волюнтаристская не будет пользоваться общей поддержкой.

      Прежде  чем выработанная позиция приобретет государственную волю, она должна быть соотнесена с возможностями ее реализации. Учитываются материальные, финансовые, организационные, правовые, кадровые, технические и иные условия, которые могут способствовать либо препятствовать проведению данной позиции в жизнь.

      Сформировавшаяся  уголовно-политическая идея чаще всего  сразу реализуется в деятельности: в виде принятия закона, управленческого  акта, конкретной акции. Например, депутаты Государственной Думы, обсудив законопроект, принимают по нему решение, приняв либо отклонив его. Однако реализации может предшествовать представление уголовно-политической идеи, т.е демонстрация соответствующего намерения. Формами представления могут быть, например, концепция борьбы с преступностью, соответствующая программа либо иные документы, выступление в средствах массовой информации и т.п. Подобные документы не имеют юридической силы, они не принимаются к непосредственному исполнению и потому не образуют уголовную политику в собственном смысле, не являются деятельностью, направленной на противодействие преступности.

      Представление позволяет подготовить общественное мнение к той или иной уголовно-политической акции, подготовить средства, необходимые для проведения этой акции в жизнь, при необходимости внести I изложенную идею определенные коррективы.

      После завершения процесса формирования уголовно-политической идеи и подготовительного этапа  в виде представления и организационных мероприятий начинается ее реализация, т.е. деятельность, образующая собственно уголовную политику, она начинается с принятия соответствующего закона, нормативного или управленческого акта и заканчивается конкретной деятельностью.

      Уголовная политика - это отношение государства  к преступности реализуемое в конкретной деятельности. Не всякую практическую деятельность отдельных организаций и учреждений по противодействия преступности следует признавать уголовно-политической. В каждой конкретной сфере такой деятельности уголовная политика должна находит! реализацию. Но она может и не соответствовать этой политике, был сильнее или слабее ее. Так, например, если руководитель конкретной организации (данного отделения милиции, прокуратуры и т.д.) не предпринимает эффективных мер по борьбе с преступностью, а напротив покровительствует ей, его поведение нельзя представлять как осуществление уголовной политики государства, это отступление от политики. Практическая деятельность соответствующих организаций и учреждений признается уголовно-политической в том смысле, что она соответствует уголовно-политическим установкам, осуществляется в соответствующих направлениях и соответствующим образом.

      Уголовная политика - деятельность иерархическая; государственно! устройство включает разные уровни власти и управления, причем звенья одного уровня подчинены звену другого, более высокого уровня, действуют в соответствии с его предписаниями. Таким же образом осуществляется и уголовная политика.

      Первичным, исходным звеном уголовно-политической деятельность является деятельность законодательная. Поскольку Российская Федерация — государство правовое, всякие государственные акции, имеющие политическое значение, должны получить правовое закрепление. Высшей формой волеизъявления государства в области уголовной политик является закон. Конституция РФ образует основу уголовной политики, ней обозначены цели, на достижение которых должна быть направлена государственная политика, в т.ч. и уголовная. Ст. 7 Конституции гласит, что политика Российской Федерации как социального государства «направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь граждан и свободное развитие человека». В других статьях Конституции ее держится перечень конкретных прав и свобод граждан, интересов общества и государства, подлежащих государственной защите в т.ч. и уголовно-политическими средствами.

      На  основе Конституции РФ и во исполнение ее издаются федеральные законы, конкретизирующие направления, формы и способы  осуществления уголовной политики. Это прежде всего уголовный, уголоано-процессуальный и уголовно-исполнительный кодексы РФ, а также отдельные законы, содержащие изменения и дополнения УК, УПК и УИК РФ.

      Помимо  законов уголовно-политический характер законодательного уровня имеют и  отдельные нормативные указы  Президента РФ. Примером тому может служить Указ Президента об усилении борьбы с бандитизмом

      На  основании и во исполнение Конституции  РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения, в которых излагаются конкретные мероприятия по осуществлению уголовно-политических решений, сформулированных в законах, а также организует реализацию этих мероприятий по отдельным министерствам, ведомствам и службам. Последние в свою очередь издают свои акты управления по соответствующим вопросам уголовной политики (в том числе приказы, директивы, распоряжения, инструкции, положения, предписания и т.д.), которые исполняются функциональными органами, конкретными должностями и иными лицами.

