Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 13:42, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является исследование государственной политики борьбы с преступностью в современном обществе.
Введение 3
1 Понятие, основные черты и признаки уголовно-правовой политики 6
1.1. Основные подходы к пониманию уголовной политики как
фактора борьбы с преступностью. 6
1.2. Задачи и функции уголовной политики 11
1.3. Структура уголовной политики 14
1.4. Стадии уголовной политики 23
1.5. Криминализация и пенализация деяний как основная форма
реализации уголовно-правовой политики 28
2 Проблемы реформирования уголовной (карательной) политики
на современном этапе 39
2.1. Содержание уголовной (карательной) политики и возможности
её корректировки 39
2.2. Основные направления политики в сфере укрепления
правопорядка и противодействия преступности 41
Заключение 56
Библиографический список 60
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
- дифференциация уголовной ответственности в зависимости от характера общественной опасности совершаемых деяний;
-обеспечение
возможности индивидуализации
- определение наказаний (санкций), в достаточной мере отражающих характер общественной опасности преступлений;
- установление
иных мер уголовно-правового
Уголовно-исполнительная политика является в определённом смысле производной от уголовно-правовой, служит своеобразной формой реализации уголовно-правовой политики. Она имеет целью эффективное осуществление конкретных мер воздействия на лиц, совершавших преступления, которые установлены уголовным законом и определены судом, возвращение их к нормальной общественной жизни.
Задачи уголовно-исполнительной политики:
- формирование представлений и взглядов на возможности исправления и предупреждения новых преступлений со стороны лиц, осужденных за совершение преступлений, посредством применения к ним уголовного наказания и иных мер уголовно-правового воздействия;
- разработка
и создание уголовно-
- организация
и управление деятельностью
Способом реализации уголовно-исполнительной политики является создание режима отбывания наказания и исполнения других видов уголовно-правового воздействия, обеспечивающего исправление осужденных и предупреждение совершения ими новых преступлений.
Субъекты уголовно-исполнительной политики:
законодательные органы РФ и Президент РФ, создающие и обеспечивающие уголовно-исполнительное законодательство, Правительство, разрабатывающее мероприятия по осуществлению уголовно-исполнительного законодательства путем создания соответствующей нормативной документации и управления специализированными уголовно-исполнительными органами и другими государственными органами в целях обеспечения уголовно-исполнительной политики.
Объект уголовно-исполнительной политики — деятельность законодательных и иных органов по разработке и осуществлению мероприятий, направленных на создание режима отбывания осужденными уголовного наказания и условий осуществления иных мер уголовно-правового воздействия, соответствующих задаче исправления виновных и предупреждения совершения ими новых преступлений.
Уголовно-процессуальная политика — это уголовная политика, направленная на разработку законодательства, регулирующего деятельность органов расследования, прокуратуры и суда по расследованию и разрешению уголовных дел, обеспечение правосудия и управление уголовным процессом, т.е деятельностью по установлению истины, раскрытию преступлений, изобличению и привлечению виновных к ответственности, обеспечению гарантий от необоснованного осуждения граждан, ущемления законных прав и свобод граждан при производстве по уголовному делу.
Содержание уголовно-процессуальной политики образуют:
- официальные
взгляды и представления на
систему уголовно-
- разработка уголовно-процессуального законодательства;
- управление
уголовно-процессуальной
Субъекты уголовно-процессуальной политики:
- законодательные органы, осуществляющие создание уголовно-процессуального законодательства;
- высшие органы судебной власти (Верховный суд РФ) и прокуратура РФ, осуществляющие руководство уголовно-процессуальной деятельностью.
Объект уголовно-процессуальной политики — деятельность по созданию, совершенствованию и применению уголовно-процессуального законодательства, осуществляемого судебными органами, прокуратурой * органами расследования преступлений.
Метод уголовно-процессуальной политики — осуществление государственного контроля за действующим уголовно-процессуальным законодательством и практикой его применения, внесение в них необходимых изменений.
Криминалистическая политика - уголовная политика в сфере формирования взглядов на цели, способы и средства расследования (обнаружения, собирания, фиксации, исследования доказательств) и предупреждения преступлений и их реализации в деятельности органов расследования и суда в рамках уголовно-процессуального законодательства.
Основная цель, задачи и содержание криминалистической политики:
- обеспечение
органов расследования
- изучение закономерностей и выявление типовых ситуаций совершения преступлений;
- разработка направлений совершенствования тактики, методики V технических средств, используемых в целях оперативного, объективной: и полного раскрытия преступлений, установления истины по уголовному делу;
- управление
процессами применения
Субъекты криминалистической политики - руководящие инстанции судебных и следственных органов, а также органов дознания.
