Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 13:42, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является исследование государственной политики борьбы с преступностью в современном обществе.
Введение 3
1 Понятие, основные черты и признаки уголовно-правовой политики 6
1.1. Основные подходы к пониманию уголовной политики как
фактора борьбы с преступностью. 6
1.2. Задачи и функции уголовной политики 11
1.3. Структура уголовной политики 14
1.4. Стадии уголовной политики 23
1.5. Криминализация и пенализация деяний как основная форма
реализации уголовно-правовой политики 28
2 Проблемы реформирования уголовной (карательной) политики
на современном этапе 39
2.1. Содержание уголовной (карательной) политики и возможности
её корректировки 39
2.2. Основные направления политики в сфере укрепления
правопорядка и противодействия преступности 41
Заключение 56
Библиографический список 60
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Таким образом, под уголовной политикой на всех этапах ее современного развития понимается именно государственная политика борьбы с преступностью в целом.
Уголовная (криминальная) политика - объективно существующее социально-правовое явление, связанное с осуществлением специальных мер противодействия преступности. Она проявляется в определенных формах (законодательной, правоохранительной и судебной); в рамках уголовной политики выделяются ее направления (собственно уголовно-правовая, а также уголовно-процессуальная, правоохранительная, уголовно-исполнительная, криминологическая, криминалистическая)11.
Об этом же говорят и авторы книги "Правовая политика", специально выделяя и рассматривая уголовно-правовую, уголовно-исполнительную, криминологическую, процессуально-правовую политику, правовую политику в сфере правосудия по уголовным делам и другие ее виды12.
Следует заметить, что государственная политика борьбы с преступностью может быть лишь уголовной, а осуществляется она лишь на правовой, в том числе уголовно-правовой основе и в правовых же формах. Термин "уголовная политика" не используется в отечественных и международных нормативных актах, что представляется не случайным. Дело в том, что понятие "уголовная политика" представляется все же не вполне правовым и реально отражающим суть формализованного в нем явления. Скорее оно выражает государственную политику противодействия преступности и объединяет не только правовые, но и социальные, экономические и иные методы воздействия на преступность.
В
международных соглашениях
Как видно из международных конвенций, законодательных актов, официальных документов и научных работ, данный термин подразумевает разноплановую деятельность правоохранительных органов по выявлению, раскрытию, расследованию преступлений, а также по их предупреждению. А борьба как вид деятельности возможна только со стороны государственных органов, наделенных соответствующими правоохранительными функциями в установленном порядке.
Объективно
необходимая широкомасштабная государственная
стратегия воздействия на преступность
в стране предполагает планирование и
осуществление научно обоснованной системы
антикриминальных мероприятий на всех
уровнях социальной организации.
1.2.
Задачи уголовной
политики
Уголовная
политика направлена на организацию
целенаправленного
С этой целью она признана выполнять следующие задачи:
1.
Изучать следственную и
2.
Формировать общественное
Граждане будут активно участвовать в антикриминальной деятельности если будут видеть принципиальную позицию и заинтересованность в этом государственных органов, знать государственную программу противодействия преступности и место, отведенное в этой программе частным лицам. Формирование этих условий также охватывается содержанием уголовной политики.
3.
Создать государственные
4.
Уголовная политика тесно
5. Противодействие преступности имеет не только внутренний, но и международный аспект. На международной основе процветают терроризм, заказные убийства, торговля наркотиками и оружием, похищение людей, контрабанда и другие преступления. Уголовная политика учитывает международный аспект противодействия преступности и тем самым способствует стабилизации международных отношений.
6.
Уголовная политика
7.
Одна из основных задач
8.
Большое влияние уголовная
1.3.
Структура уголовной
политики
Структуру уголовной политики образуют ее компоненты, формы и направления.
Компонент уголовной политики - то, из чего состоит уголовная политика в целом и каждый уголовно-политический акт в отдельности. Можно выделить два таких компонента: идеологический и исполнительный. Идеологический компонент уголовной политики включает отношение государства к преступности, его взгляд на природу и причины преступности и возможности противодействия ей на основе уголовного закона. Исполнительный компонент - это деятельность государства по управлению противодействием преступности, направленная на реализацию уголовно-политической идеологии.
Форма уголовной политики - то, в чем политика проявляется. Существуют три таких формы: законодательная, правоохранительная и судебная. Каждая форма представляет собой соответствующий относительно самостоятельный способ реализации уголовной политики. Ведущей формой является законодательная, в которой основные идеи уголовной политики получают закрепление. Но сами по себе законы не способны противодействовать преступности, если они не подкреплены деятельностью правоохранительных и судебных органов, которые обеспечивают реализацию уголовной политики, выраженной в закона
Под направлениями уголовной политики понимаются ее составные части, те конкретные сферы уголовно-политической деятельности, в которых осуществляется противодействие преступности.
В уголовной политике выделяется несколько основных направлений: уголовно-правовое, уголовно-исполнительное, уголовно-процессуальное, криминалистическое, криминологическое и правоприменительное. Кроме того, существует ряд направлений вспомогательного характера: кадровое, информационное, техническое, научное, которые сами по себе не образуют уголовную политику, но обеспечивают ее формирование и реализацию.
Как
и уголовная политика в целом,
каждое из ее направлений имеет
Из всех направлений уголовной политики следует выделить в первую очередь уголовно-правовое. Уголовно-правовая политика является ведущей, поскольку она, определяя понятие, виды и составы преступлений, служит методологической основой для остальных направлений противодействия преступности. Сущность ее состоит в выработке уголовно-правовых норм, адекватно отражающих характер угроз, создаваемых общественно-опасными действиями (бездействием) людей и защищающих от них интересы личности, общества и государства.
Содержание уголовно-правовой политики образуют: официальные выраженные взгляды на преступность и возможности противодействия ей уголовно-правовыми средствами; деятельность, направленная на изучение преступности с целью осуществления контроля за происходящие в ней изменениями, отдельных сфер общественной жизни - для выявления новых по характеру общественно опасных деяний и существующего уголовного законодательства - для оценки его эффективности; разработка и принятие нового уголовного законодательства в соответствии новыми общественно-политическим и экономическим укладом жизни общества либо внесение в него изменений и дополнений, учитывающими изменения в общественной жизни и в преступности и повышающих эффективность уголовно-правового противодействия ей.
Субъект уголовно-правовой политики - представительный и зако- нодательный орган РФ - Федеральное Собрание, работающее в составе двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. На эти палаты возлагается обязанность принимать Федеральные законы, в том числе уголовные. В число субъектов уголовно-правовой политики следует включить также и Президента РФ, от которого зависит решение вопроса подписании и обнародовании принятого закона (ст. 107 Конституции РФ)
Объект
уголовно-правовой политики - жизненно
важные интересы: личности, общества и
государства, нуждающееся в уголовно-
Способом реализации уголовно-правовой политики служит кримина- лизация и декриминализация, пенализация и депенализация деяний.
Цель
уголовно-правовой политики состоит
в том, чтобы разработать уголовное
законодательство, адекватно отражающее
потребности общества в защите от
общественно опасных
- формирование
представлений, взглядов на
- возможно более полный учет интересов личности, общества и государства, нуждающихся в защите от общественно опасных посягательств;
- возможно
более полное и четкое
Информация о работе Уголовная политика-основа борьбы с преступностью