      Особенности реализации уголовной политики в конкретной сфере общественной жизни и в отдельных регионах учитываются субъектами Федерации и органами местного самоуправления. Их деятельность не может противоречить федеральным уголовно-политическим установкам. Таким образом, уголовно-политическая деятельность разделяется на законодательную, управленческую и функциональную, отдельно выделяется судебная деятельность, которая также реализует уголовную политику, закрепленную в законах, но уже своими способами, в установленных для нее формах.

      В силу иерархической подчиненности нижестоящие организации и учреждения, осуществляющие уголовно-политическую деятельность, подчинены вышестоящей, должны действовать в соответствии с ее предписанием. Но принципы законности обязывают их одновременно подчиняться закону, причем требования законности являются приоритетными. Поэтому, если вышестоящее звено принимает решение, противоречащие уголовной политике, выраженной в законодательном акте, либо оставляет какой-то уголовно-политический вопрос без рассмотрения, нижестоящий орган обязан действовать в соответствии с законом. Причем Конституционный закон является ориентирующим и основополагающим, он обладает прямым действием. Например, до того как УК РФ исключил ответственность за отказ лица от дачи показаний против самого себя, своего супруга или своих близких родственников (примечание к ст. 308 УК), такие решения принимались на основании ст. 51 Конституции РФ. 
 

1.5. Криминализация и  пенализация деяний 
 

      Основной  формой реализации уголовно-правовой политики является деятельность, связанная с криминализацией и декриминализацией деяний, пенализацией и депенализацией их. Правовой основой этой деятельности является ст.2 УК РФ. В соответствии с нею для осуществления задач по охране от преступных посягательств интересов общества и государства, а также предупреждения преступлений УК РФ «определяет, какие опасные для личности, общества и государства деяния признаются преступлениями, и устанавливает виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений».

      Под криминализацией понимается выявление  опасных для личности, общества или государства деяний и признание их преступлениями путем установления в уголовном законе запрета на их совершение. Декриминализация — процесс обратный криминализации. Он состоит в исключении деяния из числа преступлений. Для того чтобы деяние было криминализировано, необходимо установление соответствующих оснований, причем эти основания, как правило, учитываются в совокупности. В теории выделяется ряд таких оснований (факторов) криминализации конкретного деяния.

      1.  Существование самих фактов совершения  подобного деяния. Если деяние  не совершается, значит, социальные  условия не порождают его и  нег необходимости воздействовать  на них с помощью уголовного  закона. Уголовный закон  -  отражение закономерностей социальных, реакция общества на появившиеся негативные тенденции; если таковых нет, то нет оснований и для введения уголовно-правового запрета. Признавать преступлением то, что не существует в действительности, значит искажать криминальную ситуацию и действительное «лицо» общества, безосновательно «очернять» его; ориентировать правоохранительные силы и средства на поиск того, что реально не существует, отвлекая от борьбы с другими преступлениями.

      Вместе  с тем возможна ситуация, когда деяние признается преступлением при более или менее длительном периоде отсутствия фактов его совершения. Подобные случаи возможны, если в обществе существуют реальные предпосылки для совершения такого деяния и только активная деятельность правоохранительных органов и угроза наказания предупреждает их совершение. Собственно говоря, такие ситуации отражают проблему не признания деяния преступным, а исключения его из числа преступлений. Имеется в виду, что существует уголовный закон, предусматривающий ответственность за данное деяние, но это деяние не совершается более или менее длительное время, что может послужить поводом для обсуждения вопроса о его декриминализации. Если объективные предпосылки для совершения подробного рода деяний существуют и они не совершаются только благодаря существованию запрета и эффективному противодействию соответствующих органов, то декрими-нализировать подобные деяния оснований нет.

      2.  Криминализируемое деяние должно  быть общественно опасным. Понятие  общественной опасности в уголовном законе не определено, в связи с чем, возникает необходимость уточнить, что имеется в виду.

      В первую очередь следует уяснить, к чему относится характеристика общественной опасности, что может  признаваться общественно опасным.

