Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 20:05, дипломная работа
В своем исследовании диплома мы стре¬мились разработать предложения по дальнейшему улучшению уголов¬но-правового механизма в борьбе с превышением должностных полномочий.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
— проанализировать основные этапы развития отечественного уголовного законодательства об ответственности за превышение должностных полномочий;
— дать уголовно-правовую характеристику превышения должностных полномочий по УК РФ 1996 г., включая его квалифицированную и особо квали¬фицированные разновидности;
Введение ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Основные этапы развития отечественного уголовного законодательства об ответственности за превышение должностных полномочий ……………………………………………………………………..7
1.1 Понятие должностного преступления…………………………………7
1.2. Ответственность за превышение должностных полномочий по дореволюционному уголовному законодательству России………………10
1.3. Ответственность за превышение должностных полномочий по советскому уголовному законодательству…………………………………16
ГЛАВА 2. Состав превышения должностных полномочий как юридическая модель квалификации преступления……………………….20
2.1. Объект и объективная сторона превышения должностных полномочий: проблемы их установления……………………………………...20
2.2. Субъективная сторона и субъект превышения должностных полномочий: проблемы их установления……………………………………...30
2.3 Квалифицирующий и особо квалифицирующие признаки превышения должностных полномочий: проблемы их установления……………………...36
ГЛАВА 3. Законотворческий опыт зарубежных стран при описании состава превышения должностных полномочий и перспективы его использования в Уголовном кодексе РФ……………………………………42
3.1. Законодательное описание превышения должностных полномочий в УК стран дальнего зарубежья…………………………………………………42
3.2.. Законодательное описание состава превышения должностных полномочий в УК стран СНГ и Балтии………………………………………...46
Заключение………………………………………………………………...51
Библиографический список …………………………………..58
Приложение ………………………………...……60
Некоторые черты сходства есть у превышения должностных полномочий и самоуправства. На это обращал внимание еще В. Л. Есипов2, который указывал, что «превышение власти как форма преступной самодеятельности должностных лиц стоит ближе всего к самоуправству как форме преступной самодеятельности частных лиц». Отличие между ними также пролегает по субъекту преступления. Кроме того, при самоуправстве виновные превышают свои обычные права гражданина, тогда как при превышении — специальные полномочия, предоставленные им по службе.
2.3. Квалифицирующий и особо квалифицирующие признаки превышения должностных полномочий: проблемы их установления
В ст. 286 УК РФ предусмотрен один квалифицирующий и три особо квалифицирующих признака превышения должностных полномочий. Квалифицирующий признак характеризует специального субъекта и является типичным для должностных преступлений, фигурируя в целом ряде статей главы 30 УК РФ (ч. 2 ст. 285, ч. 2 ст. 286, ч. 2 ст. 287, ч. 3 ст. 290). Особо квалифицирующие признаки характеризуют объективную сторону должностного превышения и связаны со специфическим способом совершения преступления либо с наступлением более тяжких последствий, чем в основном составе.
По сравнению со ст. 171 УК РСФСР 1960 г. можно отметить стремление законодателя к унификации этих признаков в рамках системы должностных преступлений. Признак тяжких последствий, который до этого характеризовал лишь должностное злоупотребление, был введен не только в ч. 3 ст. 286 УК, но и в ч. 3 ст. 287 УК. Справедливость этого решения несомненна, поскольку данные последствия нередко встречаются на практике. Уточнено содержание других признаков. В частности, в соответствующих пунктах ч. 3 ст. 286 УК РФ теперь наказывается не только применение насилие, но и угроза его применения, применение не только оружия, но и специальных средств. В то же время исключен такой способ, как применение мучительных и оскорбляющих личное достоинство потерпевшего действий. В целом взаимное расположение квалифицирующих признаков и их наказуемость выглядит достаточно логичным с учетом характера совершаемого преступления и его социально-юридических свойств. Тем не менее, существуют определенные проблемы в толковании и применении этих признаков, частично имеющие сугубо практическое свойство, но иногда обусловленные пробелами бланкетного законодательства. Об этом и пойдет речь в данном параграфе.
Превышение должностных полномочий, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления (ч. 2 ст. 286 УК РФ)
В примечании 2 к ст. 285 УК поясняется, что «под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов».
