Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 21:42, курсовая работа
Целью данной работы является исследование и теоретическое осмысление понятия и принципов уголовной политики, ее развития и направлений реализации.
Для достижения указанной цели решались следующие задачи:
- изучение научных представлений об уголовной политике на различных исторических этапах развития России и зарубежных государств;
- определение понятия, содержания и принципов уголовной политики;
- анализ современной криминологической и уголовно-правовой ситуации в России;
- определение понятия и форм реализации современной уголовной политики;
Введение
Уголовное право теснейшим
Развитие уголовной политики
базируется на системе
Актуальность уголовной
Рассматривая эволюцию взглядов на уголовную политику, можно прийти к выводу, что на современном этапе развития общества и государства она должна включать элементы общегосударственной политики в сфере борьбы с преступностью, принципиальные позиции субъектов гражданского общества по проблемам правопорядка, законности и безопасности, а также нормы закона и практику его применения, специальные меры по профилактике преступности, борьбе с ней и ресоциализации преступников.
Целью данной работы является
исследование и теоретическое
осмысление понятия и
Для достижения указанной цели решались следующие задачи:
- изучение
научных представлений об
- определение
понятия, содержания и
- анализ современной криминологической и уголовно-правовой ситуации в России;
- определение
понятия и форм реализации
современной уголовной
1.ПОНЯТИЕ
И ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ УГОЛОВНОЙ
ПОЛИТИКИ
Слово «политика» было известно еще
в Древней Греции. В переводе с греческого
«politike» означает искусство управления
государством, т.е. деятельность общественных
классов (групп, каст, партий), определяемая
их интересами и целями, а также деятельность
органов власти в государстве, выражающая
социально-экономическую природу данного
общества.1 В политике государства
традиционно выделяют два главные направления
деятельности государственной власти
- внутреннюю и внешнюю политику, -каждое
из которых имеет свои цели, задачи и приоритеты.
Уголовная политика является составной
частью внутренней политики государства.
Надо подчеркнуть, что цели, задачи и приоритеты,
определяемые и реализуемые государственной
властью, не являются раз и навсегда данными.
Они возникают, меняются, корректируются
с учетом общественного развития, желания
реализовывать те или иные интересы, потребности
государства, ситуаций, складывающихся
во внешнеполитической и внутриполитической
сферах. Они могут также корректироваться
в случае достижения ранее поставленных
целей и задач либо установления невозможности
реализации последних из-за различных
причин или общественных обстоятельств.
1.1.Понятие
и содержание уголовной
политики
Понятие уголовной политики
Можно проследить трансформацию этого понятия начиная с 50-х гг. Так Н.А. Беляев писал: «Политика ... государства, направленная на борьбу с общественно опасными деяниями, называется уголовной политикой».3
Позднее, уже в конце 70-х - начале 80-х гг., вносятся некоторые уточнения, касающиеся, в частности, направлений и масштабов уголовной политики, что нашло отражение и в понятии ее содержания. В.А. Владимиров и Ю.И. Ляпунов отмечали, что «в аспекте своего объективного проявления в социальной и правовой действительности уголовная политика должна рассматриваться и как реальное воплощение директивно-руководящих идей, установок и требований... В содержании и функциях уголовного, уголовно-процессуального и исправительно-трудового законодательства, в системе, силах и средствах органов уголовной юстиции, а также в применяемых ими стратегии, тактике, методах и профессионально-технических способах и приемах борьбы с преступностью».4 По мнению Н.И. Загородникова и Н.А. Стручкова, "уголовная политика Представляет собой такое направление... политики, в рамках которого формируются исходные требования борьбы с преступностью посредством разработки И осуществления широкого круга предупредительных мер, создания и применения правовых норм материального, процессуального и исполнительного уголовного права, устанавливающих криминализацию ... и декриминализацию деяний, В также посредством определения круга допустимых в борьбе с преступностью Мер государственного принуждения».5 И.А. Исмаилов считает, что уголовная политика - это «направление деятельности государства, осуществляемое на уровне политического руководства, управления, принятия и реализации конкретных решений и имеющее основным назначением определение и проведение в жизнь задач, форм и содержания целенаправленных мер борьбы с преступностью (воздействия на нее), организацию и обеспечение оптимального функционирования и развития этой системы на надлежащей идеологической, правовой, информационной, ресурсной базе и во взаимодействии с другими социальными системами».6 Он также сделал вывод «о наличии и необходимости организационного оформления в самостоятельную научную область обществознания уголовной политологии как науки, призванной изучать свойства, связи и отношения уголовной политики, как единой, сложной системы и поставлять: а) соответствующим органам информацию, могущую служить основой для принятия решений об организации, оптимальном режиме функционирования и совершенствовании системы воздействия на преступность на определенные периоды времени и на перспективу; б) отраслевым наукам, обслуживающим отдельные подсистемы борьбы с преступностью, информацию, ориентирующую их на общие задачи, состояние, тенденции развития, принципы системы борьбы с преступностью как целостности».7 По мнению А.И. Коробеева, А.В. Усса и Ю.