      В уголовном законе общественная опасность  употребляется применительно к деянию, преступлению и действию (бездействию). Об общественной опасности деяния говорится, например, при определении понятия преступления как общественно опасного деяния, совершенного виновно и предусмотренного Кодексом под угрозой наказания в ч. 1 ст. 14 УК РФ. В ч 2 этой же статьи говорится об общественной опасности действия (бездействия), а в ч. 3 ст. 60 УК РФ — о характере и степени общественной опасности преступления.

      Об  общественной опасности преступления речь в законе идет в тех случаях, когда деяние признано судом в качестве преступления; в иных случаях можно говорить лишь об общественной опасности деяния. Следовательно, проблема возникает при разграничении понятий деяния и действия (бездействия). Вопрос такой возникает в связи с тем, что в теории уголовного права под деянием как раз понимается действие или бездействие. Если уголовный закон отделяет общественную опасность деяния от общественной опасности действия (бездействия), значит, он не отождествляет деяние с действием (бездействием).

      Деяние - понятие более широкое по сравнению  с действием (бездействием), в отличие от последнего оно обладает характером, т.е. некоторыми дополнительными признаками. К этим признакам не относится виновность (ибо в определении преступления говорится о виновно совершенном общественно-опасном деянии), не включается и личность виновного (ибо, согласно ч. 3 ст. 60 УК РФ суд при назначении наказания учитывает характер и степень общественной опасности преступления и личность виновного), хотя, конечно, ни действие (бездействие), ни деяние в целом нельзя отрывать от субъекта преступления, делателя. Остается признать, что деяние - это действие (бездействие) в совокупности с объективными обстоятельствами его совершения: объектом и предметом посягательства, последствием, способом, средством и другими обстоятельствами. Главным показателем является последствие. Поскольку общественная опасность характеризуется причинением или способностью причинения вреда, следует прийти к выводу, что опасность деяния характеризуйся реальным причинение вреда, а опасность действия (бездействия) способностью (созданием возможности, угрозой) причинения вреда.

      При решении вопроса о криминализации можно говорить об общественной опасности как деяния, т.е., действия (бездействия), сопряженного с причинением вреда, так и действия (бездействия), если оно создает высокую угрозу причинения вреда.

      Последнее может быть криминализировано в  виде формального 

состава преступления.

      Деяние (равно действие или бездействие в формальном составе) признается опасным, если оно причиняет (создает угрозу причинения вреда) личности, обществу или государству. Этот вред должен быть существенным, в противном случае деяние (равно действие, бездействие) в силу малозначительности не может признаваться общественно опасным (ч. 2 т. 14 УК).

      3.  Относительная распространенность  деяния. Распространенность — категория  двузначная. С одной стороны она  означает совершение деяния данного  вида на более или менее  значительной территории России, не является типичным для какого-то одного региона. С другой стороны она предполагает достаточно высокую частоту совершения данного деяния, единичные случаи его совершения свидетельствует об отсутствии объективных устойчивых причин его совершения.

      Вместе  с тем требование высокой частоты  совершения деяния не является абсолютным; отдельные деяния могут быть не столь частыми, криминализация их обосновывается их высокой опасностью. Можно сформулировать следующее правило криминализации: чем меньше общественная опасность деяния, тем больше должна быть частота их совершения, и, наоборот, чем опасность его выше, тем меньшей может быть частота его совершения.

      Требование  распространенности деяния как условия  криминализации имеет еще одно ограничение: деяние не должно быть массовым. Массовость указывает на то, что в основе совершения деяний лежат массовые, устойчивые объективные процессы, делающие совершение подобных деяний образом жизни значительной части людей. В этой ситуации противодействие таким деяниям уголовно-правовыми средствами малоэффективно, необходимо проведение иных, социально-экономических мероприятий.

      4.  Криминализация деяния будет  плодотворной, если оно (деяние) не  поддерживается общественным мнением.  В противном случае уголовно-правовая борьба не получит социальной поддержки и окажется безуспешной.

      5.  При криминализации деяния необходимо  учесть возможности выявления и фиксирования деяния, доказательства его совершения. Это возможности научные, технические, материальные, кадровые и иные.

Информация о работе Уголовная политика-основа борьбы с преступностью