В УК РСФСР 1960 г. соответствующий признак обозначался при помощи термина «лицо, занимающее ответственное положение». Поскольку этот термин был оценочным, практические работники нередко ошибались при решении вопроса о том, занимает ли конкретное должностное лицо ординарное или ответственное положение. Верховные Суды СССР и РСФСР в решениях по конкретным делам неоднократно указывали на статус конкретных лиц. Поэтому нынешний относительно формализованный признак является значительно более удобным для нужд практики.
Превышение должностных полномочий, совершенное с применением насилия или с угрозой его применения (п. «а» ч. 3 ст. 286 УК РФ)
По определению В. И. Даля, насилие означает «то же, что принуждение, неволя, нужда; действие стеснительное, обидное, незаконное и своевольное»1. Согласно словарю С. И. Ожегова насилие представляет собой: «1. Применение физической силы к кому-нибудь. 2. Принудительное воздействие на кого-нибудь, нарушение личной неприкосновенности. 3. Притеснение, беззаконие (книжн.)»2. Попытки дать специфическое уголовно-правовое определение не всегда удачны. Так, по мнению Л. В. Сердюка, насилие — это «внешнее со стороны других лиц умышленное и противозаконное воздействие на человека (или группу лиц), осуществляемое помимо или против его воли и способное причинить ему органическую, физиологическую или психическую травму и ограничить свободу его волеизъявления или действий» . Однако насилие тем и опасно, что оно не может причинить человеку некий вред, а реально связано с причинением ему такого вреда либо на телесном уровне, либо на психическом.
Поэтому традиционно выделяются два вида насилия: физическое и психическое. При этом уголовный закон использует понятие «насилие» в двух смыслах: широком и узком. В широком смысле насилие охватывает оба своих вида, тогда как в узком отождествляется лишь с физическим насилием. Именно такой подход отражен в ст. 286 УК РФ. Хотя он и страдает определенной тавтологичностью (отдельно называется угроза, хотя это лишь разновидность психического насилия), однако является достаточно общепринятым в уголовном законе и однозначно воспринимаемым на практике.
В свою очередь, психическим насилием признается любое целенаправленно деструктивное воздействие на психику лица, причем в зависимости от правовых оснований для такого воздействия оно может быть законным и противоправным, в том числе преступным1. Наиболее типичной (а по мнению многих ученых, и единственной) формой психического насилия является угроза2, которая определяется как «противоправное воздействие, направленное на психику другого лица, с целью подавления его сопротивления или подчинения его воли воле виновного, путем запугивания применением физической силы»3.
Психическое насилие обычно применяется в сочетании с физическим насилием, позволяя субъекту добиться преступной цели более простыми средствами. Характерным примером можно считать действия двух оперативных работников УВД Карасунского округа г. Краснодара Т. и лица по имени Олег, которые в течение трех часов избивали потерпевшего О. руками и ногами, в основном в область головы. При этом они угрожали применить различные, с их слов специальные приемы и средства, в частности, противогаз, наручники, некую «ласточку». Сломив сопротивление потерпевшего, воспринявшего угрозы как реальные и боявшегося продолжения избиения, они заставили его подписать какой-то документ.
Если в результате применения насилия причиняется вред здоровью потерпевшего, возможна дополнительная квалификация по п. «в» ч. 3 ст. 286 УК и по статьям о преступлениях против жизни и здоровья.
Превышение должностных полномочий, совершенное с применением оружия или специальных средств (п. «б» ч. 3 ст. 286 УК РФ)
Данный квалифицированный состав сконструирован несколько необычно по сравнению с должностным превышением по ч. 1 ст. 286 УК. С одной стороны, он материальный, но наступления каких-либо специфических последствий (например, вреда здоровью) не требуется. Существенное нарушение прав потерпевших происходит уже в момент применения оружия или специальных средств. Как указал Пленум Верховного Суда СССР в постановлении по делу Войтова, «факт незаконного применения представителем власти оружия, выразившегося в производстве умышленного выстрела, опасного для жизни и здоровья людей и не вызывавшегося конкретной обстановкой и характером правонарушения, является существенным нарушением охраняемых законом прав граждан и должен рассматриваться в данной конкретной обстановке как нанесение существенного вреда гражданам». В названном случае применение оружия имело место при следующих обстоятельствах. 1 января примерно в три часа дня Киселев и Круглов выехали в лес, чтобы привезти дрова. Войтов, работавший лесником, производил обход закрепленного за ним участка и видел, как Круглов и Киселев следовали в лес. Когда они стали пилить дерево, Войтов, приблизившись к ним на расстояние 22-25 м, крикнул: «Что вы делаете» — и тут же выстрелил в них из ружья, а сам стал убегать. В момент выстрела часть заряда попала в Киселева, но благодаря тому что он был тепло одет, заряд не прошел сквозь одежду1.
