Уголовная политика-основа борьбы с преступностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 13:42, дипломная работа

Описание работы

Целью выпускной квалификационной работы является исследование государственной политики борьбы с преступностью в современном обществе.

Содержание

Введение 3
1 Понятие, основные черты и признаки уголовно-правовой политики 6
1.1. Основные подходы к пониманию уголовной политики как
фактора борьбы с преступностью. 6
1.2. Задачи и функции уголовной политики 11
1.3. Структура уголовной политики 14
1.4. Стадии уголовной политики 23
1.5. Криминализация и пенализация деяний как основная форма
реализации уголовно-правовой политики 28
2 Проблемы реформирования уголовной (карательной) политики
на современном этапе 39
2.1. Содержание уголовной (карательной) политики и возможности
её корректировки 39
2.2. Основные направления политики в сфере укрепления
правопорядка и противодействия преступности 41
Заключение 56
Библиографический список 60
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3

Работа содержит 1 файл

Диплом УП.doc

— 260.50 Кб (Скачать)

      Уголовная политика выполняет свою определённую роль в процессе противодействия преступности. Она вытекает из понятия управления как основной функции государственной политики. Управление предполагает постановку задач, указание оснований и направлений, разработку форм и способов деятельности, расстановку сил и средств, подачу команд, обеспечение информацией, контроль деятельности и её корректировку. Эти составляющие элементы управления входят в уголовную политику в качестве её основных характеристик.

      Таким образом, уголовную политику можно определить как государственное управление специально организованным противодействием преступности, осуществляемым на основе уголовного закона. Содержание уголовной политики образует задачи, направления и способы противодействия преступности, государственное руководство этой деятельностью, её контроль и корректировку.

      Субъектом уголовной политики является в первую очередь Президент РФ, который  «определяет основные направления  внутренней и внешней политики государства» (ст. 80 Конституции РФ), в том числе и в сфере противодействия  преступности, вносит законопроекты в Государственную Думу, подписывает и обнародует федеральные законы (ст. 84 Конституции РФ), осуществляет помилование (ст.89 Конституции).

      Уголовную политику определяют также высший законодательный и представительный орган – Федеральное Собрание, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Палаты принимают законы, в том числе направленные на противодействие преступности. Совет Федерации, кроме того, решает вопросы назначения на должности судей Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, от которых во многом зависит осуществление уголовной политики, и объявления амнистии.

      К числу субъектов уголовной политики относится  Правительство РФ. Согласно ст. 114 Конституции РФ Правительство осуществляет меры по обеспечению государственной безопасности, законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью. В значительной мере деятельность Правительства представляет собой реализацию политики, закрепленной в законах, и в этом смысле по отношению к Президенту и законодательным органам оно является не субъектом, а объектом уголовной политики. Однако по отношению к иным исполнительным органам оно само выступает субъектом уголовной политики, издавая постановления и распоряжения по вопросам противодействия преступности, не охваченным законами, в частности, организации и тактики борьбы с преступностью, выявление и устранение причин преступности, распределения сил и средств и т.д.

      Объектом уголовной политики являются правоохранительные органы, организации и учреждения, осуществляющие непосредственно меры, направленные на противодействие преступности. Это органы судебной власти, осуществляющие правосудие, а следовательно, защиту личности, общества и государства от преступности; прокуратура, осуществляющая государственный надзор за законностью; органы и учреждения, исполняющие уголовное наказание и осуществляющее иные меры уголовно-правового воздействия; следственные органы и органы дознания, таможенная, налоговая и пограничная службы; деятельность иных государственных и негосударственных организаций и учреждений в той части, которая имеет непосредственное отношение к противодействию преступности.

      Все эти органы, организации и учреждения, выступая в качестве объекта уголовной политики, реализуют её в своей деятельности. Объектом уголовной политики может быть и отдельное лицо, активно участвующее в антикриминальных акциях. Им является, например, свидетель, обязанный давать правдивые показания об известных ему обстоятельствах совершения преступления; понятой, обязанный засвидетельствовать выполненное по уголовному делу с его участием следственное действие; эксперт или специалист, приглашенный для участия в уголовном деле и другие.

      Управляя  названными объектами, государство активно влияет на преступность в соответствии с целями и задачами, сформулированными им в качестве уголовной политики.

      Успешное  решение задач уголовно-правовой политики возможно при комплексном, согласованном и рациональном использовании средств уголовно-правового характера. Эффективность такого использования зависит прежде всего от теоретического осмысления понятия и признаков уголовно-правовой политики, её содержания и форм, процесса криминализации и декриминализации. С учетом изложенного можно сделать следующие выводы:

      1. Уголовно-правовая политика в  Российской Федерации является  частью уголовной политики и  представляет собой политику  борьбы с преступностью с помощью  мер уголовной ответственности.

    1. Значение уголовно-правовой политики состоит в том, что от неё

зависит установление преступности и не преступности деяний, что в свою очередь предопределяет основные направления, содержание, форму, сферу реализации и развития уголовно-процессуальной и уголовно-исполнительной политики, которые не могут существовать вне связи с уголовно-правовыми мерами воздействия на преступность.

  1. Содержание уголовно- правовой политики зависит от различных условий (экономического развития, внешнеполитической деятельности, оперативной обстановки, социальных гарантий) и включает в себя правотворческую деятельность, деятельность органов юстиции по применению уголовного законодательства и деятельность по толкованию уголовно-правовых норм.

      Смена политического режима и социально-экономических  основ жизнедеятельности российского общества, утрата значительной частью россиян духовных и нравственных ориентиров привели к резкому и устойчивому росту преступности в России, к появлению в преступности крайне нежелательных и опасных тенденций.

