Уголовная политика и её принципы

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 21:42, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование и теоретическое осмысление понятия и принципов уголовной политики, ее развития и направлений реализации.

Для достижения указанной цели решались следующие задачи:

- изучение научных представлений об уголовной политике на различных исторических этапах развития России и зарубежных государств;

- определение понятия, содержания и принципов уголовной политики;

- анализ современной криминологической и уголовно-правовой ситуации в России;

- определение понятия и форм реализации современной уголовной политики;

Работа содержит 1 файл

уголовное право.doc

— 179.50 Кб (Скачать)

Введение 

     Уголовное право теснейшим образом  связано с уголовной политикой.  Если уголовное право может  рассматриваться как система  правовых норм, определяющих преступность  и наказуемость поведенческих  актов человека и обеспечивающих  осуществление правосудия по уголовным делам, то уголовная политика призвана путем определения крупномасштабных задач и направлений организации деятельности государства максимально снизить масштабы преступности и издержки от нее. Уголовная политика направлена на обеспечение криминальной безопасности общества и Российского государства.

     Развитие уголовной политики  базируется на системе ценностей  нашего общества и государства,  складывающейся правовой системе,  которая также относится к  числу приоритетных общественных  ценностей. Уголовная политика имеет значительно более широкий предмет, чем уголовное право, и включает всю деятельность, использующую законодательные запреты в отношении деяний криминального характера, определяет задачи, содержание и формы борьбы с преступлениями, их предупреждения, пресечения и справедливого наказания за совершенные преступления.

     Актуальность уголовной политики  в современных условиях связана  с подключением России к международному  сотрудничеству в борьбе с  преступностью, особенно, с наиболее  опасными ее видами - терроризмом и экстремизмом, а также с появлением новых криминальных деяний, покушающихся как на правопорядок, так и на национальную безопасность.

Рассматривая  эволюцию взглядов на уголовную политику, можно прийти к выводу, что на современном этапе развития общества и государства она должна включать элементы общегосударственной политики в сфере борьбы с преступностью, принципиальные позиции субъектов гражданского общества по проблемам правопорядка, законности и безопасности, а также нормы закона и практику его применения, специальные меры по профилактике преступности, борьбе с ней и ресоциализации преступников.

     Целью данной работы является  исследование и теоретическое  осмысление понятия и принципов  уголовной политики, ее развития  и направлений реализации.

     Для достижения указанной цели  решались следующие задачи:

- изучение  научных представлений об уголовной  политике на различных исторических  этапах развития России и зарубежных  государств;

- определение  понятия, содержания и принципов уголовной политики;

- анализ  современной криминологической  и уголовно-правовой ситуации  в России;

- определение  понятия и форм реализации  современной уголовной политики; 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.ПОНЯТИЕ  И ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ УГОЛОВНОЙ  ПОЛИТИКИ 

     Слово «политика» было известно еще в Древней Греции. В переводе с греческого «politike» означает искусство управления государством, т.е. деятельность общественных классов (групп, каст, партий), определяемая их интересами и целями, а также деятельность органов власти в государстве, выражающая социально-экономическую природу данного общества.1 В политике государства традиционно выделяют два главные направления деятельности государственной власти - внутреннюю и внешнюю политику, -каждое из которых имеет свои цели, задачи и приоритеты. Уголовная политика является составной частью внутренней политики государства. Надо подчеркнуть, что цели, задачи и приоритеты, определяемые и реализуемые государственной властью, не являются раз и навсегда данными. Они возникают, меняются, корректируются с учетом общественного развития, желания реализовывать те или иные интересы, потребности государства, ситуаций, складывающихся во внешнеполитической и внутриполитической сферах. Они могут также корректироваться в случае достижения ранее поставленных целей и задач либо установления невозможности реализации последних из-за различных причин или общественных обстоятельств. 

1.1.Понятие  и содержание уголовной  политики 

     Понятие уголовной политики как  составной части внутренней политики, определение круга проблем, составляющих ее предмет, на различных этапах развития государства в России были подвержены изменениям. В 20-е гг. XX в. уголовная политика рассматривалась в узком плане. Как писал А.Я. Эстрин, «основные вопросы уголовной политики — вопрос о целях уголовной репрессии, вопрос о критериях и методах определения рода и меры репрессии каждому конкретному осужденному - в это время не получают сколько-нибудь отчетливого разрешения в официальных документах, исходящих от ... власти».2 В последующие годы достаточно длительное время такие изменения сводились в основном к уточнению частных аспектов и мало затрагивали существо определения уголовной политики.

