Ответственность за преступления экстремистского характера

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 14:21, дипломная работа

Описание работы

Целью настоящей работы является определение сущности феномена экстремизма, основных признаков преступлений экстремистского характера для выработки наиболее эффективных мер противодействия и профилактики.
Для достижения поставленной цели представляется необходимым решить следующие задачи:
– осветить проблему экстремизма с криминологических и социологических позиций, сформулировать его определение, а также выявить признаки и причины экстремизма;
– провести классификацию экстремизма и охарактеризовать его основные виды;
– определить соотношение понятий «экстремизм» и «экстремистская деятельность»;
– сформулировать понятие преступлений, связанных с осуществлением экстремистской деятельности;
– провести уголовно-правовой анализ преступлений экстремистского характера, выявить основные признаки составов таких преступлений;
– выявить основные причины и факторы, способствующие возникновению экстремизма и детерминирующие совершение преступлений экстремистского характера;
– исследовать основные общесоциальные и специально-криминологические меры противодействия и профилактики экстремизма и преступлений экстремистского характера.

Работа содержит 1 файл

Разрывы.doc

— 400.00 Кб (Скачать)

      Говоря  о совершенствовании элементов  социального государства, следует  также отметить антикриминогенный потенциал формирования и развития принципов и идей гражданского общества, в том числе принципов федерализма и местного самоуправления. Представляется прогрессивным современный подход к образованию Общественных палат на федеральном и региональных уровнях, схожих структур на уровне местного самоуправления, призванных содействовать государственной власти в решении разнообразных социальных вопросов с учётом потребностей и интересов граждан, осуществлять общественный контроль за указанной деятельностью, в первую очередь, путём проведения общественной экспертизы принимаемых нормативно-правовых решений43.

      Логическим  продолжением предыдущего комплекса мер в рамках общесоциальной профилактики экстремизма является стабилизация и развитие экономической сферы государства. Экономическая нестабильность всегда крайне негативно воздействовала на криминогенную обстановку в обществе, обостряла любые социальные противоречия. В 1999 году в заявлении Государственной Думы РФ говорилось о том, что важнейшим средством решения проблемы экстремизма является изменение социально-экономического курса страны в интересах всего населения при строгом соблюдении Конституции России, законодательства и общепринятых этических норм всеми общественными и политическими силами России44. Нуждается в совершенствовании политика государства в части ликвидации экономической отсталости некоторых регионов, укрепление служб занятости населения, развития легитимного малого и среднего бизнеса, позволяющего обеспечить население рабочими местами и в первую очередь молодёжь, создание системы подготовки и переподготовки квалифицированных кадров и т.д. Необходимо уменьшить социальное расслоение российского общества, разницу в уровне жизни бедных и богатых, увеличить долю среднего класса. Реализация названных мер положительно скажется на развитии социальной и экономической сфер жизни общества, сократит количество экстремистски-настроенных групп.

      Для реализации ранее упомянутых мер, а  также для укрепления правопорядка и национальной безопасности важна  политическая стабильность, обеспечивающая достаточный уровень согласованности действий разнообразных групп и государства как внутри страны, так и в её внешних отношениях. В рамках данного направления деятельности необходимо сконцентрировать внимание на таких вопросах как укрепление авторитета и легитимности власти, развитие должного уровня властно-политических отношений, обеспечивающего стабильность общественной жизни, повышение уровня политической культуры граждан.

      Для более успешного противодействия  экстремизму необходимо взаимодействие с неправительственными организациями, гражданами и их объединениями. Нередко общественные объедения обладают большим авторитетом, чем государственная власть, доступом к информации, которая может помочь в профилактики экстремизма. Показательным примером может служить ситуация, сложившаяся в начале 90-ых годов в Дагестане. После развала СССР экономика республики пришла в упадок, резко снизился уровень жизни населения, обострились накопившиеся социальные, межэтнические противоречия, обрели актуальность сепаратистские настроения. Тем не менее, несмотря на множество серьёзных предпосылок, широкого распространения экстремистских настроений, масштабного роста  преступлений экстремистского характера удалось избежать. Одним из обстоятельств, способствовавших этому, является взвешенная позиция Духовного управления мусульман республики и лидеров исламских религиозных организаций различных этнических групп. Деятельность этих организаций нацелена:

     – на формирование толерантного сознания у последователей ислама, которые  составляют более 90% населения республики;

     –  на содействие властным структурам в  их деятельности, направленной на урегулирование этнических конфликтов цивилизованными способами;

     – на бескомпромиссную борьбу против этнонационалистического  и религиозно-политического экстремизма;

     – на диалог с последователями других вероисповеданий в интересах  упрочения гражданского мира.45

      Необходимо  отдельно отметить общественные организации, чья основная деятельность направлена на противодействие экстремизму. Например, информационно-аналитический центр  «Сова», основанный в октябре 2002 года ведёт информационную и исследовательскую работу в отношении национализма и ксенофобии, неправомерного антиэкстремизма, проявлениях экстремизма в СМИ, ежегодно составляет и публикует ежегодные доклады о состоянии экстремизма в России.

      Подводя итог, можно сказать, что общесоциальный уровень предупреждения расово-этнического экстремизма включает в себя деятельность, направленную преимущественно на разрешение противоречий и развитие общества в различных сферах социальной жизни, как следствие, влекущую нейтрализацию причин и условий проявления экстремизма. Субъектами данного направления предупреждения являются различные органы государственной власти, общественные формирования и их институты, для которых функция предупреждения преступности не является главной или профессиональной.

      Нейтрализация экстремизма и сокращение его проявлений во многом зависят от проводимых в стране социальных преобразований, связанных с формированием ответственного образа жизни, развитием идей толерантности и нетерпимости к любым актам насилия и агрессивности, утверждением общечеловеческих ценностей, улучшением нравственного климата, повышения правосознания граждан, взаимодействия с общественными объединениями при профилактике экстремизма. 

§ 2. Специально-криминологические меры предупреждения экстремизма 

      Для успешного противодействия экстремизму и его проявлениям необходимо использовать системный подход. Следовательно, рассмотрев некоторые общесоциальные меры по предупреждению экстремизма, будет уместным перейти к рассмотрению вопросов профилактики экстремизма на специально-криминологическом уровне.

      Согласно  общепринятому в криминологии подходу, специально-криминологическое предупреждение преступлений состоит в целенаправленном выделении, устранении, ослаблении, нейтрализации  криминогенных факторов, связанных  с отдельными видами преступного поведения46. В отличие от общесоциального противодействия, такой тип профилактики направлен на устранение и нейтрализацию указанных комплексов специфических причин и условий преступного поведения в процессе специальной деятельности субъектов, для которых предупреждение преступлений является основной (либо одной из основных) функций.

      В данном параграфе будут рассмотрены  некоторые направления противодействия  экстремизму и криминальной экстремистской деятельности.

      Природа экстремистской деятельности такова, что она невозможна без идеологической составляющей, которая находит своё выражение в мотивах такой деятельности. Следовательно, профилактические меры должны быть в первую очередь направлены на предупреждение формирования и распространения экстремистских убеждений и идеологии экстремистской деятельности.

      В своей работе Д.Е. Некрасов предлагает подход, согласно которому любые установки, идеи, убеждения, в том числе экстремистского  характера, существуют в виде совокупности информации и в этом же виде передаются47. Соответственно, профилактическое воздействие должно быть направлено на носителей и потребителей такой информации. Такую деятельность можно условно разделить на группы:

  1. Деятельность по переориентации и нейтрализации имеющихся экстремистских потребностей, интересов и убеждений, основным звеном которой являются мероприятия, проводимые с их непосредственными носителями.
  2. Деятельность по недопущению распространения экстремистских взглядов и идеологии, включающая в себя:

     – мероприятия, направленные на недопущение изготовления и распространения экстремистских материалов (например, разработка и реализация эффективной системы мониторинга за издательской деятельностью граждан и организаций; обеспечение запрета на размещение частных объявлений, рекламных и пропагандирующих плакатов без соблюдения необходимого порядка их размещения и специально отведённых для этого мест, обеспечивающих постоянный надзор за их содержанием со стороны соответствующих органов; уничтожение муниципальными службами любых материалов, размещённых вне установленных пунктов; использование возможностей следственных и оперативно-розыскных мероприятий в целях изъятия экстремистских материалов и средств их изготовления и т.д.);