      Усиление  уголовно- правовой охраны основных социальных ценностей является важным звеном в деятельности правоохранительных органов. Одним из наиболее значимых средств борьбы с преступностью является проводимая в стране в настоящее время уголовно-правовая политика, являющаяся частью внутренней политики государства. 
 
 
 
 

Библиографический список 

Нормативные акты

  1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950 г.; с изм. и доп. От 11.05.1994) // Бюллетень международных договоров. – 1998.- №7
  2. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих человеческое достоинство видов обращения и наказания (заключена 10.12.1984 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР.-1987.- №45.- Ст. 747
  3. Конституция РФ (от 12.12.1993 г.; с изм. от 25.03.2004 г.) // Российская газета. – 1993.-25 декабря. -№237
  4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (от 18.12.2001 г. №174 –ФЗ; ред. от 29.06.2004) // Собрание законодательства РФ.- 2001.- №52 (часть 1). – Ст. 4921
  5. Уголовный кодекс Российской Федерации (от 13.06.1996 г. №63 – ФЗ; ред. от 08.12.2003 г.; с изм. и дополнениями, вступившими в силу 12.05.2004 г.) // Собрание законодательства РФ. – 1996. - №25. – Ст. 2954
  6. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (от 08.01.1997 г. №1 –ФЗ; ред. от 29.06.2004 г.) // Собрание законодательства РФ. – 1997. - №2.- Ст. 198
  7. Послание Президента Федеральному Собранию «России надо быть сильной и конкурентоспособной» // Российская газета.- 2002.- 19 апреля.- №71
  8. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 5 марта 2004 г. №1 "О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" // БВС РФ. 2004. № 5.
  9. Постановление Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 518 "Об утверждении перечня заболеваний, препятствующих содержанию и обучению несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа органов управления образованием" // СЗ РФ. 2002. № 28. Ст. 2873.
  10. Постановление Правительства РФ от 25 апреля 1995 г. № 420 "Об утверждении Типового положения о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением" (ред. от 8 января 1997 г., 23 декабря 2002 г.) // СЗ РФ. 1995. №18. Ст. 1681.

    11. Положение  о координации деятельности по  борьбе с преступностью в   Вооруженных Силах и других  войсках Российской Федерации // приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 10 сентября 1996 г. 

    Научная и учебная литература

  1. Бабаев М.М. Преступность // Глобалистика: Энциклопедия / Гл. ред. И.И. Мазур, А.Н.Чумаков.- М., 2003; 302 с.
  2. Богдановский А. Молодые преступники. Вопросы уголовного права и уголовной политики. СПб., 1891./ Теория государства и права. Хрестоматия. Т.2. М., 2001. 604 с.
  3. Бородин С.В., Ляхов Е.Г. Международное сотрудничество в борьбе с уголовной преступностью. М., 1983; 207 с.
  4. Босхолов С.С. Основы уголовной политики: Конституционный, криминологический, уголовно-правовой и информационный аспекты. М., 1999. 120 с.
  5. Васильев Л.М. Правовые категории: Методологические аспекты разработки системы категорий теории права. М., 1976.  287 с.

     17. Герцензон А.А. Уголовное право и социология. М., 1970.  303 с.

  1. Десятый конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями: Сборник документов / Сост. А.Г. Волеводз. М., 2001 и др. 162 с.
  2. Загородников Н.И., Стручков Н.А. Направления изучения советского уголовного права // Советское государство и право, 1981. № 7.  80 с.
  3. Иншаков С.М. Системное воздействие на преступность в Вооруженных Силах России. М., 2000.  162 с.

    21. Исмаилов  И.А. Преступность и уголовная  политика: актуальные проблемы борьбы с преступностью. Баку, 1990.  103 с.

    22. Коробеев  А.И., Усс А.В., Голик Ю.В. Уголовно-правовая  политика: тенденции и перспективы.  Красноярск, 1991.  150 с.

    23. Криминология: Курс лекций / Под ред. В.Н. Бурлакова,  С.Ф. Милюкова и др. СПб., 1995. 186.

    24. Криминология: Учебник для юридических вузов  / Под ред. А.И. Долговой. М., 1997.  237 с.

    25. Кудрявцев  В.Н. Стратегии борьбы с преступностью.  М., 2003. 349 с.

    26. Кузнецова  Н. Эффективность уголовно-правовых  норм и язык закона // Социалистическая законность. 1973. №9.  80 с.

    27. Лунеев  В.В. Преступность XX века. Мировые,  региональные и российские тенденции.  М., 1997. 220 с.

    28. Ожегов  С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь  русского языка. 4-е изд. М., 1997. 410 с.

    29. Основные  направления борьбы с преступностью / Под ред. И.М. Гальперина, В.И. Курляндского. М., 1975. 105 с.

    30. Панченко  П.Н. Советская уголовная политика.- Томск, 1988.  82 с. 

    31. Рогозин  Д.О. Стратегия военная // Глобалистика: Энциклопедия. М., 2001. 605 с. 

    32. Российская  правовая политика: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В.Малько. М., 2003. 187 с.

    33. Словарь  иностранных слов и выражений  / Авт.-сост. Е.С. Зенович. М., 2000. 312 с.

    34. Тер-Акопов  А.А. Безопасность человека (теоретические  основы социально-правовой концепции). М., 1998. 280 с.

    35. Тер-Акопов  А.А. Уголовная политика: учебное  пособие. 

    М., 1999.58 с

    36. Тер-Акопов  А.А. Юридическая логика. М., 2002. 202 с.

    37. Трунцевский  Ю.В. Защита авторского права  и смежных прав в аудиовизуальной  сфере: уголовно-правовой и криминологический аспекты. М., 2003. 140 с.

Информация о работе Уголовная политика-основа борьбы с преступностью