     Можно проследить трансформацию этого понятия начиная с 50-х гг. Так Н.А. Беляев писал: «Политика ... государства, направленная на борьбу с общественно опасными деяниями, называется уголовной политикой».3

     Позднее, уже в конце 70-х - начале 80-х гг., вносятся некоторые уточнения, касающиеся, в частности, направлений и масштабов уголовной политики, что нашло отражение и в понятии ее содержания. В.А. Владимиров и Ю.И. Ляпунов отмечали, что «в аспекте своего объективного проявления в социальной и правовой действительности уголовная политика должна рассматриваться и как реальное воплощение директивно-руководящих идей, установок и требований... В содержании и функциях уголовного, уголовно-процессуального и исправительно-трудового законодательства, в системе, силах и средствах органов уголовной юстиции, а также в применяемых ими стратегии, тактике, методах и профессионально-технических способах и приемах борьбы с преступностью».4 По мнению Н.И. Загородникова и Н.А. Стручкова, "уголовная политика Представляет собой такое направление... политики, в рамках которого формируются исходные требования борьбы с преступностью посредством разработки И осуществления широкого круга предупредительных мер, создания и применения правовых норм материального, процессуального и исполнительного уголовного права, устанавливающих криминализацию ... и декриминализацию деяний, В также посредством определения круга допустимых в борьбе с преступностью Мер государственного принуждения».5 И.А. Исмаилов считает, что уголовная политика - это «направление деятельности государства, осуществляемое на уровне политического руководства, управления, принятия и реализации конкретных решений и имеющее основным назначением определение и проведение в жизнь задач, форм и содержания целенаправленных мер борьбы с преступностью (воздействия на нее), организацию и обеспечение оптимального функционирования и развития этой системы на  надлежащей идеологической, правовой, информационной, ресурсной базе и во взаимодействии с другими социальными системами».6 Он также сделал вывод «о наличии и необходимости организационного оформления в самостоятельную научную область обществознания уголовной политологии как науки, призванной изучать свойства, связи и отношения уголовной политики, как единой, сложной системы и поставлять: а) соответствующим органам информацию, могущую служить основой для принятия решений об организации, оптимальном режиме функционирования и совершенствовании системы воздействия на преступность на определенные периоды времени и на перспективу; б) отраслевым наукам, обслуживающим отдельные подсистемы борьбы с преступностью, информацию, ориентирующую их на общие задачи, состояние, тенденции развития, принципы системы борьбы с преступностью как целостности».7 По мнению А.И. Коробеева, А.В. Усса и Ю.В. Голика, уголовная политика в традиционном ее понимании есть генеральная линия, определяющая основные направления, цели и средства воздействия на преступность путем формирования уголовного, уголовно-процессуального, исправительно-трудового законодательства, практики его применения, а также путем выработки и реализации мер, направленных на предупреждение преступлений; структуре уголовной политики они, как и многие другие исследователи, выделяют в качестве составных частей уголовно-правовую, уголовно-процессуальную, уголовно-исполнительную и криминологическую политику.8 Поскольку единого понятия уголовной политики не было выработано, Г.М. Миньковский предложил примиряющее различные точки зрения положение, указав, что «как бы ни именовались направления деятельности государства и общества, связанные с борьбой с преступностью, - речь идет о важнейшей составной части внутренней политики, обеспечивающей эффективное функционирование экономической, идеологической и социальной политики».9 Развивая эту мысль, С.С. Восходов отметил: «Главное, таким образом, состоит не в том, чтобы в максимально точных и полных формулировках дать определение предмета и содержания уголовной политики, а том, чтобы, во-первых, за этим понятием были видны государственная политика, стратегия и тактика борьбы с преступностью, четко прослеживалась политика и идеология в государственной сфере; во-вторых, во главу угла борьбы с преступностью было поставлено право, которое,  по сути дела, и есть сама воплощенная политика, реализующая ценности правового государства: безопасность личности, общества и государства; права и свободы человека и гражданина; законность, гуманизм и справедливость. Наконец, в-третьих, в понятии должен быть учтен комплексный, многоаспектный характер уголовной политики и, в частности, отражены ее концептуальный, законодательный и правоприменительный уровни».10

