Правовое обеспечение управления многоквартирного домом

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 10:03, дипломная работа

Описание работы

Одной из целей реформирования жилищно-коммунального хозяйства, проводимого с 1997г. в РФ, является усиление роли собственника в решении вопросов эксплуатации, содержании и ремонта принадлежащего ему на праве собственности помещения и его доли в праве собственности на общее имущество дома, т.е. самостоятельно либо с привлечением специализированных компаний управлять принадлежащим ему на праве собственности имуществом.

Содержание

Список принятых сокращений ___________________________________________ 3
Введение______________________________________________________________ 4
Глава 1. Понятие и состав общего имущества собственников помещений многоквартирного дома и управление им________________________________7
1.1. Понятие и состав общего имущества собственников помещений многоквартирного дома___________________________________________________7
1.2. Управление общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме __________________________________________________________________19
Глава 2. Способы управления общим имуществом собственников помещений многоквартирного дома _________________________________________________36
2.1. Непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме __________________________________________________________________36
2.2.Управление многоквартирным домом товариществом собственников жилья_________________________________________________________________42
2.3.Управление многоквартирным домом управляющей организацией ______________________________________________________________________ 60
Заключение ______________________________________________________________ 74
Список использованных источников и литературы______________________________78

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа.doc

— 417.00 Кб (Скачать)

    Таким образом, в случае, если собственниками многоквартирного дома не было реализовано решение о выборе способа управления многоквартирным домом, организация управления многоквартирным домом относится к компетенции органов местного самоуправления.

    В соответствии с частью 7 статьи 161 Жилищного кодекса любой собственник помещения в многоквартирном доме может обратиться в суд с требованием обязать органы местного самоуправления выбрать управляющую организацию в соответствии с положениями части 4 статьи 161 Жилищного кодекса.18

    Согласно  части 2 статьи 18 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" ранее возникшие обязательства  организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса.19

          Процедура конкурса включает  следующие стадии:

1)  принятие органом местного самоуправления решения о проведении конкурса;

2)  подготовка конкурсной документации и извещения о проведении конкурса;

    Организация, выбранная или созданная собственниками помещений для управления многоквартирным  домом, в соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) обязана приступить к управлению многоквартирным домом в следующие сроки:

    управляющая организация, вновь выбранная на общем собрании собственников помещений  в многоквартирном доме, - не позднее  чем через тридцать дней со дня подписания договора управления многоквартирным домом с первым собственником помещения, если иное не установлено договором управления многоквартирным домом (часть 7 статьи 162 Кодекса);

    товарищество  собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив - со дня государственной регистрации товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива как юридического лица (пункт 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации).

    В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации  для управления многоквартирным  домом, утвержденных Постановлением Правительства  Российской Федерации от 6 февраля 2006 г. N 75, решение о выборе способа непосредственного управления многоквартирным домом считается реализованным собственниками помещений со дня заключения всеми или большинством собственников помещений в многоквартирном доме договоров, предусмотренных статьей 164 Кодекса.

         Постановлением Правительства РФ  от 6 февраля 2006 г. № 75 установлена  форма акта о состоянии общего  имущества в порядке проведения конкурса по отбору управляющих организаций.

         Для остальных случаев передачи  эта форма не является обязательной, поэтому ее можно изменять и дополнять по усмотрению передающих и принимающих сторон.

         Следует отметить, что акт состояния  первоначально основывается на данных технической инвентаризации, проведенной при подготовке технического паспорта дома. Иначе говоря, основные элементы общего имущества (конструкции, сети и т.п.) должны совпадать с данными паспорта.

         Вопрос о методах осмотра состояния  передаваемого общего имущества  в законодательстве специально  не урегулирован, поэтому при оценке состояния общего имущества дома следует руководствоватьс постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», а также техническими и санитарными нормами, содержащими критерии безопасности жилых зданий.

         Следует отметить, что одним из важнейших направлений деятельности лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, в соответствии со ст.161 ЖК РФ является обеспечение собственников помещений и граждан, проживающих в доме, качественными коммунальными услугами в необходимом объеме.

         С принятием и вступлением  в силу ЖК РФ, вновь появившиеся  и уже существующие управляющие  организации, обслуживающие многоквартирные дома, скорректировали сложившиеся отношения в сторону осуществления посреднических функций по предоставлению коммунальных услуг собственникам помещений, проживающим в многоквартирном доме. И даже стало массовым такое явление, как заключение договоров управления без предоставления коммунальных услуг. В ТСЖ также стали охотно использовать «лазейку» в виде подп. 2 ч. 1 ст. 137 ЖК РФ, по которому ТСЖ предоставлено полное право заключать договоры об оказании коммунальных услуг в интересах членов товарищества.