     – специальные мероприятия контрпропаганды  экстремистских взглядов и идеологии (необходимо формирование отрицательного отношения к экстремистским идеям и материалам, в которых они отражаются, соответствующего общественного мнения; необходимо разъяснять населению опасность воздействия экстремистских материалов и важность недопустимости их распространения; изучение и доведение до граждан используемые в подобных материалах основные приёмы манипуляции сознанием и методов их выявления; специально в подобных целях использовать возможности продуманной социальной рекламы; важная роль в противодействии распространению экстремистских тенденций принадлежит соответствующим обращениям высших органов власти и их представителей, направленных друг к другу и к населению; обнародование основных результатов деятельности в сфере противодействия экстремизму может оказывать эффективное профилактическое воздействие и т.д.);

     – осуществление тщательного контроля за организацией и проведением массовых собраний граждан в целях недопущения  в ходе организуемых мероприятий  экстремистских акций пропагандистского характера;

     – предупредительные мероприятия, проводимые с потенциальными жертвами, которые  обладают склонностью к тому, чтобы  перенять экстремистские убеждения (особое внимание следует обратить на молодёжь, склонную к такому поведению);

     – деятельность по выявлению и привлечению  к ответственности лиц, производящих и распространяющих экстремистские материалы, иным образом осуществляющих призывы к осуществлению экстремистской деятельности.

      Следующим основным направлением противодействия  экстремизму на специально-криминологическом уровне является разрешение конфликтных ситуаций между социальными группами. Такие ситуации создают долгосрочные предпосылки для возникновения экстремистских идей, устранить которые впоследствии достаточно сложно. Для успешного решения этой проблемы реализуется непрерывный мониторинг взаимодействия представителей различных наций, конфессий, иных социальных групп, особенно в том случае, если такое взаимодействие носит напряжённый характер. Необходимо выявлять причины, создающие условия для возникновения конфликтов и подготавливать соответствующие контрмеры. Конфликты, которые не удалось предупредить своевременно, должны решаться на как можно более ранней стадии, чтобы не допустить эскалации.

      Можно выделить следующие методы решения таких конфликтов:

  1. Избегание: игнорирование, отсутствие агрессивной реакции на действия противоположной стороны.
  2. Откладывание: временный отказ от борьбы в надежде на более благоприятные условия разрешения в будущем.
  3. Третейское разбирательство: привлечение третьей независимой стороны.
  4. Переговоры: стороны сами избирают наиболее приемлемую процедуру примирения.

      При любом методе разрешения конфликта  на приоритетной основе должны использоваться консенсуальные технологии (переговоры, компромиссы), только в таком случае возможно реальное соблюдение интересов обеих сторон.

      Учитывая  криминологическую специфику преступлений экстремистского характера, отдельного внимания требует комплекс мер, направленных на противодействие организованным формам экстремистской деятельности. В таком комплексе можно условно выделить следующие направления:

  1. Целенаправленное предупреждение непосредственного возникновения экстремистских группировок и процессов их пополнения.

     В первую очередь это относится  к мероприятиям, проводимым среди подростков и молодых людей, разделяющих либо склонных к тому чтобы разделять такие взгляды. Представляется необходимым осуществление контроля за местами, где собираются и общаются подростки с признаками девиантного поведения, составляющие группу риска для рассматриваемых преступлений; внимание к деятельности организаций, работающих с молодёжью, выбирающих для этого образовательные учреждения и учреждения досуга; выявление и воздействие на контингенты молодых людей, особо уязвимых для отрицательного влияния групповых экстремистских настроений; воздействие на конкретных лиц в целях пресечения и коррекции начавшегося процесса деформации личности, результатом которого может стать экстремистское поведение и т.д.

  1. Непосредственное противодействие деятельности экстремистских организаций.

     В рамках данного направления антиэкстремистской деятельности Федеральный закон  «О противодействии экстремистской деятельности» обеспечивает необходимые  институты и инструменты.

     Во-первых, при наличии достаточных и  предварительно подтверждённых сведений о готовящихся противоправных действиях, содержащих признаки экстремистской деятельности, и при отсутствии оснований для привлечения к уголовной ответственности, органы прокуратуры должны направить руководителю общественного или религиозного объединения либо иной организации, другим соответствующим лицам в письменной форме предостережение о недопустимости осуществления экстремистской деятельности с указанием конкретных оснований его объявления.

Информация о работе Ответственность за преступления экстремистского характера