Объект криминалистической политики — деятельность судебных и следственных органов, связанная с использованием криминалистической тактики и методики, а также специальной криминалистической техники при расследовании и судебном рассмотрении уголовных дел.
Метод криминалистической политики – изучение криминалистической деятельности, её эффективности, внесение соответствующих корректив в имеющийся арсенал криминалистических средств и способов расследования и судебного рассмотрения уголовных дел.
Правоохранительная и судебная политика - уголовная политика, относящаяся к организации правоохранительных и судебных органов и управлению их деятельностью по противодействию преступности в пределах их компетенций.
Основная цель, задачи и содержание правоохранительной и судебной политики:
- реализация требований уголовно-правовой и уголовно-процессуальной политики;
- формирование
практики применения
- разработка предложений по совершенствованию уголовного и уголовно-процессуального законодательства, практики его применения.
Субъекты правоохранительной и судебной политики:
высшие органы судебной власти, в первую очередь Верховный Суд РФ, обобщающие и формирующие судебную практику, вырабатывающие руководящие разъяснения для всей судебной системы и органов предварительного расследования, осуществляющие надзор и контроль за рассмотрением в судах уголовных дел;
судебные органы в части, касающейся контроля за законностью предварительного следствия;
прокуратура, осуществляющая надзор за соблюдением законности в деятельности следственных органов.
Объект правоохранительной и судебной политики — деятельность правоохранительных и судебных органов по осуществлению оперативно-розыскных действий, дознания, предварительного следствия и правосудия.
Метод осуществления политики: контроль и выработка рекомендаций по совершенствованию правоохранительной и судебной деятельности.
Криминологическая политика - уголовная политика, направленная на формирование идей о преступности, ее причинах, личности преступника, способах, возможностях предупреждения и методах изучения преступности и управление работой государственных органов по осуществлению этих идей.
Цель криминологической политики - разработка эффективных способов выявления причин и предупреждения преступлений, позволяющих удерживать преступность на уровне, соответствующем объективным возможностям общества противодействовать ей.
Задачи криминологической политики:
формирование и распространение идей и представлений о действительной природе, причинах и состоянии преступности;
выработка основ, приёмов и способов изучения преступности, её причин, личности преступника, а также определения мер предупреждения преступлений;
разработка форм управления субъектами предупреждения преступлений (органами государственной власти и управления, воспитательными и иными учреждениями и организациями) в целях осуществления стоящих перед ними задач по противодействию преступности.
Субъектами криминологической политики являются:
законодательные,
органы власти, решающие некоторые
политически вопросы
Правительство РФ в соответствии со ст. 114 Конституции РФ осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охран собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью. Следует признать, что Правительство не только осуществляет соответствующими силами и средствами указанные практические задачи, но и определяет уголовную политику, в том числе направленную на изучение преступности, ее причин и условий, мер предупреждения преступлений. В частности, Правительство разрабатывает различные программы борьбы с преступностью и отдельными преступными проявлениями в от дельных сферах общественной жизни, которые носят безусловно политический характер. Так, в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 600 от 17 мая 1996 г. была разработана Федеральная целевая программа по усилению борьбы с преступностью на 1996-1997 гг., в которой на основе исследования основных тенденций криминогенной ситуации в стране были выработаны направления усиления борьбы с преступностью.
Однако, этот документ носит больше уголовно-политический чем криминолого-политический характер, в нем нет того, что образует кримино- логическую политику: взгляды и подходы к изучению преступности и её причин и определению мер по их устранению. Эти функции выполняет, главным образом, криминологическая наука. Актуальной остается проблема разработки криминологического законодательства и создания специального органа, который бы осуществлял управление процессами изучения и предупреждения действия причин преступности.
Объекты
криминологической политики характеризуются
большим разнообразием. Помимо судебных,
прокурорских, следственных и иных правоохранительных
органов, которые по своему назначению
занимаются решением криминологических
задач, проблемами предупреждения преступлений
и иного противодействия им занимаются
и другие государственные и негосударственные
организации и учреждения, которые, таким
образом, также входят в число таких объектов.
1.4.
Стадии уголовной
политики
Уголовная политика проходит три стадии: формирования, представления и реализации. На стадии формирования происходит изучение преступности и связанных с нею социальных явлений, на основании чего возникает потребность в криминализации либо декриминализации отдельных деяний, внесении корректив в действующее законодательство и практику его применения, совершенствование существующих структуры, организации и форм противодействия преступности. При этом изучаются общественное мнение, выводы и предложения научно-исследовательских учреждений и отдельных ученых, качество правоохранительной практики, рекомендации практических органов, отношение различных партий, организаций, движений.
Информация о работе Уголовная политика-основа борьбы с преступностью