Признак применения оружия в тех или иных вариациях широко используется и в других статьях УК. Так, в ст. 126, 127, 162, 206, 211, 213, 227 и 313 УК он называется «с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия», в ст. 205 — «с применением огнестрельного оружия», в ст. 212 — «применение огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств», в ст. 333 — «с применением оружия». По нашему мнению, это означает стремление законодателя к максимальной дифференциации уголовной ответственности и наказания, всеобъемлющему учету специфики конкретного преступления. Такой подход не допускает расширительного толкования понятия оружия в ч. 3 ст. 286 УК за счет предметов, используемых в качестве оружия.
При квалификации превышения должностных полномочий по данному признаку необходимо отличать два родственных термина: применение и использование оружия. Их различное содержание вытекает из главы 5 ст. 23 Закона РФ « О полиции» от 1 марта 2011г2, где содержится нормативная основа обращения сотрудника полиции с оружием. Применение оружия для иных, кроме указанных в ст. 23 Закона о полиции, целей недопустимо и образует превышение должностных полномочий. Так, потерпевший А. выражался грубой нецензурной бранью в адрес инспектора СП ДПС ГИБДД ГУВД Краснодарского края Т., находившегося при исполнении своих должностных обязанностей по охране общественного порядка. В ответ Т. обнажил и привел в готовность для стрельбы огнестрельное оружие — табельный пистолет, после чего произвел одиночный выстрел в затылочную область головы А., удаляющегося от Т. и находившегося к нему спиной, причинив ему тяжкий вред здоровью. Содеянное было квалифицировано судом по п. «б», «в» ч. 3 ст. 286 УК РФ как превышение должностных полномочий с применением оружия и с причинением тяжких последствий1. При решении вопроса о допустимости применения (использования) оружия требуется тщательно учитывать все обстоятельства дела и соответствующее бланкетное законодательство.
Таким образом, применение оружия означает его использование в соответствии с прямым назначением, т. е. для поражения живой или иной цели, причинения смерти или телесных повреждений. Не обязательно, чтобы виновный достиг своей цели (убил или ранил потерпевшего).
Превышение должностных полномочий, совершенное с причинением тяжких последствий (п. «в» ч. 3 ст. 286 УК РФ)
К тяжким последствиям должностных преступлений Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2009 г. N 19 г. Москва "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий" отнес такие: крупные аварии, длительную остановку транспорта или производственного процесса, дезорганизацию работы учреждения, предприятия, срыв выполнения народно-хозяйственных заданий, нанесение государству имущественного ущерба в особо крупных размерах, причинение смерти или тяжких телесных повреждений хотя бы одному человеку и т. п.
ГЛАВА 3. ЗАКОНОТВОРЧЕСКИЙ ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН ПРИ ОПИСАНИИ СОСТАВА ПРЕВЫШЕНИЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В УГОЛОВНОМ КОДЕКСЕ РФ
3.1. Законодательное описание превышения должностных полномочий в УК стран дальнего зарубежья
Характеризуя законодательное описание должностных преступлений в зарубежном уголовном законодательстве в целом, следует отметить, что здесь можно говорить лишь о некоторых общих тенденциях, а не о строгих неизменных правилах, реализующихся во всех странах. В то же время заметно стремление законодателя не подходить к решению вопроса о преступлении и наказании формально. Так, в УК Дании содержится специальное положение о непреступном должностном проступке: «Если ввиду должностных полномочий лица, совершившего преступление, или ввиду характера его должности в связи с осуществлением им публичной власти в других отношениях, или ввиду других обстоятельств деяние может рассматриваться как малозначительное, то не должно назначаться никакого наказания» (ст. 1 главы 20 УК Дании).