     С учетом указанных методологических требований под уголовной политикой следует, таким образом, пронимать: 1) государственную политику (доктрину) борьбы с преступностью, выраженную в соответствующих директивных актаx (законах, указах Президента, постановлениях правительства); 2) особый вид социальной деятельности, направленной на активное наступательное противодействие преступности и другим правонарушениям; 3) научную теорию и синтез соответствующих политических, социологических и правовых знаний. При определении своего предмета уголовная политика опирается, следовательно, на интегративные качества социальной политики государства, положения теории управления и наук уголовно-правового цикла, а также достижения социологии и политологии.11                                                                                                     Содержание уголовной политики включает: а) разработку и реализацию целей и задач государства в сфере борьбы с преступностью; б) определение средств, форм и методов деятельности государства в целом и государственных (Прежде всего правоохранительных) органов в названной сфере борьбы с преступностью. Содержание уголовной политики предполагает необходимость постановки таких целей и задач, определение таких средств, форм и методов борьбы с преступностью, которые: во-первых, были бы безусловно правовыми, опирались на систему конституционных и федеральных законов России и соответствующих подзаконных актов, принятых на основе этих законов; во-вторых, были бы эффективными, т.е. соответствовали затратам государства, направленными на противодействие преступности; в третьих, в полной мере защищали (сохраняли) права граждан России, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, от преступных Посягательств.12

     Уголовная политика - это целенаправленная активная деятельность государства по защите общества от преступности, разработка и реализация оптимальной стратегии, призванной обеспечить достижение цели стабилизации и Ограничения уровня преступности, создания предпосылок позитивных тенденций преступности. Характеризуя уголовную политику в общем ее понимании, следует четко представлять, что она включена в соответствующие общественные отношения и определяется общими направлениями деятельности государства. В этом плане следует отметить следующие положения.13

     Во-первых, уголовная политика является важной и неотъемлемой частью государственной внутренней политики в целом и обеспечивает функционирование всех других ее направлений и элементов.

     Во-вторых, уголовная политика представляет собой единство разработки и реализации директивных актов и практических мероприятий, теоретической и практической деятельности по борьбе с преступностью (ее отдельными видами и формами);

     В третьих, уголовная политика предполагает тесную взаимосвязь целей и задач государства и практической деятельности при выборе средств, форм и методов по защите от преступности личности, общества и государства. Это означает также и то, что эффективная защита личности и общества невозможна без сильной государственной власти, без отлаженной системы государственных органов, ведущих борьбу с преступностью, без их поддержки населением. Эффективная государственная власть является основой для защиты личных и общественных интересов и существования самого государства. Таким образом, формируя и реализуя уголовную политику, органы государственной власти решают задачи укрепления государственности в целом, конкретные социально-экономические, собственно политические и идеологические задачи, стабилизируют общество, придают поступательный характер развитию общества и государства.

     В зависимости от масштаба уголовную политику можно рассматривать в следующих ее аспектах:

-федеральную, общегосударственную (в пределах всей страны);

-региональную  (в пределах субъекта Российской Федерации);

-местную (на уровне данной конкретной территории, местности).14

     При этом следует помнить, что уголовная политика на федеральном уровне в основном разрабатывается,  а  на  региональном и местном реализуется. Правда, это соотношение не носит абсолютного характера, поскольку и на федеральном уровне, и в субъектах Федерации, и на местном уровне осуществляются и разработка, и реализация уголовной политики исходя из компетенции общегосударственного, регионального или местного уровня управления.

     Руководителям органов внутренних дел надо иметь в виду, что в условиях федеративного устройства необходимо, с одной стороны, строго и неуклонно реализовывать общегосударственные задачи, определяемые Конституций Российской Федерации и федеральным законодательством, с другой - учитывать и решать специфические задачи регионального и муниципального уровня, вытекающие из конкретных условий и обстановки в республике, области, городе, районе. Влияние на разработку и реализацию уголовной политики следует оказывать, доводя возникающие проблемы и требования правоохранительной деятельности до депутатов законодательных органов, а также при обращении с соответствующими предложениями в законопроекты по линии ведомств (МВД, ФСБ, ФСНП и др.).

Информация о работе Уголовная политика и её принципы