В. Голика, уголовная политика в традиционном ее понимании есть генеральная линия, определяющая основные направления, цели и средства воздействия на преступность путем формирования уголовного, уголовно-процессуального, исправительно-трудового законодательства, практики его применения, а также путем выработки и реализации мер, направленных на предупреждение преступлений; структуре уголовной политики они, как и многие другие исследователи, выделяют в качестве составных частей уголовно-правовую, уголовно-процессуальную, уголовно-исполнительную и криминологическую политику.8 Поскольку единого понятия уголовной политики не было выработано, Г.М. Миньковский предложил примиряющее различные точки зрения положение, указав, что «как бы ни именовались направления деятельности государства и общества, связанные с борьбой с преступностью, - речь идет о важнейшей составной части внутренней политики, обеспечивающей эффективное функционирование экономической, идеологической и социальной политики».9 Развивая эту мысль, С.С. Восходов отметил: «Главное, таким образом, состоит не в том, чтобы в максимально точных и полных формулировках дать определение предмета и содержания уголовной политики, а том, чтобы, во-первых, за этим понятием были видны государственная политика, стратегия и тактика борьбы с преступностью, четко прослеживалась политика и идеология в государственной сфере; во-вторых, во главу угла борьбы с преступностью было поставлено право, которое, по сути дела, и есть сама воплощенная политика, реализующая ценности правового государства: безопасность личности, общества и государства; права и свободы человека и гражданина; законность, гуманизм и справедливость. Наконец, в-третьих, в понятии должен быть учтен комплексный, многоаспектный характер уголовной политики и, в частности, отражены ее концептуальный, законодательный и правоприменительный уровни».10
С учетом указанных методологических
требований под уголовной политикой следует,
таким образом, пронимать: 1) государственную
политику (доктрину) борьбы с преступностью,
выраженную в соответствующих директивных
актаx (законах, указах Президента, постановлениях
правительства); 2) особый вид социальной
деятельности, направленной на активное
наступательное противодействие преступности
и другим правонарушениям; 3) научную теорию
и синтез соответствующих политических,
социологических и правовых знаний. При
определении своего предмета уголовная
политика опирается, следовательно, на
интегративные качества социальной политики
государства, положения теории управления
и наук уголовно-правового цикла, а также
достижения социологии и политологии.11
Уголовная политика - это целенаправленная активная деятельность государства по защите общества от преступности, разработка и реализация оптимальной стратегии, призванной обеспечить достижение цели стабилизации и Ограничения уровня преступности, создания предпосылок позитивных тенденций преступности. Характеризуя уголовную политику в общем ее понимании, следует четко представлять, что она включена в соответствующие общественные отношения и определяется общими направлениями деятельности государства. В этом плане следует отметить следующие положения.13
Во-первых, уголовная политика является важной и неотъемлемой частью государственной внутренней политики в целом и обеспечивает функционирование всех других ее направлений и элементов.
Во-вторых, уголовная политика представляет собой единство разработки и реализации директивных актов и практических мероприятий, теоретической и практической деятельности по борьбе с преступностью (ее отдельными видами и формами);
В третьих, уголовная политика предполагает тесную взаимосвязь целей и задач государства и практической деятельности при выборе средств, форм и методов по защите от преступности личности, общества и государства. Это означает также и то, что эффективная защита личности и общества невозможна без сильной государственной власти, без отлаженной системы государственных органов, ведущих борьбу с преступностью, без их поддержки населением. Эффективная государственная власть является основой для защиты личных и общественных интересов и существования самого государства. Таким образом, формируя и реализуя уголовную политику, органы государственной власти решают задачи укрепления государственности в целом, конкретные социально-экономические, собственно политические и идеологические задачи, стабилизируют общество, придают поступательный характер развитию общества и государства.
В зависимости от масштаба уголовную политику можно рассматривать в следующих ее аспектах:
-федеральную, общегосударственную (в пределах всей страны);
-региональную (в пределах субъекта Российской Федерации);
-местную (на уровне данной конкретной территории, местности).14
При этом следует помнить, что уголовная политика на федеральном уровне в основном разрабатывается, а на региональном и местном реализуется. Правда, это соотношение не носит абсолютного характера, поскольку и на федеральном уровне, и в субъектах Федерации, и на местном уровне осуществляются и разработка, и реализация уголовной политики исходя из компетенции общегосударственного, регионального или местного уровня управления.
Руководителям органов внутренних дел надо иметь в виду, что в условиях федеративного устройства необходимо, с одной стороны, строго и неуклонно реализовывать общегосударственные задачи, определяемые Конституций Российской Федерации и федеральным законодательством, с другой - учитывать и решать специфические задачи регионального и муниципального уровня, вытекающие из конкретных условий и обстановки в республике, области, городе, районе. Влияние на разработку и реализацию уголовной политики следует оказывать, доводя возникающие проблемы и требования правоохранительной деятельности до депутатов законодательных органов, а также при обращении с соответствующими предложениями в законопроекты по линии ведомств (МВД, ФСБ, ФСНП и др.).