         С момента выхода Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307, предполагалось,  что все должно было встать на свои места и внести полную ясность в ту неразбериху, которая возникла по такому сложному и важному направлению деятельности, как предоставление коммунальных услуг. Но принятые Правила еще больше усложнили ситуацию, поскольку ввели новые понятия и совсем «неожиданно» отрегулировали отношения по предоставлению коммунальных услуг.

           Указанные Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг между исполнителями, потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими организациями, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы.

         По договору управления многоквартирным  домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату в соответствии с ч. 2 ст. 162 ЖК РФ обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.

         ТСЖ в соответствии с подп. 4 ч. 1 ст. 138 ЖК РФ обязано обеспечивать  надлежащее санитарное и техническое  состояние общего имущества в  многоквартирном доме.

        Следовательно, как ТСЖ, так  и управляющая организация отвечает за надлежащее содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома. Границы общего имущества, обслуживаемого исполнителем коммунальных услуг, определены п. 5, 6, 8, 9 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.20

    Жилищным  Кодексом не предусмотрено освобождение от налогообложения коммунальных услуг, работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, работ (услуг) по управлению многоквартирными домами и других работ (услуг), выполняемых (оказываемых) собственными силами управляющих организаций и ТСЖ.

    Необходимо  отметить, что в соответствии с  пунктом 5 статьи 149 Налогового Кодекса  налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные  пунктом 3 статьи 149 Кодекса, вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование.

    В случае отказа в соответствии с пунктом 5 статьи 149 Кодекса от освобождения от налогообложения налогом на добавленную  стоимость вышеназванных операций налогообложение и налоговые  вычеты по товарам (работам услугам), приобретаемым для осуществления этих операций, следует производить в общеустановленном порядке.

    С 1 января 2010 года согласно пункту 3 статьи 162 Кодекса в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость  не включаются денежные средства, полученные управляющими организациями и ТСЖ, на формирование резерва на проведение текущего и капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме. При этом освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость ремонтных работ, оплачиваемых за счет средств данного резерва, Налоговым Кодексом РФ не предусмотрено.21

          Следует отметить, что контроль качества является неотъемлемой частью процесса управления жилым домом.

          Качество предоставляемых услуг  и выполняемых работ должно соответствовать требованиям собственников помещений, Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307, Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. № 170, Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491, требованиям государственных стандартов, условиям заключенных договоров и иной документации согласно действующему законодательству. Качество предоставления жилищно-коммунальных услуг поставщиков контролируют организации, осуществляющие управление  многоквартирным домом (управляющие компании, товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные кооперативы) по заключенным договорам с участием потребителей услуг — собственников и нанимателей жилых помещений. Собственники могут также осуществлять контроль качества самостоятельно.

        В акте о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении этих услуг ненадлежащего качества указывается:

•   нарушение параметров качества;

• время  и дата начала непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.

         Датой начала непредоставления  коммунальных услуг или их  предоставления ненадлежащего качества  считается:

•   время  подачи  потребителем  в  аварийно-диспетчерскую службу заявки о факте непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества;

•   время, указанное в акте, составленном исполнителем, — в случае выявления  исполнителем факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего  качества;

•   время начала предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, зафиксированное коллективным (общедомовым), общим (квартирным) или индивидуальным приборами учета, — в случае фиксации предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества приборами учета.

       Акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении услуг ненадлежащего качества будет служить основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги, а также для уплаты исполнителем неустойки за нарушение своих обязательств в размере, установленном федеральными законами и договором.

        За нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг исполнитель несет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. Исполнитель несет ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу потребителя, а также лицам, совместно проживающим с ним, вследствие непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества независимо от его вины.

        Освобождение от ответственности  за ухудшение качества коммунальных услуг предусмотрено в том случае, если исполнитель докажет, что ухудшение произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязательств со стороны контрагентов исполнителя или действия (бездействие) исполнителя, включая отсутствие у него необходимых денежных средств.

        Основания и порядок изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения (жилищные услуги) в случае оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, установлены постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491.

       Потребитель вправе обратиться  с заявлением об изменении  размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в течение 6 месяцев после соответствующего нарушения. Заявление должно быть обязательно зарегистрировано лицом, которому оно направлено (сотрудником аварийно-диспетчерской службы). В течение двух рабочих дней с даты получения заявления потребителю необходимо направить извещение о дате его получения, регистрационном номере и последующем удовлетворении либо отказе в его удовлетворении с указанием причин отказа.

        Факт выявления ненадлежащего  качества услуг и работ и  (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ отражается в акте нарушения качества или акте превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ. Указанный акт составляется в том же порядке, что и акт непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества. Этот акт является основанием для уменьшения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Информация о работе Правовое обеспечение управления многоквартирного домом